Антикоррупционная политика Королевства Швеция | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (220) август 2018 г.

Дата публикации: 24.08.2018

Статья просмотрена: 1854 раза

Библиографическое описание:

Шурыгин Ф. Ф. Антикоррупционная политика Королевства Швеция // Молодой ученый. — 2018. — №34. — С. 66-69. — URL https://moluch.ru/archive/220/52431/ (дата обращения: 17.01.2020).



Цель статьи — это поиск путей совершенствования российской антикоррупционной политики на примере опыта Королевства Швеция.

Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Королевстве Швеция.

Автор описывает особенности антикоррупционной политики Королевства Швеция, которая заслуживает внимания российских специалистов.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, Омбудсмен юстиции, взяточничество, воспитание шведского общества.

Исследователи из Гётеборга [1] проанализировали ситуацию в 178 странах мира и пришли к выводу, что во многих регионах именно коррупция является причиной бедности и плохого состояния здоровья населения [2].

Системная стратегия противодействия коррупции в Королевстве Швеция (далее — Швеция) представляет интерес для стран, в которых уровень коррупции в государственных структурах очень высок.

Об успехе Швеции в борьбе с коррупцией свидетельствуют данные Transparency International.

В 2017 году Transparency International опубликован рейтинг, согласно которому Швеция входит в число наименее коррумпированных стран мира (7 место из 180) [3].

Одним из условий достижения экономического успеха в Швеции является целенаправленная борьба со взяточничеством в сфере государственного управления.

Дача и получение взятки в любой цивилизованной стране являются одними из самых тяжких коррупционных преступлений.

По шведскому законодательству взяточничество подразделяется на подкуп в госсекторе и частном секторе. При этом случаи взяточничества и подкупа в госсекторе считаются в Швеции более серьезным преступлением [4].

В Уголовном Кодексе Швеции взяточничеству посвящена глава № 20 [5].

В соответствии с данной главой самое суровое наказание за коррупционное преступление лишение свободы до 6 лет (злоупотребление служебным положением) [6].

Из изложенного выше видно, что санкции за коррупционные преступления в Швеции не отличаются особой суровостью. Данные санкции мягче, чем уголовное законодательство многих влиятельных странах мира. Напрашивается вывод о том, что Уголовный Кодекс Швеции играет важную роль в противодействии коррупции, но далеко не главную.

Основополагающим фактором достижения успеха в противодействии коррупции в системе государственного управления Швеции является воспитание шведского общества. Речь идет главным образом о воспитании детей.

В воспитании главное внимание уделяется формированию устойчивых ценностей в мировоззрении ребенка относительно честности, уважения к взрослым, включая любовь к родителям.

Трудолюбие и честность в получении прибыли и достижении успеха, постоянное стремление к профессиональному росту, бережливость и трезвый расчет, ответственность и инициатива, святость и неприкосновенность частной собственности — таковы основные принципы шведской трудовой этики, которые прививаются в шведском обществе с малых лет. Выполнение долга в рамках профессии рассматривается в Швеции как наивысшая задача нравственной жизни человека.

Людям внушается, что необходимо всегда быть честными во всех отношениях, чтобы всегда соблюдать контракты, платить по своим счетам, полностью избегать взяток, а главное взятки просто не должны присутствовать в нормальном обществе.

Ключевую роль в противодействии коррупции играет общественный контроль за деятельностью шведских чиновников и бизнесменов. Главную роль в осуществлении этого контроля играют СМИ, мгновенно предающие огласке любые случаи коррупции, невзирая на должности и положение в обществе замешанных в них лиц.

«Например, в середине 1999 года в Швеции возник скандал. Министр финансов злоупотребил своим служебным положением. Он вне очереди получил квартиру в престижном районе Стокгольма. Министра заподозрили в даче взятки для того, чтобы ускорить процесс получения жилплощади» [7].

Другой пример. Один из начальников тюремной системы Швеции брал взятки при размещении заказов в ходе проектирования новых тюрем.

Четырем подозреваемым были предъявлены обвинения. Перед судом предстали сотрудники шведской тюремной системы и представители архитектурной и строительной компаний, которых подозревают в совершении коррупционных преступлений. Бывший начальник отдела недвижимости тюремной системы подозревался в получении крупных взяток в связи с проектировкой новых тюремных строений. Это дело считается одним из крупнейших дел о коррупции в Швеции с участием государственных служащих [8].

В Швеции с подозрением относятся к любому коммерсанту, который разбогател за короткий период и к чиновнику, у которого расходы значительно превышают его доходы.

При уличении чиновника в нечестности его вынудят уйти с должности.

Церковь и общественное мнение превратило проявления коррупции в крайне редкое явление [9].

В Швеции наиболее влиятельным антикоррупционным общественным объединением является «Институт против взяток» (далее — Институт). Данный Институт образован в 1923 году.

Перед Институтом поставлена цель формирования в обществе принципов морали и атмосферы нетерпимости к попыткам взяточничества и подкупа.

Институт осуществляет:

– предоставление платных консультаций;

– проведение бесед на тему противодействия коррупции (в виде семинаров и лекций) с представителями деловых кругов;

– издание информационных материалов, посвящённых вопросам борьбы со взяточничеством и иными формами незаконного ведения бизнеса, которые рассчитаны на самый широкий круг читателей.

Антикоррупционные ориентиры, формируемые Институтом, лежат в основе многих уставах организаций в частном и общественном секторе.

Шведские компании работают по принципам Организации экономического сотрудничества и развития [10], а также по тем документам, которые приняты в рамках Организации Объединенных Наций, в том числе по Global Compact (Глобальный договор) [11].

Цель Глобального договора состоит в том, чтобы содействовать формированию «общих ценностей и принципов, которые придадут глобальному рынку человеческое лицо» [12].

Одним из принципов Глобального договора является обязанность деловых кругов бороться со всеми проявлениями коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Шведские компании лидируют в мире по соблюдению этих принципов. И они своим примером показывают, что компании, которые соблюдают эти принципы, также являются конкурентоспособными [13].

Институт специализируется на разъяснениях тонкостей антикоррупционного законодательства, помогая людям провести черту между тем, что является взяткой и тем, что в пределах нормы. При этом деятельность в большей степени сфокусирована на бизнес-сообществе.

Институт пытается изменить восприятие граждан Швеции к мздоимству, воспитывая нетерпимость к коррупции. В Институте действует комиссия по этике, в которую входят эксперты в сфере юриспруденции и финансов.

Комиссия разбирает конкретные случаи и определяет степень соответствия поведения бизнесменов действующему законодательству. Решение комиссии публикуют, чтобы оно служило образцом для граждан, которые решают для себя аналогичные этические проблемы.

Институт тесно сотрудничает с прокуратурой.

В 2003 году антикоррупционное подразделение было сформировано в прокуратуре Швеции, а в 2012 году была создана антикоррупционная полиция.

Шведские граждане охотно передают информацию о коррупции в СМИ.

Правоохранительные органы начинают расследование на основании фактов совершения коррупционных преступлений, изложенных в средствах массовой информации.

Чиновники и бизнесмены Швеции гораздо больше боятся журналистов, чем полицию. Их потери будут гораздо серьёзнее, если их имена «засветятся» в коррупционном скандале на первой полосе издания. Можно потерять репутацию, и это обойдется гораздо дороже, чем штраф государству.

Коррупция в Швеции — это коррупция алчности, а не безысходности. У чиновников Швеции есть всё, что нужно человеку, они могут позволить себе купить все необходимое и даже больше на свою зарплату.

Некоторые чиновники думают, что заслуживают больше, чем имеют. Они ни в чем не нуждаются, но всегда хотят большего.

Алчность является причиной многих бед, которые случаются с чиновниками.

Целесообразно остановиться подробнее на парламентском антикоррупционном контроле.

В состав парламента Швеции входит Омбудсмен юстиции, представляющий собой орган надзора и контроля над деятельностью административных и судебных властей.

Омбудсмен юстиции выступает особым элементом механизма защиты прав человека и гражданина, способствующим восстановлению нарушенных индивидуальных прав, и служит дополнительным средством парламентского контроля над исполнительной властью.

Данный институт был введен в 1809 году [14].

«Омбудсмен юстиции защищает интересы простых людей от нарушений закона чиновниками. Он наделен широкими полномочиями по возбуждению судебного производства против лиц, совершивших противоправные действия при исполнении должностных обязанностей» [15].

Выделим ключевые особенности шведской стратегии противодействия коррупции в системе государственного управления:

– формирование негативного отношения шведского общества к коррупционным преступлениям;

– оперативная и плодотворная работа механизма взаимодействия правоохранительных органов, СМИ и граждан в деле выявления и противодействия коррупционным проявлениям;

– высокий уровень социальной защиты госслужащих (шведские чиновники не чувствуют себя ущемленными в материальном плане);

– выполнение долга в рамках профессии рассматривается в Швеции как наивысшая задача нравственной жизни человека;

– потеря репутации честного служащего и человека является более суровым наказанием, чем уголовно-правовые санкции (страх перед потерей деловой репутации — залог успеха противодействия коррупции в шведском обществе).

В настоящее время Швеция является одним из наиболее развитых в социально-экономическом отношении государств Европы.

Литература:

  1. Гётеборг — город на юго-западе Швеции в лене Вестра-Гёталанд, который является вторым по величине городом Швеции после Стокгольма.
  2. Шведское исследование о коррупции. URL: http://sverigesradio.se/sida/artikel. aspx?programid=2103&artikel=5106856 (дата обращения: 19.08.2018).
  3. Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив. Индекс восприятия коррупции 2017. URL: http://transparency.org.ru (дата обращения: 19.08.2018).
  4. Институт против взяточничества — орган для России? URL: http://www.sweden4rus.nu/rus/publicist/vzjatochnichestvo (дата обращения: 11.07.2018).
  5. Уголовный Кодекс Швеции. URL: http://sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/ ugolovnyj_kodeks_shvecii#2:17 (дата обращения: 08.04.2018).
  6. Уголовный Кодекс Швеции. Глава № 20, часть № 2, статья № 1 URL: http://sweden4rus.nu/rus/info/juridisk/ugolovnyj_kodeks_shvecii#2:17 (дата обращения: 08.04.2018).
  7. Институт против взяточничества — орган для России? URL: http://www.sweden4rus.nu/rus/ publicist/vzjatochnichestvo (дата обращения: 08.04.2018).
  8. Новости зарубежной пенитенциарной системы. URL: http://www.zakonia.ru /news/novosti-zarubezhnoj-penitentsiarnoj-sistemy-52 (дата обращения: 08.04.2018).
  9. Анализ лучших практик международного опыта в сфере борьбы с коррупцией на примере Швеции, Китая, Гонконга и США. URL: http://mes.kg/ru/korupssiya/analiz-borby-s-korrupssii/ (дата обращения: 02.03.2018).
  10. Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
  11. Глобальный Договор Организации Объединенных Наций — инициатива ООН, направленная на поощрение социальной ответственности бизнеса и предоставление отчётов об осуществлении такой политики. Глобальный договор ООН декларирует десять принципов в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.
  12. Глобальный Договор Организации Объединенных Наций. URL: http://csrjournal.com/1498-globalnyjj-dogovor-oon.html (дата обращения: 15.06.2018).
  13. Журавлева, Ж. Министр торговли Швеции: «бюрократии в России больше». Интервью Министра финансов Швеции «Деловому Петербургу». 04.03.2011 г. URL: http://www.dp.ru/a/2011/03/04/Ministr_torgovli_SHvecii/ (дата обращения: 10.03.2018).
  14. Abedin, N. Conceptual and Functional Diversity of the Ombudsman Institution: A Classification, Administration & Society, 43(8), 2011, — 896–929 p.
  15. Wennergren, B. The Rise and Growth of Swedish Institutions for Defending the Citizen against Official Wrongs. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/ 000271626837700101?ck=nck&legid=spann % 3B377 %2F1 %2F 1& patientinform-links=yes (дата обращения: 20.07.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Швеция, шведское общество, омбудсмен юстиции, противодействие коррупции, институт, Глобальный договор, государственное управление, наивысшая задача, служебное положение, Уголовный Кодекс Швеции.


Похожие статьи

Актуальные проблемы международного сотрудничества...

Несомненным достижением является введение в Уголовно-процессуальный кодекс

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от...

Похожие статьи

Актуальные проблемы международного сотрудничества...

Несомненным достижением является введение в Уголовно-процессуальный кодекс

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от...

Задать вопрос