Сотрудничество комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с органами системы профилактики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 7847 раз

Библиографическое описание:

Танкова, Т. А. Сотрудничество комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с органами системы профилактики / Т. А. Танкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2234/ (дата обращения: 17.12.2024).

В рамках современных реалий проблематике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних уделяется достаточно большое внимание, тем не менее, сами эти проблемы не исчерпывают себя и имеют место быть в любом обществе, не зависимо от уровня его развития.  

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации, в нашей стране детство находится под защитой государства и забота о детях и их воспитании является конституционной обязанностью членов семьи, государственных органов власти и управления и общественных объединений [1]. Достижению таких целей призваны способствовать различные государственные и общественные структуры и учреждения.

Особенные, даже исключительные, задачи призваны выполнить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП). Особо примечательно, что впервые появились они именно в России в 1918 году, до этого подобных учреждений не было ни в одной стране мира [5].

Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривает комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в качестве главного субъекта административной юрисдикции применительно к несовершеннолетним. В ч. 1 ст. 23.2 указано: районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 [2].

Дела об административных правонарушениях, отнесенные федеральным законодателем к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, можно разделить на две группы:

- дела об административных правонарушениях, совершенных самими несовершеннолетними;

- дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.

Компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях может устанавливаться не только КоАП РФ, но и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Учитывая координирующую роль среди других органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также возможность применения властно-принудительных методов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются конечной инстанцией в решении многих узловых вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних, выявлением причин и условий безнадзорности и правонарушений в подростковой среде масштабность профилактических мероприятий организационного характера указывает на необходимость жесткой организации системы КДН всех уровней власти [15]. Каждый элемент этой системы имеет задачи и функции, направленные на реализацию возможности эффективно воздействовать на личность несовершеннолетнего, его родителей и других законных представителей, причины и условия, способствующие противоправному поведению несовершеннолетних.

 Учитывая вышесказанное, следует отметить, что немаловажным звеном в  организации указанной деятельности с несовершеннолетними и их семьями является непосредственное взаимодействие с органами системы профилактики. В качестве примера рассмотрим взаимосвязь КДН и ЗП с органами образования. Такое сотрудничество обеспечивает наиболее полный контроль за трудными подростками, неблагополучными семьями,  требующими непосредственного  вмешательства со стороны государства, ведь большую часть времени несовершеннолетние проводят именно в учебных заведениях [10]. В рамках взаимодействия КДН и ЗП с органами образования, составляется совместный план деятельности, ведется внутришкольный учет, сведения о котором регулярно предоставляются в Комиссию. В свою очередь КДН и  ЗП ведет документацию, касающуюся каждого конкретного учебного заведения с пополнением накопительных дел, в которых собирается весь материал  о несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном контроле или учете, проблемных семьях, профилактических мероприятия, проводимых с ними [3]. Кроме того, КДН и ЗП систематически предоставляет отделам образования, а они в свою очередь учебным заведениям методические рекомендации  по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений, алкоголизму и наркомании несовершеннолетних, для наиболее организованной, грамотной деятельности в данной области.

Так государственные образо­вательные учреждения совместно с КДН и ЗП, выявляют и ведут учет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически про­пускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях принимают меры по их воспитанию и обучению ими среднего (полного) общего образования, выявляют и ведут учет семей находящихся в социально-опасном положении, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей [12]. На внутришкольный учет также могут быть поставлены обучающиеся, возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений или воспитательных колоний [13].

Постановка обучающегося на внутришкольный учет осуществляется по совместному представлению заместителя директора по воспита­тельной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социаль­ного педагога) и на основании решения Совета профилактики государственно­го образовательного учреждения [2]. В представлении должны быть обоснованы причины постановки обучающегося на внутришкольный учет, его характеристика.

На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный учет, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка учета обучающегося, копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе. Совместно с КДН и ЗП, специалистами и педагогами государственного образовательного учреждения, с участием сотрудников органов внутренних дел социальной защиты населения, органов опеки и попечительства составляется план индивидуальной профилактической работы с обу­чающимся, который утверждается заместителем дирек­тора по воспитательной (социальной работе), ведется карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося [11].

            Одновременно ведется учет семей, в которых родители (законные представители) не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей, злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками, отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков и т. д.), допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие.

На внутришкольный учет ставятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально-опасном положении и состоящих на учете в государственном обра­зовательном учреждении, а также семьи, состоящие на учете в органах внутренних дел, социальной защиты населения, районной комиссии по делам не­совершеннолетних и защите их прав [7].

Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением  Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя. При необходимости к представлению приобщается информация из органов внутренних дел, социальной защиты населения и попечительства, районной комиссии по делам несовершеннолетних  защи­те их прав.

В представлении должны быть обоснованы причины постановки  на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.

На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка  Классный руководитель, с участием КДН и ЗП, сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства составляют план индивидуальной профилактической работы с семьей [4]. Об исполнении мероприятий учебные заведения сообщают в письменном виде в управление  (отдел) образования ежеквартально и КДН и ЗП с последующим формированием банка данных о вышеперечисленных категориях граждан.

Как считает один из исследователей Иванова А.А. в своей работе «Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений»: «никакие другие структуры не способны заменить собой систему педагогического воздействия на детей, в том числе и в целях ранней, в полном смысле слова педагогической профилактики, и не должны этого делать. Нуждается в организации и развитии новая система ранней профилактики, или система педагогического воздействия, базой которой должна выступать общеобразовательная школа. Вместе с тем, профилактическая деятельность настоящей системы не может быть эффективной без участия специализирующихся в этом направлений работников органов прокуратуры и других государственных, общественных институтов» [9].

Тем не менее, как показывает практика, к этой части работы зачастую педагоги относятся лишь формально и такой способ сотрудничества с КДН и ЗП существует лишь на бумаге. Педагоги, ошибочно считают, что их основной, и чуть ли не единственной задачей и функцией является преподавание уроков,  и если с «трудными» подростками они могут  работать в стенах учебного заведения,  то с неблагополучными семьями  классные руководители в крайне редком случае осуществляют индивидуально – профилактическую деятельность, т.к. это требует дополнительных временных затрат.

Таким образом, именно комплексный подход являет собой полноценную возможность наиболее эффективного решения проблемных моментов по линии несовершеннолетних [16].

Представляется, что в указанной деятельности каждое из звеньев системы профилактики является уникальным по своей сути, не заменимым элементом, обеспечивающим нормальную стабильную работу всего «организма», в лице Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Литература:

1.      Конституции российской Федерации/ Сибирское университетское изд-во: Новосибирск – 2009;

2.      ФЗ РФ № 120 от 24. 06. 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  1. Агеев А.: Районная комиссия по делам несовершеннолетних как орган административной юрисдикции// "Законность", 2006, N 6

4.      Барщевский М.Ю.: Большая юридическая энциклопедия/ Изд.: АСТ Москва, 2008г

5.      Глушаченко С.Б. Организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в РСФСР (1918 – 1920г.г.)/С.Б. Глушаченко, С.К. Жулев, М.В. Сальников // История государства и права – 2004 - №3

  1. Дугенец А.С.,  Масленников, М.Я  О некоторых проблемах создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (постановка проблемы) //Российский следователь – 2005 - №6
  2. Закопырин, В. Н.  Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Дис. к.ю.н.: Сб. науч. тр. -М.:, 2006г

8.      Зубарева О. «Законодательство об обеспечении прав детей» // Российский следователь – 2006 - № 19

9.      Иванова А.А. «Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений»// Нижний Новгород – 2006

10.  Иванова А.А. Педагогический аспект криминологической детерминации // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2006. – № 4.

11.  Kyстoeвa M.B. Проблемы функционирования специальных органов по делам о правонарушениях несовершеннолетних //Правоведение - 1993. - № 3.

12.  Семенихин В. Ф. Концептуальный подход к деятельности нетрадиционных учреждений и структур по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей // Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. науч. тр. -М.: НИИ МВД России, 1993.

13.  Шабаршов А.: В группе риска – несовершеннолетние// Газета МВД РФ «Щит и меч» № 24 (1232), 2010г., стр. 1-2

14.  Профилактика безнадзорности и правонарушений школьников // Вестник классного руководителя, 2009г.- №2.

15.  Молодежная правовая газета МВД России «Опасный возраст» № 9 2008г. Стр. 11

16.  Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 14 (207)

Основные термины (генерируются автоматически): делам несовершеннолетних, административных правонарушениях, внутришкольный учет, правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты населения, органов внутренних дел, системы профилактики, делам несовершеннолетних защи­те, профилактики правонарушений несовершеннолетних, защитой прав несовершеннолетних, органами системы профилактики, правонарушениях несовершеннолетних, учет несовершеннолетних, Иванова А.А, предупреждения правонарушений несовершеннолетних, противоправному поведению несовершеннолетних, Российской Федерации, отношении несовершеннолетних, классного руководителя, заместителя директора.


Похожие статьи

Система и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области в профилактике детской безнадзорности

Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

К вопросу о координирующей роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В статье рассматривается роль муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в г. Красноярске.

Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи

Практическое состояние социальной работы c малообеспеченными многодетными семьями в системе самоуправления граждан

Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного образования детей

Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Похожие статьи

Система и роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области в профилактике детской безнадзорности

Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей

Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

К вопросу о координирующей роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В статье рассматривается роль муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в г. Красноярске.

Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи

Практическое состояние социальной работы c малообеспеченными многодетными семьями в системе самоуправления граждан

Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного образования детей

Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Задать вопрос