Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №33 (219) август 2018 г.

Дата публикации: 20.08.2018

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Берг, Н. А. Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район) / Н. А. Берг, Е. М. Глухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/archive/219/52398/ (дата обращения: 09.12.2024).



Финансовый контроль на данном этапе развития в Российской Федерации играет важнейшую роль в функционировании целостного контрольного мероприятия за расходами страны в целом. Данный вид контроля необходим для качественного и добросовестного использования финансовых средств в организациях, где расходуются государственные финансы. Достигнуть высоких результатов по финансовому контролю необходимо с помощью комплекса мероприятий, направленных на данный контроль.

В качестве примера рассмотрим полномочия Департамента финансов при осуществлении функций внутреннего муниципального финансового контроля и некоторые положения из нормативно-правовых актов, которые были разработаны в Департаменте финансов Администрации муниципального образования Приуральский район.

Итак, руководствуясь пунктом 3 статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях организации финансового контроля был разработан Порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю от 30декабря 2016 года № 931,утвержденного постановлением Администрации муниципального образования Приуральский район, где Департамент финансов Администрации муниципального образования Приуральский район (далее — Департамента финансов) являясь исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования Приуральский район (далее — орган финансового контроля, муниципальный район), осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Порядок определяет правила осуществления Департаментом финансов полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений (далее по тексту — внутренний муниципальный финансовый контроль).

Контрольная деятельность основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.

Контрольная деятельность осуществляется в отношении объектов, указанных в статье 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — объекты контроля).

При осуществлении контрольной деятельности органом финансового контроля проводятся контрольные мероприятия методами проверки (камеральная, выездная, в том числе встречная), ревизии и обследования (далее по тексту — методы контроля), применение которых предусмотрено статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2].

Периодичность проведения контрольных мероприятий должна соответствовать проведению в отношении одного объекта контроля одного контрольного мероприятия не чаще 1 раза в 2 года, за исключением проведения внеплановых контрольных мероприятий.

Должностными лицами органа финансового контроля являются служащие, замещающие должности муниципальной службы муниципального образования в составе Управления финансового контроля, правового и кадрового обеспечения Департамента финансов.

Должностные лица органа финансового контроля обязаны:

– своевременно и в полной мере осуществлять контрольную деятельность;

– соблюдать требования настоящего Порядка, права и законные интересы объектов контроля;

– объективно и достоверно отражать результаты контрольных мероприятий.

Должностные лица объектов контроля имеют право:

– непосредственно присутствовать при проведении контрольных мероприятий;

– получать от органа финансового контроля информацию и документы, представление которых предусмотрено настоящим Порядком;

– знакомиться с результатами контрольных мероприятий и представлять на них разногласия, давать письменные объяснения по фактам выявленных нарушений;

– обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органа финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объекты контроля (должностные лица объектов контроля) обязаны:

– предоставлять должностным лицам органа финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля;

– обеспечить возможность осуществления должностным лицам органа финансового контроля осмотра поставленных товаров, результатов выполненных работ (оказанных услуг) в отношении объекта контроля;

– своевременно и в полном объеме представлять в орган финансового контроля по его запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления органом финансового контроля контрольной деятельности (далее по тексту — запросы органа финансового контроля);

– обеспечить возможность ознакомления должностных лиц органа финансового контроля с информацией, документами и материалами объекта контроля;

– осуществлять организационно-техническое обеспечение контрольных мероприятий (за исключением камеральной проверки) путем предоставления должностным лицам органа финансового контроля для их законной деятельности помещений, услуг связи, оргтехники, транспорта;

– выполнять законные требования должностных лиц органа финансового контроля.

Информация, документы и материалы по запросам органа финансового контроля представляются в сроки, установленные в соответствующем запросе. В случае если сроки не установлены, информация, документы и материалы представляются не позднее 10 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля (должностным лицом объекта контроля).

Контрольная деятельность осуществляется в соответствии с полугодовыми планами проведения контрольных мероприятий.

В плане проведения контрольных мероприятий указываются предмет контрольного мероприятия, объект контроля, проверяемый период, метод контроля, а также период времени (месяц, квартал), в котором планируется проведение контрольного мероприятия.

Контрольные мероприятия проводятся с учетом требований, предусмотренных статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Оформленные по результатам проведения контрольного мероприятия акты (заключения) вручаются для ознакомления должностным лицам объектов контроля или направляются в адрес объектов контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.

При наличии разногласий по результатам контрольного мероприятия (далее по тексту — разногласия), должностное лицо объекта контроля делает об этом отметку в акте (заключении) и в срок 5 рабочих дней направляет их вместе с актом (заключением) в орган финансового контроля.

В случаях выявления, по результатам контрольных мероприятий, нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета, муниципальных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств местного бюджета в ценные бумаги объекта контроля, орган финансового контроля не позднее 20 рабочих дней после дня окончания контрольного мероприятия, направляет объекту контроля представление и (или) предписание, предусмотренные пунктами 2, 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Представление (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке.

В случае неисполнения представления (предписания), органа финансового контроля к лицу, не исполнившему такое представление (предписание), применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Орган финансового контроля ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным, составляет годовой отчет о контрольной деятельности, который подписывается руководителем Департамента финансов (далее по тексту — годовой отчет).

В целях обеспечения доступа к информации о деятельности органа финансового контроля, годовой отчет не позднее 7 рабочих дней со дня его подписания руководителем Департамента финансов размещается на официальном Интернет-сайте Администрации (приуральскийрайон.рф).

Существует в Департаменте финансов также Регламент осуществления контрольной деятельности, который определяет:

– процедуры подготовки, проведения и оформления результатов проверок, ревизий, обследований (далее — контрольные мероприятия);

– порядок принятия решений по результатам контрольных мероприятий;

– порядок информирования о результатах контрольной деятельности;

– компетенцию должностных лиц Департамента, в пределах которой они самостоятельно принимают решения (решают вопросы) в рамках осуществления контрольной деятельности;

– иные вопросы, связанные с осуществлением контрольной деятельности [3].

В Департаменте финансов Администрации муниципального образования Приуральского района ЯНАО количество контрольных мероприятий, проведенных в 2014 году составило 12, в 2015 году -8, объем средств охваченный проверками в 2014 году — 577336 тыс. рублей, в 2015 году — 623394 тыс. рублей.

При этом объем выявленных финансовых нарушений составил в 2014 году — 1874, устраненных — 250, В 2015 году выявленных нарушений 1559, устраненных — 479.

Основными видами нарушений выявленных при проверке бюджетных учреждений Приуральского района являлись:

– нарушение порядка формирования и утверждения муниципального задания, его содержания, полноты и достоверности отчетности;

– нарушение правильности расчета объема субсидии, представленной на выполнение муниципального задания;

– отсутствие соглашений (дополнительных соглашений) на представление субсидии;

– несоответствие, утвержденному порядку, составления (наполнения) ПФХД (плана финансово-хозяйственной деятельности);

– нарушения при формировании цен (тарифов) на платные услуги.

Основные виды нарушений при проверке казенных учреждений:

– не осуществляется регистрация недвижимого имущества, переданного в оперативное управление;

– отсутствуют положения о деятельности управлений или их структурных подразделений;

– численность, утвержденная штатным расписанием, не соответствует утвержденной структуре.

Финансовые нарушения:

– нарушения при начислении оплаты труда (завышение/занижение повышающих коэффициентов; завышения при расчете среднего заработка);

– нарушения по подотчетным суммам (при компенсации проезда в отпуск, при оплате командировочных расходов);

– нарушения при списании ГСМ;

– отсутствие или несоответствие утвержденным требованиям учетной политики.

В течение 2016 года Департаментом финансов осуществлялась деятельность в области муниципального финансового контроля. Контрольные мероприятия осуществлялись в целях определения законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств местного бюджета, а также соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

За 2016 год в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы проведено 21 контрольное мероприятие (из них 8 внеплановых), которыми были охвачены 14 объектов, в том числе 11 бюджетных учреждений, 2 органа местного самоуправления 1 муниципальное унитарное предприятие. По результатам контрольных мероприятий направлено: 6 представлений и 4 предписания Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район, проведено 2 заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об устранении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий.

Деятельность Департамента финансов в области муниципального финансового контроля осуществлялась в соответствии с Порядками, утвержденным постановлением Администрации и на основании Планов контрольной деятельности на 2016 год, утвержденных приказами начальника Департамента финансов.

Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

– «Порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю», утвержден постановлением Администрации муниципального образования Приуральский район от 30.12.2016г. № 931.

– «Порядок осуществления контроля за соблюдением федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органов внутреннего муниципального финансового контроля от 25.03.2016 г. № 236.

– Регламент осуществления контрольной деятельности Департаментом финансов Администрации муниципального образования Приуральский район от 29.12.2016 года № 133 «А».

Все мероприятия, предусмотренные Планом контрольной деятельности, выполнены.

Контрольная деятельность осуществлялась по следующим направлениям:

– в сфере бюджетных правоотношений в отношении средств местного бюджета (проверка правильности (полноты и достоверности) отчетности об исполнении муниципальных заданий; начисления заработной платы, расчетов с подотчетными лицами, осуществление кассовых операций и другое);

– в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд (осуществление контроля, предусмотренного ч. 8 ст. 99 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Объем средств, охваченных проверками, составляет — 405 430 тыс. руб. Выявлено финансовых нарушений на сумму 1 642 тыс. руб., устранено 1 049 тыс. руб., что составляет 64 % от общей суммы нарушений.

Результаты проведенных сектором финансового контроля контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что использование бюджетных средств осуществлялось в большей части правомерно и эффективно.

По результатам проведенных контрольных мероприятий, руководителям проверяемых учреждений направлены 19 актов и 1 заключение, вынесено 6 представлений и 3 предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений.

В целях организации своевременного и полноценного устранения нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий органом внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а так же нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и в целях повышения эффективности осуществления муниципального финансового контроля, постановлением Администрации осуществляла свою деятельность межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов об устранении учреждениями нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий в 2016 году проведено 2 заседания комиссии.

Основные виды нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, выявленные в 2016 году:

– осуществление закупки, не предусмотренной Планом-графиком (ч.11 ст. 21.);

– исполнение обязанности по осуществлению закупок у СМП (ч. 1 ст.30);

– не указание в муниципальном контракте (договоре) качественных характеристик приобретаемых товаров (п.1 ч.1 ст. 33);

– заключение договора без указания цены договора (ч. 2 ст. 34);

– приобретение товаров по цене выше предусмотренной условиями контракта, договора (ч. 2 ст. 34);

– наличие у лиц, ответственных за осуществление закупок, документов, подтверждающих необходимую квалификацию (ч. 6 ст. 38);

– не верное определение способа выбора поставщика (заключение договоров на сумму, превышающую 100 000 и 400 000руб.) (пп 4,5 ч. 1 ст. 93);

– превышение годового объема закупок у единственного поставщика, предусмотренных п.4 ч.1 ст.93 44ФЗ (5 % или 2 000 000 от совокупного годового объема закупок) (пп 4,5 ч. 1 ст. 93);

– проведение экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта (ч. 3 ст. 94);

– изменение первоначальной цены контракта более чем на 10 % (п. 1 ч. 1 ст. 95);

– размещение Плана-графика в ЕИС с нарушением установленного срока (ч. 2 ст. 112).

Иные нарушения нормативно-правовых актов Российской Федерации, муниципальных контрактов и договоров в 2016 году:

Нарушений условий муниципальных контрактов (договоров):

– нарушения сроков оплаты контрактов, договоров

– поставка товаров, работ, услуг после истечения срока действия договора

– не соответствие поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта, не соответствие количества фактически поставленного товара требованиям к объему, установленным договором.

Нарушение Гражданского кодекса РФ (ст. 450):

– не заключение соглашения о расторжении муниципальных контрактов, договоров.

Нарушение приказа Министерства Финансов РФ № 157 Н от 01.12.2010 г.:

– не своевременное отражение в документах бухгалтерского учета поставленных товаров;

– отсутствие аналитического учета медикаментов по наименованиям;

– отсутствие инвентарных номеров на объектах основных средств, приобретенных в проверяемом периоде.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.
  2. Постановление Администрации муниципального образования приуральский район № 931 от 30.12.2016 г. «Об утверждении Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органом муниципального финансового контроля».
  3. Приказ Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район № 133 «А» от 29.12.2016 года «Об утверждении Регламента осуществления контрольной деятельности Департаментом финансов Администрации муниципального образования Приуральский район».
  4. приуральскийрайон.рф — официальный сайт Приуральского района.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, контрольная деятельность, должностное лицо органа, Российская Федерация, внутренний муниципальный финансовый контроль, контрольное мероприятие, мероприятие, муниципальное образование, Приуральский район, контроль.


Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров на примере органа местного самоуправления Джидинского района Республики Бурятия

Актуальность и проблематика систем городского управления (на примере деятельности административно-территориального управления Фрунзенского района г. Владивостока)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере администрации Топчихинского района Алтайского края)

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы)

Оценка качества налогового и бюджетного планирования в субъекте федерации на примере Белгородской области

Анализ рынка и прогноз убыточности ОСГОП (на примере Республики Мордовия)

Похожие статьи

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров на примере органа местного самоуправления Джидинского района Республики Бурятия

Актуальность и проблематика систем городского управления (на примере деятельности административно-территориального управления Фрунзенского района г. Владивостока)

Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере управления образования г.Ижевска)

Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере администрации Топчихинского района Алтайского края)

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы)

Оценка качества налогового и бюджетного планирования в субъекте федерации на примере Белгородской области

Анализ рынка и прогноз убыточности ОСГОП (на примере Республики Мордовия)

Задать вопрос