Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (219) август 2018 г.

Дата публикации: 16.08.2018

Статья просмотрена: 508 раз

Библиографическое описание:

Гончарова, З. С. Повышение познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори (из опыта работы) / З. С. Гончарова, Е. В. Васютина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/219/52336/ (дата обращения: 26.04.2024).



Каждый ребенок приходит в мир, который наполнен разнообразием и изобилием. Чтобы быть полноценным членом современного общества, ребенку приходится разбираться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Для этого ему необходимы знания, которые помогут познакомиться с доступными его пониманию явлениями общественной жизни и трудовой деятельности человека.

Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М. Монтессори — замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя — помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Познавательное развитие детей по праву занимает особое место в содержательном разделе программы дошкольного образования. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает память, внимание, сообразительность.

В связи с этим, задача математического развития имеет в дошкольном учреждении чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.

Актуальность обусловлена следующим рядом причин:

– обилием информации, получаемой ребенком;

– широким использованием компьютеризации;

– желанием сделать процесс обучения более интересным;

– стремлением родителей как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Формирование математических представлений станет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

По мнению педагогов включение в образовательную деятельность дидактических пособий и элементов педагогической системы М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.

Успешному решению задач образовательной программы может способствовать использование дидактического материала М. Монтессори.

Внедрение в образовательную деятельность системы педагогических мероприятий, направленных на формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста к математическому развитию посредством использования методического и дидактического материала М. Монтессори, представлена созданной моделью образовательного пространства, включающей в себя: создание развивающей предметно-пространственной среды; организацию совместной деятельности педагога с детьми (организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, индивидуальная, подгрупповая, групповая); взаимодействие с родителями.

По мнению Марии Монтессори для развития математических способностей («математического духа») необходимо соблюдать два условия, которыми традиционная система обучения пренебрегает. Во-первых, нужно время и возможность самостоятельно углубиться, проработать материал. Во-вторых, необходим последовательный путь от конкретного к абстрактному, так как нельзя требовать от ребенка запомнить то, что он не способен представить [10].

По мнению Е. А. Хилтунен образ выпускника Монтессори-сада — личность любознательная и активная в исследовании окружающего мира, умеющая делать выбор занятия и завершать начатое дело, с привитым навыком самостоятельной познавательной деятельности. Такие дети имеют желание учиться [18].

Исходя из педагогических наблюдений, для успешного осуществления цели педагогами был составлен план работы по повышению познавательной активности дошкольников к математическому развитию на основе использования дидактического материала М. Монтессори и подобраны дидактические игры и материалы.

Для организации работы педагогами была создана модель образовательного пространства, которая включала в себя: создание развивающей предметно-пространственной среды, организацию совместной деятельности педагога с детьми, взаимодействие с родителями.

Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является предметно-пространственная среда. Правильно подготовленная среда помогает ребенку самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым.

Развивающая среда в группе выстроена согласно строго определенной логике. В ней выделены 5 зон: зона практической (реальной) жизни, зона сенсорики, зона математики, зона языка, а также зона космоса.

Математические материалы построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Прослеживается связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества.

Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать удивительные открытия и при этом приобрести точный подход, необходимый в математике, учиться абстрагировать.

На начальном этапе предлагались несложные задания, элементы которых уже знакомы детям.

Упражнения «Контрасты». На начальном этапе работы с материалом, давали ребенку познакомиться с ним, чтобы он получил первое впечатление об исследуемом свойстве, ощутил различие предметов по состоянию этого свойства, если различие проявляется в наибольшей степени, допускаемы данным материалом. Так, например, для первого этапа работы с геометрическими телами мы выбираем три тела, наиболее контрастирующие по форме, — как правило, куб, шар, конус; а с цветными табличками — ящик с шестью табличками трёх чистых цветов спектра: красного, жёлтого и синего.

Знакомство с размерами начинали с предъявления ребёнку двух наиболее контрастных цилиндров блока — чаще всего самого толстого и самого тонкого или самого большого и самого маленького. Для различия и сопоставления пар музыкальных тонов первоначально выбирали три пары звоночков: самого низкого, самого высокого и одного из промежуточных тонов. Работу с серией материалов, предназначенных для знакомства с формой плоских фигур, начинали с обследования формы трёх «основных» фигур — квадрата, круга и треугольника — путём обведения пальцами фигуры-вкладыша и соответствующего ей отверстия, а также сопоставления фигуры с отверстием.

Упражнение «Найди пару» предполагало нахождение пар предметов, одинаковых по состоянию какого-либо свойства — по цвету, вкусу, запаху, звучанию, форме и т. д. Предлагали детям такие упражнения как: «Кто с кем дружит?», «Что не так?», «Что лишнее?»

Упражнения на составление сериационных рядов учат детей упорядочивать предметы по определенному признаку. На первом этапе предлагалось продолжить ряд по образцу, или ориентируясь на один определенный признак (цвет, величину, форму). Усложняя, предлагали такие задания как: достроить ряд, построить его от промежуточного элемента, нарисовать ряд до и после его упорядочивания, найти место пропущенного или лишнего элемента в ряду, вставить в уже построенный ряд промежуточные элементы, преобразовать восходящий ряд в нисходящий и наоборот, найти соответствие между несколькими рядами, составить ряд из парных элементов и т. д. С этой целью проводились игры: «Что изменилось?», «Угадайте, какого не хватает», «Угадайте, где пропущено», «Какой лишний?», «Найди свое место», «Расставь картинки по порядку».

После знакомства с образованием числа, учим детей обозначать полученное число цифрой на материале «Цифры из шершав0й бумаги».

Упражнение с материалом «Цифры из шершавой бумаги», в процессе которого ребенок ощупывает и обводит на гладкой поверхности шершавый контур цифры, позволяет развивать координацию движений пальцев, точность глазомера и последовательность действий.

Для лучшего усвоения образа числовых знаков, каждую цифру внимательно рассматриваем и тщательно анализируем: выделяются её элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру

Для формирования у детей представлений о величине мы отнесли такие материалы как: розовая башня; коричневая лестница; блоки-цилиндры; красные штанги; цветные таблички; цветные цилиндры; шершавые таблички.

Данные материалы используем при обучении детей раскладыванию предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке; умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры. Учим выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте; умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Развивая у детей пространственные представления, широко используем такие виды работы как: игры в кругу; упражнения — лабиринты; математические игры.

В ходе игры происходит закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом).

Формируются навыки ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева); умение обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу

Для формирования временных представлений использовали математические игры, способствующие закреплению знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра). Формируется представления о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; соблюдение правильной последовательности при обозначении дней недели, времен года; умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

Проводились упражнения, которые позволяли детям прочувствовать продолжительность одной минуты. Например, было предложено помолчать одну минуту («Упражнение в тишине»). На этом этапе мы знакомили детей с секундной стрелкой и формировали представления о том, что, когда секундная стрелка пройдет через все цифры один круг, пройдет одна минута.

Таким образом, выполняя определенное задание, дети могли ориентироваться по секундной стрелке в сроках его выполнения. Это повышало самостоятельность детей и наглядно демонстрировало продолжительность одной минуты.

Так как познавательному развитию ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, педагоги использовали разнообразные приёмы работы по дидактическому материалу «Солнечная система».

Главным упражнением было научить детей узнавать планеты Солнечной системы и располагать их на орбитах в правильном порядке по отношению к Солнцу. Работа с этим материалом косвенно стимулировала детей к освоению процесса чтения, упражняла в освоении счета. Начинаем презентацию с коврика темно-синего цвета, с нанесенными линиями для обозначения орбит, имитирующего космическое пространство. Затем обращаем внимание ребенка на шнурки, для определения планетарных орбит, выкладываем на коврике поочередно орбиты, определяя зрительно очередность. Когда все орбиты занимают свое место, в центр кладем Солнечный шар. Проговариваем ребенку «Это Солнце». Точно так же следует поступить с планетами, выкладывая их на свои орбиты. Проговариваем названия планет, например: «Это Меркурий». После того, как все планеты окажутся на своих местах, напротив каждой из них кладем карточку с названиями и порядковый номер. После презентации предлагаем ребенку повторить все этапы самостоятельно. Контроль ошибок осуществляется с помощью контрольной карты.

Постепенно пособие пополняется новыми заданиями и упражнениями. Все представленные материалы усложнялись, выполняя их, дети использовали знания, полученные ранее. Все задания разделены на следующие группы:

Веселый счет — «Впиши пропущенные числа», «Карточки количества», «Летим и считаем», «Пазлы порядковый номер планеты», и т. д.

Пройди лабиринт — «Звездный, Космический, Математический», «Соедини по числам» и т. д.

Форма и величина — «Разложи по размеру», «Чья тень», «Сортируй по размеру и цвету», «Разложи ракеты» и т. д.

Учимся писать — «Впиши пропущенные числа», «Посчитай и напиши», «Рисуем по точкам, по цифрам»

Все задания выполняются как индивидуально, так и всей группой, подгруппой (Приложение 5).

Весьма важным этапом работы с Монтессори-материалами является расширение словарного запаса. В данном случае оно происходило за счёт усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности.

Как известно, часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?» или «Какие?», называется прилагательным и их геометрических фигур. Кубы розовой башни отлично подходят для запоминания степеней сравнения.

Иногда могут быть введены существительные, например названия прилагательных «большой — маленький», их сравнительной степени «больше — меньше», а также превосходной степени — «самый большой — самый маленький».

Бруски коричневой лестницы удобны для знакомства с прилагательными «тонкий — толстый», а красные штанги — с прилагательными «длинный — короткий» и их степенями сравнения. Термины «тёплый — холодный» вводились посредством тепловых бутылочек, а термины «тяжёлый — легкий» — весовых табличек и т. д.

Благодаря целенаправленной слаженной работе произошли позитивные изменения по всем критериям и показателям в уровне развития познавательной активности детей. Увеличилось количество детей с ярко выраженной любознательностью к математическим знаниям. С помощью методического комплекта познакомились с составом числа из единиц и двух меньших, научились моделировать числами, свойствами, отношениями, видеть зависимость между ними с помощью цвета и длины. Они вызвали живой интерес у детей, развили активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом путем решения мыслительных задач.

Литература:

  1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989.- 95с.
  2. Гальперин П. Я. Введение в психологию/ П. Я. Гальперин. — М.: Просвещение, 1976. — 332с.
  3. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников/. — М.: Просвещение, 1992. -175с.
  4. 3вонкин А. К. Малыш и математика, непохожая на математику. Знание и сила/ А. К. Звонкин — М.: МЦНМО, 1985. — с. 41–44.
  5. Корепанова М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»/М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. — М.: Изд-во Дом РАО, Баласс, 2005. — 144с.
  6. Логинова В. И. Формирование у детей дошкольного возраста (3–6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах / В. И. Логинова. — Л.: 1964.
  7. Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду/ В. И. Логинова. — Л.: 1990. — с.24–37.
  8. Метлина Л. С. Математика в детском саду /Л. С. Метлина. — М.: Просвещение, 1984. — с. 11–22, 52–57, 97–110, 165–168.
  9. Монтессори — материал: школа для малышей. Ч.1. — М.: Мастер, 19с.
  10. Монтессори М. Метод научной педагогики применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка: Пер. со 2-го ит. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТОО «Монтессори-Центр». -1993. — 168 с.
  11. Монтессори М. О принципах моей школы // Учительская газета. — 1992.- N 28. — С.4.
  12. Монтессори М. Руководство к моему методу. Пер.с итал. — М.,: Просвещение1916. — С.55.
  13. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников./Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. — С-Пб.: Изд-во Детство-Пресс,1997.
  14. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в детском саду/Е. Н. Панова. — Воронеж: Изд-во ТЦ «Учитель», 2007
  15. Стасова Л. П. Развивающие математические игры-занятия детском саду /Л. П. Стасова. — Воронеж: Изд-во ТЦ «Учитель», 2008.
  16. Упражнения с Монтессори — материалами» под ред. Е.Хилтунен, М.; 1998г.
  17. Фаусек Ю. И. Метод Монтессори в России. — Пг.: Время, 1924. — 82c.
  18. Хилтунен Е. А. «Монтессори –педагогика», М.; 2003.
  19. Хилтунен Е. А. Толкование детства. Книга дневников Монтессори-педагогов. Народная книга. — 2013.- 348с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дидактический материал, упражнение, математическое развитие, материал, ряд, секундная стрелка, условная мера, коричневая лестница, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания

Венгер Л. А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л. А. Венгер.

Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей...

Похожие статьи

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания

Венгер Л. А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л. А. Венгер.

Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей...

Задать вопрос