Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (215) июль 2018 г.

Дата публикации: 18.07.2018

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Шаталова-Давыдова, Д. А. Анализ эффективности бизнес-кейса как метода оценки персонала / Д. А. Шаталова-Давыдова, Р. А. Золотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 29 (215). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/215/52080/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье проанализированы особенности бизнес-кейса как метода оценки персонала. Рассмотрены вопросы развития данного метода в России, его эффективность и причины востребованности у специалистов отделов управления персоналом.

Ключевые слова: оценка персонала, управление персоналом, бизнес-кейс, группы методов.

Эффективность функционирования современной системы управления организацией характеризуется достижением высокой результативности. Важной составляющей в управлении качеством персонала является его оценка.

Множество работ, посвященных проблемам оценивания персонала, было написано, как зарубежными исследователями, так и отечественными. Но несмотря на это, единой системы, описывающей сам процесс оценки персонала, не существует, так как мнения авторов (на содержание процедур, времени проведения и классификацию) расходятся.

М. Н. Берулава определяет оценку персонала как комплекс мероприятий по определению индивидуально-типологических, деловых и профессиональных качеств работника [1]. С. И. Самыгин и Л. Д. Столяренко рассматривают оценку кадров с позиций анализа деятельности, ссылаясь на возможность ее улучшения путем изменения исполнительской деятельности работников и развитием личной карьеры внутри организации [5].

Б. В. Прыкин характеризует оценку персонала как определение уровня потенциала личности работника, формирования его персональных способностей как профессионала, позволяющих нужных жизненных ситуациях реализовать имеющиеся знания и опыт» [4].

Но во всех случаях под оценкой персонала понимается индивидуальная характеристика работника, которая сопоставляется с эффективностью его работы на организацию.

Методы оценки персонала почти во всех организациях можно отнести к эмпирическому подходу. В основном он базируется на сравнении полученных в ходе исследования характеристик сотрудника с характеристиками «эталонного образца».

В учебной литературе принято разделять эмпирические исследования на группы. По мнению В. А. Дятлова, специалисты в области управления персоналом различают качественные, количественные и комбинированные методы оценки персонала. Последняя группа объединяет в себе подходы как количественных, так и качественных методов [3].

Методики, включенные в первую группу основаны на психодиагностике, которая определяет индивидуальные качества опрашиваемого. К таким относят метод «360 градусов», метод групповой дискуссии, метод эталона и др. Вторая же группа методов является объективной и направлена на более глубокое исследование мотивов и знаний сотрудника (система графического профиля работника, коэффициентная оценка уровня деловых качеств работника и др.).

Последняя группа методов — это комбинированные. Они представляют собой совокупность описательных методов с применением количественных аспектов. К ним можно отнести тестирование, метод суммируемых оценок, метод оценочных центров и др.

К комбинированному методу следует отнести набирающий популярность новый формат игрового тестирования — бизнес-кейс. Первыми его разработали и применили на практике специалисты Гарвардской школы бизнеса. Они полагали, что успех будущего работника должен основываться на современных теоретических знаниях, подкрепленных практическим умением найти эффективную стратегию для смоделированной проблемы [2].

В России переход к бизнес-кейсам, как к одному из универсальных методов оценки персонала, начался с 90-х годов. Актуальность и востребованность советских учебников потеряли свою значимость, в то время как новые пособия еще не были разработаны. Благодаря развитию и общей доступности к информационным ресурсам зарубежных компаний, достаточно новая для российских обывателей методика бизнес-кейсов приобретает значительный интерес и обширность.

Широкое распространение метод решения кейсов нашел и в образовании. Его эффективность в технологии обучения отмечают ведущие вузы России, а для работодателей бизнес-кейс является критерием отбора студентов для стажировки.

Такой метод оценивания персонала объективно определяет наличие у работника таких качеств, как логика, стрессоустойчивость, способность кандидата к неординарным подходам к трудностям, насколько он уверен в своих силах и правильности принятого решения. Стандартное собеседование не всегда позволяет полно оценить данные характеристики у кандидата.

Как отмечают Н. Д. Стрекалова и В. Г. Беляков, кейсы позволяют кандидату «окунуться» в проблему и «прожить» с ней некоторое время. Они становятся альтернативными ситуациями, с которыми сотрудник в реальной жизни мог и не сталкиваться, а следовательно, у него отсутствует личный профессиональный опыт в решении подобных проблем. Но данный метод следует рассматривать не как замену, а как дополнение к традиционным методам обучения или оценивания [6].

В статьях, опубликованных с начала 2000-х годов, авторы приводят различные классификации кейсов, которые сохраняют актуальность и на сегодняшний день.

Была выведена классификация бизнес-кейсов, разделяющая их по сложности решения, профессиональной подготовке, структуре организации и множеству других. Формат кейса предусматривается составителем и может быть в любом виде — от печатного до электронного видеоматериала.

Существенные различия наблюдаются и в структурах поставленных задач, исходя из этого выделяют: структурированные — ситуация излагается предельно ясно, точно и коротко; неструктурированные — обычно информации в них содержится достаточно много, но с их помощью можно оценить способность выделять и использовать нужную информацию, скорость мыслительного процесса.

Решение кейсов проходит в несколько этапов: исследование заданной ситуации; сбор и обработка информации, которая необходима для решения проблемы; обсуждение различных вариантов решения проблемы; разработка и представление наилучшего решения. За эти четыре стадии можно определить и проверить знания будущих сотрудников во время собеседования.

Следует отметить, что тенденция приобщения к бизнес-кейсам возросла в последние годы у российских ученых и преподавателей. Данный факт можно объяснить интернационализацией образования, переходом высшей школы на новые образовательные стандарты третьего поколения, которые требуют применения интерактивных форм и методов обучения, использования инновационных технологий.

Таким образом, все современные методы оценивания персонала являются сложными, поэтапными процессами. Но именно комбинированные методы оказываются более приближенными к реальным ситуациям и чаще всего используются на практике современными предприятиями и организациями при приеме на работу, либо при взаимодействии со студентами во время практик и стажировок. Одним из таких является бизнес-кейс, решение которого позволяет получить высокую объективность полученных результатов, определить готовность к выполнению поставленных задач, провести психодиагностику кандидата в поставленных условиях.

Литература:

  1. Берулава М. Н. Психология и педагогика менеджмента. — Бийск: НИЦ, Б и ГПИ, 1995
  2. Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Путеводитель по MBA в России и за рубежом. — Москва: Begin Group, 2004.
  3. Дятлов В. А. Оценка персонала: «Быть или не быть?» и «Как это сказали по-русски»//Управление персоналом, № 21, 2006
  4. Прыткин Б. В., Прыткина Л. В., Эриашвили М. Д., Усман З. А. Общий курс менеджмента. — М.: ЮНИТИ, 1998.
  5. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1977.
  6. Стрекалова Н. Д., Беляков В. Г., Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство. — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): оценка персонала, группа методов, метод оценки персонала, Россия.


Ключевые слова

оценка персонала, Управление персоналом, бизнес-кейс, группы методов

Похожие статьи

Методы оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье рассмотрены методы оценки персонала в сравнении, плюсы и минусы. Оценка результативности труда. Ключевые слова: аттестация, отбор персонала, испытательный срок, оценка персонала, методы оценки персонала, управление персоналом.

Особенности нетрадиционных методов оценки персонала...

Это метод экспериментальной оценки персонала, при котором экспертами выступает группа людей ежедневно работающими с оцениваемым сотрудником.

В настоящее время в Казахстане и России происходит пересмотр подходов к оценке сотрудников.

Понятие оценки персонала и ее роль в управлении персоналом

Методы оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый».

оценка персонала, сотрудник, рабочее место, деловая оценка персонала, система оценки, работник организации, процесс оценки, карьерный рост, занимаемая должность, требование...

Совершенствование системы деловой оценки персонала...

В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по...

Методика определения профессиональных качеств...

В разрабатываемой методике оценки профессиональных качеств инженерно-технических работников используется метод экспертных оценок и метод относительных предпочтений. [1;2;3] Методика определения профессиональных качеств управленческого персонала в...

Оценка эффективности труда управленческого персонала...

оценка персонала, сотрудник, рабочее место, деловая оценка персонала, система оценки, работник организации, процесс оценки

Оценка трудового вклада и эффективности труда работников. Метод оценки эффективности деятельности используют для.

Необходимость проведения деловой оценки персонала как...

деловая оценка персонала, система оценки, сотрудник, оценка, совершенствование системы, система управления, рабочее место, результат оценки, обратная связь, деловая оценка. Методы оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый».

Современные подходы к оценке системы текучести кадров

При изучении методов оценки текучести, необходимо рассмотреть их основные виды и формы, представленные В. Свистунов и М. Тюленева [4, с. 86]

4) естественная текучесть кадров (норма в пределах 3–5 % в год от численности персонала) и повышенную текучесть кадров.

Особенности психологической оценки эффективности работы...

Оценка эффективности труда управленческого персонала : многокритериальный метод оценки . HR-технологии: психодиагностика в работе с персоналом. Ключевые слова: психодиагностика, управление персоналом , работа с персоналом , психологические тесты , подбор персонала...

Похожие статьи

Методы оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье рассмотрены методы оценки персонала в сравнении, плюсы и минусы. Оценка результативности труда. Ключевые слова: аттестация, отбор персонала, испытательный срок, оценка персонала, методы оценки персонала, управление персоналом.

Особенности нетрадиционных методов оценки персонала...

Это метод экспериментальной оценки персонала, при котором экспертами выступает группа людей ежедневно работающими с оцениваемым сотрудником.

В настоящее время в Казахстане и России происходит пересмотр подходов к оценке сотрудников.

Понятие оценки персонала и ее роль в управлении персоналом

Методы оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый».

оценка персонала, сотрудник, рабочее место, деловая оценка персонала, система оценки, работник организации, процесс оценки, карьерный рост, занимаемая должность, требование...

Совершенствование системы деловой оценки персонала...

В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по...

Методика определения профессиональных качеств...

В разрабатываемой методике оценки профессиональных качеств инженерно-технических работников используется метод экспертных оценок и метод относительных предпочтений. [1;2;3] Методика определения профессиональных качеств управленческого персонала в...

Оценка эффективности труда управленческого персонала...

оценка персонала, сотрудник, рабочее место, деловая оценка персонала, система оценки, работник организации, процесс оценки

Оценка трудового вклада и эффективности труда работников. Метод оценки эффективности деятельности используют для.

Необходимость проведения деловой оценки персонала как...

деловая оценка персонала, система оценки, сотрудник, оценка, совершенствование системы, система управления, рабочее место, результат оценки, обратная связь, деловая оценка. Методы оценки персонала | Статья в журнале «Молодой ученый».

Современные подходы к оценке системы текучести кадров

При изучении методов оценки текучести, необходимо рассмотреть их основные виды и формы, представленные В. Свистунов и М. Тюленева [4, с. 86]

4) естественная текучесть кадров (норма в пределах 3–5 % в год от численности персонала) и повышенную текучесть кадров.

Особенности психологической оценки эффективности работы...

Оценка эффективности труда управленческого персонала : многокритериальный метод оценки . HR-технологии: психодиагностика в работе с персоналом. Ключевые слова: психодиагностика, управление персоналом , работа с персоналом , психологические тесты , подбор персонала...

Задать вопрос