Ноосферное образование: практика применения (на примере урока окружающего мира «Вместе мы сила: как живут муравьи») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 26.06.2018

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Лоскутова, И. В. Ноосферное образование: практика применения (на примере урока окружающего мира «Вместе мы сила: как живут муравьи») / И. В. Лоскутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51697/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цель: дать представление о жизни муравейника и коллективных насекомых муравьях; об ответственности человека за состояние природы.

Задачи:

  1. Расширить представление учащихся об экологии.
  2. Создать на уроке атмосферу сотворчества и взаимодействия.
  3. Воспитывать чувство осознания единства с природой, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Ход урока

  1. Гармонизация пространства.

Какое ваше настроение, самочувствие? Как вы думаете, если от человека отделить какую-то его часть, что с ней произойдёт? Часть нельзя отделить от целого, иначе она умрёт или весь организм погибнет. Давайте представим, что мы части единого целого. Нашим единым организмом будет хоровод. В хороводе за руки держимся крепко и помогаем друг другу. Встаньте рядом с теми, с кем вам приятно держаться за руки. (Стихотворение проговорить хором)

Встанем дружно в хоровод,

Руку друга пусть возьмет,

Каждый член большой страны,

Вместе будем я и ты.

  1. Актуализация знаний.

Знаете ли вы насекомых, которые живут большой семьёй, как единый организм?

Я загадаю загадку про героев нашего сегодняшнего занятия:

И под тяжёлой ношей

Спешит на помощь друг -

Тут народ хороший:

В беде не бросят вдруг.

Без работы — хоть убей! -

Жить не может....(муравей).

— Действительно, сегодня на уроке мы узнаем много интересного из жизни муравьёв. Предлагаю надеть шапочку муравья.

  1. Актуализация знаний.

Рассматриваем микропрепараты муравьёв в стеклянном прозрачном параллелепипеде с помощью лупы.

Муравей— символ трудолюбия ислаженной коллективной работы.

Почему так говорят? (работа с пословицами)

– Мал муравей, да горы копает.

– Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасибо ему не молвит; а пчела по искорке носит, да Богу и людям угождает.

– У муравья голова с просяное зернышко, а ума — чувал.

Муравьи — удивительные существа! Люди про них уважительно говорят: «Мал муравей телом, да велик делом».

Каким же делом он велик? Муравьи разносят семена лесных растений, перемешивают, рыхлят и удобряют почву. В медицине активно используется муравьиный яд. Муравьи освобождают лес от гусениц, поедающих листья деревьев. За день обитатели муравейника уничтожают до двадцати тысяч гусениц. Много?!

Но муравей очень силён. Он может таскать тяжести, которые превышают его собственный вес в пятьдесят раз. Представьте, что вы подняли во дворе легковую машину — как бы все ахнули!

Муравьи всё делают дружно и организовано. Каждый муравей знает свои обязанности.

С помощью воображения мы можем попасть в муравейник и рассмотреть жизнь муравейника изнутри.

  1. Презентация новой информации

Устраивайтесь удобно, представьте себя на любимой полянке. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Прислушайтесь, какие звуки на вашей полянке? Представьте, мы сейчас отправляемся в лес. Почувствуйте, как там прохладно, деревья высокие, где-то в верхушках ветвей гуляет ветер. Под высокой сосной стоит горка, да не простая, а живая, вся шевелится. Это муравейник. Посмотрим, что там внутри.

Муравейник — это одна большая семья, все муравьи между собой — сёстры и братья. У входа встречает муравей-охранник, постукивает усиками по твоей голове: «Свой? Проходи». Чужого ни за что не пропустит, у чужого запах другой.

Спускайся по проходу, здесь очень тепло и влажно. Мы встречаем множество муравьёв-строителей, они делают туннели, а строительный материал скрепляют своей слюной. В качестве строительного материала муравьи используют кусочки листьев и коры, кусочки земли, травинки, хвоинки.

Мы спускаемся в самый центр муравейника. Понаблюдайте, как здесь в отдельной камере живёт мать всех муравьёв этого муравейника. Она откладывает яйца. Муравьи-няньки заботятся о них, переносят яйца в соседние камеры и ждут, когда появятся личинки.

В следующей камере работает муравей-уборщик. Это очень важная роль, и работы всегда много. Важно, чтобы во всех камерах и проходах была чистота и порядок.

Когда миссия уборщика исполнена, муравей становится добытчиком. Накормив всех, муравей может стать охранником или воином.

Пойдём за муравьем-добытчиком и посмотрим, куда он отправится за добычей. Вот он ползёт на куст. Там на верхних, нежных листочках много-много маленьких зелёных жучков — это тля. Муравей пощекочет усиками тлю, а она выделит капельку сладкого сока. Эту каплю муравей понесёт в специальную камеру-хранилище. Добытчиков и тлю муравьи-воины охраняют от чужих муравьёв и других врагов. На зиму муравьи забирают свою тлю в муравейник.

Повторение информации. Мысленно пройдёмся по муравейнику ещё раз и вспомним, кого мы там встретили. Нам пора возвращаться. Поблагодарите всех, с кем познакомились сегодня и узнали много интересного. Мы покидаем муравейник. И снова мы на чудесной полянке. Поблагодари свою полянку. Возвращаемся в класс. Пошевелите пальчиками, улыбнитесь.

  1. Закрепление знаний
  1. Обсуждение с движением.

– Каким вам представился муравейник?

– Сколько было входов, кто охранял входы?

– Где была камера матки?

– Какие роли у муравьёв в муравейнике?

  1. Рисование увиденного в муравейнике.

Педагог обращает внимание детей на то, что муравьи — это насекомые, у них 6 ног на груди, брюшко, на голове 2 глаза, 2 усика. Переходы и камеры в муравейнике могут быть и под землёй. Сколько было муравьёв-охранников? Это самые старшие и опытные муравьи. Камера матки в самом удобном месте муравейника. Где были камеры с яйцами, с личинками, с куколками?

  1. Подвижная игра «Работа и сон в муравейнике».

Кажется, что муравьи не спят, а всё время ползают. Просто сон муравья так короток, что за день он успевает поспать много раз по одной минутке.

Раз, два, три, четыре, пять!

Дружно вышли мы играть.

Превратимся в муравьев

И начнем игру сейчас!

Музыка для движения с остановками. Дети двигаются произвольно, на паузе останавливаются, изображая, что муравей спит.

  1. Итог урока

— О каком насекомом говорили на уроке?

— Что нового узнали о муравье?

— Ребята, к вам под стул, каждому, приполз муравьишка, и оставил вам своё пожелание и совет. Прочитайте и подумайте, что хотел сказать вам муравьишка.

— Природа — это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С разрушенного муравейника начинается разрушение природы. Помните всегда об этом и берегите природу!

Основные термины (генерируются автоматически): муравей, муравейник, актуализация знаний, единый организм, жизнь муравейника, камера, камера матки, строительный материал.


Похожие статьи

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики в 7 классе по теме «Файл. Файловая система»

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики по теме «Системы счисления»

Концепция «Бережливое производство: система 5S» как метод снижения травматизма в организации

Конспект ООД «Познавательное развитие»: раздел «Ознакомление с миром природы» в старшей группе «Про мёд»

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Рабочие листы как способ организации урока литературы (на примере изучения романа «Обломов»)

Заимствованная терминология в речи групповой языковой личности студента высшей школы ТПУ (на примере конференций ТПУ «ЭТО и КАЯК»)

Культура художественной симуляции (на примере фильма Э.Никола «Симона»)

Методическая разработка экологической игры по теме «Как я знаю природу»

Трудовая иммиграция и экономический рост: проблемы и следствия асинхронности динамики (на примере Европейского Союза)

Похожие статьи

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики в 7 классе по теме «Файл. Файловая система»

Применение технологии смешанного обучения в модели «перевернутый класс» на уроке информатики по теме «Системы счисления»

Концепция «Бережливое производство: система 5S» как метод снижения травматизма в организации

Конспект ООД «Познавательное развитие»: раздел «Ознакомление с миром природы» в старшей группе «Про мёд»

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Рабочие листы как способ организации урока литературы (на примере изучения романа «Обломов»)

Заимствованная терминология в речи групповой языковой личности студента высшей школы ТПУ (на примере конференций ТПУ «ЭТО и КАЯК»)

Культура художественной симуляции (на примере фильма Э.Никола «Симона»)

Методическая разработка экологической игры по теме «Как я знаю природу»

Трудовая иммиграция и экономический рост: проблемы и следствия асинхронности динамики (на примере Европейского Союза)

Задать вопрос