Перегружатель асфальтобетонной смеси как способ устранения сегрегации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 2032 раза

Библиографическое описание:

Семейшева, И. В. Перегружатель асфальтобетонной смеси как способ устранения сегрегации / И. В. Семейшева, А. А. Лыткин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51114/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрено явление сегрегации, оказывающее неблагоприятное воздействие на качество покрытия. В результате экспериментальных исследований был найден эффективный способ устранения сегрегации, как фракционной, так и температурной — метод беспрерывного устройства асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей.

Ключевые слова: асфальтобетонное покрытие, капитальный ремонт, перегружатель, асфальтобетонная смесь, сегрегация, качество покрытия, гранулометрический состав.

Постановлением от 30 мая 2017 года № 658 межремонтные сроки эксплуатации автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия увеличены до 12 лет, по капитальному ремонту до 24 лет. Переход на новые межремонтные сроки будет осуществляться постепенно по мере проведения работ по усилению конструкций дорожных одежд в рамках реконструкции и капитального ремонта. Установлены новые нормативы финансовых затрат и утверждены Правила расчёта размера ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения. Это позволит обеспечить поэтапное решение задачи приведения в нормативное состояние сети автомобильных дорог по требуемой нагрузке при соблюдении увеличенных межремонтных сроков [1].

Одним из способов повышения межремонтных сроков является устранение сегрегации. Сегрегация — изменение гранулометрического состава минеральных материалов или температуры в первоначально однородной асфальтобетонной смеси из-за отдельных перемещений частиц крупного и мелкого заполнителя в процессе работы со смесью [2].

В процессе производства и укладки асфальтобетонной смеси, загрузке автосамосвалов, транспортировании и выгрузке в асфальтоукладчик происходит перераспределение фракций в объеме — фракционная сегрегация, которая приводит к появлению сегрегационных пятен (неоднородность по структуре асфальтобетонного покрытия) и в дальнейшем ведет к преждевременному локальному разрушению покрытия.

При появлении сегрегации в смеси происходит концентрация крупнозернистых фракций на одних участках покрытия, в то время как другие включают концентрацию мелкозернистых (создание неоднородной смеси по гранулометрическому составу).

Иное явление оказывающее неблагоприятное воздействие на качество покрытия — температурная сегрегация, возникающая при транспортировании асфальтобетонной смеси и выгрузке в бункер укладчика. Факторы, влияющие на величину разницы температур:

– температура смеси при загрузке автосамосвала;

– температура окружающего воздуха;

– размер кузова по отношению к количеству перевозимой смеси;

– дальность и скорость перевозки (время транспортирования);

– остывание в кузове асфальтобетонной смеси;

– время ожидания перед выгрузкой смеси в бункер укладчика.

Методика беспрерывного устройства асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей возникла сравнительно недавно (примерно 30 лет назад в США). При производстве перегружателя конструкторы задались целью обеспечить высокую скорость укладки, уменьшить остановки асфальтоукладчика и исключить контакт с ним автосамосвала.

В штатах США расписаны требования по качественным показателям асфальтобетонной смеси, за превышение которых подрядчикам платят дополнительные деньги, за их снижение — взыскивают штрафы. За существенные снижения — удерживают сумму от контракта, которая идет на переделку покрытия и работы по исправлению дефектов. Также в 27 штатах запрещена укладка асфальтобетонной смеси без применения перегружателя, в некоторых штатах утвердили обязательное использование перегружателей асфальтобетонной смеси на определенных объектах. В других даже подробно описали технические характеристики используемых машин, так как не все перегружатели способны обеспечить необходимые показатели.

В 2005 году в Испании были испытаны перегружатели Roadtec Shuttle Buggy, доказавшие свою эффективность для устранения сегрегации, а также усталостные испытания, которые свидетельствуют о влиянии сегрегации на долговечность покрытия.

После проведения исследований Министерство Транспорта приняло решение об обязательном применении перегружателей при работе на объектах с площадью укладки более 70000 м2.

Также в борьбе с сегрегацией в странах Европы далеко продвинулась Швеция. Они ввели понятие — «фактор риска», который является отношением площади свежеуложенного покрытия низкой температурой относительно общей площади укладки. Транспортной администрацией была введена система бонусов и штрафов, привязанных к этому фактору.

В 2002 года в России были проведены работы, связанные с оценкой влияния сегрегации на долговечность и качество покрытия. Было проведено исследование температуры свежеуложенного слоя с применением специальных видеокамер.

В 2013 году при строительстве автомобильной дороги А-1414 Брянск-Смоленск был выполнен анализ использования в составе отряда машин перегружателя асфальтобетонной смеси.

В таблице приведены результаты измерения температуры асфальтобетонной смеси в кузове автосамосвала, которые подтверждают, что смесь подвержена сегрегации даже при малом транспортном расстоянии (15 км).

При традиционной укладке асфальтобетонной смеси разница температур в среднем достигает 22С, при использовании перегружателя средняя величина сокращается до 2С.

Подобные результаты получились при температурном контроле укладываемого покрытия в рамках той же программы исследований:

Трасса

Км

Температура вкузове автосамосвала

Разница температур на покрытии, устроенном сперегружателем

А-181 «Скандинавия»

110+000–128+000

95С

не более 6С

М-10 «Россия»

530+000–570+000

83С

не более 3С

А-114 Вологда — Новая Ладога

530+000–570+000

98С

не более 2С

На данный момент структурными подразделениями центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлением автомобильных дорог, управлением автомобильных магистралей, межрегиональным дирекцией по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органом управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации был рекомендован к применению с 06.08.2009 ОДМ 218.5.002–2009 «Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси» (ОДМ 218.5.002–2009) [3].

Применение перегружателей позволяет:

– увеличить производительность по укладке дорожного покрытия, так как исключается время на разгрузку из автосамосвала в бункер укладчика, перегружатель может выгружать смесь без остановки асфальтоукладчика;

– снизить стоимость транспортирования материала, так как количество автосамосвалов снижается на 25 % в связи с тем, что исключается «узкое место» — ожидание грузовика возле асфальтоукладчика, так же более эффективно используются более крупные машины.

– устранить эффект сегрегации;

– температура асфальтобетонного покрытия более стабильная, чем температура, без применения перегружателя, что значительно повышает качество дорожной одежды.

– можно добиться стабилизации температур смеси в покрытии;

Так же технология существенно увеличивает межремонтный срок службы, что влечет за собой экономический эффект.

Литература:

  1. Постановление Правительства от 30 мая 2017 года № 658. Об актуализации нормативов денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения.
  2. ОДМ 218.3.016–2011.
  3. ОДМ 218.5.002–2009.
  4. Технический документ Т-134 «Температурная сегрегация как причина разрушения асфальтового покрытия»
  5. Технический документ Т-117 «Сегрегация. Причины и средства устранения»
Основные термины (генерируются автоматически): асфальтобетонное покрытие, смесь, капитальный ремонт, качество покрытия, бункер укладчика, гранулометрический состав, перегружатель, федеральное значение, беспрерывное устройство, оказывающее неблагоприятное воздействие.


Ключевые слова

капитальный ремонт, асфальтобетонное покрытие, асфальтобетонная смесь, перегружатель, сегрегация, качество покрытия, гранулометрический состав

Похожие статьи

Повышение качества асфальтобетонной смеси путем включения в ее состав стеклянных макроволокон

В статье авторы проводят эксперимент по введению макроволокон в состав асфальтобетонной смеси с целью повышения эксплуатационных характеристик.

Способы повышения износостойкости слоя дорожного полотна

В статье изложены причины и характер появления износа верхних слоев дорожного полотна на мостовых переходах. Раскрыто понятие «дорожная одежда», а также освещены основные составы для нанесения асфальтобетонных смесей на мостовые переходы. Сделан выво...

Применение щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси при строительстве покрытий в Алтайском крае

В статье кратко рассматривается проблема повышения эффективности и качества дорожных покрытий, а так же актуальность проблемы обеспечения высоких эксплуатационных характеристик покрытия, которая подтолкнула учёных к разработке и внедрению современных...

Исследование пластичности дорожных асфальтобетонов

В статье приведена методика испытаний асфальтобетонных образцов на сжатие при различных температурах и напряжениях. Получены экспериментальные зависимости деформации от напряжений, которые могут быть применены для математического моделирования модуля...

Напряженно-деформированное состояние трубобетонной колонны в зависимости от способа приложения нагрузки

Рассмотрены разные способы приложения нагрузки на трубобетонные колонны: на все сечение целиком и на бетонное ядро. Выполнен обзор литературы по данному вопросу, а также выполнен расчет на основе конечно-элементной модели в Ansys Workbench. Сделан вы...

Обеспечение однородности перемешивания бетонных смесей для дорожных и аэродромных покрытий

В данной статье приведен обзор существующих методов и технологий, направленных на обеспечение однородности перемешивания бетонных смесей для дорожных и аэродромных покрытий. А также рассмотрены факторы, влияющие на однородность смесей, методы их оцен...

Качество поверхности монолитных конструкций в летний и зимний периоды бетонирования

В статье выполнен анализ качества поверхности монолитных конструкций, бетонируемых в зимнее время, в контексте технологии зимних бетонных работ. Проанализированы соответствия требованиям нормативных документов и рассмотрены в этом контексте технологи...

Конструктивно-технические решения по ремонту бетонных облицовок длительно работающих каналов

В статье рассматривается проблема ремонта бетонных облицовок длительно работающих каналов. Приведены и кратко проанализированы существующие способы ремонта, выявлены основные их недостатки, рассмотрена необходимость проведения ремонта поврежденных уч...

Совершенствование организации перевозки асфальтобетонной и цементобетонной смесей на объекты дорожного строительства

В данной работе были рассмотрены вопросы совершенствования организации перевозки асфальтобетонной и цементобетонной смесей на объекты дорожного строительства. Построен и проанализирован характеристический график производительности автомобиля-самосвал...

Анализ расчета кирпичной кладки, усиленной железобетонной обоймой, при местном сжатии под опорами балок

В данной статье рассматривается расчет несущей способности неармированной кирпичной кладки, усиленной железобетонной обоймой, при приложении местной сжимающей нагрузки под опорами балок. Анализируется напряженное состояние кладки и бетона обоймы с по...

Похожие статьи

Повышение качества асфальтобетонной смеси путем включения в ее состав стеклянных макроволокон

В статье авторы проводят эксперимент по введению макроволокон в состав асфальтобетонной смеси с целью повышения эксплуатационных характеристик.

Способы повышения износостойкости слоя дорожного полотна

В статье изложены причины и характер появления износа верхних слоев дорожного полотна на мостовых переходах. Раскрыто понятие «дорожная одежда», а также освещены основные составы для нанесения асфальтобетонных смесей на мостовые переходы. Сделан выво...

Применение щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси при строительстве покрытий в Алтайском крае

В статье кратко рассматривается проблема повышения эффективности и качества дорожных покрытий, а так же актуальность проблемы обеспечения высоких эксплуатационных характеристик покрытия, которая подтолкнула учёных к разработке и внедрению современных...

Исследование пластичности дорожных асфальтобетонов

В статье приведена методика испытаний асфальтобетонных образцов на сжатие при различных температурах и напряжениях. Получены экспериментальные зависимости деформации от напряжений, которые могут быть применены для математического моделирования модуля...

Напряженно-деформированное состояние трубобетонной колонны в зависимости от способа приложения нагрузки

Рассмотрены разные способы приложения нагрузки на трубобетонные колонны: на все сечение целиком и на бетонное ядро. Выполнен обзор литературы по данному вопросу, а также выполнен расчет на основе конечно-элементной модели в Ansys Workbench. Сделан вы...

Обеспечение однородности перемешивания бетонных смесей для дорожных и аэродромных покрытий

В данной статье приведен обзор существующих методов и технологий, направленных на обеспечение однородности перемешивания бетонных смесей для дорожных и аэродромных покрытий. А также рассмотрены факторы, влияющие на однородность смесей, методы их оцен...

Качество поверхности монолитных конструкций в летний и зимний периоды бетонирования

В статье выполнен анализ качества поверхности монолитных конструкций, бетонируемых в зимнее время, в контексте технологии зимних бетонных работ. Проанализированы соответствия требованиям нормативных документов и рассмотрены в этом контексте технологи...

Конструктивно-технические решения по ремонту бетонных облицовок длительно работающих каналов

В статье рассматривается проблема ремонта бетонных облицовок длительно работающих каналов. Приведены и кратко проанализированы существующие способы ремонта, выявлены основные их недостатки, рассмотрена необходимость проведения ремонта поврежденных уч...

Совершенствование организации перевозки асфальтобетонной и цементобетонной смесей на объекты дорожного строительства

В данной работе были рассмотрены вопросы совершенствования организации перевозки асфальтобетонной и цементобетонной смесей на объекты дорожного строительства. Построен и проанализирован характеристический график производительности автомобиля-самосвал...

Анализ расчета кирпичной кладки, усиленной железобетонной обоймой, при местном сжатии под опорами балок

В данной статье рассматривается расчет несущей способности неармированной кирпичной кладки, усиленной железобетонной обоймой, при приложении местной сжимающей нагрузки под опорами балок. Анализируется напряженное состояние кладки и бетона обоймы с по...

Задать вопрос