Приведены сведения по укладке асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком. Даны зависимости по расчету основных параметров асфальтоукладчика.
Ключевые слова: асфальтоукладчик, рабочий орган, асфальтобетонная смесь, производительность
Асфальтоукладчики предназначены для приема асфальтобетонной смеси из транспортных средств, распределения по дорожному основанию и предварительного уплотнения. Смесь нужно не только распределить слоем заданной толщины, но обязательно выдержать поперечный и продольный профили дорожного покрытия.
Устройство асфальтоукладчика. Самоходный гусеничный асфальтоукладчик состоит из ходового оборудования и рабочего органа. Гусеничное оборудование обеспечивает передвижение машины, прием и распределение асфальтобетонной смеси. Рабочий орган представляет собой группу уплотняющих и выглаживающих механизмов. Работает асфальтоукладчик следующим образом (рисунок 1). Асфальтобетонная смесь из кузова автосамосвала 1, перемещаемого во время выгрузки толкающим усилием роликов 2 укладчика, выгружается в приемный бункер 3. Из бункера смесь через регулируемое разгрузочное отверстие 5 у дна бункера подается скребковыми питателями 4 на дорожное полотно. Количество поступающей из бункера смеси регулируется положением заслонки 11, устанавливаемой на различной высоте регулировочными винтами 10. [1]
Рис. 1. Технологическая схема асфальтоукладчика
Смесь на дорожном полотне распределяется по всей ширине винтовыми конвейерами 6, уплотняется и выравнивается трамбующим брусом 7 и выглаживающей плитой 8. Для получения заданного поперечного профиля (плоского горизонтального, одно- или двухскатного) выглаживающая плита по длине разделена на две части, соединенные внизу шарниром, а сверху — винтовой стяжкой. Толщину укладываемого слоя смеси по всей ширине регулируют, поднимая или опуская края выглаживающей плиты с помощью винтов регулятора толщины 9. [2]
Для изменения ширины укладываемой полосы предусмотрены уширители распределительных шнеков, трамбующего бруса и выглаживающей плиты [2].
Асфальтоукладчики оборудованы системой автоматического регулирования, которая обеспечивает контроль и регулирование продольного профиля и поперечного уклона поверхности укладываемого покрытия. Ровность покрытия создается с помощью металлического троса или бордюра, а также поверхности основания или покрытия соседней полосы [2].
Питатели подают асфальтобетонную смесь к двум распределительным шнекам.
На рисунке 2 приведена схема для расчета основных параметров асфальтоукладчика
Рис. 2. Схема для расчета основных параметров асфальтоукладчика
Асфальтобетонная смесь, которая должна загружаться в приемный бункер:
(1)
Геометрическая емкость приемного бункера:
(2)
Рабочая скорость передвижения асфальтоукладчика при непрерывном движении машины, м/мин:
(3)
Подача асфальтобетонной смеси к распределительным шнекам осуществляются при помощи двух скребковых питателей, производительность каждого из которых должна быть равна производительности скребкового питателя [4]:
Пш = 0,75Па(4)
Тяговый расчет. Общее сопротивление движения асфальтоукладчика, складывается из следующих показателей: сопротивления перемещению ходовой части укладчика и призмы смеси груженого автосамосвала, сопротивления сил трения рабочих органов по укладываемой смеси и сопротивления от сил инерции автосамосвала и укладчика при движении после их остановок. [3]
Сопротивление перемещению ходовой части как тележки W1, Н [3]:
(5)
Сопротивление от перемещения призмы смеси, укладываемой уплотняющим брусом W2, Н [3]:
(6)
(7)
Сопротивление перемещению при толкании груженого автосамосвала W3, Н [3]:
(8)
Сопротивление сил трения рабочих органов по поверхности укладываемой смеси W4, Н [3]:
(9)
Сопротивление от сил инерции груженого автосамосвала и асфальтоукладчика при возобновлении движения после вынужденных остановок W5, Н [3]:
(10)
Общее сопротивление, возникающее при передвижении асфальтоукладчика, равно [3]:
(11)
Заключение. Для обеспечения нормальной работы асфальтоукладчика без пробуксовки необходимо, чтобы тяговое усилие по сцеплению было достаточным для преодоления всех сопротивлений, возникающих при работе машины [4]:
,
где сц — коэффициент сцепления движителя асфальтоукладчика для щебеночного (меньшее значение) или асфальтового основания. [4]
Литература:
- Р. Т. Емельянов, А. П. Прокопьев, А. С. Климов, Д. И. Сорокин Моделирование систем управления машин дорожно-строительного комплекса. // Вестник СибГАУ. 2009. − Выпуск 3 (24). — С. 124−128.
- Р. Т. Емельянов, А. П. Прокопьев, А. С. КлимовИсследование процесса уплотнения асфальтобетонной смеси по ширине укладки. // Строительные и дорожные машины. — М.: Издательство технической литературы «СДМ-Пресс», 2009. – № 7 — С. 12−16.
- Р. Т. Емельянов, А. П. Прокопьев, А. С. Климов Моделирование рабочего процесса гидропривода с дроссельным регулированием / // Строительные и дорожные машины. — М.: Издательство технической литературы «СДМ-Пресс», 2009. — № 11. — С. 15–18.
- Емельянов Р. Т. Системы автоматизированного управления асфальтоукладчиком // Р. Т. Емельянов, В. Л. Сабинин. Проблемы архитектуры и строительства: Сб. материалов XXII региональной научно-технической конференции / КрасГАСА – Красноярск, 2004. – 240–241 с.