Геоинформационное образование при подготовке специалистов различных сфер деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 21.05.2018

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Оракбаева А. Б. Геоинформационное образование при подготовке специалистов различных сфер деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 399-405. — URL https://moluch.ru/archive/206/50472/ (дата обращения: 19.06.2019).



Статья является заключением теоретического исследования изучения новейших геоинформационных технологий в профессиональной подготовке специалистов. Цель данной статьи — это провести мониторинг настоящей ситуации в сфере геоинформационного образования (ГИС-образования) в Республике Казахстан; выявить трудности, появляющиеся в этой сфере и предъявить способы их урегулирования на основе мирового опыта.

Сегодня геоинформационные системы (ГИС) являются ресурсом для формирования общественно полезных и экономически конструктивный решений, которые откликаются на вызовы современной жизни в интересах всего сообщества.

Потребность в использовании ГИС при урегулировании разноплановых задач служит источником спроса на профессионалов в сфере геоинформационных технологий (ГИС-технологий). Обучение ГИС-технологиям, разработка учебных и обучающих ГИС, профессионалов во всевозможных областях народного хозяйства представляется сегодня наиважнейший направлением. Можно сказать, что тема данной статьи является актуальной.

Ключевые слова: геоинформационные системы, геоинформационное образование, высококвалифицированный специалист, картографическая грамотность, картографическое мировоззрение

Применение ГИС-технологий ограничено лишь фантазией того, кто их применяет

Джек Данджермонд, Генеральный директор ESRI-американская компания, производитель геоинформационных систем

Знание — сила. Сегодня чем больший объем информации находится у нас, тем легче становится принять необходимые решения и осуществить результативные действия. Огромная часть информации, с которой имеет дело человек, является пространственной или географической. Но мало просто собрать информацию, требуется инструмент, который обеспечит ее полноценное применение. Подобным многофункциональным инструментом и является ГИС-технология. Все это обуславливает неизбежность введения ГИС-технологий в обучение, профессиональной подготовке специалистов и определяет актуальность темы данного исследования [1].

Улучшение качества образования является предметом особенного внимания не только для Казахстана, но и для всего мира. Это не просто один из методов реагирования общества на нынешнее социальное положение, но также и способ изменения данной ситуации, влияния на нее не только в настоящем, но и в будущем [2].

Способность работать с картами, получать по ним необходимые данные становится важным элементом массовой картографической грамотности и культуры, который развивает личность [3].

ГИС-технологии представляют современные результативные подходы к изучению и урегулированию территориальных проблем. Они приобретают все большую общепризнанность и официальное признание в Казахстане. Цифровая пространственная информация играет важную роль в задачах социально-экономического, политического развития и управления природным, производственным и трудовым потенциалом в национальных интересах.

Геоинформационные технологии с огромным успехом используются в многочисленных отраслях, некоторые из них продемонстрированы на рисунке 1.

Картинки по запросу гис помогает решат проблемы реального мира

Рис. 1. Сферы применения геоинформационных технологий

На современном этапе эволюции ГИС их заманчивые возможности нужны как специалистам разного профиля, так и огромным массам рядовых людей. Сегодня картографическая грамотность не является прерогативой научного сотрудника, она стала необходимой любому человеку в повседневности: дипломату, туристу, менеджеру и инженеру, космонавту и водителю личного транспорта, в конечном итоге, картографическая грамотность нужна современному человеку не менее чем компьютерная [3]. В целом ограничений использования геоинформационных технологий нет, и они могут быть использованы для исследования и оптимизации в разнообразных сферах.

По прогнозам в недалеком будущем ГИС будут такой же неразрывной частью рабочего места специалиста наряду с текстовыми, графическими редакторами и электронными таблицами, базами данных.

Специалист в сфере геоинформационных систем обязан знать источники пространственных данных и обладать навыками, верно отбирать материал для работы, опираясь прежде всего, на задачи проекта.

Перечислим значимые умения, представляющие собой ценную часть картографической грамотности будущих профессионалов:

– усовершенствование географического, пространственного мышления;

– становление мыслительных, творческих умений для картографического моделирования и постижение образнографического языка карты;

– выработка своеобразного, «картографического» миропонимания;

– умение урегулировать мировоззренческие проблемы, исследовательские и творческие задачи в отрасли картографии;

– выработка умения разумной организации труда и исследовательской активности по картографии [2].

На интернациональном уровне каждый год ГИС и связанная геопространственная экономия исчисляются более чем в двести пятьдесят миллиардов долларов. Геопространственная секция расценивается Министерством труда США как одна из технологических сфер, где будет образовано наибольшее число новых рабочих мест в ближайшем будущем [4].

В последнее время в Казахстане прослеживается стабильное возрастание надобности рынка вакансий в профессионалах, которые владеют умениями работы с ГИС. Прежде всего, это связано с введением автоматизированных технологий обработки информации во все отрасли производственной, исследовательской работы по разнообразным направлениям [5]. Однако сейчас имеется несоответствие между масштабом задач по овладению и эксплуатации ГИС-технологий и имеющейся степенью развития профессионального геоинформационного образования в Казахстане.

Сохраняется проблемным техническое и программное обеспечение из-за их стоимостной недоступности. Нет в наличии достойных учебных материалов по геоинформатике, которые бы принимали во внимание суть подготовки по разным специальностям. Потребность применения ГИС-технологий в системе казахстанского географического образования бесспорна. Надлежит рациональная стандартизация всей активности в сфере ГИС-образования: от ввода технологий в школьное географическое обучение до подготовки преподавательского состава в ВУЗах [6].

Мониторинг обстановки имеющегося опыта применения ГИС-технологий в образовании выявил нехватку теоретических и методических разработок в сфере применения ГИС-технологий как орудия для урегулирования прикладных задач.

Имеется кадровая трудность — квалифицированных работников, специализирующихся на работе с ГИС в Казахстане, безусловно мало.

Эти вышеперечисленные проблемы создают сложности ГИС-образования, которые сдерживают его прогресс. Такое положение дел нельзя назвать нормальным и соответствующим нынешнему уровню и важности ГИС-технологий.

Детальная информация по проблемам, приостанавливающих прогресс ГИС-образования в Казахстане и по возможностям, благоприятствующих его эволюции представлена в таблице 1.

Таблица 1

Проблемы, приостанавливающие прогресс геоинформационного образования ивозможности, благоприятствующие его эволюции вКазахстане

Проблемы, приостанавливающие прогресс геоинформационного образования

Возможности, благоприятствующие эволюции геоинформационного образования

1

Нет согласованных работ в сфере развития геоинформатики на республиканском уровне, которые принимали во внимание потребности всех организаций и персон, занимающихся созданием, сбором, продвижением и эксплуатацией цифровых геоданных, ограничивает поток инвестиций в ГИС-образование, не дает возможности достигнуть должного уровня информационного обеспечения всяческих учебно-образовательных задач в сфере ГИС.

Современная республиканская политика в сфере информатизации определила ГИС в число наиважнейших информационных технологий, создавая этим, республиканское содействие эволюции геоинформатики в стране во всех подразделениях государственного, общественного и предпринимательского сегмента и стимулируя открытый обмен геопространственными данными в многообразных отраслях управления, науки и образования.

2

Неодинаковая степень, потребности, возможности и технологическая политика продвижения ГИС-технологий в отраслевых министерствах и ведомствах служит источником для создания отраслевых запросов к подготовке специалистов. Это в свою очередь препятствует формированию, стандартизации целостной ключевой системы непрекращающегося и профессионального ГИС-образования.

Современная региональная политика, которая основывается на объединенном подходе к учету, оценке и заведованию природопользованием, производственными возможностями и трудовыми ресурсами территорий, умножила интерес к ГИС-специалистам как к отдельной группе профессий, которые обладают геоинформационной подготовкой, базирующуюся на проблемном методе к развитию основополагающего образовательного уровня.

3

Несоответствие еще более стало очевидным в аппаратно-программном оборудовании образовательных организаций, которые связаны с ГИС-тематикой, в сравнении с учреждениями других отраслей активности, занимающихся ГИС-технологиями, в связи с неимением целевых средств, предназначающихся на ГИС-образование.

Создание высокоразвитого рынка аппаратно-программных средств в сфере ГИС-технологий в итоге приведет к установленной в развитых странах специальной (спонсорской) связи фирм-производителей и крупных пользователей к сложности ГИС-образования и его материального оснащения.

4

Создание и утверждения республиканского образовательного стандарта высшего профессионального ГИС-образования все еще остается обязательным требованием бюджетного финансирования обучения специалистов в сфере геоинформатики и официального признания соответствующей квалификации выпускников со стороны республиканских органов, отраслей и ведомств.

Трансформация высшей школы Казахстана на многоуровневую систему обучения профессиональных кадров, которая утверждена в развитых странах, предоставляет шанс вузам скорее и результативнее учредить особенное обучение в сфере геоинформатики в системе непрекращающегося образования, прибегнуть для этого к мировому образовательному потенциалу, вовлекая систему взаимозачетов, стажировок.

5

Недостаток в оснащенности ГИС-образования учебно-методическими материалами является на сегодня критическим. Основываясь на мировые тенденции технологического, информационного развития ГИС, эта проблема может сделаться для Казахстана и вовсе неодолимой сложностью.

Развитие телекоммуникаций и сетевых технологий в Казахстане, формирование доступа и постижение образовательных ГИС-ресурсов, собранных и безостановочно пополняемых в мировых сетях Internet, эксплуатация современных информационных образовательных технологий дает возможность основать результативный информационный обмен учебными материалами, перейти к созданию, осуществлению программ дистанционного ГИС-образования, распространение электронных обучающих средств.

6

Двойственное (географическое и инженерное) начало характерно геоинформатике. Из-за развития и постижения ГИС-технологий оно явилось основополагающей сложностью и для географической, и инженерной картографии. Оно нуждается в пристальном внимании, рассмотрении и республиканском решении относительно к образовательным стандартам и учебным программам, иначе все может служить источником безосновательной «технологизации» геоинформатики как направления подготовки и образовательной дисциплины.

Появление и развитие современных для Казахстана сфер приложения ГИС-технологий: география бизнеса и финансов, риэлтерская деятельность, природный и городской кадастры, география катастроф, геополитика, мировой туризм и многое другое дополняют геоинформатику новыми идеями, методическими подходами и технологическими решениями, укрепляя проблемно-предметную компоненту геоинформатики за счет социально-экономических дисциплин и усиливая ее географическое начало [7].

Урегулирование вышеперечисленных сложностей и использование возможностей, благоприятствующих дальнейшему прогрессу ГИС-образования в Казахстане даст возможность простимулировать движение по поднятию уровня ГИС-образования.

ГИС — социальная деятельность. ГИС рассчитана для вовлечения общественности. ГИС-пользователи взаимодействуют через сообщества. Ясно, что изолированная деятельность неприемлема при создании решений важных социальных и экономических проблем. Безусловно это будет общественный проект.

Цифровая революция свершается перед нашими глазами. Сегодня в развивающихся странах Интернет-экономика увеличивается до 25 % ежегодно. Ни один сегмент экономики не в силах приблизиться к этому показателю. Появляются новые требования к образованию и трудовым навыкам людей. Более 15 стран мира реализуют на текущий момент национальные программы цифровизации [8].

Цифровая революция свершается у нас на глазах. Ежегодно Интернет-экономика увеличивается до 25 % в развивающихся странах. Ни один сегмент экономики не в силах приблизиться к этому показателю. Возникают новые запросы к образованию и трудовым способностям людей. Больше чем 15 стран на данный момент осуществляют национальные программы цифровизации.

Ведущие страны по цифровизации национальных экономик — Китай, Сингапур, Новая Зеландия, Южная Корея и Дания. В Китае подобная программа носит название «интернет+» и она объединяет цифровые индустрии с традиционными, Сингапур имеет программу «Умная экономика», Южная Корея со своей программой под названием «Креативная экономика» ставит целью совершенствование человеческого капитала, предпринимательства, а Дания в свою очередь сосредотачивается на цифровизации государственного сектора [8].

Государственная программа «Цифровой Казахстан» явилась основанием для разработки Послания Президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года. Сроки ее исполнения — 2018–2022 гг.

Цель программы — повысить уровень развития экономики Казахстана и модернизировать качество жизни людей с помощью эксплуатации цифровых технологий в ближайшем будущем.

Задачи данной программы: цифровизация промышленности и электроэнергетики; цифровизация транспорта и логистики; цифровизация сельского хозяйства; совершенствование электронной торговли; цифровизация внутренней деятельности государственных органов; «Умные» города; повышение цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании [8].

В мировом рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий, который вычисляется под руководством ООН — ICT Development Index, — Казахстан в 2016 году занимал 52 строчку из 175 стран, такой же показатель был и 2015 году. По итогу исполнения Программы и иных стратегических направлений Казахстан в данном рейтинге к 2022 году займет 30 место, к 2025 году — 30 место и наконец к 2050 году -15 место [8].

Мировой опыт демонстрирует, что при подготовке программистов нет необходимости их четыре года учить на бакалавриате, хватает и полгода, для того чтобы они познали основополагающие вещи и в будущем, сотрудничая и посещая семинары, накапливали знания. Нужно сформировать краткосрочные курсы, а требуемые в работе способности программисты в дальнейшем будут оттачивать на практике [9].

Список современных программных продуктов ГИС очень разносторонний. Имеется приблизительно 20 программ, которые имеют отношение к профессиональным или к настольным ГИС. Особо известными можно назвать эти программы — ГИС MapInfo Pro, Arc/INFO, ArcView GIS, GeoMedia, GeoGraph/GeoDraw, ГИС «Панорама» [6].

Компания ESRI занимается пропагандой ГИС-технологий и введению географического мышления в образовательный процесс. Программное обеспечение ESRI в отрасли образования удерживает первое место. Центр дистанционного обучения данной компании обеспечивает более 100 курсов по многообразной тематике с образцами учебных данных, при этом у слушателей есть возможность приобрести временную лицензию на программные продукты, которые требуются для исполнения заданий. Значительная количество университетов эксплуатируют эти доступные по Интернет материалы как учебные пособия в своих прикладных курсах и при дистанционном обучении [1].

ESRI приводит в исполнение долговременную программу содействия учебным заведениям, которая сконцентрирована на совершенствование ГИС-образования. Согласно этой программе учебные заведения, которые проводят на своей базе учебные классы и вводящие ГИС-курсы в учебное расписание, имеют возможность на конкурсной основе приобрести нужные программные продукты семейства ArcGIS фактически бесплатно (только будут вносить плату за доставку, таможенную очистку, льготную стоимость обучения работе с предоставляемыми продуктами в сертифицированных учебных базах) [6].

Назначение компании Esri сохраняется, как и прежде — совершенствовать и продвигать ГИС-технологии и оказывать всестороннее содействие пользователям в их работе на пользу общества [1].

Сегодня в Казахстане превалирует ГИС-образование на университетском уровне. Поэтому необходимо провести ряд мероприятий по введению инноваций в обучение пространственному мышлению при изучении окружающей среды в начальной и средней школе.

Во многих странах мира (США, Великобритании, Австрии и др.) цифровые образовательные ресурсы и ГИС активно используются в школьном географическом образовании [6]. В Казахстане в следующие 3 года при поддержке партии «Нұр Отан» будет открыто около 1000 бесплатных IT-классов с целью основательного изучения программирования и робототехники, где ежегодно будут обучаться до 150 000 школьников [9].

В 2017 году национальная палата «Атамекен» решила составить рейтинг казахстанских вузов и начать работу с подготовки специалистов IT-сферы. Независимые специалисты производили оценку использования IT-технологий в образовательном процессе. В конкурсе принимали участие 66 университетов и институтов.

1 место занял Казахстанско-Британский технический университет (г. Алматы, Южно-Казахстанская область), 2 место — Международный Университет Информационных Технологий (г. Алматы, Южно-Казахстанская область), 3 место — Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева (г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область) [10].

Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева запустил 8 абсолютно современных инновационных проектов с цифровым содержанием. Это — «Точное земледелие», «Медицинская техника», «Роботизированные беспилотные аппараты», «Аддитивные технологии», «Цифровые методы исследования Земли», «Интерфейсы взаимодействия человека с компьютерными системами», «Интеллектуальные системы управления жизнеобеспечением», «BIM технологии в проектировании». Даже в обычных дисциплинах объем IT-содержания значительно увеличился. Доля высоких технологий сейчас составляет не менее 45 %. В этом высшем учебном заведении обновляются компьютеры и программное обеспечение [10].

Интерес студентов к компьютерным изображениям дает педагогам уникальную возможность раскрыть учащимся уникальный мир карт, снимков, трехмерных моделей, анимации, развить уникальное, «картографическое мировоззрение», расширить кругозор в области наук о Земле и поднять уровень картографической грамотности [3]. В ряде университетов Казахстана открыты кафедры геоинформатики, ГИС, геоинформационного картографирования и т. п.

Наравне с высшим техническим образованием в области ГИС, особое место в образовательном процессе будет уделяться курсам повышения квалификации специалистов по смежным дисциплинам, которые стремятся усовершенствовать свои технические навыки работы в современных ГИС. Процесс обучения специалистов необходимо основать на базе объединения теоретического курса и практического курса, который максимально приближен к имеющимся на производстве методике и технологии ведения работ [5].

Для сплочения индустрии и образования в учебный процесс ВУЗов Казахстана за счет внебюджетных средств будут привлекаться представители предприятий благодаря открытию центров компетенций на базе ВУЗов. Также откроются ИКТ-кафедры ВУЗов на предприятиях, где будут осуществляться курсы для студентов в рамках ИКТ-проектов отраслей экономики [8].

В Казахстане откроют 20 современных IT-центров для выпуска квалифицированных специалистов в данной области в соответствии с новым проектом партии «Нұр Отан» — программы «Цифровой Казахстан». В мае 2018 года в Акмолинской области Казахстана открыт подобный центр, который базируется в Кокшетауском университете имени А.Мырзахметова. За три года востребованным цифровым навыкам и современным языкам программирования предполагается обучить 100 000 человек, в том числе безработную и самозанятую молодежь [9].

На основе анализа проведенных эмпирических исследований можно сделать вывод, что компетентностный подход и интегративная основа современного высшего профессионального образования послужили источником нового ракурса развития ГИС-технологий.

За счет упрощению ГИС и их распространению в Интернете и в облачных средах, а также интеграции с информацией в реальном времени, ГИС обещают стать основой относящейся практически ко всем формам человеческой деятельности.

ГИС способствует развитию у общества нового взгляда на мир, который обеспечивает его комплексное восприятие и оптимальное осмысление взаимосвязей между его составляющими. Специалисты в этой области необходимы обществу и обладают отличными перспективами получения интересной, престижной и хорошо оплачиваемой работы. В результате, курсы по изучению ГИС и связанным с ней технологиям пользуются большой популярностью во всех развитых странах [1].

Ключевые проблемы внедрения ГИС-образования при подготовке специалистов различных сфер деятельности в Республике Казахстан — это отсутствие должного финансирования, нехватка квалифицированных кадров, недостаточная информированность заинтересованных лиц, сложности с техническим и программным обеспечением, недостаток теоретических и методических разработок.

Недостаток картографической грамотности — один из факторов, пагубно влияющих на хозяйстве и планировании, на отношении к природе в национальных отношениях, на международной политике и сотрудничестве. Поэтому освоение картографической грамоты должно быть непременным на всех уровнях образования.

Литература:

  1. Познание мира через ГИС//«DATA+» Геоинформационные системы. URL: https://www.dataplus.ru/news/arcreview/detail.php?ID=2449&SECTION_ID=62 (дата обращения: 13.05.2018).
  2. Санкова Е. А. Формирование картографической грамотности студентов факультета естественных наук средствами адаптивной технологии обучения // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2010. — № 1 (35). — С. 332–338.
  3. Шмарова И. Н. Анализ практики формирования картографической компетентности студентов на факультете географии и природопользования КазНУ им. аль-Фараби//Сборник материалов Научно-методической конференции «Роль географического образования в третьей модернизации Казахстана». — Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2017. — С. 107–111.
  4. ГИС предназначена для сообществ. Веб-ГИС — это ГИС всего мира // Мир ArcGIS. Применение. The Science of Where — 10 замечательных идей. URL: https://learn.arcgis.com/ru/arcgis-book/chapter10/ (дата обращения: 13.05.2018).
  5. Дубровский А. В. О разработке учебно-методических пособий для обучения геоинформационным технологиям студентов СГГА//VI Международный научный конгресс — Новосибирск: СГГА, 2010. — С. 12–16.
  6. Капустин В. Г. ГИС-технологии как инновационное средство развития географического образования в России // Педагогическое образование. — 2009. — № 3. — С. 68–76.
  7. Симонов А. В. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и возможности развития // Информационный бюллетень ГИС — Ассоциации. — 1996. — № 3. — С. 54–55.
  8. Государственная программа «Цифровой Казахстан» // Официальный сайт. Премьер-Министра Республики Казахстана. URL: https://primeminister.kz/ru/page/view/gosudarstvennaya_programma_digital_kazahstan (дата обращения: 14.05.2018).
  9. Порядка тысячи бесплатных IT-классов откроют в Казахстане // kazinform. Международное информационное агентство. URL: http://www.inform.kz/ru/poryadka-tysyachi-besplatnyh-it-klassov-otkroyut-v-kazahstane_a3249707 (дата обращения: 15.05.2018).
  10. Решили уйти в IT // Восточно-Казахстанская областная газета «Рудный Алтай». URL: http://rudnyi-altai.kz/10886-reshili-uyti-v-it.html (дата обращения: 12.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, ESRI, геоинформационное образование, картографическая грамотность, программное обеспечение, программа, проблема, образовательный процесс, возможность, сфера.


Похожие статьи

Этапы и тенденции развития геоинформационных систем

Геоинформационная система: перспективы, рациональное использование программного обеспечения ArcGIS.

Компания ESRI занимается пропагандой ГИС-технологий и введению географического мышления в образовательный процесс.

Использование геоинформационных систем на уроках географии

Данная статья посвящена проблеме использования геоинформационных систем в образовании, в частности при обучении географии в

1. Использование ТСО и ГИС на уроках географии в настоящее время является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Обзор существующих ГИС | Статья в журнале «Молодой ученый»

...систем (Environmental Systems Research Institute; ESRI, Inc.), деятельность которого. Эта информация может быть получена с помощью

Геоинформационные системы и интернет | Статья в журнале... данные, интернет, время, проблема интеграции, компьютер клиента...

Использование программных пакетов для решения экологических...

Компанией ESRI было разработано целое семейство геоинформационных программных продуктов (ArcGIS).

Разработка картографического веб-приложения с использованием программной платформы

Основные проблемы картографо-геодезического обеспечения...

Геоинформационная система: перспективы, рациональное...

Геоинформационная система: перспективы, рациональное использование программного обеспечения ArcGIS.

Данная программа широко используется в различных странах, это детище американской компании Esri, которое нашло широкое применение как новая...

Развитие геоинформационных систем и их основные функции

Джек Денджермонд (Jack Dangermond) организовал Исследовательский институт экологических систем (Environmental Systems Research Institute; ESRI, Inc

Доступность и «открытость» программных средств позволяет использовать и даже модифицировать программы.

Проблематика создания туристско ориентированных...

Примером этому служит международная картографическая компания «2ГИС»

Ушакова, Е. О. Геоинформационное обеспечение управления туристско-рекреационным

Основные термины (генерируются автоматически): Крым, Крымский регион, атрибутивная информация, ESRI...

Особенности обновленного содержания учебной программы по...

Обновленное содержание учебной программы даст возможность развивать и

Так какие же новшества были внедрены в образовательную программу по географии? Как эти изменения могут повлиять на образование молодого поколения казахстанцев?

Похожие статьи

Этапы и тенденции развития геоинформационных систем

Геоинформационная система: перспективы, рациональное использование программного обеспечения ArcGIS.

Компания ESRI занимается пропагандой ГИС-технологий и введению географического мышления в образовательный процесс.

Использование геоинформационных систем на уроках географии

Данная статья посвящена проблеме использования геоинформационных систем в образовании, в частности при обучении географии в

1. Использование ТСО и ГИС на уроках географии в настоящее время является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Обзор существующих ГИС | Статья в журнале «Молодой ученый»

...систем (Environmental Systems Research Institute; ESRI, Inc.), деятельность которого. Эта информация может быть получена с помощью

Геоинформационные системы и интернет | Статья в журнале... данные, интернет, время, проблема интеграции, компьютер клиента...

Использование программных пакетов для решения экологических...

Компанией ESRI было разработано целое семейство геоинформационных программных продуктов (ArcGIS).

Разработка картографического веб-приложения с использованием программной платформы

Основные проблемы картографо-геодезического обеспечения...

Геоинформационная система: перспективы, рациональное...

Геоинформационная система: перспективы, рациональное использование программного обеспечения ArcGIS.

Данная программа широко используется в различных странах, это детище американской компании Esri, которое нашло широкое применение как новая...

Развитие геоинформационных систем и их основные функции

Джек Денджермонд (Jack Dangermond) организовал Исследовательский институт экологических систем (Environmental Systems Research Institute; ESRI, Inc

Доступность и «открытость» программных средств позволяет использовать и даже модифицировать программы.

Проблематика создания туристско ориентированных...

Примером этому служит международная картографическая компания «2ГИС»

Ушакова, Е. О. Геоинформационное обеспечение управления туристско-рекреационным

Основные термины (генерируются автоматически): Крым, Крымский регион, атрибутивная информация, ESRI...

Особенности обновленного содержания учебной программы по...

Обновленное содержание учебной программы даст возможность развивать и

Так какие же новшества были внедрены в образовательную программу по географии? Как эти изменения могут повлиять на образование молодого поколения казахстанцев?

Задать вопрос