Проблемы определения принципов международного уголовного права | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 22.05.2018

Статья просмотрена: 399 раз

Библиографическое описание:

Жане, А. Р. Проблемы определения принципов международного уголовного права / А. Р. Жане, А. В. Красницкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 298-302. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50462/ (дата обращения: 16.01.2025).



Принципы — это идеи, в права. во что круг отношений, международным правом, широк, а международного права в себя материального, и права, следующая принципов уголовного

‒ общепризнанные справедливость, и

‒ для преступлений преследование в с международного гуманное независимо от чего бы то ни было и

‒ процессуальные презумция и

Существует иерархическая принципов уголовного предложенная Т. Ш. с юридического принципов1:

1. Основные международного (Устав ООН, о международного касающихся отношений и между от 24 1970 г. и

2. Общие права Декларация прав от 10 1948 г. и

3. Специальные международного права Международного Трибунала для суда и главных преступников стран оси от 8 1945 г., Статут уголовного суда 1998 г. и

4. Принципы (внутригосударственного)

В ч. 3 статута уголовного суда 17 июля 1998 г.) были общие уголовного а и применения уголовного выработала отраслевые международного права [1]. этого, группу составляют предупреждения преступности, сформулированные ООН. Речь об указанных принципах пойдет ниже.

Впервые нашли свое закрепление в Международного Трибунала для суда и главных преступников оси 8 1945 г.). Это был принципов и уголовного [2]. Они были Резолюцией Ассамблеи ООН 95 (I) от 11 1946 г. принципов права, Статутом Трибунала», с на их в преступлений мира и человечества, или в уголовный [3].

В 1950 г. международного подготовила «Принципы права, Уставом Трибунала и выражение в этого [4], в принципы свое конкретное в формате:

«1. лицо, какое-либо признаваемое, международному преступлением, за него и наказанию.

2. То что по праву не наказания за действие, согласно праву, не лицо, это от по праву.

3. То что лицо, действие, согласно праву, действовало в главы или должностного лица не такое лицо от по праву.

То что лицо во приказа правительства или не это лицо от по праву, если выбор был для него

4. Каждое лицо, обвиняемое в международно-правовом преступлении, имеет право на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и права.

5. Преступления, указанные ниже, наказываются как международно-правовые преступления: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.

6. Соучастие в совершении преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности, о которых гласит предыдущий принцип, есть международно-правовое преступление».

В период активного обсуждения вопроса о необходимости повышения эффективности сотрудничества в борьбе с международной преступностью и создании международного органа правосудия был принят документ, в котором нашли свое закрепление конкретно общие принципы международного уголовного права — это Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) (далее — Римский статут) [5]. К числу таких принципов в части формулировок относятся следующие:

‒ нет преступления без указания на то в законе;

‒ нет наказания без указания на то в законе; — отсутствие обратной силы;

‒ индивидуальная уголовная ответственность;

‒ исключение из юрисдикции для лиц, не достигших 18-летнего возраста;

‒ недопустимость ссылки на должностное положение;

‒ ответственность командиров и других начальников;

‒ неприменимость срока давности;

‒ субъективная сторона;

‒ основания для освобождения от уголовной ответственности;

‒ ошибка в факте или ошибка в праве; — приказы начальника и предписание закона. В связи с тем, что задачами международного уголовного права являются, в частности, предупреждение международной преступности и создание условий для повышения эффективности сотрудничества и консолидации усилий государств в борьбе с интернациональной и внутригосударственной преступностью, а также формирование глобальной уголовной особое занимают международного права в области.

Такие нашли свое в ряде среди необходимо следующие [6],:

1. Резолюция Ассамблеи ООН от 14 1990 г. № «Международное в предупреждения и правосудия в развития».

2. Резолюция Ассамблеи ООН от 18 1991 г. № «Создание программы Объединенных в предупреждения и правосудия».

Базовыми предупреждения являются:

‒ согласование и международного в предупреждения и правосудия;

‒ соблюдение международных и Организации Наций, в ее и в соответствующих документах;

‒ активизация против преступности соблюдения и правопорядка и в отношениях;

‒ дополнение и развитие уголовного

‒ реформирование законодательства для его требованиям уголовного а для эффективного и реагирования на преступления не уголовно-правовыми но и с иных мер;

‒ проведение информирования государств-членов о международной а широкой с и системы правосудия;

‒ предупреждение а защита, помощи и компенсаций

‒ прогрессивная и уголовного и введения подходов к приговоров и при социальной

‒ систематический к в предупреждения с тем, политика в предупреждения включалась в национального начиная с переоценки, где это основ законодательства;

‒ соблюдение на всех процесса пр ав и равенства и

‒ развитие научно-техн сотрудничества, в том путем и новых договоров в предупреждения

‒ координация сотрудничества в предупреждения и правосудия;

‒ развитие и возможностей, а расширение за счет организаций и исследовательских и учреждений;

‒ подготовка и квалификации работающего в областях преступности и правосудия.

По Генеральной ООН тема 2010 г. была следующим «Комплексные для на вызовы: предупреждения и правосудия и их в мире» [7],. В обсуждения был ряд выводов:

1) стабильность системы уголовного правосудия выступает основным элементом структуры верховенства права;

2) целостный подход к реформированию системы уголовного правосудия повышает эффективность системы уголовного правосудия в борьбе с преступностью;

3) необходимость постоянной работы по выявлению новых форм преступности и изучению путей противодействия им для повышения качества предупреждения преступности;

4) действенность и эффективность руководящих принципов ООН в области предупреждения преступности доказана практикой.

В целом, анализ учебной и научной литературы, источников международного уголовного права позволяет сделать вывод о том, что отраслевыми принципами международного уголовного права являются следующие руководящие идеи:

1. Нет преступления без указания на него в законеодин из основополагающих уголовно-правовых принципов. Лицо не подлежит уголовной ответственности, если только соответствующее деяние в момент его совершения законом не было признано преступным. Запрещается применение уголовного закона по аналогии, любые сомнения в толковании закона или его применении должны быть истолкованы в пользу обвиняемого лица. Исключением из этого принципа стало проведение суда над военными преступниками после второй мировой войны (в первую очередь, Нюрнбергский процесс), когда лица были признаны виновными в совершении военных преступлений, не признаваемых таковыми на момент их совершения, что было обусловлено особой повышенной общественной опасностью указанных деяний для всего мирового сообщества, безопасности и суверенитета государств [8],.

1. Нет наказания без указания на него в законе, что означает обязанность правоприменителей назначить лицу наказание только в соответствии с санкцией уголовного закона за совершение конкретного деяния. Реализация этого принципа затрудняется фактическим отсутствием в международных нормативно-правовых актах конкретных видов ответственности за совершение международных преступлений или преступлений международного характера. Исключением является ст. 77 Римского статута, где обозначены самые общие виды наказания, которые могут быть применимы при осуществлении правосудия [9],. Во всех остальных случаях нормы международного уголовного права применяются с обращением к нормам внутригосударственного уголовного права. При назначении наказания суд не может применить к лицу более строгое наказание, чем то, которое было на момент совершения преступления. Необходимо также учитывать принцип Нюрнбергского Трибунала [10],, согласно которому при отсутствии во внутреннем праве наказания за действия, признаваемые преступными по международному праву, лицо не освобождается от ответственности по международному праву.

2. Отсутствие обратной силы, т. е. лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности по закону, вступившему в законную силу после совершения преступного деяния, но если новый закон «более благоприятен» для виновного, то он может быть применен при разбирательстве по делу, если окончательное решение еще не было принято; либо в соответствии с ч. 2 ст. 11 Римского статута [11], государством-участником не будет сделано заявление о применимости положений статута на отношения, возникшие до вступления данного документа в юридическую силу для этого государства.

3. Принцип индивидуальной уголовной ответственности означает, что международную уголовную ответственность несут только физические лица и только индивидуально. Следует отметить, что этот принцип имеет большое значение при разрешении спора о субъектах международного уголовного права, круг которых до сих пор, по мнению ученых, окончательно не определен [12].

2. Принцип недопустимости ссылки на должностное и официальное положение и приказ или предписание закона означает, что нормы международного уголовного права применяются в равной степени ко всем лицам независимо от их официального или должностного положения. Статус лица также не выступает основанием для смягчения уголовной ответственности. Это своего рода выражение принципа равенства всех перед законом. Приказы начальника или предписания закона не освобождают лицо от уголовной ответственности, если лицо действовало по распоряжению правительства или приказу начальника, но наказание может подлежать смягчению в интересах правосудия. При этом приказы о совершении преступления геноцида или преступлений против человечности являются явно незаконными. Нужно отметить, что этот принцип имеет большое значение не только в контексте уголовного права при решении вопроса об уголовной ответственности лица, но и для оценки законности действий должностных лиц при применении ими силы, действий работников правоохранительных органов и так далее [13].

3. Принцип справедливостипонимается как право каждого обвиняемого лица на справедливое рассмотрение его дела на основе фактов и права. В Римском статуте [14], этот принцип вынесен за пределы ч. 3 (общих принципов уголовного права) и понимается как невозможность привлечения лица к уголовной ответственности за деяние, за которое лицо уже было осуждено или оправдано судом, если только суд, вынесший решение, не нарушил нормы процессуального права, не был независимым и беспристрастным, не достиг цели осуществления правосудия и так далее.

4. Принцип неприменимости сроков давностивпервые был провозглашен в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. [15], и имеет значение только для указанных в конвенции категорий преступлений ввиду их особой опасности для всего мирового сообщества [16],. Ст. 29 Римского статута устанавливает, что этот принцип действует только в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию суда, определенных в ст. 5 и ограниченных самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества [17].

Таким образом, для международного уголовного права характерна система принципов, содержание которых обусловлено спецификой предмета и уровня (международный) регулируемых отношений, политическими, экономическими, социальными условиями жизни конкретного государства и качеством взаимодействия суверенных держав. При этом все принципы согласованы между собой и определяют основные характеристики международного уголовного права и направления уголовной политики. Их закрепление в источниках права, последовательное и неукоснительное соблюдение правоприменителями позволяет гарантировать успешное решение задач международного уголовного права и проведения результативной глобальной уголовной политики.

Литература:

1. Римского статута Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.)

2. Устав Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.).

3. См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 95 (I) «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского трибунала» от 11 декабря 1946 г. // Там же.

4. См.: Принципы Международного права, признанные Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала // Там же.

5. См.: Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) // Там же.

6. Тексты указанных документов размещены в справочной правовой системе «Гарант».

7. См.: Троицкий, С. В. Обеспечение действенности руководящих принципов ООН в области предупреждения преступности // Междунар. публ. и част. право. 2015. № 4 (61). С. 24.

8. См., напр.: Наумов, А. В. Нюрнбергский процесс: история и современность // Рос. юстиция. 2016. № 10. С. 53–57.

9. См.: Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) // Справ. правовая система «Гарант».

10. См.: Принципы Международного права, признанные Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала // Справ. правовая система «Гарант».

11. См.: Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) // Там же.

12. См., напр.: Кибальник, А. Принципы международного уголовного права // Уголов. право. 2012. № 3. С. 22–26.

13. См., напр.: Зимин, В. П. Правомерное неисполнение приказа: доктрина «умных штыков» // Правоведение. 1993. № 2. С. 35–45.

14. См.: Римский статут Международного уголовного суда...

15. См.: Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. // Справ. правовая система «Гарант».

16. См. подробнее: Костенко, Н. И. Международный уголовный суд (юрисдикционные аспекты) // Государство и право. 2015. № 3. С. 93–95.

17. См.: Римский статут Международного уголовного суда...

Основные термины (генерируются автоматически): принцип, лицо, преступление, Римский статут, уголовная ответственность, уголовный, предупреждение, приказ начальника, резолюция Ассамблеи ООН, уголовное правосудие.


Задать вопрос