Обзор методологических принципов в психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 13.05.2018

Статья просмотрена: 6525 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина, Н. А. Обзор методологических принципов в психологии / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50274/ (дата обращения: 25.12.2024).



В данной статье представлен обзор различных источников, в которых был продемонстрирован перечень методологических принципов. Был проведен анализ и сравнение данных, предоставленных в различных источниках.

Ключевые слова: методология, методологические принципы, принцип верификации, принцип корреспонденции, принцип фальсификации, принцип асимметрии, принцип достаточного основания, принцип детерминизма, принцип соответствия, принцип дополнительности, принцип объективности, принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов, принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности, принцип развития и самодвижения психики, принцип системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики, принцип самоорганизации живых систем и организмов, принцип единства личности, сознания и деятельности, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития.

Прежде всего следует дать определение понятию «методология». В психологии данный термин раскрывается следующим образом, «методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Область методологии включает обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др». [5]. Изучив данное определение видно, что методология присутствует в различных сферах человеческой деятельности.

Перейдем к термину «методологические принципы», в статье будут рассмотрены различные принципы, взятые из работ отечественных психологов. Электронный словарь предоставляет следующее определение данному термину, а именно, «методологические принципы — кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований» [7].

После рассмотрения основных понятий, относящиеся к данной тематике статьи, можно перейти к обзору методологических принципов, представленных в различных источниках.

Первый источник, который был взят на рассмотрение, это работа Корниловой Т. В. и Смирнова С. Д. «Методологические основы психологии» [3]. В данной работе авторы выделяли следующие принципы: принцип верификации; принцип корреспонденции; принцип фальсификации; принцип асимметрии. Рассмотрим данные принципы более подробно. Принцип верификации, по мнению Корниловой и Смирнова, «предполагает установление истинности или ложности научных предложений путем сравнения их с фактами опыта. Различие между значениями и смыслами в научном языке при этом отрицалось». Принцип корреспонденции представляет собой «согласование предложения и факта». Принцип фальсификации определялся авторами следующим образом, данный принцип представляет собой «общие высказывания, касающиеся формулировок законов, могут быть проверены на истинность в эмпирическом исследовании». Принцип асимметрии заключается, по мнению авторов, в том, «что гипотезу можно фальсифицировать, но нельзя подтвердить на основе опытных данных» [3].

Следующий источник, который был взят на обзор, является работа Новикова А. М. и Новикова Д. А. «Методология научного исследования» [6]. В данной работе авторы выделили четыре принципа: принцип достаточного основания; принцип детерминизма; принцип соответствия; принцип дополнительности. По мнению Новикова А. М. и Новикова Д. А. принцип достаточного основания «является фундаментом всякой науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана». Принцип детерминизма, как считают авторы, «будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его». Что касается принципа соответствия, то авторы отмечают следующее, это «закономерная связь в форме предельного перехода между теорией атома, основанной на квантовых постулатах, и классической механикой». Принцип дополнительности представляет собой тот случай, когда «воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий» [6].

В работе Константинова В. В. «Методологические основы психологии» [2] представлено большое количество принципов, разберем только некоторые их них. Константинов В. В. выделяет следующие принципы: принцип объективности; принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов; принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности; принцип развития и самодвижения психики; принцип системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики; принцип самоорганизации живых систем и организмов; принцип единства личности, сознания и деятельности. Далее подробно представлен каждый принцип, показанный в работе автора. Принцип объективности, по мнению Константинова В. В. можно определить следующим образом, это «принцип беспристрастности, т. е. стремление постичь истину и встать выше сиюминутных стремлений, желаний, избежать субъективных оценок». Принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов, как считает автор, «ориентирует исследователя на поиск причин, условий и факторов, которые обусловливают возникновение и функционирование психических явлений». Принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности, Константинов В. В. объясняет следующим образом, что «все психические явления результаты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром». Принцип развития и самодвижения психики предусматривает, по мнению автора, «постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и содержательном аспектах, понимание психического как единства непрерывного и дискретного». В принципе системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики, автор отмечает, что «психика рассматривается как целостность, в которой все психические явления являются ступенями, включенными в определенную иерархию, где нижние ступени психического субординированны». Принцип самоорганизации живых систем и организмов «предусматривает изучение психики и психических феноменов исходя из идей гомеостаза, а также исследование функций психики, обеспечивающих активное приспособление и адаптацию к условиям окружающей среды». Мнение автора, «что сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна» заключатся в принципе единства личности, сознания и деятельности [2].

В монографии Мазилова В. А. «Методология психологической науки: история и современность» [4] был выделен один принцип психофизиологического параллелизма. Стоит привести содержание данного принципа, который был представлен автором в своей монографии. Данный принцип «позволял «запараллелиться» с «настоящей» наукой, но сохранить свою самостоятельность» [4]. Для Мазилова В. А. была важна самостоятельность принципа, что он и описывает в своем труде.

Последним источником в обзоре по методологическим принципам является работа авторов: Волкова Б. С., Волковой Н. В., Губанова А. В. «Методология и методы психологического исследования» [1]. В своем труде авторы выделили следующие принципы: принцип детерминизма; принцип единства психики и деятельности; принцип объективности; принцип развития. Содержание принципа детерминизма авторы рассматривают через разбор специфики детерминанта психического развития. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. пишут следующее, что «специфика детерминант психического развития ребенка: а) особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности: воспитание — процесс многоплановый и многофакторный; научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации; б) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом». Принцип единства психики и деятельности авторы рассматривают через анализ процесса обучения и воспитания детей: «а) учитывать связь психического развитая ребенка с его ведущей деятельностью; б) фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка: в ведущей деятельности; в зарождающейся деятельности; в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей». Принцип объективности у авторов рассматривается через «равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей: по уровню психического развития; по содержательной характеристике деятельности: по обучаемости и т д. Психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле». Принцип развития заключается в том, чтобы «изучать психическое явление в системе трех координат: актогенеза, онтогенеза, историогенеза. Учитывать: психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому; тенденции развития в последующих возрастных ступенях» [1].

После проведения анализа специальной литературы можно отметить, что большое количество авторов занимаются проблемой исследования методологических принципов. В приведенных выше источниках рассматриваются разнообразное количество принципов, большинство принципов не повторяются в других источниках. За исключением принципа детерминизма и принципа объективности, но также отмечается, что данные принципы объясняются по-разному, но суть принципа одна.

В статье были приведены термины «методология», «методологические принципы» и даны определения для более детального понимания понятий. В статье был проведен обзор различных источников, в которых были представлены различные методологические принципы, также был проведен анализ специальной литературы и проведено сравнение информации, предоставленной в источниках.

Литература:

  1. Волков Б. С. Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б. С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.— 352 с.
  2. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
  3. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
  4. Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Монография. Ярославль: МАПН, 2007. 362 с.
  5. Мир психологии // Методология. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html
  6. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. — М.: Либроком. — 280 с.
  7. Словари и энциклопедии на Академике // Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru
Основные термины (генерируются автоматически): принцип, принцип объективности, автор, принцип развития, источник, принцип детерминизма, достаточное основание, психическое отражение, психическое развитие, специальная литература.


Ключевые слова

методология, принцип дополнительности, принцип соответствия, методологические принципы, принцип верификации, принцип корреспонденции, принцип фальсификации, принцип асимметрии, принцип достаточного основания, принцип детерминизма, принцип объективности, принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов, принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности, принцип развития и самодвижения психики, принцип системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики, принцип самоорганизации живых систем и организмов, принцип единства личности, сознания и деятельности, принцип единства психики и деятельности, принцип развития

Похожие статьи

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Концепции современного образования

В статье рассматриваются ключевые аспекты современной образовательной парадигмы, включая ее философские основы, сущность и преимущества. Автор акцентирует внимание на необходимости совершенствования образовательного процесса и методов обучения.

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счасть...

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Современные концепции системы мотивации

В статье представлены современные концепции системы мотивации, которые включают два основных подхода — содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории основаны на основополагающих потребностях человека, которые влияют на форми...

Характеристика механизмов познавательных способностей (по В. Д. Шадрикову)

В статье проанализирована модель структуры способностей и психические основы развития познавательных способностей. Особое внимание уделяется описанию механизмов познавательных способностей по В. Д. Шадрикову. Раскрыты основные определения познаватель...

Современные типы правопонимания

В статье рассматривается вопрос определения современного правопонимание. Проводится сравнение двух концепций правопонимания: реалистического позитивизма как современного интегративного подхода и традиционный юридический позитивизм в рамках которого в...

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Социальное событие как целостность

В статье изучается феномен социального события как целостность путем исследования статической, динамической и эмерджентной сложности. Определена структура социального события, состоящая из предпосылки, повода, причины, условия, субъекта, объекта, пре...

Аксиологическое измерение знания

В статье рассматривается вопрос об аксиологическом измерении знания в современной постнеклассической науки. Современная наука имеет четко выраженные ценностные характеристики. Аксиологический компонент присутствовал в научном знании с самого начала с...

Похожие статьи

Краткая история зарубежного психоанализа в контексте изучения эволюции методов исследования психической динамики личности

Настоящая статья посвящена изучению научного спектра психоаналитической методологии. При изучении психоанализа в лицах, даётся краткое описание соответствующих классических и постклассических концепций, с условным разделением двух форм знания в психо...

Концепции современного образования

В статье рассматриваются ключевые аспекты современной образовательной парадигмы, включая ее философские основы, сущность и преимущества. Автор акцентирует внимание на необходимости совершенствования образовательного процесса и методов обучения.

Закономерный характер развития феномена счастья

Необходимость исследования объясняется фрагментарным мировоззренческим измерением социального бытия. Определить закономерные взаимосвязи развития счастья как системного общественно-исторического феномена позволяет раскрытие содержания понятия «счасть...

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Современные концепции системы мотивации

В статье представлены современные концепции системы мотивации, которые включают два основных подхода — содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории основаны на основополагающих потребностях человека, которые влияют на форми...

Характеристика механизмов познавательных способностей (по В. Д. Шадрикову)

В статье проанализирована модель структуры способностей и психические основы развития познавательных способностей. Особое внимание уделяется описанию механизмов познавательных способностей по В. Д. Шадрикову. Раскрыты основные определения познаватель...

Современные типы правопонимания

В статье рассматривается вопрос определения современного правопонимание. Проводится сравнение двух концепций правопонимания: реалистического позитивизма как современного интегративного подхода и традиционный юридический позитивизм в рамках которого в...

Качество образования как педагогическая проблема

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Социальное событие как целостность

В статье изучается феномен социального события как целостность путем исследования статической, динамической и эмерджентной сложности. Определена структура социального события, состоящая из предпосылки, повода, причины, условия, субъекта, объекта, пре...

Аксиологическое измерение знания

В статье рассматривается вопрос об аксиологическом измерении знания в современной постнеклассической науки. Современная наука имеет четко выраженные ценностные характеристики. Аксиологический компонент присутствовал в научном знании с самого начала с...

Задать вопрос