Оценка эффективности лечения Диспортом спастических мышечных расстройств при детском церебральном параличе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 08.05.2018

Статья просмотрена: 609 раз

Библиографическое описание:

Маджидова, Ё. Н. Оценка эффективности лечения Диспортом спастических мышечных расстройств при детском церебральном параличе / Ё. Н. Маджидова, А. Х. Заидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 128-129. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50014/ (дата обращения: 28.04.2024).



Детский церебральный паралич (ДЦП) является наиболее частой причиной тяжелой физической инвалидизации в детстве. По данным некоторых авторов, одной из задач комплексной реабилитации является восстановление мышечного тонуса у детей со спастическими формами ДЦП [2, 3, 6]. Назначение антиспастических препаратов системного действия в комплексной реабилитации детей с ДЦП является эффективным методом, однако во многих случаях отмечается развитие нежелательных осложнений [2].

В настоящее время в случаях с высокой некурабельной спастичностью практикуется назначение локальных инъекции ботулинического нейротоксина типа А (БТА). По данным многих исследований данный препарат обладает минимумом побочных эффектов [1, 4].

В последнее десятилетие проведены многочисленные исследования по использованию БТА, доказана его клиническая эффективность, опубликованы соглашения нескольких европейских и международных консенсусов, в которых отражены принципы данного лечения у детей с ДЦП [2–5].

Существуют и другие преимущества ботулинотерапии: минимальная инвазивность процедуры; возможность выполнения процедуры в амбулаторных условиях; быстрота проявления эффекта, что служит дополнительной мотивацией к лечению; отсутствие противопоказаний к применению у детей с симптоматической эпилепсией; сочетание с другими методами реабилитации; многократное применение; обратимость эффекта, что важно, особенно в раннем возрасте, поскольку у детей возможна трансформация двигательного стереотипа, требующая изменения тактики лечения [2, 4, 6, 7]. Для точного определения дозы препарата БТА оценка каждого пациента с ДЦП должна рассматриваться с учетом целей лечения, уровня спастичности, возраста, размеров мышц и степени функциональных нарушений.

Цель исследования: оценка назначения препарата Диспорт у детей с спастическими мышечными расстройствами при ДЦП в комплексной реабилитации.

Материалы иметоды исследования: в основу исследования положены данные обследования 84 детей с ДЦП спастической формы. Возрастная градация детей варьировала от 8 до 15 лет, средний возраст 11,5±0,5 лет. Среди всех детей мальчики составили 57,4 %/, а девочки 42,9 %.

Всем детям проведена оценка данных анамнеза, неврологического, ортопедического и соматического статусов. Эффективность лечения определялась по результатам клинико-неврологического осмотра и специализированным шкалам: спастичности (шкала Ашворта), анализа походки с помощью системы классификации больших моторных функций (Gross Motor Function Classification System — GMFCS), физического и психоэмоционального состояния пациента по 100 процентной шкале.

В ходе исследования дети были подразделены на 2 группы: основную группу составили 40 детей с ДЦП в комплекс реабилитация которым был включен препарат Диспорт, который назначался внутримышечно, в концентрации — в 1мл физиологического раствора –200 Ед препарата. Средняя доза составляла 10–15 Ед на 1 кг массы тела. Курс реабилитации длился 27 дней.

Группу сравнения составили 44 ребенка с ДЦП, которые были рандомизированы по полу и возрасту, получивших комплекс реабилитации, но без инъекции препарата.

Статистический анализ полученных данных проводился с использованием программ «Microsoft Office Excel 7.0».

Результаты иих обсуждение: в ходе динамического наблюдения у детей в основной группе применение Диспорт в комплексной реабилитации способствовало положительной динамике показателей спастичности мышц, объема движений в суставах нижних конечностей по сравнению с детьми, группы сравнения.

По шкале Ашворта в обеих группах исходно были высокие показатели спастичности мышц, в динамике отмечалась положительная регрессия, однако в основной группе отмечалась более выраженные изменения, так при выписке показатели спастичности мышц снизились на 1,0 балла и составили 2,4±0,15 против исходных — 3,4±0,1 (Р<0,05). В группе сравнения снижение бальной оценке по шкале Ашворта было не значительное, так после лечения эти показатели отличались от исходных на 0,5 баллов по сравнению с показателями при поступлении (2,1±0,5 при поступлении и 1,6±0,25 — при выписке).

После лечения у детей с ДЦП основной группы показатели моторной функции по шкале GMFCS имели достоверно значимые отличия от исходных показателей (3,60±0,25и 2,87±0,32; Р<0,05). В группе сравнения, также отмечалось улучшение значений показателей после лечения, однако их различия достоверно не отличались (2,45±0,60 и 1,90±0,54).

В основной группе после инъекции через 24 недели у 17 детей с ДЦП (39,5 %) отмечалось приобретение новых двигательных навыков, в группе сравнения новые двигательные навыки были отмечены только — только у 8 детей с ДЦП (18,2 %).

Отмечалась положительная динамика физического и психоэмоционального состояния пациента по 100 процентной шкале в обеих исследовательских группах, однако в основной группе эти показатели были более выражение, хотя и не достоверно (68,1±13,2 и 85,1±7,4 в основной группе и 68,3±11,2 и 78,0±9,7 в группе сравнения).

Таким образом, данные сравнительного анализа показали более выраженную положительную клиническую динамику при назначении Диспорта в комплексной реабилитации детей с ДЦП спастическими формами.

Выводы:

  1. Назначение Диспорта в комплексную реабилитацию спастических форм детского церебрального паралича целесообразно и эффективно, что доказано установлением положительной клинической эффективности по сравнению с исходными данными и показателями при традиционной терапии.
  2. Назначение Диспорта положительно влияет на улучшение не только стато-локомоторных, но психоэмоциональных функций, что в свою очередь ведет к улучшению качества жизни детей с ДЦП.

Литература:

  1. Артеменко А. Р., Куренков А. Л. Ботулинический токсин: вчера, сегодня, завтра // Нервно-мышечные болезни 2013;2:6–18.
  2. Булекбаева Ш. А. Разработка и оценка эффективности реабилитационных мероприятий при различных формах детского церебрального паралича: автореф. дис. … док.мед.наук. — Алмаата, 2010. — 36 с.
  3. Змановская В. А. Динамика показателей двигательного развития у детей со спастическими формами детского церебрального паралича в результате комплексно реабилитации, включая инъекции препарата Диспорт / Соавт. Левитина Е. В., Бондаренко О. В.// Медицинская наука и образование Урала.-2010, № 4(том 11).-С. 63–66.
  4. Elliott C., Reid S., Hamer P., Alderson J., Elliott B. Lycra(®) arm splints improve movement fluency in children with cerebral palsy / Gait Posture, 2010 Dec, 3: 1033–9.
  5. Hanna S. E., Rosenbaum P. L., Bartlett D. J. et al. Stability and decline in gross motor function among children and youth with cerebral palsy aged 2 to 21 years. Dev Med Child Neurol 2009;51(4):295–302.
  6. Heinen F., Molenaers G., Fairhurst C. et al. European consensus table 2006 on botulinum toxin for children with cerebral palsy. Eur J Paediatr Neurol 2006;10(5–6):215–25.
  7. Love S. C., Novak I., Kentish M. et al. Botulinum toxin assessment, intervention and after-care for lower limb spasticity in children with cerebral palsy: international consensus statement // Eur J Neur. — 2010; 17(Suppl 2): 9–37.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, комплексная реабилитация, основная группа, GMFCS, группа сравнения.


Похожие статьи

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях...

Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, разновозрастная группа, социальная среда, ребенок, отношение, социальный педагог, социальная группа, совместная деятельность детей, реабилитационный центр, возраст.

Анкетирование как инструмент оценки нарушений нутритивного...

Критерии включения в группу: мать, имеющая ребенка с ДЦП.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, EDACS, детский церебральный паралич, проблема вскармливания, собственная модификация, особенность питания детей, ваш ребенок, раннее...

Коррекция неврологических нарушений у детей с диагнозом ДЦП....

Цель: провести литературный обзор и сравнительный анализ научных статей посвященных реабилитации детей с ДЦП за последние 10 лет.

После лечения у детей с ДЦП основной группы показатели моторной функции по шкале GMFCS имели достоверно значимые отличия...

Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной...

Комплексная социальная реабилитация оказывается на нескольких уровнях

верховая езда, BBS, экспериментальная группа, инсульт, контрольная группа, пациент

Основные термины (генерируются автоматически): физическая реабилитация, ребенок, лечебная физкультура...

Создание специальных образовательных условий для детей...

Основные термины (генерируются автоматически): РАСА, ресурсный класс, ресурсный центр, Городской ресурсный центр, потребность, ребенок, группа, социализация детей, адаптированная основная общеобразовательная программа, доступное образование.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Проводя сравнительный анализ результатов социально-биологического анамнеза детей, поступающих в наш детский сад в группы для детей с тяжелыми

Основным психологическим «барьером», который необходимо помочь преодолеть педагогу, является профессиональная...

Комплексная реабилитация детей с расстройствами...

Комплексная реабилитация детей с расстройствами непсихотического уровня в условиях

биогенные препараты (актовегин, мексидол, церебролизин), витаминотерапия (витамины группы В)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский возраст...

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

С детьми данной группы затруднена коммуникация и социальное взаимодействие, отсутствует интерес к деятельности окружающих, затруднено обучение в условиях группы. Нарушения движений и моторики (передвигаются самостоятельно).

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми

Основная цель первого года обучения — подготовка детей с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе, расширение знаний об...

Похожие статьи

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях...

Основные термины (генерируются автоматически): социальная адаптация, разновозрастная группа, социальная среда, ребенок, отношение, социальный педагог, социальная группа, совместная деятельность детей, реабилитационный центр, возраст.

Анкетирование как инструмент оценки нарушений нутритивного...

Критерии включения в группу: мать, имеющая ребенка с ДЦП.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, EDACS, детский церебральный паралич, проблема вскармливания, собственная модификация, особенность питания детей, ваш ребенок, раннее...

Коррекция неврологических нарушений у детей с диагнозом ДЦП....

Цель: провести литературный обзор и сравнительный анализ научных статей посвященных реабилитации детей с ДЦП за последние 10 лет.

После лечения у детей с ДЦП основной группы показатели моторной функции по шкале GMFCS имели достоверно значимые отличия...

Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной...

Комплексная социальная реабилитация оказывается на нескольких уровнях

верховая езда, BBS, экспериментальная группа, инсульт, контрольная группа, пациент

Основные термины (генерируются автоматически): физическая реабилитация, ребенок, лечебная физкультура...

Создание специальных образовательных условий для детей...

Основные термины (генерируются автоматически): РАСА, ресурсный класс, ресурсный центр, Городской ресурсный центр, потребность, ребенок, группа, социализация детей, адаптированная основная общеобразовательная программа, доступное образование.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

Проводя сравнительный анализ результатов социально-биологического анамнеза детей, поступающих в наш детский сад в группы для детей с тяжелыми

Основным психологическим «барьером», который необходимо помочь преодолеть педагогу, является профессиональная...

Комплексная реабилитация детей с расстройствами...

Комплексная реабилитация детей с расстройствами непсихотического уровня в условиях

биогенные препараты (актовегин, мексидол, церебролизин), витаминотерапия (витамины группы В)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский возраст...

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

С детьми данной группы затруднена коммуникация и социальное взаимодействие, отсутствует интерес к деятельности окружающих, затруднено обучение в условиях группы. Нарушения движений и моторики (передвигаются самостоятельно).

Обучение детей со сложным дефектом в условиях...

В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми

Основная цель первого года обучения — подготовка детей с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе, расширение знаний об...

Задать вопрос