В данной научной работе рассматриваются вопросы истории развития принципа диспозитивности в гражданском процессе на территории Российской Федерации, характеризуется его содержание, а также рассматривается проблема закрепления принципа на законодательном уровне.
Ключевые слова: гражданский процесс, принципы гражданского процесса, принцип диспозитивности в гражданском процессе, история развития принципа диспозитивности, содержание принципа диспозитивности, закрепление принципа диспозитивности.
Принцип диспозитивности в гражданском процессе является одним из актуальных вопросов на сегодняшний день. Определению этого принципа, его содержанию посвящено значительное количество научных работ. Одним из наиболее важных принципов гражданского процесса в Российской Федерации является именно принцип диспозитивности. Его содержание можно определить как возможность участников гражданского процесса свободного распоряжения своими материальными и процессуальными правами и защищаться в порядке, установленном законом. То есть содержание диспозитивности составляют полномочия сторон, а также субъектов, защищающих права и интересы других лиц.
Он дает сторонам право предъявления иска и возбуждения дела, обоснования предмета и основания иска, изменения его предмета и основания, уменьшения или увеличения размера исковых требований, отказа от иска или его признания полностью либо в части заключения мирового соглашения и др.
То понимание принципа диспозитивности, которое существует сегодня, опирается на понимание, которое предшествовало ему и существовало ранее. Действующее российское законодательство существенно отличается от законодательства, существовавшего в советский период. Принцип диспозитивности в период СССР был более ограничен. Эта ограниченность отражалась в различных нормах. Так, например, ГПК РСФСР от 11.06.1964 г. закреплял правомочия суда принимать меры для выяснения обстоятельств дела без ограничения представленными материалами и объяснениями.
Нормы-ограничители существовали в гражданском процессе вплоть до принятия и вступления в силу нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 1 февраля 2003 г. Данный нормативно-правовой акт имел своей целью закрепить принцип диспозитивности по-иному. Сегодня возникновение процесса, его завершение, обжалование решений зависит напрямую от волеизъявления сторон.
Новое толкование принципа в российском гражданском процессе, несомненно, стало огромным рывком для его развития. Однако этим не удалось избежать появления новых проблем, связанных с данным принципом.
Принципы играют важную роль для той отрасли права, к которой они определены. Они являются своеобразным «скелетом» для нее. Именно на них опираются нормы права, поэтому так важно закрепить содержание каждого принципа, действующего в современном российском праве.
На наш взгляд, наиболее важной проблемой этого принципа является необходимость его закрепления. Ни в ранее действующем ГПК РСФСР, ни в действующем ГПК он не был закреплен, что привело к неправильному пониманию принципа диспозитивности.
Многие авторы уделяют внимание этой проблеме. В частности, такие процессуалисты, как Н. А. Чечина, В. Ф. Тараненко. Но не все правоведы придерживаются этой точки зрения.
Континентальная система права, куда относится и Российская Федерация, предполагает законодательное закрепление принципов в нормативных документах. Ведь принципы — это основополагающие, руководящие начала, имеющие закрепление в нормативно-правовых актах. То есть их основной чертой является единое толкование, которое гарантируется именно законодательным закреплением. Отсутствие фиксации данного принципа ведет к разнообразным проблемам понимания.
Основополагающие принципы и руководящие начала закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации. Данный принцип не зафиксирован ни в одном из документов, из чего следует полагать, что данный принцип является лишь специфической чертой, присущей гражданскому процессу.
Кроме теоретического, закрепление принципа диспозитивности имеет и важное практическое значение. Н. А. Чечина отмечает, что огромным упущением является непонимание принципов, их некорректное толкование. Именно поэтому они должны иметь четкую формулировку.
Одной из основных задач принципов является решение вопросов, возникающих при обнаружении пробелов в законе. Отсюда и выражается необходимость детализировать принцип диспозитивности, максимально подробно и четко дать ему определение в законе. Стороны и лица, участвующие в процессе, должны иметь возможность ссылаться на него, что будет влиять на исход дела. Однако на данный момент сделать это весьма затруднительно.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что принцип диспозитивности в российском гражданском процессе является основополагающим лишь в теории, поскольку не имеет законодательного закрепления. Отсюда возникает проблема его применения и правильного понимания. Данный принцип является косвенным, вытекающим на основе других принципов и норм. Решением существующей проблемы является его фиксация в нормативно-правовом акте, где будет дано четкое и детальное определение, закреплено его содержание, а также круг субъектов, к которому диспозитивность будет применяться.