Природные ювелирные камни могут быть минерального и органического происхождения. К последним относятся жемчуг и янтарь. Янтарь это ископаемая смола хвойных деревьев третичного периода. Его твердость невелика и составляет 2,5 по шкале Мооса [ 1, c.271].
Часто ювелирные изделия из янтаря, предлагаемые на товарном рынке, являются имитацией и подделкой. Для их изготовления применяются синтетические смолы. Обычно в подделку помещают и инклюзу – внутреннее включение, которое повышает стоимость камня в несколько раз. В работе отработан комплекс методик, позволяющий легко выявлять подделки янтаря и отличать их от натурального. Внешний вид исследуемых образцов янтаря приведен на рис.1. В комплекс методик входят: оценка плотности в соленой воде и гидростатическим методом, сжигание образца, оценка электризуемости, метод надреза.
Рис.1 Исследуемые образцы янтарных изделий
Оценка плотности. Известно, что у янтаря самая низкая плотность из всех драгоценных и полудрагоценных камней. Плотность натурального янтаря меньше плотности морской воды. При помещении натурального янтаря в стакан с водой, где растворено 10 чайных ложек соли, он всплывает. Все имитации, кроме полистирола, имеют большую плотность, поэтому тонут. На рис.2 представлено поведение образца натурального янтаря и образца имитации в растворе соли в воде. В чистой воде оба образца янтаря тонут ( рис.3). Плотность натурального янтаря по справочным данным составляет 1,05–1,09 г/см3. Исследуемые образцы натурального янтаря имели плотность, определяемую гидростатическим методом,1,08 г/см3.У исследуемых образцов - имитаций плотность составляла 1,25 г/см3.
а б
Рис.2 Поведение исследуемых образцов в растворе соли в воде:
а- образец натурального янтаря; б – образец имитации янтаря.
а б
Рис.3 Поведение исследуемых образцов в чистой воде:
а- образец натурального янтаря; б – образец имитации янтаря.
Сжигание образца. Янтарь, являясь смолой, хорошо горит, выделяя при этом специфический запах канифоли. Образец из натурального янтаря после попадания в пламя загорается на 3 секунде; после отведения пламени, камень продолжает гореть большим пламенем. При горении выделяется черный дым, явственно ощущается запах канифоли. Подделки из полистирола плавятся. Если после начального плавления подделки и загораются, то горят коптящим пламенем, при этом выделяется неприятный едкий запах.
а б
Рис.4 Горение исследуемых образцов:
а- образец натурального янтаря; б – образец имитации янтаря.
Электризуемость. Если образец из натурального янтаря потереть о шерстяную ткань и поднести к мелко нарезанной папиросной бумаге, то кусочки бумаги притягиваются к образцу, также ведут себя и тонкие шерстяные волокна. С образцами - имитацией этого не происходит. На рис.5 показано притяжение к наэлектризованному натуральному янтарю шерстяных волокон
Метод надреза. При проведении лезвием ножа полоски на поверхности образцов из натурального янтаря образуется мелкая крошка. На некоторых видах имитаций в подобных случаях получают закрученную стружку.
Жемчуг - органические отложения ( состав : 86-90% CaCO3; 12-6% органического вещества и вода) моллюсков в раковинах. Имеет небольшую твердость (2,5-4,5) и требует осторожного обращения. Выделяют натуральный (природный) жемчуг и культивированный , морской и речной. Жемчуг бывает разнообразной формы и цветов [ 2, с.202].
Качество жемчуга зависит от его формы и цвета, размера и блеска. Выше ценится правильная сферическая форма. Полукруглые жемчужины плоские с одной стороны называ-
ются «пуговицами», ассиметричные экземпляры – «барокко». Вес жемчужины измеряют в гранах (0,05г =0,25кар) или каратах. Ценность жемчужины определяют по схеме: вес возводится в квадрат и умножается на коэффициент ( от 1 до 40), учитывающий качество, размер, блеск и другие факторы, влияющие на цену.
Рис.5 Притяжение к наэлектризованному натуральному янтарю шерстяных волокон.
Обозначение «жемчуг» без добавлений может использоваться только для натурального жемчуга, культивированный жемчуг должен обозначаться как таковой. Различать натуральный и культивированный жемчуг очень важно, так как их цена сильно отличается.
Используются различные методы оценки качества изделий из жемчуга [3, с 85]: отскок от твердой поверхности (натуральный жемчуг со звонким стуком отскакивает от стекла, в отличие от культивированного); раздавливание о дерево (натуральный жемчуг при раздавливании о дерево остаeтся целым, а имитации крошатся и ломаются); облучение ( культивированный жемчуг при ультрафиолетовом облучении проявляет желтоватую люминесценцию, а в рентгеновских лучах – зеленую); определение плотности (плотность культивированного жемчуга выше 2,73, а у натурального чаще ниже этого значения); проверка внутренней структуры (у натурального жемчуга концентрически-зональное строение, у культивированного - иная структура, зависимая от вида ядра, состоящего из перламутра, толщина покрытия – 0,5мм); оценка блеска (покрытие культивированного пропускает свет сильнее, чем вещество натурального, и имеет восковой блеск; диаметр отверстия ( отверстие в культивированном жемчуге обычно больше по диаметру, а вокруг отверстия нередко видны сколы и заметна граница между оболочкой и ядром; окраска (жемчуг может окрашиваться красителями: черный жемчуг обрабатывается азотным серебром для улучшения однородности цвета, а натуральный редко бывает действительно черным, чаще – бронзовым, металлически-серым или сине-черным с иризацией; испытание на зуб ( зуб скользит по имитации и «цепляется» за шероховатую поверхность натурального жемчуга : на поверхности имитации отсутствуют линии слоев роста и зернистые структуры, присущие натуральному жемчугу).
Литература
1. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров.- Ростов н/ Д: Феникс, 2005.- 336с.
2. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров.- Ростов н/ Д: Феникс, 2003.-288с.
3. Дворова Н.В., Морозова Е.А., Муратов В.С. Анализ методов оценки качества ювелирных изделий из жемчуга. Материалы III научной международной конференции “ Современные проблемы науки и образования”. Современные наукоемкие технологии- М.: “ Академия Естествознания”, 2008, №4, с. 85-86.