Развитие рыночных отношений в Российской Федерации обусловило процессы регионализации отношений собственности, передачу имущественных прав на уровень отдельных субъектов государства. В связи этим, вопросы совершенствования системы управления региональной собственностью являются одним из важных аспектов политики повышения эффективности использования государственного имущества, где возникает необходимость отработки механизмов предпринимательской деятельности государства, его взаимоотношений с другими собственниками. Государство по отношению к предприятиям государственного сектора выступает в нескольких ролях: как хозяин, как институт, регулирующий правила игры рыночных сил, как выразитель и гарант общественных интересов, а иногда и как клиент, что вызывает конфликт интересов внутри самой системы государственного управления - конфликт интересов министерств и ведомств при управлении государственной собственностью. Практика реформ в России достаточно остро поставила вопрос о роли государства в экономике, масштабах государственного сектора, вопрос о структуре государственной собственности и т.д. Что соответственно требует дополнительного изучения проблемы эффективности управления государственной собственностью с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики, выявления инструментов реализации национальных интересов страны. В соответствии с этим, в современных условиях хозяйствования именно социальная направленность управления государственной собственностью и реализация данной стратегии становится одним из определяющих факторов успешного развития как региона, так и страны.
Объектом управления в экономической системе - процесс функционирования объектов собственности, рассматриваемый с точки зрения интересов собственника.
Для построения модели реформирования системы управления собственностью в регионах, предлагается использование концепции «жизненного цикла собственности», предложенный Ануприенко В.Ю., где жизненный цикл объекта собственности разбивается на ряд стадий: создание (приобретение), использование (т.е. управление) и отчуждение.[1] Причем, каждая из стадий имеет свои особенности управления. Данный подход позволяет осуществлять управление собственностью как целостным проектом, учитывать специфику различных объектов, определять специализацию органов управления. В настоящее время непосредственное руководство предприятиями государственного сектора осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (выполнение функций собственника при управлении государственными пакетами акций) и отраслевыми министерствами, которые управляют функциональной деятельностью унитарных предприятий и учреждений.
Анализ литературы по вопросам управления собственностью, проведенный автором, показал слабую стратегическую направленность управления государственной собственностью.[3] Несмотря на разнообразие схем формирования стратегий [5], цель разработки стратегии заключается в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития области на основе роста материального благосостояния. По мнению автора, наиболее приемлемая схема формирования стратегии управления государственной собственностью - корпоративная стратегия контроля результатов деятельности по классификации Р. Коха. Суть данной стратегии сводится к тому что, корпоративный центр (в нашем случае, органы исполнительной власти - Департамент имущественных отношений Тюменской области), осуществляет управление государственной собственностью путем контроля результатов деятельности через конкретные показатели доходности.
В подтверждении автор рассмотрел анализ управления государственной собственностью за 15 летний период с 1992г. по 2007г., осуществил сравнительный анализ поступления доходов от управления собственностью трех субъектов УрФО (Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный Округ (ХМАО), Свердловская область) за период 2003-2007 гг. Следует отметить, что управление государственной собственностью предполагает не только отношения собственности, возникающие по поводу владения, использования и распоряжения имуществом государственных унитарных предприятий (ГУП), а также арендные отношения, приватизационные процессы, и отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, обеспечение роста участников - работников во владении и управлении предприятиями.[2]
С учетом выше изложенного, можно отметить, что на современном этапе развития отношений собственности в России совершенствование управления государственной собственности возможно с позиции реализации корпоративной стратегии контроля результатов деятельности по показателям доходности.
С помощью методов регрессионного, корреляционного анализа, экономико-математического моделирования, наряду с экстраполяционным методом прогнозирования, с использованием количественных (натуральных, стоимостных) и качественных, абсолютных и относительных показателей, инструментов программы “Statistica 6.0”, автор определил основную проблему - низкая эффективность деятельности государственных унитарных предприятий. В итоге автор выделил сценарии развития предложенной стратегии управления государственной собственностью – инерционный и оптимистический с оценкой экономического эффекта.
Сравнение динамики доходов в бюджет от управления и распоряжения государственной собственности – прибыли ГУПов в Тюменской области (юг), ХМАО и Свердловской области за период 2003-2007гг., показывает, что отмечается незначительное, но стабильное поступление доходов от части прибыли ГУПов за исследуемый период в ХМАО и Свердловской области, а в Тюменской области неравномерное поступление средств в бюджет области, что, возможно, связывается с отсутствием стратегии управления государственной собственности ТО (рис. 1.).
Рис 1. Сравнение динамики доходов в областной бюджет от управления и распоряжения государственной собственности – прибыли ГУПов Тюменской области (юг) (ТО), ХМАО и Свердловской области (CО) за период 2003-2007гг.(%)[10]
Таким образом, сравнительный анализ данных доходов трех субъектов УрФО, показал необходимость оценки предложенной стратегии управления государственной собственностью ТО. Общая экономическая эффективность от предложенных мероприятий, реализующих задачу - сохранение государственной собственности Тюменской области в рамках стратегии управления государственной собственностью контроль показателей деятельности по доходу можно представить следующим видом (таблица 1.). Оценка стратегии управления государственной собственности Тюменской области по показателям доходов от управления государственной собственности была осуществлена по двум сценариям на период 2008-2009гг.: инерционный и оптимистический, которые позволяют определить положительный экономический эффект.
Таблица 1.
Оценка экономического эффекта
от реализации мероприятий по разным сценариям
Показатели |
Сценарий |
2008 г. |
2009 г. |
Доход от управления государственной собственностью по первому мероприятию (повышение арендной стоимости гос.обьектов) (тыс.рублей) |
Оптимистический сценарий
|
141981,83 |
152269,58 |
Доход от управления государственной собственностью по второму мероприятию (сокращение числа неприбыльных ГУПов) (тыс. рублей) |
6634,04 |
1658,51 |
|
Доход от управления государственной собственностью (тыс. рублей) |
Инерционный сценарий |
139212,8 |
144591,4 |
Экономический эффект от реализации мероприятий стратегии управления государственной собственности ТО (тыс. рублей) |
- |
9403,07 |
9336,69 |
Оптимистический сценарий реализации стратегии управления государственной собственности Тюменской области позволяет определить положительный экономический эффект выраженный в сумме 9403.07 тыс.рублей в 2008 году, и 9336,69 тыс. рублей в 2009 году. Эффективность управления государственной собственностью заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов.
Можно сделать вывод о том, что реализация стратегии управления государственной собственностью - это в основном практическая административная задача, включающая в себя следующие аспекты:
-совершенствование структуры управления государственной собственностью, посредством формирования и реализации стратегии;
-разработку плана, с конкретными мероприятиями, направляющие ресурсы в важнейшие направления для стратегического успеха, и оценка эффективности;
-проведение поддерживающей стратегии и введение практики постоянного совершенствования.
Управление государственной собственностью, на взгляд автора, можно определить как систему организационно-экономических отношений между различными субъектами по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, принципов и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.
Совершенствование управления государственной собственностью и реализации поддерживающей стратегии, возможно, по мнению автора, на основе использования концепции социального капитала, предполагающей использование ее основных элементов: «доверие, ценностные установки и переплетения социальных связей, или, по современной терминологии, социальные сети».[4, c.17] Автор придерживается определения социального капитала Ф. Фукуямы, утверждающего, что это «набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и делают возможным сотрудничество внутри этой группы» [8, с.30]., а также мнения ряда исследователей, считающих, что социальный капитал – это «качество социальных отношений» [7, c.262; 5, с. 20].
Обращение к социальному капиталу дозволяет, с одной стороны, включить в анализ сложную институциональную структуру социума, в которой неразрывно переплетены рыночный сектор экономики, совокупность отношений гражданского общества, деятельность государства, а с другой - привлечь внимание к ключевым аспектам социальных отношений. По мнению зарубежных исследователей, эти институты не могут быть убедительно встроены в модель, в основе которой - рациональный индивид, преследующий собственный интерес [9, с. 153-154]. Большинство авторов, изучающих социальный капитал, отмечают значимость сознательных усилий государства для его формирования, т.к. подчеркивается, что доверие к государственным структурам всегда было и остается решающим элементом запаса социального ресурса нации, когда речь идет о преодолении конфликтов и социальной изоляции. Кроме этого, возрастающая роль социального капитала в обеспечении конкурентоспособности страны выступает стимулом для диалога представителей бизнеса и государства о согласованных действиях для решения задач социального развития и создания благоприятного социального климата.
Таким образом, отмечая роль государства в формировании социального ресурса, необходимо учитывать выравнивание возможностей участия хозяйствующих субъектов в социально-экономической жизни региона, в частности, при управлении государственной собственностью. Следовательно, данный подход предполагающий целенаправленное развитие социального капитала при управлении государственной собственностью, на взгляд автора, актуален, и может рассматриваться как необходимый элемент решения социальных проблем региона.
Список литературы:
1. Ануприенко В.Ю. Управление государственной собственностью в системе региональной экономике. – М.: Экономика, 2007.- 249 с.
2. Балацкий Е. Особенности российской модели управления государственным сектором //Проблемы теории и практики управления -№2.-2002.-С.41-46.
3. Николаев И., Точилкина О. Стратегии и программы развития регионов.// Общество и экономика.-2006.-№7-8.-С.269-287.; Красникова Е. От единообразия к многообразию форм собственности.// Мировая экономика международные отношения.- 2007.-№8.-С.63-70; Липски С.А. Управление землепользованием и развитие земельно-информационных систем// Вестн.Моск.Ун-та.-2002.-№6.-С.83-100.; Кошкин Л.И. О повышении эффективности управления государственной собственностью в природно-ресурсном секторе экономики.// Менеджмент в России и зарубежом.-2006.-№3.-С.86-94.; Кошкин Л.И. Основные принципы, структура и механизмы системы государственного управления земельно-имущественными отношениями.// Менеджмент в России и зарубежом.-2007.-№3.-2007.-С.58-63.; Варнавский В. Концессионные формы правления государственной собственностью// Проблемы теории и практики управления.-2002.-№4.-С.65-71.
4. Соболева И.В. Социальный капитал или социальный ресурс // Экономические науки современной России.-2006.-№3(34).- С.16-29.
5. Тимофеев А.В. Некоторые особенности повышение конкурентоспособности крупных промышленных компаний //Менеджмент в России и зарубежом.-2004.-№5.-С.33-46.
6. Шихирев Н.П Природа социального капитала: социально-психологический подход //Общественные науки и современность. -2003.-№2. - С.19-28.
7. Boeck T., Fleming J. Social Policy – a Help or a drance to Social Capital // Social Policy and cieti, 2005, Vol. 4.- №3.- p.262.
8. Fukuyama F. The Great Disruption: Human Nature and Reconstitution of Social Order. N.Y.: Free Press, 1999.- р.30-36.
9. Woolcock M. Social Capital and Economic Development: Toward a Theoretical Synthesis and Policy Framework //Theory and Society.-1998.-Vol. 27.- р.153-154.
10. www. Admtuymen.ru. Официальный сайт администрации Тюменской области.