О роли информационно-аналитической культуры в информационно-аналитической деятельности сотрудников органов внутренних дел РФ: социологический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (2) февраль 2009 г.

Статья просмотрена: 1487 раз

Библиографическое описание:

Мальцева, И. В. О роли информационно-аналитической культуры в информационно-аналитической деятельности сотрудников органов внутренних дел РФ: социологический аспект / И. В. Мальцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 241-244. — URL: https://moluch.ru/archive/2/170/ (дата обращения: 17.12.2024).

Информационная профессия в органах власти  – это социальный конструкт, условная модель, которая формируется для удовлетворения потребностей системы в обобщении разнообразия направлений и видов информационной деятельности. С появлением необходимости постановки и реализации задач, требующих логики и  аналитического мышления в прогнозировании тенденций развития оперативной обстановки и проектировании моделей того или иного объекта исследования аналитика органов внутренних дел, такой род деятельности переходит в разряд информационно-аналитической работы. По мнению автора, здесь информационная культура сотрудника предполагает расширения границ своего определения и ставит во главе угла аналитическую компоненту своей структуры. Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки носят межпредметный характер. Однако они «отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки»,  - пишет А.М.Атаян. [1, с.44]. В связи с этим культура  аналитика не может быть определена как просто «информационная»,  она является «информационно-аналитической», сообразно одному из направлений профессиональной деятельности. Основание для подобного рода заключения предоставляет интеграция таких фундаментальных понятий как «информация» и «анализ», в силу информационной и аналитической природы исследовательского и управленческого процессов одновременно. Анализ (греч. αναλυση – разложение) заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний [7, с.13].  Категория «анализ» тесно связана с аналитикой, которая выполняет, прежде всего, задачу качественно-содержательного преобразования информации, основана на принципах обеспечения индивидуальной и коллективной мыслительной деятельности, позволяющих эффективно обрабатывать информацию с целью совершенствования качества имеющихся и приобретения новых знаний, а также подготавливать информационную базу для принятия оптимальных управленческих решений, функционально пересекаясь при этом с научной и управленческой деятельностью [4, с.18].

При  разработке  проблемы данного исследования мы обращаемся к отдельному фрагменту социальной реальности, социальной профессиональной общности, которая представлена сотрудниками системы правоохранительных органов РФ.   Современная российская нормативная база не имеет в своем арсенале единого законодательного акта или иного документа, в котором четко были бы прописаны как определение правоохранительных органов, так и полный перечень государственных органов и служб, относимых к правоохранительным. В теории используется широкое понятие правоохранительных органов, в нормативных актах – узкое. И на наш взгляд, такая позиция вполне обоснована, т.к. в теории, под объединение массы органов под шапкой «правоохранительные» ставит целью подробное рассмотрение и изучение всей надстройки правоохраны, созданной государством, а на практике – постановка и реализация узкого спектра конкретных задач правоохранительных органов. По мнению В.М. Фокина, система органов внутренних дел может пониматься как один из правоохранительных органов (система органов внутренних дел в узком смысле) или как находящаяся вне пределов системы правоохранительных органов (система органов внутренних дел в широком смысле). В систему органов внутренних дел в узком смысле слова (т.е. элемент правоохранительных органов) включают два элемента: милиции и внутренние войска. [8, с.5]. Объектом нашего социологического исследования являются сотрудники, органов внутренних дел (милиции), которые в той или иной мере связаны с осуществлением информационно-аналитической деятельности на федеральном, региональном и локальном  уровнях, хотя на организационные структуры федерального уровня мы преимущественно возлагаем образовательные,  рекомендательные, контрольные функции,  в соответствии со структурными особенностями и спецификой поставленных перед ними задач. Информационно-аналитическая культура данных сотрудников подлежит исследовательскому вниманию.

Итак, аналитическая работа в органах внутренних дел определяется как исследовательская познавательная деятельность по выявлению причинных связей, тенденций и закономерностей, охватывающая своим содержанием изучение и оценку информации о состоянии правопорядка и результатах практической деятельности органов внутренних дел, а также об условиях внешней среды, в которой эта деятельность протекает. Объектом информационно-аналитической работы является оперативная обстановка, представляющая собой совокупность значимых для функционирования системы МВД общественных реалий, характеризующих политико-правовые, экономические, техногенные, социокультурные, этнопсихологические и криминогенные условия, в которых осуществляется деятельность конкретного органа внутренних дел. Анализ потенциально актуальной для социума информации есть основная цель и суть информационно-аналитической деятельности. Главная направленность любого вида анализа состояния развития преступности в органах внутренних дел в конечном итоге - поиск путей повышения эффективности собственной работы, определения причин успехов и неудач. Являясь базой перспективного и текущего планирования, обеспечивая нужды оперативного руководства органами, позволяя своевременно вносить изменения в планы работы, дает возможность наиболее целесообразно использовать имеющиеся в распоряжении силы и средства, быстро принимать конкретные меры по улучшению оперативно-служебной деятельности, объективно оценивать результаты. Глубокий и всесторонний анализ информации о состоянии борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка помогает органам внутренних дел успешно воздействовать на устранение причин и условий, способствующих правонарушениям.

Социологические методы исследования информационно-аналитической культуры предполагают, что для социологического объяснения ее специфики требуется определить ее место в процессе осуществления информационно-аналитической деятельности в системе органов внутренних дел (в системе социальных институтов и отношений), где сотрудники-аналитики (профессиональные ресурсы информационной деятельности) выступают как члены тех или иных социальных общностей (профессиональных групп). Еще П.А.Сорокин подчеркивал особую важность социологического анализа профессиональной деятельности, а именно, изучения профессионального интеллектуального потенциала, который на сегодняшний день остается актуальным для многих теоретиков в различных сферах научной деятельности. Рассматриваемая тематика также глубоко изучена в работах Ф. Кнейчеля, Ю.Е. Аврутина, А.И. Каптерева, Н.В. Королева, Г.П. Кулика, Н.В. Лопатиной, А.В. Панова и других.

Однако, несмотря на бесспорную актуальность, важность роли изучаемого вида культуры для деятельности органов внутренних дел, малоизученность, специальных монографических работ по информационно-аналитической культуре специалистов-аналитиков на сегодняшний день нет. Некоторые аспекты рассматриваются в контексте проблем организации и совершенствования информационно-аналитической работы в целом (И.Н. Кузнецов, Н.А. Сляднева, Л.В. Чиркова), социологического измерения в информационном обеспечении управления органами внутренних дел (В.А. Ребрий). Имеются труды по осуществлению данной деятельности в органах безопасности (Е.И. Гаврюшин, И.Б. Линдер, В.И. Махинин), в которых косвенно затрагиваются особенности общей культуры специалиста-аналитика, о реализации педагогической аналитической деятельности (Ю.В. Дементьев,  М.А. Ковардакова, Н.А. Тоскина, В.М. Чайка), уделяется внимание информационной компетентности (О.Б. Зайчева, Н.Н. Масленникова, Н.Х. Насырова, А.М. Оробинский, О.Г. Смолянинова, А.В. Хуторской), компетентности в сфере осуществления информационно-аналитической деятельности (С.А. Бешенков, A.A. Кузнецов, Е.А. Ракитина) и ряд  иных работ, например, даже по техническим дисциплинам об особенностях информационно-аналитических систем и работы с базами данных в социологическом контексте (И.В. Васильев).

Безусловно, сложность содержательных характеристик и многообразие средовых факторов, детерминирующих функционирование органа внутренних дел и его деятельность, предъявляют особое требование к организации работы с разноплановой информацией и профессиональным качествам сотрудников информационно-аналитических отделений в современных условиях развития. Интенсивный рост преступности — показатель глубоких социальных проблем общества, требующих всестороннего исследования. Аналитикам в контексте социальных изменений приписывается ведущая роль в выявлении причинно-следственных связей, создании базы для принятия и реализации управленческого решения и прогнозе развития криминогенной обстановки в дальнейшем. Подробнее остановимся на этом.

Процессы принятия решений пронизывают всю деятельность органов внутренних дел. Именно на этом уровне социально значим квалифицированный анализ, который  позволяет правильно предсказать и оценить последствия многих решений. Множество видов анализа -  проблемный, системный, корреляционный, факторный, статистический, праксеологический, прогностический анализ и другие виды (их разновидности) могут использоваться, и во многих случаях применяются в информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел. Управленческие решения, принимаемые в ведомственных структурах, бывают и типовыми, повторяющимися (их называют еще стандартными), и нестандартными, требующими творческого подхода, но за результатами реализации каждого стоит жизнь и судьба граждан. Социальная ответственность сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей отражает склонность сотрудника придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм и отвечать за результаты их исполнения с большей общественной значимостью в сравнении с лицом иного социального статуса. Она охватывает и руководителей,  и подчиненных в процессе их деятельности. По мнению З.Баумана, основное противоречие в нашем обществе, в его расплавленной и децентрализованной стадии - это противоречие между способностью принять на себя ответственность и стремлением найти убежище, где не нужно отвечать за собственные действия. Жизнь среди множества конкурирующих ценностей, норм и стилей, без твердой и надежной гарантии своей правоты опасна, и за нее приходится платить высокую психологическую цену. Не удивительно, что привлекательность второй реакции, состоящей в том, чтобы скрыться от необходимости ответственного выбора, набирает силу [2, с. 228-229]. Данное утверждение известного социолога справедливо можно отнести и к органам внутренних дел.

Конечно, принятие решений всегда несет в себе субъективный элемент, отпечаток личности. В идеале полезные правила работы с вариантами принимаемых решений должны возникать из анализа ситуаций и накладываться на собственный опыт [3]. Аппарат готовит ряд вариантов, собирает оценки, окончательный выбор того или иного пути остается за руководителем, но высокая доля ответственности перед обществом лежит на всем личном составе подразделения, который представляет для реализации то или иное решение. Во избежание социально опасных последствий, руководитель должен в полной мере использовать продукты информационно-аналитического труда, а не  полагаться на интуицию.

Как ранее отмечено, информационный аналитик в органах внутренних дел  – не просто должность, это социально значимая профессия. Данный род деятельности способен оказывать влияние на протекание социальных процессов в обществе, менять их ход,  позволяет проводить мониторинг криминогенной обстановки, выполняет функции предвидения и прогнозирования, а также в той или иной мере осуществлять контроль и планировать комплекс организационно-практических мер для совершенствования системы управления силами и средствами. Здесь информационная деятельность служит фактором информационного развития системы, а информационная культура «порождает» информационно-аналитическую культуру.

«Современная информационная аналитика – сложная комплексная деятельность, опирающаяся как на естественный интеллект, так и на компьютерные технологии оперирования информационными массивами, методы математического моделирования процессов и т. п.». [5]. Привлечение серьезного внимания к информационно-аналитической составляющей оперативно-служебной деятельности является показателем высокого уровня информационного развития подразделения, что находит выражение в осознании потребности в профессиональном, более качественном выполнении информационно-аналитической деятельности. Без сомнения, это является катализатором научных, практических, образовательных процессов в информационной сфере государственных правоохранительных структур и демонстрируют новые направления информационной деятельности, новые формы отношения «личность – общество – информация». По мнению Ф.Уэбстера, что для подлинного знания, что такое информационное общество, мы обязаны изучить, какой вид информации претерпел особо быстрый рост. Кто производит этот вид информации, для каких целей, с какими последствиями? [6, с.37]. Безусловно, это касается и социально-информационных процессов, происходящих в системе МВД России.

Кроме того, изучение во взаимосвязи информационной и аналитической составляющей информационной культуры дает более четкое, отвечающее требованию времени, представление о профессиональной компетентности специалиста, сочетающего информационные и управленческие функции. Уровень информационной культуры без выраженной аналитической составляющей не может выступать полноценной характеристикой профессиональной подготовки сотрудника-аналитика.

Существенную роль информационно-аналитическая культура сотрудников органов внутренних дел играет и при осуществлении координационной деятельности правоохранительных органов, т.к. информационное обеспечение координации осуществляется на основе качественных результатов анализа  всех правоохранительных органов (в частности, милиции РФ) о состоянии, структуре, динамике преступности; информации об обстоятельствах, способствующих преступным проявлениям, а также о результативности мер борьбы с ними; данных статистического и оперативного учетов.

Информационно-аналитическая культура, являясь видом информационной культуры, может быть изучена как объект социологии, т.к. она  - именно та разновидность информационной культуры, непосредственно связанная с процессом информатизации общества, которая интегрирует интеллектуальные, творческие начала личности и способствует отслеживанию происходящих социальных изменений на каждом этапе общественного развития,  а также определяет уровень информационной культуры специалиста в области информационно-аналитической деятельности, его профессиональной компетентности. Данный вид культуры ярко показывает социальную направленность информационно-аналитической работы в органах внутренних дел и деятельности органов исполнительной власти, непосредственно связанной с обеспечением социального порядка и безопасности граждан РФ.

Автор выделяет следующие характерные черты информационно-аналитической культуры сотрудников органов внутренних дел: информационно-аналитическая культура является продуктом информатизации органов внутренних дел, результатом происходящих процессов профессионализации информационного пространства в рамках ведомственной структуры; информационно-аналитическая культура имеет тотальный характер,  все информационные отношения на исследуемом уровне пронизаны информационно-аналитической культурой; информационно-аналитическая культура характеризует информационную культуру сотрудника, но не сводится к ней; информационно-аналитическая культура фиксирует связь информационной и аналитической культур в информационных процессах в органах внутренних дел; информационно-аналитическая культура закрепляет стабильные стороны опыта анализа информации и предшествующих ему стадий работы с информационными ресурсами общества для реализации целей, стоящих перед органами внутренних дел.

Социологическое изучение информационно-аналитической культуры, на наш взгляд,  включает в себя  теоретический и эмпирический уровни, которые позволяют рассматривать ее и как теоретический объект, и как реальный эмпирический факт. Вполне обоснованно применяются разные подходы к ее исследованию. Вместе с тем, несмотря на междисциплинарные различия научного знания, на которые опирается автор в процессе описания роли информационно-аналитической культуры сотрудников органов внутренних дел, их объединяют общие научные представления, связанные с проблемой понимания терминов, входящих как в вербальное определение информационно-аналитической культуры, так и в интерпретацию структурных элементов данного вида культуры в процессе дальнейшего исследования.

Социологическое исследование особенностей профессиональной деятельности, развития информационной культуры сотрудников органов внутренних дел позволяет подойти к решению большого числа проблем, имеющих профессиональную и социальную значимость, выступает действенным фактором в принятии управленческих решений. В связи с этим, понимание роли информационно-аналитической культуры сотрудников органов внутренних дел позволяет получить достаточно важные выводы и интересные результаты, имеющие теоретическую и практическую значимость при решении вопросов организации управления личным составом, для формирования и развития личности сотрудника органов внутренних дел, совершенствования информационно-аналитической деятельности органов внутренних дел в вопросах обеспечения законных прав, интересов и свобод граждан на современном этапе развития социума.

 

Список литературы

 

1. Атаян А.М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества. – М., 2004.

2. Бауман З. Текучая современность. – СПб., 2008.

3. Махинин В.И. (Махинин В.И.Основы управления в органах безопасности. -  М., 2001) достаточно подробно описал технологию управления, выраженную в формировании, применении и оценке  управленческих решений, методику кадрово-ресурсного управления,  а также  прикладные основы управления – непосредственно, сам анализ.

4. Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы //Информационные ресурсы России. — 2001. — № 2.

5. Сляднева Н.А. Информационная аналитика – эзотерическое искусство или современная профессия? [Электронный ресурс]. Электронная статья. – Режим доступа: // http://www.fact.ru/www/arhiv7s6.htm. - 25.07.2003. - Загл. с экрана.

6. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М, 2004. 

7. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдиной. Изд. Второе. М, 1968.

8. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. – М., 2001.

 

Основные термины (генерируются автоматически): дело, Информационно-аналитическая деятельность, орган, информационно-аналитическая культура, система органов, информационная деятельность, информационная культура, информационно-аналитическая работа, информационно-аналитическая культура сотрудников органов, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос