После распада СССР, вновь образовавшимся государствам, в том числе и Республике Беларусь пришлось практически заново создавать систему законодательства своего уже суверенного государства. Одним из самых актуальных направлений этой работы, стало формирование системы обеспечения безопасности государства.
Предметом рассмотрения в статье является система допуска к государственным секретам в Республике Беларусь. В настоящее время в республике деятельность по защите государственных секретов регламентируют более 25 законов, среди которых особо следует отметить «О государственных секретах» [1], от 29 ноября 1994 г. № 3410-ХII, «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 3 декабря 1997 г. N 102-З [2],, «Уголовный кодекс Республики Беларусь» от 9 июля 1999 г. N 275-З [3],, «Об оперативно-розыскной деятельности» [4],, "О государственной службе в Республике Беларусь" от 14 июня 2003 г. № 204-З [5].
Во время работы над статьей автор использовал только открытые источники: Конституцию Республики Беларусь, законы, Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Правительства Республики Беларусь, статьи различных авторов. По понятным причинам, большинство ссылок содержит соответствующие адреса в сети Интернет.
Под информацией ограниченного доступа в республике понимаются государственные секреты, т.е. сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Что касается перечня сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь, то он определен как совокупность категорий сведений в области экономики, политики, экологии, оперативно-розыскной деятельности, военной сфере и других жизненно важных сферах деятельности, несанкционированное распространение которых создает или может создать угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Законодатель учел опыт работы советской системы защиты информации с ограниченным доступом и подразделил государственные секреты на две категории: государственная тайна и служебная тайна.
Существенной мерой защиты государственных секретов является порядок допуска к ним лиц, которым она необходима для выполнения соответствующих функций. Прежде всего, этот порядок регламентируется Законом Республики Беларусь «О государственных секретах» и Положением о порядке предоставления допуска физическим лицам к государственным секретам, утвержденном Постановлением Совета министров Республики Беларусь 10 апреля 2004 года № 400[6].
Закон «О государственных секретах» ограничивает возможность физических лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, на доступ к государственным секретам со степенями секретности особой важности и совершенно секретно, за исключением лиц, достигших семнадцатилетнего возраста и поступивших в учебные заведения, где для обучения необходим доступ к государственным секретам. Также основанием для отказа в допуске физическому лицу к государственным секретам будет:
- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным;
- возбуждение в отношении его уголовного дела по обвинению в разглашении государственной тайны;
- наличие у него заболевания, препятствующего работе с государственными секретами, согласно перечню, утвержденному Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 марта 2001 г. N 13 [7];
- уклонение его от проверочных мероприятий;
- сообщение им заведомо ложных анкетных данных;
- выявление в результате проверочных мероприятий, проводимых в отношении проверяемого, деяний, содержащих признаки тяжкого и (или) особо тяжкого преступлений.
В соответствии с положением о порядке выдачи медицинских документов, подтверждающих отсутствие заболеваний, препятствующих работе с государственными секретами для получения медицинского документа, гражданин самостоятельно обращается в соответствующее учреждение здравоохранения Республики Беларусь. При этом представление паспорта, военного билета и запроса соответствующего учреждения обязательно. На взгляд автора, имеющиеся в этой процедуре признаки ограничения права на тайну частной жизни, защиту персональных данных и доступ к информации, затрагивающей права и свободы человека, вполне объяснимы. Данное ограничение прав человека позволяет государству не допустить ознакомление с секретными документами лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и не имеющими возможности контролировать свои действия и поступки.
В допуске к государственным секретам может быть отказано на основании:
- наличия неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления либо в случае, если возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении такого преступления;
- постоянного проживания за границей или оформления документов для выезда на постоянное место жительства в другое государство, за исключением тех государств, с которыми Республика Беларусь имеет договор о совместном использовании и защите государственных секретов (это Россия и Украина).
В соответствии с Положением о порядке предоставления допуска физическим лицам к государственным секретам, допуск к государственным секретам физическому лицу предоставляется в связи с: назначением на должность, связанную с необходимостью доступа к государственным секретам; изменением должностных обязанностей, вследствие чего возникла необходимость доступа к государственным секретам; проведением совместных и иных работ с юридическим лицом, использующим в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты, в случае необходимости доступа физического лица к таким сведениям. Назначение на должность, связанную с необходимостью доступа к государственным секретам, без предоставления допуска, а также привлечение к выполнению совместных и иных работ, связанных с необходимостью доступа к государственным секретам, не допускается, за рядом исключений, к которым относятся: Президент Республики Беларусь (с момента вступления в должность); Премьер-министр Республики Беларусь и судьи (с момента назначения на должность); депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (с момента признания их полномочий). Участники уголовного, гражданского, административного процессов, кроме судей, получают без оформления допуска доступ к материалам дел, содержащим государственные секреты, на период участия в этих делах в порядке и объеме, предусмотренных процессуальным законодательством Республики Беларусь. Особый порядок доступа к государственным секретам установлен для иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей в Указе Президента Республики Беларусь «О порядке доступа к государственным секретам иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей» от 12 июня 2006 г. № 389 [8].
Оформление допуска граждан (согласно статье 23 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах») предусматривает:
- письменное согласие на проведение в отношении его органами государственной безопасности Республики Беларусь проверочных мероприятий;
- письменное согласие на частичные временные ограничения его прав и принятие на себя в связи с этим соответствующих обязательств перед государством;
- ознакомление с актами законодательства Республики Беларусь о государственных секретах, а также с нормативными правовыми актами, предусматривающими ответственность за нарушение законодательства о государственных секретах;
- принятие обязательства перед государством по выполнению установленных актами законодательства Республики Беларусь требований в сфере защиты государственных секретов;
- определение видов и размеров компенсаций за ограничение его прав, установление порядка предоставления компенсаций;
- принятие руководителем юридического лица решения о допуске физического лица к государственным секретам.
В целях получения данных, необходимых для принятия решения о допуске проверяемого лица к государственным секретам, могут осуществляться следующие оперативно - розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности. Следует отметить, что законодатель для принятия решения о допуске проверяемого лица к государственным секретам исключил проведение таких мероприятий как: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
После согласования с органами государственной безопасности Республики Беларусь допуска физического лица руководитель юридического лица в пятидневный срок заключает с физическим лицом договор о допуске к государственным секретам и оформляет предоставление допуска физическому лицу распоряжением.
Закон «О государственных секретах» устанавливает общие рамки ограничений прав человека и гражданина, связанных с оформлением ему допуска к государственной тайне. Конкретизация ограничений дается в подзаконных актах, среди которых выделяются Указы Президента Республики Беларусь «Об утверждении перечня государственных органов и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите» от 9 июля 2003 г. № 300, «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь» 6 апреля 1999 г. N 195, «О дополнительных мерах по упорядочению обращения с государственными секретами в государственных органах и организациях» от 15 февраля 2000 г. № 57, «О вопросах внешней разведки» от 25 марта 2003 г. № 116 [9],, «О порядке доступа к государственным секретам иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей» от 12 июня 2006 г. № 389, «Об утверждении Перечня сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь» от 12.04.2004 г. № 186, «Об утверждении Положения о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь» от 18 ноября 2004 г. № 566, «Об утверждении положения о порядке направления в служебные командировки за границу» от 13 июня 2005 г. № 274, «О некоторых мерах по совершенствованию работы с кадрами в системе государственных органов» от 2 ноября 2000 г. № 577 [10],. Кроме этого, указанный вопрос регламентируют Постановления Совета министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке предоставления допуска физическим лицам к государственным секретам» 10 апреля 2004 г. № 400, «Об утверждении Положения о секретных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах» от 2 июля 2003 г. № 900 [11].
Система допуска к государственным секретам в республике Беларусь во многом копирует систему, действующую в Российской Федерации, но отличные от нее элементы позволяют говорить о формировании собственной системы защиты государственных секретов без слепого копирования российских нормативных правовых актов.
Библиография
1. http://www.pravoby.info/documentf/part2/aktf2751.htm
2. http://security.software-testing.ru/wiki/RBZakonObOrganaxGosBezopasnosti
3. http://pravo.kulichki.com/vip/uk/index.htm
4. http://kgb.by/legaltexts/act02/
5. http://www.pravoby.info/documentb/part6/aktb6920.htm
6. http://www.kgb.by/download_files/law/secret_3.rtf
7. http://www.med.by/Normativ/post13_2001.htm
8. http://www.pravoby.info/documenta/part1/akta1444.htm
9 http://www.pravoby.info/documentb/part8/aktb8063.htm
10 http://www.pravoby.info/documentc/part9/aktc9295.htm
11. http://www.pravoby.info/documentb/part6/aktb6619.htm