Трудовая деятельность работников в период экономических, технологических и социальных изменений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (2) февраль 2009 г.

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Пьянкова, С. Г. Трудовая деятельность работников в период экономических, технологических и социальных изменений / С. Г. Пьянкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 245-246. — URL: https://moluch.ru/archive/2/117/ (дата обращения: 19.11.2024).

 «Я впервые употребил термин «шок будущего» («футурошок»)

 для описания разрушительного стресса и дезориентации,

которые вызывают у индивидов слишком большие перемены,

происходящие за слишком короткое время…».

 

 Э. Тоффлер, журнал «Horizon», 1965 г.

 

Американским социологом и футурологом Элвином Тоффлером в одноименном труде, вышедшем в 70-х годах прошлого столетия, введён термин «футурошок» – шок будущего, а точнее, от будущего. Это психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные трансформацией экономического положения, ускорением темпов технологического и социального прогресса. С таким состоянием сталкивается каждый человек, в частности, в его трудовой деятельности. Сегодня «шок будущего» становится для многих жителей небольших городов и мегаполисов их «настоящим», теми условиями, в которых им приходится жить и работать. Одними из предпосылок возникновения футурошока в России в настоящее время являются:

 - усиление нестабильности мировой финансовой системы,

- компьютерная или информационная революция,

- реализация технологических нововведений,

- реструктуризация промышленных предприятий,

Остановимся поподробнее на указанных моментах.

1. При наступлении мирового финансового кризиса оказалось, что у населения России после эпохи стабильности практически не выработаны механизмы психологической перестройки, не развита  инициатива человека по переадаптации. У населения России возникла депрессия, футурошок  от возникшей ситуации, от снижения их личной финансовой платежеспособности. Развитие футурошока усугубляют такие факторы, как: негативная информационная волна о сокращениях персонала, простоях цехов, закрытии приема на предприятиях, росте безработицы, сокращенном режиме работы, девальвации рубля, грядущей криминализации, амнистии заключенных, приостановках обучения в вузах на платной основе и т.д.

Каковы же причины столь низкой защитной реакции населения? Возможно, в условиях стабильности у людей развилось потребительское отношение к работодателю, к условиям жизни. Люди привыкли к кредитам, ипотеке, развитию принципа «сразу все, а потом расплачусь или докажу». Последний принцип, к сожалению, касается не только условий жизни, но также и карьеры. Например, молодые специалисты претендуют на высокую должность и заработную плату, при этом, никак не подтверждая свою компетентность, более того, зачастую даже не зная  «азов» своей профессии. В связи с этим в ближайшем будущем возможно необходимо будет рассмотреть изменение ценностей профессий в трудовом стаже в разрезе обязательных рабочих должностей.

Конечно, указанные тенденции характерны и для Свердловской области. Какие же меры запланированы и уже предпринимаются в условиях кризиса на Среднем Урале? Министерством промышленности совместно с  Министерством экономики и труда Свердловской области создан сайт вакансий, размещаются информационные листы в службах занятости, проблема кадров в условиях кризиса живо освещается в СМИ.

В ближайшем будущем возникает необходимость разработки механизмов по адаптации не только к происходящим изменениям, но и к ожидаемым, а также проработки способов оптимизации этой адаптации.

2. Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни, их нередко называют «компьютерной» или «информационной»  революцией. Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить им достойное место в этом обществе.

Сегодня яркими примерами нарастания тенденции информатизации общества являются: распространение компьютеров на рабочих местах, в образовательных учреждениях; развитие сотовой связи; введение информационных сетей между предприятиями и т.д.

По мнению американского социолога У. Мартина, современное общество можно назвать «информационным», поскольку для него характерно, во-первых, то, что информация начинает играть ключевую роль в экономике в качестве ресурса, товара, источника добавленной стоимости и занятости; и, во-вторых, широкое применение информационных технологий в производстве, в системе образования, в быту.

Жизнь в «информационном» обществе усиливает состояние футурошока. Нередко можно наблюдать, как при освоении компьютерной грамоты у людей возникает стресс, а у старших поколений вообще отторжение. Но умение работать с компьютером на сегодня является необходимостью. Можно констатировать, что от уровня адаптации к прогрессирующим изменениям информационных программ и технологий во многом зависят экономический рост, повышение жизненного уровня и т.д. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Процесс информатизации, по У. Мартину, представляет собой силу, которая трансформирует жизнь целых сообществ, способствует перестройке самого «контекста отношений между людьми».

3. В ситуации острой конкурентной борьбы в среде современных предприятий требование уделять внимание не только введению технологических новинок, но и систематической подготовке и переподготовке персонала для работы на новом оборудовании, становится особенно  актуальным.

Так, сегодня стратегической целью большинства металлургических градообразующих предприятий является реализация прогрессивных технологических нововведений, позволяющих  сократить себестоимость производства и повысить качество выпускаемой продукции. Например, долгосрочные инвестиционные стратегии градообразующих предприятий черной металлургии включают интенсификацию конвертерного и электросталеплавильного производства, значительную модернизацию оставшегося мартеновского производства, расширение применения современных методов внепечной обработки, полный переход на технологию непрерывной разливки стали, отказ от слябовой (блюминговой) прокатки, и т.д. Однако не надо забывать, что эти нововведения требуют соответствующей профессиональной подготовки, так как автоматизируются многие процессы, сокращаются временные рамки изготовления изделий, повышается оперативность решений и т.д. Например, если выплавка стали в прежних мартеновских печах ОАО «Северского трубного завода» составляла 12 часов, то в новой дуговой сталеплавильной печи завода она составляет всего час. То есть после приобретения новой технологии изменились режим и интенсивность работы персонала. Естественным следствием стало то, что в процессе обучения, стажировки и освоения дуговой сталеплавильной печи у работников возникало состояние стресса или, говоря языком Тоффлера,  состояние «футурошока». Важную роль в аннулировании данного состояния сыграла психологическая подготовка персонала на всем протяжении внедрения новой технологии: регулярные обращения руководства к персоналу, информационные статьи, беседы и т.д.

Нужно также отметить, что в данных условиях возникает необходимость непрерывного и систематического обучения персонала предприятий. Одной из главных стратегий образовательной подготовки персонала на современных предприятиях должен стать принцип Болонской системы - «образование через всю жизнь». Данный принцип требует от персонала предприятия постоянного освоения новых технологий, и, как следствие, повышения квалификационного уровня работников.

В этой связи руководству предприятий перед внедрением новых технологий будет целесообразно детально проанализировать разделы бизнес-плана, включающие обучение, психологическую подготовку и адаптацию персонала.

4. В настоящее время на многих промышленных предприятиях проводятся процессы реструктуризации. В случае создания неаффилированных предприятий, снижается численность работающих, соответственно, улучшаются экономические и финансовые показатели, происходит снижение расходов заводов за услуги выделенных подразделений.

Можно сказать, что состояние «футурошока» возникает у людей при переводе в выведенное непрофильное предприятие, чаще всего вследствие отсутствия информационных листов, частных бесед, собраний с участием руководства предприятия, а также сокрытия информации о бизнес-плане нового предприятия, потери социальных льгот, и т.д.

Возможно, что путями для вывода «переведенного» персонала из состояния футурошока могут служить такие мотивирующие факторы как: карьерный рост, более высокая заработная плата, сохранение социальных льгот, установление гарантий работнику, выплата дополнительных пособий при переводе в созданное непрофильное предприятие и т.д.

Например, ОАО «Северский трубный завод» работникам при переводе в выведенные непрофильные предприятия сохранил непрерывный стаж и все права, указанные в коллективном договоре предприятия.

Таким образом, в современных условиях необходимо, чтобы явление футурошока, вызванное столкновением сознания человека с радикальными изменениями, происходящими в окружающей среде, и, связанными, в первую очередь, с его трудовой деятельностью, попадало в поле зрения руководства предприятий, более того принимались необходимые меры по выявлению   источников  возникновения и устранения результатов этого явления.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, дуговая сталеплавильная печь, население России, Свердловская область, трудовая деятельность, условие жизни, условие кризиса.


Ключевые слова

предприятие, трудовая деятельность, Свердловская область, дуговая сталеплавильная печь, население России, условие жизни, условие кризиса

Похожие статьи

Задать вопрос