«Я впервые употребил термин «шок будущего» («футурошок»)
для описания разрушительного стресса и дезориентации,
которые вызывают у индивидов слишком большие перемены,
происходящие за слишком короткое время…».
Э. Тоффлер, журнал «Horizon», 1965 г.
Американским социологом и футурологом Элвином Тоффлером в одноименном труде, вышедшем в 70-х годах прошлого столетия, введён термин «футурошок» – шок будущего, а точнее, от будущего. Это психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные трансформацией экономического положения, ускорением темпов технологического и социального прогресса. С таким состоянием сталкивается каждый человек, в частности, в его трудовой деятельности. Сегодня «шок будущего» становится для многих жителей небольших городов и мегаполисов их «настоящим», теми условиями, в которых им приходится жить и работать. Одними из предпосылок возникновения футурошока в России в настоящее время являются:
- усиление нестабильности мировой финансовой системы,
- компьютерная или информационная революция,
- реализация технологических нововведений,
- реструктуризация промышленных предприятий,
Остановимся поподробнее на указанных моментах.
1. При наступлении мирового финансового кризиса оказалось, что у населения России после эпохи стабильности практически не выработаны механизмы психологической перестройки, не развита инициатива человека по переадаптации. У населения России возникла депрессия, футурошок от возникшей ситуации, от снижения их личной финансовой платежеспособности. Развитие футурошока усугубляют такие факторы, как: негативная информационная волна о сокращениях персонала, простоях цехов, закрытии приема на предприятиях, росте безработицы, сокращенном режиме работы, девальвации рубля, грядущей криминализации, амнистии заключенных, приостановках обучения в вузах на платной основе и т.д.
Каковы же причины столь низкой защитной реакции населения? Возможно, в условиях стабильности у людей развилось потребительское отношение к работодателю, к условиям жизни. Люди привыкли к кредитам, ипотеке, развитию принципа «сразу все, а потом расплачусь или докажу». Последний принцип, к сожалению, касается не только условий жизни, но также и карьеры. Например, молодые специалисты претендуют на высокую должность и заработную плату, при этом, никак не подтверждая свою компетентность, более того, зачастую даже не зная «азов» своей профессии. В связи с этим в ближайшем будущем возможно необходимо будет рассмотреть изменение ценностей профессий в трудовом стаже в разрезе обязательных рабочих должностей.
Конечно, указанные тенденции характерны и для Свердловской области. Какие же меры запланированы и уже предпринимаются в условиях кризиса на Среднем Урале? Министерством промышленности совместно с Министерством экономики и труда Свердловской области создан сайт вакансий, размещаются информационные листы в службах занятости, проблема кадров в условиях кризиса живо освещается в СМИ.
В ближайшем будущем возникает необходимость разработки механизмов по адаптации не только к происходящим изменениям, но и к ожидаемым, а также проработки способов оптимизации этой адаптации.
2. Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни, их нередко называют «компьютерной» или «информационной» революцией. Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить им достойное место в этом обществе.
Сегодня яркими примерами нарастания тенденции информатизации общества являются: распространение компьютеров на рабочих местах, в образовательных учреждениях; развитие сотовой связи; введение информационных сетей между предприятиями и т.д.
По мнению американского социолога У. Мартина, современное общество можно назвать «информационным», поскольку для него характерно, во-первых, то, что информация начинает играть ключевую роль в экономике в качестве ресурса, товара, источника добавленной стоимости и занятости; и, во-вторых, широкое применение информационных технологий в производстве, в системе образования, в быту.
Жизнь в «информационном» обществе усиливает состояние футурошока. Нередко можно наблюдать, как при освоении компьютерной грамоты у людей возникает стресс, а у старших поколений вообще отторжение. Но умение работать с компьютером на сегодня является необходимостью. Можно констатировать, что от уровня адаптации к прогрессирующим изменениям информационных программ и технологий во многом зависят экономический рост, повышение жизненного уровня и т.д. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Процесс информатизации, по У. Мартину, представляет собой силу, которая трансформирует жизнь целых сообществ, способствует перестройке самого «контекста отношений между людьми».
3. В ситуации острой конкурентной борьбы в среде современных предприятий требование уделять внимание не только введению технологических новинок, но и систематической подготовке и переподготовке персонала для работы на новом оборудовании, становится особенно актуальным.
Так, сегодня стратегической целью большинства металлургических градообразующих предприятий является реализация прогрессивных технологических нововведений, позволяющих сократить себестоимость производства и повысить качество выпускаемой продукции. Например, долгосрочные инвестиционные стратегии градообразующих предприятий черной металлургии включают интенсификацию конвертерного и электросталеплавильного производства, значительную модернизацию оставшегося мартеновского производства, расширение применения современных методов внепечной обработки, полный переход на технологию непрерывной разливки стали, отказ от слябовой (блюминговой) прокатки, и т.д. Однако не надо забывать, что эти нововведения требуют соответствующей профессиональной подготовки, так как автоматизируются многие процессы, сокращаются временные рамки изготовления изделий, повышается оперативность решений и т.д. Например, если выплавка стали в прежних мартеновских печах ОАО «Северского трубного завода» составляла 12 часов, то в новой дуговой сталеплавильной печи завода она составляет всего час. То есть после приобретения новой технологии изменились режим и интенсивность работы персонала. Естественным следствием стало то, что в процессе обучения, стажировки и освоения дуговой сталеплавильной печи у работников возникало состояние стресса или, говоря языком Тоффлера, состояние «футурошока». Важную роль в аннулировании данного состояния сыграла психологическая подготовка персонала на всем протяжении внедрения новой технологии: регулярные обращения руководства к персоналу, информационные статьи, беседы и т.д.
Нужно также отметить, что в данных условиях возникает необходимость непрерывного и систематического обучения персонала предприятий. Одной из главных стратегий образовательной подготовки персонала на современных предприятиях должен стать принцип Болонской системы - «образование через всю жизнь». Данный принцип требует от персонала предприятия постоянного освоения новых технологий, и, как следствие, повышения квалификационного уровня работников.
В этой связи руководству предприятий перед внедрением новых технологий будет целесообразно детально проанализировать разделы бизнес-плана, включающие обучение, психологическую подготовку и адаптацию персонала.
4. В настоящее время на многих промышленных предприятиях проводятся процессы реструктуризации. В случае создания неаффилированных предприятий, снижается численность работающих, соответственно, улучшаются экономические и финансовые показатели, происходит снижение расходов заводов за услуги выделенных подразделений.
Можно сказать, что состояние «футурошока» возникает у людей при переводе в выведенное непрофильное предприятие, чаще всего вследствие отсутствия информационных листов, частных бесед, собраний с участием руководства предприятия, а также сокрытия информации о бизнес-плане нового предприятия, потери социальных льгот, и т.д.
Возможно, что путями для вывода «переведенного» персонала из состояния футурошока могут служить такие мотивирующие факторы как: карьерный рост, более высокая заработная плата, сохранение социальных льгот, установление гарантий работнику, выплата дополнительных пособий при переводе в созданное непрофильное предприятие и т.д.
Например, ОАО «Северский трубный завод» работникам при переводе в выведенные непрофильные предприятия сохранил непрерывный стаж и все права, указанные в коллективном договоре предприятия.
Таким образом, в современных условиях необходимо, чтобы явление футурошока, вызванное столкновением сознания человека с радикальными изменениями, происходящими в окружающей среде, и, связанными, в первую очередь, с его трудовой деятельностью, попадало в поле зрения руководства предприятий, более того принимались необходимые меры по выявлению источников возникновения и устранения результатов этого явления.