Тенденции развития правового регулирования деятельности коммерческих организаций с участием (долей) иностранного капитала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 31.03.2018

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Новичкова, А. С. Тенденции развития правового регулирования деятельности коммерческих организаций с участием (долей) иностранного капитала / А. С. Новичкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 193-197. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49024/ (дата обращения: 27.04.2024).



В работе исследуются основные современные тенденции развития правового регулирования деятельности коммерческих организаций с участием иностранного капитала. Выявляются существующие проблемы, требующие решения и анализируются причинно-следственные связи, а также в результате ретроспективного анализа формируется понимание предыдущих стадии развития. На основе результатов исследования предложены возможные варианты решения существующих проблем и как следствие, способы создания факторов, способствующих формированию положительного инвестиционного климата.

Ключевые слова: коммерческие организации с участием иностранного капитала, корпоративное право, инвестиционный климат.

Одним из фундаментальных факторов, которые имеют ключевое влияние на сферу инвестиционной деятельности в каждом государстве является система законодательства, определяющая национальный правовой режим деятельности в сфере инвестиций и регламентирующая принципы взаимодействия между иностранными инвесторами, государственными организациями и другими субъектами сферы экономических отношений. По предположению А. Г. Богатырева, правовое регулирование отношений в сфере иностранных инвестиций отражает объективный и взаимозависимый характер инвестиционных процессов, а также внутреннюю и внешнюю инвестиционную политику государства. Таким образом, правовое регулирование является системой регулирования отношений сфере инвестиций как отношений собственности во внутреннем и международном праве [1, С. 36].

Общеправовой фундамент в регулировании деятельности в сфере инвестиций в России образует системой действующих законодательных и подзаконных актов. Стоит прежде всего упомянуть, что инвестиционная деятельность основывается на правовых основаниях, вытекающих из Конституции РФ, которые вытекают из положений ст.ст. 8, 34,35,46,71,72, 74, 114 Конституции РФ [2].

Кроме того, данная система также включает в себя: комплексные законодательные акты, которые устанавливают основные принципы правового регулирования инвестиционной деятельности в России и носят универсальный характер, либо комплексно регулируют экономические отношения в различных сферах и отраслях национального законодательства, такие как Гражданский кодекс РФ, система актов налогового законодательства, Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза, Федеральные законы от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности», (ред. от 13.06.2015) г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (ред. от 05.04.2016 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395–1 «О недрах» (ред. от 30.09.2017 г.) и др. также стоит упомянуть предметные или рамочные законодательные акты, которые специально были ориентированы на регулирование правового режима деятельности в сфере инвестиций, например, федеральные законы от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017),. N 57-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.) «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и др. В названную систему также необходимо включить правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и ведомственные нормативные акты, призванные урегулировать порядок деятельности иностранных инвесторов в России.

Прогресс развития национального законодательства в сфере инвестиций был особо заметен в период конца 1990-х начала 2000-х. Названный этап характеризуется либеральной направленностью во внешнеэкономической деятельности и значительной ролью государства при осуществлении политики, связанной с инвестиционной деятельностью; следует сказать, что вообще в этот период в России происходит формирование основных принципов современной предпринимательской деятельности, в том числе, идёт активная рецепция различных способов и методов ведения бизнеса из стран Европы — например, структурирование своего бизнеса посредством создания нескольких взаимозависимых компаний в целях распределения рисков между ними [3, С. 143].

Одним из самых ярких и ключевых событий, влияющих на улучшение инвестиционного климата в РФ, является принятие 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Анализируя отечественное инвестиционное законодательство, в целом можно сделать вывод о его соответствии современным требованиям, предъявляемым инвесторами. К примеру, систематизирован порядок учреждения как корпоративных организаций с долей иностранного капитала на территории РФ, так и организаций, принадлежащих иностранцам в полном объеме.

Так, например, срок регистрации ограничен теперь только одним месяцем, о развитии также свидетельствует четкое определение всех требований, предъявляемых к регистрации, исключающее возможности использование всяких бюрократических «ловушек». Также стоит упомянуть о законодательном закреплении для иностранных инвесторов гарантий собственности, определении субъектов и объектов иностранного инвестирования в РФ, фиксация порядка деятельности корпоративных организаций с долей иностранного капитала, а также появление возможности у иностранных инвесторов для приобретения российских бумаг, а также заключения концессионных сделок.

Законами РСФСР от 1991г «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» не устанавливалось различие при урегулировании инвестиций, когда инвестором сохраняется контроль за инвестированными им средствами и осуществляется управление предприятиями, которые были созданы с участием его прямых инвестиций, и тем случаем, когда инвестиции портфельные и заинтересованность инвестора заключается только в получении дохода от капитала, который был инвестирован и участие в управлении предприятием таким инвестором минимальное. 1998 год ознаменован тем, что на этом этапе законодателем впервые проводятся различия между первым и вторым типом инвестиций.

Это выражалось в постепенном исчезновении различий между регулированием иностранных инвестиций и национальных и нашло отражение в принятии Законов об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в другой, более новой редакции.

Действующим Законом об иностранных инвестициях в РФ очерчивается перечень иностранных инвесторов в нашей стране, а также закрепляется категория иностранных инвестиций. Вопрос определения «инвестиций» является ключевым для отечественного законодателя, это обусловлено тем, что оно определяет круг правоотношений, которые подпадают под регулирование указанного Закона. Анализируя определение, отраженное в законе, возможно сделать следующие выводы: иностранными инвестициями является иностранный капитал — собственность, выраженная в различной форме, экспортированная из иностранного государства и ставшая долей предприятия на территории РФ. Дать четкое определение для категории «иностранные инвестиции» очень важно, как для регулирования внутри государства, так и для представления интересов РФ в международных конвенциях, регулирующих отношения в сфере иностранных инвестиций по причине того, что оно должно положительно влиять на развитие национального законодательства и процессы интегрирования России в современные структуры международного правового регулирования в области иностранных инвестиций.

Кроме того, законом также урегулированы отношения, связанные с осуществлением на территории РФ иностранными инвесторами как арендодателями финансовой аренды; приобретением иностранными инвесторами не менее 10 % доли, вклад в складочном капитале коммерческих организаций, созданных или вновь создаваемых на территории России в форме хозяйственных обществ или товариществ, а также вложения в основные фонды филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории РФ.

Стоит сказать, что в любой стране определение режима правового регулирования в сфере иностранных инвестиций имеет ключевое значение при создании положительного инвестиционного климата. В теории и на практике в международном инвестиционном праве режимы иностранных инвестиций делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные в качестве основополагающих имеют принципы полной защиты и безопасности, отсутствия дискриминации, равноправного обращения, а также обязанности соблюдения обязательств, которые касаются инвестиционной деятельности в поле международного права. К относительному относятся национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Принципы первого режима призваны обеспечивать полную защиту зарубежных инвестиций.

Принцип национального режима является фундаментальным в сфере инвестиционной деятельности для стран с высокоразвитой экономикой. По общему правилу российские и иностранные инвесторы выступают равноправными субъектами на рынке при предоставлении национального режима иностранным инвестициям [4]. Согласно закону правовой режим иностранных инвестиций и связанной с ними деятельности, должн быть не менее благоприятным, чем режим, предусмотренный для имущественного права и деятельности в сфере инвестиций юридических лиц России, кроме изъятий, предусмотренных законом.

Как и любая предпринимательская деятельность, инвестирование для иностранных предпринимателей несет в себе определенные коммерческими риски, вероятность которых возрастает в условиях политических и экономических волнений, возникновении серьезных социальных конфликтов и отсутствии стабильности в стране — реципиенте. Особую опасность для инвесторов представляет отчуждение собственности и ее переход в собственность государства, национализация. Этот вопрос особенно актуален в РФ, так как национальный экономический потенциал создавался на основе имущественных объектов, которые были национализированы после 1917 г. Названные обстоятельства ставят вопрос гарантий особенно остро и требуют их закрепления не только в международных договорах, но и в национальном законодательстве. Стоит сказать, что Законом об иностранных инвестициях закрепляются положения, отвечающие общепринятому мировому стандарту государственных гарантий.

Требуется уточнение формулировок законодательства, которое затрагивает вопросы компенсаций иностранным инвесторам при наступлении национализации их имущественных объектов. Западной доктриной справедливость компенсаций определяется как как сумма компенсации, в основе которой рыночная цена имущества, существующая до начала процесса национализации, упущенная выгода и стоимость репутации. Кроме того, на основе инвестиционных споров, происходивших в 1960-х — 70-х гг., международной практикой сделано значительное отклонение от положений, установленных западной доктриной, которая в свою очередь говорит о том, что быстрота и эффективность свидетельствуют о разумной быстроте и эффективности реализуемой формы, а именно в виде материальных ценностей или непосредственно денег. Исчисление компенсаций происходит в той валюте, в которой изначально было сделано инвестирование.

Анализируя отечественное законодательство в данном вопросе, можно сделать вывод о соответствии его основных положений принципам западной доктрины, требованиям экономического уровня развития и сложившейся инвестиционной практике. Кроме того, положительными чертами Закона представляется возможным также назвать стабилизационную оговорку, упрощение процедуры при регистрации корпоративных организаций с участием иностранного капитала и в достаточной мере четкое определение гарантий для иностранных инвесторов. Тем не менее, Законом не закрепляются наиболее значимые положения в качестве норм прямого действия, а значит могут применяться исключительно после вступления в действие соответствующих нормативных актов.

По мнению автора, основные положения закона, регулирующие деятельность в сфере инвестиций сформулированы нечетко, и на практике специалистом представляется затруднительным однозначно интерпретировать волю законодателя, что представляется недопустимым. Кроме того, процедура пересмотра таких норм должна осуществляться гласно и в условиях, обеспечивающих возможность выражения своей позиции по нерешенный вопросам заинтересованными сторонами. Также стоит обратить внимание на то, что Законом регулируются исключительно прямые инвестиции. Законом об инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме вложений капитала, урегулирована инвестиционная деятельность в объекты частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности различные виды вновь создаваемого имущества, кроме исключений, установленных федеральными законами.

Два этих закона являются фундаментальными в регулировании деятельности в сфере инвестиций в условиях нынешней рыночной экономики. Они обеспечивают либеральный характер правового режима для осуществления деятельности российскими и иностранными инвесторами в поле российского рынка, а также создают необходимые условия для реализации правовых форм предусмотренных ГК РФ для организации частного предпринимательства. Если объективно оценивать законы, регулирующие деятельность в инвестиционной сфере, которые принимались в период с 1991 г. до настоящего момента, то можно сделать вывод о недостаточности мер для достижения цели привлечения иностранных инвестиций в экономическое пространство России.

Общепринятые нормы оценивания привлекательности инвестиционного климата в стране определяются степенью развитости инвестиционного законодательства, одной из фундаментальных частей в оценке принято считать наличие нормативных актов, регулирующих предоставление льгот и гарантий.

Невзирая на процесс развития инвестиционного законодательства, в законе по-прежнему остается достаточное число пробелов и коллизий. К примеру, на данный момент отсутствует необходимая правовая база, для обеспечения адекватной реализации Закона о соглашениях о разделе продукции. Кроме того, все еще остается неразрешенным вопрос формирования правовой базы для страхования иностранных инвестиций через гарантии, обеспечивающие снижение политического риска. Эти пробелы в законодательстве — далеко не единственные; восполнение их тем более важно, что правовое регулирование данной сферы демонстрирует перед инвесторами уровень заинтересованности органов власти в привлечении новых инвестиций. Представляется, что проведение реформирования гражданского законодательства на данном направлении, подобно тому, как это уже было сделано в 2013 году, когда существенным изменениям были подвергнуты нормы ГК РФ, посвящённые определению права, подлежащего применению к договору при отсутствии специальной оговорки. Тогда законодатель пошёл по пути более чёткого и закономерного выстраивания конструкций правовых норм, что сделало закон более удобным в применении, а также расширило и ещё более упорядочило сам по себе процесс правоопределения [5, С.103–106].

Нам видится, что сфера инвестиционной деятельности также требует тщательной доработки, невзирая на активные заявления государственной власти об улучшении существующих условий для инвестирования. Принимаемые в настоящее время меры явно не могут считаться достаточными, так как для формирования зарубежного инвестиционного притока необходимо обеспечить единую экономическую, правовую и политическую стабильность. На данный момент в Российской Федерации наиболее сдерживающим фактором является отсутствие политики, направленной на привлечение иностранных инвесторов. Для привлечения иностранных инвестиции, необходимо прежде всего окончательно определить и создать инвестиционный режим, определить и прописать приоритеты по инвестиционным отраслям, полностью обеспечить механизмы гарантий, подвергнуть изменению налоговое и инвестиционное законодательство. До тех пор, пока не будет предпринят ряд мер по изменению существующего национального режима, не будет расширена и сформирована практика многосторонних соглашений об обеспечении взаимной защиты инвестиций и пока не произойдет интеграции России со всеми международными механизмами решения инвестиционных разногласий, существующий климат так будет оставаться непривлекательным для иностранных инвесторов.

Мировая практика активного привлечения иностранных инвестиций объясняется их значительной ролью в процессе модернизации экономики, они способствует развитию новых технологий и притоку оборудования. Тем не менее, в России положительная тенденция притока иностранных инвестиций не ведет за собой масштабное обновление устаревшего фонда, а выступает скорее как использование национальных средств и способствует продолжению процесса деградации производственных возможностей.

Исследователь М. Н. Кобзарь-Фролов отмечает, что «вместе с применением принципа национального режима необходимо широкое применение принятых в международной практике принципов недискриминации, стимулирования деятельности, создания режима наибольшего благоприятствования инвесторам, направляющим свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др., поощрения отдельных, важных для экономики России видов деятельности, включая импорт новых технологий, поддержка мелких и средних иностранных компаний» [6, С.16].

Однозначно, названные меры могут способствовать приросту иностранных инвестиций в стране. Если говорить о перспективах в развитии инвестиционного законодательства, то стоит рассмотреть вопрос необходимости кодификации. По мнению автора, несмотря на первые попытки разработки Закона «Инвестиционный кодекс Санкт-Петербурга» попытки кодификации в целом на данный момент являются нецелесообразными.

Кроме того, также по данному вопросу интересна точка зрения И. Ю. Юшкарева: «фрагменты специального законодательства (об иностранных инвестициях), которые еще остались в нашей системе права, не могут претендовать на регулирование соответствующих экономических отношений. Действительно, международное частное право продолжает занимать свое место и играть свою роль в регулировании отношений с участием иностранного инвестора и осуществлением иностранных инвестиций в России. Но его место все более смещается на орбиту применения унифицированных материально-правовых норм, содержащихся в многосторонних и двусторонних международных соглашениях, разработки и применения особых процессуальных норм международного характера, устанавливающих механизмы разрешения споров с участием иностранных инвесторов, страхования инвестиционных рисков и т. д. Определенной тенденцией является тесное взаимодействие международного частного и международного публичного права в регулировании инвестиционных отношений» [7, С. 47]. В результате появляются особые полисистемные комплексы в теории права — международное инвестиционные и экономическое право.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М., 1992.
  3. Ботанцов Д. В. Привлечение аффилированных лиц к ответственности посредством применения доктрины срывания корпоративной вуали // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
  4. Фархутдинов И. З. Иностранные инвестиции в России и международное право. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurasialegal.info, свободный.
  5. Малкин О. Ю., Ботанцов Д. В. Порядок коллизионного регулирования договоров в отсутствие соглашения о применимом праве в свете реформирования гражданского законодательства [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015.
  6. Кобзарь-Фролова М. Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. 2013. N 3.
  7. Юшкарев И. Ю. Правовое регулирование иностранных инвестиций в международном частном праве: современные тенденции // Юрист. 2006. N 12.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная деятельность, инвестиция, сфера инвестиций, инвестор, иностранный капитал, Россия, РФ, инвестиционное законодательство, национальное законодательство, Российская Федерация.


Ключевые слова

инвестиционный климат, корпоративное право, коммерческие организации с участием иностранного капитала

Похожие статьи

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

инвестиционная деятельность, правовое регулирование, Россия, инвестиция, инвестор, Российская Федерация, раздел продукции, РФ, инвестиционный проект, российское законодательство.

К проблеме привлечения иностранных инвестиций...

Российская Федерация, инвестиция, Россия, инвестиционная деятельность, иностранный инвестор, российский рынок, итальянская компания, иностранный капитал, инвестиционная привлекательность...

Совершенствование политики привлечения иностранных...

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционная активность, инвестиционный климат, инвестиционная политика РФ. Сегодня в Российской Федерации имеется множество проблем, которые осложняют ее участие в мировом обмене капиталом...

Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы...

инвестиция, Россия, иностранный капитал, российская экономика, предприятие, инвестор, вид деятельности, мировое хозяйство, инвестиционная деятельность, привлечение.

Особенности государственного регулирования инвестиционной...

Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №...

Порядок регулирования иностранных инвестиций в российские...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный инвестор, деятельность, федеральное значение, уставный капитал, стратегическое значение, Российская Федерация, генеральный

К проблеме привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

Основные механизмы стимулирования инвестиционной...

Российская Федерация, инвестиционная деятельность, млрд рублей, зона, РФ, инвестиционная активность, концессионное соглашение, инвестиционная политика государства, инвестиция, налог.

Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций...

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инвестиционная привлекательность, динамика прямых иностранных инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику РФ.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику...

Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, привлечение инвестиций.

Понятие инвестиции трактуется как денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью...

Похожие статьи

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России

инвестиционная деятельность, правовое регулирование, Россия, инвестиция, инвестор, Российская Федерация, раздел продукции, РФ, инвестиционный проект, российское законодательство.

К проблеме привлечения иностранных инвестиций...

Российская Федерация, инвестиция, Россия, инвестиционная деятельность, иностранный инвестор, российский рынок, итальянская компания, иностранный капитал, инвестиционная привлекательность...

Совершенствование политики привлечения иностранных...

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционная активность, инвестиционный климат, инвестиционная политика РФ. Сегодня в Российской Федерации имеется множество проблем, которые осложняют ее участие в мировом обмене капиталом...

Иностранные инвестиции в Российской Федерации и проблемы...

инвестиция, Россия, иностранный капитал, российская экономика, предприятие, инвестор, вид деятельности, мировое хозяйство, инвестиционная деятельность, привлечение.

Особенности государственного регулирования инвестиционной...

Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №...

Порядок регулирования иностранных инвестиций в российские...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный инвестор, деятельность, федеральное значение, уставный капитал, стратегическое значение, Российская Федерация, генеральный

К проблеме привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

Основные механизмы стимулирования инвестиционной...

Российская Федерация, инвестиционная деятельность, млрд рублей, зона, РФ, инвестиционная активность, концессионное соглашение, инвестиционная политика государства, инвестиция, налог.

Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций...

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инвестиционная привлекательность, динамика прямых иностранных инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику РФ.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику...

Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, привлечение инвестиций.

Понятие инвестиции трактуется как денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью...

Задать вопрос