В силу важности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в экономике России, эффективное управление энергетическими ресурсами является приоритетным направлением для обеспечения устойчивого развития страны. В 2014 г. на долю ТЭК приходилось 70 % экспорта, 52 % налоговых поступлений и 29 % ВВП страны. При этом Россия является одной из самых энергоемких стран в мире, что оказывает существенное влияние на конкурентоспособность и, в конечном итоге, приводит к экономическому отставанию. В связи с этим, актуальным является вопрос повышения энергоэффективности. В статье рассмотрены основные нормативные правовые документы России в сфере энергоэффективности и динамика показателей за период 2000–2016 гг.
Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, топливно-энергетический комплекс, наилучшие доступные технологии
Для России энергоэффективность и оптимизация энергоснабжения являются одним из основных приоритетов развития, т. к. именно энергоемкость российской экономики значительно снижает конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению, например, с китайской. В связи с этим еще в Энергетической стратегии России на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 N 1234-р (в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разработана Энергетическая стратегия России на период до 2035 года [1])), а также Государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», Федеральном законе № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережение и повышение энергетической эффективности» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года был обоснован переход к политике энергосбережения и повышения энергоэффективности и сформулированы основные направления [2].
По подсчетам экспертов Всемирного банка по энергоэффективности стоимость полного комплекса мер по повышению энергоэффективности в России составит 320 млрд долл., при этом ежегодный экономический эффект составит 80 млрд долл. (т. е. инвестиции окупятся за 4 года (расчеты произведены в ценах 2007 года)). В целом же, совокупная выгода для национальной экономики будет еще больше — 120–150 млрд долл. в год за счет энергосбережения и дополнительного экспорта высвободившихся в результате экономии углеводородов. По расчетам Министерства энергетики РФ, суммарный объем потенциальной экономии энергоресурсов составляет 195 миллионов тонн условного топлива или 20 % от текущего внутреннего потребления. При этом практически каждый сектор экономики имеет довольно существенный потенциал экономии. В связи с этим, начиная с 2007–2008 гг. различные политические лидеры отмечали важность энергосбережения для социально-экономического развития России. Так, в 2008 г. Президент России Д.Медведев подписал указ, согласно которому энергоемкость российской экономики к 2020 г. должна быть снижена на 40 % по сравнению с 2007 г. Во время встречи Президента России В.Путина с участниками саммита лидеров глобального бизнеса в рамках ПМЭФ-2014 г., он заявил: «Энергоэффективность занимает и должна занимать первое место не только у нас в России, а вообще везде в мире, в любом производстве. Это одна из основных составляющих успеха в любом деле, в любом бизнесе, в любом проекте».
Следует отметить, что за период 2000–2016 гг. произошло снижение удельного расхода электроэнергии при производстве части отечественной продукции, однако по отдельным видам продукции произошло увеличение или незначительное изменение, о чем свидетельствуют данные табл. 1.
Таблица 1
Удельный расход электроэнергии на производство отдельных видов продукции [2]
2000 |
2010 |
2014 |
2015 |
2016 |
2016/2000 |
2016/2010 |
|
Нефть добытая, включая газовый конденсат |
98,6 |
126,2 |
140,6 |
147,2 |
145,1 |
1,47 |
1,15 |
Нефть, поступившая на переработку (первичная переработка нефти) |
49,9 |
45,7 |
42,9 |
42,9 |
49 |
0,98 |
1,07 |
Уголь |
26,8 |
19,4 |
17,5 |
14,9 |
14,7 |
0,55 |
0,76 |
Электросталь |
714,1 |
543,7 |
554,9 |
561,7 |
- |
0,79 |
1,03 |
Сталь |
- |
- |
- |
- |
182,3 |
||
Прокат готовый черных металлов |
151,7 |
126,4 |
135,5 |
137,2 |
128,8 |
0,85 |
1,02 |
Каучуки синтетические |
2971 |
2576 |
2649 |
2283 |
2027 |
0,68 |
0,79 |
Так, например, затраты электроэнергии при производстве угля за 16 лет снизились на 45 % (за период 2010–2016 гг. на 24 %), каучуков синтетических — 32 и 21 % соответственно. Однако, при производстве такой продукции, как нефть добытая (включая газовый конденсат) удельный расход электроэнергии увеличился за период 2000–2016 гг. на 47 % (с 2010 по 2016 гг. на 15 %), а при производстве электростали и проката готового черных металлов снижение затрат электроэнергии происходил, в основном, в период 2000–2010 гг., а в период 2010–2016 гг. произошло увеличение данного показателя.
Таблица 2
Удельный расход условного топлива на производство отдельных видов продукции
2000 |
2010 |
2014 |
2015 |
2016 |
2016/2000 |
2016/2010 |
|
Нефть, поступившая на переработку (первичная переработка нефти) |
72,4 |
61,6 |
53,1 |
51,7 |
57,8 |
0,80 |
0,94 |
Чугун |
578 |
554,9 |
544,1 |
544,4 |
545,1 |
0,94 |
0,98 |
Прокат готовый черных металлов |
136,4 |
87 |
77,2 |
74,9 |
73,5 |
0,54 |
0,84 |
При производстве нефти, поступившей на переработку (первичная переработка нефти), чугуна и проката готового черных металлов удельный расход условного топлива снизился за период 2000–2016 гг. на 20, 6 и 46 % соответственно (табл. 2).
Таким образом, преимущественно, энергоэффективность российской экономики повышается, однако ее темпы остаются достаточно невысокими, особенно в условиях общемировой тенденции развития энергосберегающих и «зеленых» технологий.
Таблица 3
Использование вторичных энергетических ресурсов
2000 |
2010 |
2014 |
2015 |
2016 |
2016/2000 |
2016/2010 |
|
Вторичные энергетические ресурсы: |
|||||||
горючие |
|||||||
млн. т условного топлива |
14,3 |
18,2 |
19,8 |
19,6 |
19,3 |
1,35 |
1,06 |
в процентах от выхода |
95 |
96 |
96 |
96 |
97 |
||
Тепловые |
|||||||
млн. Гкал |
67,1 |
75,7 |
80,5 |
82,1 |
79,5 |
1,19 |
1,05 |
в процентах от выхода |
22 |
26 |
34 |
36 |
42 |
||
Использование вторичных энергетических ресурсов представлено в таблице 3. В целом, динамика использования вторичных энергетических ресурсов является положительной. Так, использование вторичных горючих энергетических ресурсов увеличилось за период 2000–2016 гг. на 35 % (на 6 % с 2010–2016 г.), тепловых — 19 и 5 % соответственно.
При этом, увеличилась и эффективность использования вторичных энергоресурсов — процент от выхода для горючих энергоресурсов увеличился с 95 до 97 % за анализируемый период, для тепловых энергоресурсов — с 22 до 42 %.
Представленные данные свидетельствуют о повышении энергоэффективности, однако необходима реализация комплексной концепции, которая отражена в нормативных правовых актах, а также содействие со стороны государства через такие механизмы, как государственно-частное партнерства (ГЧП).
При реализации стратегии повышения энергоэффективности особое значение приобретают научные исследования, где важно обеспечить полное взаимодействие на всех этапах научных изысканий от фундаментальных исследований до опытно-конструкторских разработок и выведения на рынок.
Уже сейчас происходит развитие системы технологических требований, разработка отраслевых справочников наилучших доступных технологий (НДТ). Однако механизм финансирования научных изысканий в сфере повышения энергоэффективности и энергосбережения следует пересмотреть и доработать с учетом мирового опыта и достижений, чтобы избежать дублирования изысканий и изобретений без необходимости, либо финансирования уже имеющейся на рынке разработки.
Справочник НДТ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности выполняет роль справочника лучших применяемых практик по корпоративному управлению энергетической эффективности. В данном случае интерес представляет опыт транснациональных корпораций (ТНК), которые распространяют свои лучшие практики на дочерние компании.
В системе российского государственного управления за повышение эффективности государственной политики в области энергоэффективности и энергосбережения, создание единой площадки для взаимодействия всех участников этого рынка, содействие повышению инвестиционной привлекательности электроэнергетики отвечает созданное в 2009 г. Российское энергетическое агентство (РЭА) Министерства энергетики Российской Федерации. РЭА обеспечивает реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и повышение энергетической эффективности» и государственных мероприятий в области энергоэффективности, инновационной энергетики, возобновляемых источников энергии (ВИЭ), является центром обмена информации, мониторинга, обучения, координации и стимулирования проектов в области энергоэффективности, ВИЭ и инноваций в ТЭК.
15 апреля 2014 г. принята Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321) (Программа). Ключевой целью Программы являлось снижение энергоемкости ВВП Российской Федерации на 13,5 % за счет реализации программных мероприятий, что в совокупности с другими факторами, в том числе структурного сдвига экономики, должно обеспечить достижение цели, поставленной Указом Президента РФ № 889 (Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики») — снижения к 2020 году энергоемкости ВВП России не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 годом, обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.
Однако наблюдаемая социально-экономическая ситуация значительно отличается от прогнозов, которые составили основу исходного целеполагания в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, осуществляется постепенная реализация мероприятий по повышению энергоэффективности, в которых, по результатам вышесказанного, особую роль приобретают процессы мониторинга и корректировки в силу динамично изменяющихся условий функционирования.
Литература:
1. Проект Энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 года (редакция от 01.02.2017): Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1920 (Дата обращения 01.03.2018)
2. Минакова И. В. Управление энергоэффективностью в Российской Федерации [Текст] /И. В. Минакова, О. Г. Тимофеева// Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. Сборник научных статей 6-ой международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 292–296.
3. Российский статистический ежегодник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (Дата обращения 15.03.2018)