Психологическое консультирование взрослых по образовательному запросу, возникающему в процессе изучения иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (197) март 2018 г.

Дата публикации: 15.03.2018

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Высоцкая, М. Н. Психологическое консультирование взрослых по образовательному запросу, возникающему в процессе изучения иностранного языка / М. Н. Высоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48781/ (дата обращения: 26.04.2024).



Рассматриваются вопросы психологического консультирования по образовательному запросу взрослых, изучающих иностранные языки; вопросы формирования трансверсальных компетенций у студентов педагогического университета.

Ключевые слова: психологическое консультирование, образовательный запрос, изучение иностранных языков взрослыми.

В данной статье мы хотим обозначить некоторые проблемы, связанные с психологическим консультированием взрослых по образовательному запросу, возникающему в процессе изучения ими иностранных языков.

В современных социокультурных условиях актуализируется необходимость владения трансверсальными компетенциями выпускника любого ВУЗа, в особенности педагогического. Эти компетенции являются универсальными, поскольку в их основе лежат обобщенные знания и умения, навыки и отношения, формирование которых выходит за рамки освоения будущими учителями учебных дисциплин.

Остановимся на такой трансверсальной компетенции как способность к непрерывному образованию и самообразованию в течение жизни, академической и профессиональной мобильности, готовность к участию в различных научно-исследовательских проектах (в том числе международных). Знание иностранного/иностранных языка/языков является неотъемлемой частью данной компетенции. При этом уровень успешности в изучении иностранных языков, особенно среди студентов неязыковых факультетов/институтов и среди взрослых (преподавателей, слушателей курсов) оставляет желать лучшего.

В рамках реализации Проекта 17/12 «Формирование и развитие академической мобильности студентов и преподавателей университета, направленной на совершенствование образовательного процесса подготовки учителей современного высокого качества», входившем в «Программу стратегического развития КГПУ им. В. П. Астафьева на 2012–2016 годы» было проведено 2 этапа анкетирования для выявления отношения студентов, аспирантов, преподавателей КГПУ к академической мобильности и к иноязычному образованию.

Анкеты первого и второго этапов исследования включали в себя блок вопросов, выявляющих образовательные потребности респондентов и сформированность ключевых компетенций, в частности информационной и иноязычной. Выборка первого этапа (2013 год) составила 1500 студентов, 500 аспирантов и 300 преподавателей, представляющих все институты и факультеты университета. В анкетировании второго этапа (2014 год) приняли участие 300студентов.

Анализ результатов показал, что в академической мобильности респондентов привлекает, прежде всего, «возможность получить опыт жизни в другой стране, освоить опыт межкультурной коммуникации» и «возможность овладеть иностранными языками». Не только студенты, но и многие преподаватели отождествляют академическую мобильность с языковой стажировкой.

Отметим достаточно критичное отношение к собственному уровню владения иностранным языком у респондентов: только 27,92 % оценивают свой уровень владения иностранным языком как достаточный, для обучения, стажировки или работы в зарубежном вузе. При этом 89,17 % респондентов готовы, для участия в академической мобильности, дополнительно изучать иностранный язык. Растет количество студентов, слушателей, посещающих языковые курсы, но процент отчислений с курсов по причине неуспешности достаточно высок.

Одной из причин неуспешности является недостаточный уровень сформированности учебных стратегий, необходимых в такой специфической сфере как иноязычное образование. Отсюда возникновение специфического образовательного запроса у взрослых (часто имеющих негативный школьный опыт), приступающих к изучению иностранного языка.

Изучение иностранных языков является особым видом деятельности со своими целями, структурой и средствами достижения этих целей. Учебные стратегии, применяемые при изучении иностранных языков, являются психологическим механизмом, не только реализующим учебную деятельность студентов, но и обеспечивающим синтез учебной и профессиональной подготовки.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, предполагает, что именно в педагогическом университете студенты должны увидеть образец, модель такого процесса обучения, который ориентирован на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Важное место в образовательном процессе должны занимать психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Для этого необходимо обеспечить психологическое сопровождения студентов, слушателей, педагогов, развитие психологической культуры всех участников образовательного процесса.

В КГПУ им. В. П. Астафьева работает кабинет психологической разгрузки студентов, где могут получить помощь те, кто оказался в трудной ситуации, не может справиться со стрессом, кому необходима поддержка. Приоритет на сохранение психологического здоровья студентов, предотвращение неуспешности в учебной деятельности, в частности в изучении иностранных языков требует создания дополнительных возможностей для студентов и слушателей в получении специфической консультации и особого психологического сопровождения по такому образовательному запросу как изучение иностранных языков.

Основная задача в реализации данного направления — ответить на запрос студентов и слушателей курсов, испытывающих трудности в изучении иностранного языка. Мы опираемся на следующее определение М. В. Горняковой: «Психологическое консультирование по образовательному запросу — целенаправленный, особым образом упорядоченный процесс взаимодействия с консультируемым по оказанию ему психологической помощи и поддержки средствами адекватной психотехнологии, обеспечивающей воздействие на ценностно-смысловую, когнитивно-мотивационную и поведенческую сферы личности с целью активации ее внутренних ресурсов для осмысления источников возникновении трудностей, связанных с обучением, образованием и развитием, и дальнейшего изменения стратегии и выбора направления развития и построения индивидуального образовательного маршрута интегрированного в жизненную стратегию личности». [1, с.233]

В целевую аудиторию психологического консультирования по такому образовательному запросу как изучение иностранного языка могут войти:

студенты факультета иностранных языков КГПУ им. В. П. Астафьева;

студенты неязыковых факультетов КГПУ им. В. П. Астафьева;

– магистранты и аспиранты КГПУ им. В. П. Астафьева;

преподаватели КГПУ им. В. П. Астафьева, работающие с той или иной группой клиентов;

слушатели курсов системы непрерывного образования КГПУ им. В. П. Астафьева;

внешние клиенты (взрослые, изучающие иностранные языки самостоятельно или в языковых школах).

По нашему мнению, психологическое консультирование по указанному образовательному запросу, должно решать следующие задачи:

– Проведение диагностики уровня сформированности учебных стратегий в изучении иностранных языков у целевой аудитории;

– Развитие психологической культуры студентов и слушателей;

– Повышение психологической компетентности преподавательского состава;

– Профилактика неуспешности в изучении иностранных языков.

Грамотно организованное психологическое консультирование, на наш взгляд, позволит студентам, слушателям курсов, иногда и преподавателям, приступающим к изучению иностранного языка, прояснить свои образовательные потребности, определить степень сформированности учебных стратегий выделить проблемы, сформулировать цель своего иноязычного образования, принять решение о содержании образования, о режиме и формах его получения, а главное, в определении своей образовательной траектории. [2, с.85] Все вышеперечисленное поможет предотвратить ситуацию неуспешности в иноязычном образовании.

Литература:

  1. Горнякова М. В. Образовательный запрос: специфика проблематики и возможности решения в рамках психологического консультирования // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы IV Международной научно-практической конференции. — Невинномысск: НИУЭП, 2011. — Т. 2. — С. 232–236.
  2. Сафонова М. В. Консультирование по образовательному запросу как важный элемент в системе непрерывного образования // Инновации в непрерывном образовании. — 2010. — № 1. — С. 83–87.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, образовательный запрос, психологическое консультирование, язык, изучение, иноязычное образование, академическая мобильность, слушатель курсов, студент, непрерывное образование.


Ключевые слова

психологическое консультирование, образовательный запрос, изучение иностранных языков взрослыми

Похожие статьи

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования.

Кроме того, в Геттингенском университете организовано сопутствующее иноязычное образование для обучаемых по всем...

Роль академической мобильности в повышении мотивации...

Основные термины (генерируются автоматически): академическая мобильность, иностранный язык, участник АМ, BBC, программа, учебный процесс, мировой рынок труда, результат

Формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка.

Психологический подход к обучению иностранному языку...

) Рассматриваются основные психологические особенности изучения иностранного языка студентами технических вузов. Описывается процесс иноязычной подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка.

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку...

1) обучение академическому (базовому) английскому языку (EAP: English for Academic Purposes); 2) изучение профессионально-ориентированного английского языка (ESP: English for Specific

1. Васильева Ю. А. Обучение студентов старших курсов педагогических вузов...

Иноязычное образование в высшей школе в социокультурном...

иностранный язык, иноязычное образование, язык, современный человек, процесс обучения, профессиональная деятельность, повседневная жизнь, иноязычная социокультурная компетенция, высшая школа...

Краткосрочные курсы иностранного языка одна из форм...

В рамках анализа образовательных услуг по иностранному языку мы приходим к выводу, что среди наиболее распространённых форм изучения иностранных языков взрослыми людьми лидируют, безусловно, краткосрочные курсы иностранного языка.

Приобретение иноязычной компетенции в российском...

иностранный язык, Россия, иноязычная компетенция, главный образ, коммуникативная компетенция, высшее образование, коммуникативный подход, неязыковый вуз, устное общение, вуз.

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

иностранный язык, английский язык, профессионально-ориентированное обучение, международный уровень, FLT, студент, рынок труда, отношение студентов, высшее профессиональное образование, факультет.

К вопросу о повышении эффективности преподавания...

Школьники, изучая иностранный язык с 1 или со 2 класса, совершенно не способны к иноязычной коммуникации после окончания

Оба метода разработаны в немецкой дидактике и заимствованы из сферы бизнес-образования при обучении экономическим дисциплинам.

Похожие статьи

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку признается в настоящее время приоритетным направлением в обновлении образования.

Кроме того, в Геттингенском университете организовано сопутствующее иноязычное образование для обучаемых по всем...

Роль академической мобильности в повышении мотивации...

Основные термины (генерируются автоматически): академическая мобильность, иностранный язык, участник АМ, BBC, программа, учебный процесс, мировой рынок труда, результат

Формирование метапредметных умений студентов при изучении иностранного языка.

Психологический подход к обучению иностранному языку...

) Рассматриваются основные психологические особенности изучения иностранного языка студентами технических вузов. Описывается процесс иноязычной подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка.

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку...

1) обучение академическому (базовому) английскому языку (EAP: English for Academic Purposes); 2) изучение профессионально-ориентированного английского языка (ESP: English for Specific

1. Васильева Ю. А. Обучение студентов старших курсов педагогических вузов...

Иноязычное образование в высшей школе в социокультурном...

иностранный язык, иноязычное образование, язык, современный человек, процесс обучения, профессиональная деятельность, повседневная жизнь, иноязычная социокультурная компетенция, высшая школа...

Краткосрочные курсы иностранного языка одна из форм...

В рамках анализа образовательных услуг по иностранному языку мы приходим к выводу, что среди наиболее распространённых форм изучения иностранных языков взрослыми людьми лидируют, безусловно, краткосрочные курсы иностранного языка.

Приобретение иноязычной компетенции в российском...

иностранный язык, Россия, иноязычная компетенция, главный образ, коммуникативная компетенция, высшее образование, коммуникативный подход, неязыковый вуз, устное общение, вуз.

Проблемы профессионально-ориентированного обучения...

иностранный язык, английский язык, профессионально-ориентированное обучение, международный уровень, FLT, студент, рынок труда, отношение студентов, высшее профессиональное образование, факультет.

К вопросу о повышении эффективности преподавания...

Школьники, изучая иностранный язык с 1 или со 2 класса, совершенно не способны к иноязычной коммуникации после окончания

Оба метода разработаны в немецкой дидактике и заимствованы из сферы бизнес-образования при обучении экономическим дисциплинам.

Задать вопрос