В современном мире, в котором перемены охватили все стороны жизни общества, идет активный поиск путей преодоления многочисленных кризисных явлений, изучение и использование новых научных направлений и концепций, находящихся на стыке научных дисциплин, что является одним из важнейших условий глубокого анализа и прагматичного совершенствования действительности.
В научной литературе почти до начала ХХI столетия, общие принципы и понятия синергетики, в лучшем случае интуитивно представлялись, но не были сформулированы в явном виде. Можно отметить, что к осознанию феномена синергетики разные ученые шли, решая свои специфические проблемы при исследовании сложноорганизованных систем. «Синергетика (гр. synergetikos — совместный, согласованно действующий) — область научных исследований, целью которых является выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения, упорядоченных временных и простейших структур в сложных неравновесных системах различной природы физической, химической, биологической и др.
Одним из фундаментальных достижений человеческого ума современности является осмысление феномена самоорганизации, появление и успешное развитие синергетики как междисциплинарного направления в науке. Синергетика, имея естественнонаучную основу, стала качественно новой методологией современного научного познания.
При подготовке высококвалифицированных кадров в высшей технической школе невозможно обойтись без определённой концепции. Необходимость обучения по определенной концепции доказана опытом работы в некоторых зарубежных вузах, отмечена рядом опубликованных работ и сомнения не вызывает. В данной работе выдвигается идея упорядочение деятельности вузов на основе синергетической концепции на примере подготовки инженеров-машиностроителей.
Учитывая специфику взаимодействия частных образовательных потенциалов (научно-информационный, научно-технический, производственно-технический, культурно-образовательный, кадровый, финансовый, организационно — управленческий) при подготовке специалистов инженеров-машиностроителей можно сформировать синергетическую концепцию из двух подсистем — управляющая и организующая.
Управляющая подсистема состоит примерно из следующих составных частей: 1. Управление общими вопросами деятельности специалиста; 2. Управление их подготовки; 3. Управление научными исследованиями будущих специалистов; 4. Управление подготовкой и повышением квалификации преподавательского состава.
Организующая подсистема состоит: 1. Организация обеспечения руководящими документами; 2. Организация идейно-воспитательной работы; 3. Организация учебно-методической работы; 4. Организация научно-исследовательской работы; 5. Организация публикационных работ. Каждый элемент подсистемы определяет конкретные функции объектов управления деятельностью данного профиля, путем определенной комбинации составных частей двух подсистем.
Например, в составную часть управляющей подсистемы 2 –«Управление подготовкой специалистов» входят конкретные функции управления:
2.1 Качество приема абитуриентов;
2.2 Качество подготовки специалистов;
2.3 Учебный процесс;
2.4 Учебно-исследовательская работа студентов;
2.5 Учебно-методическая документация и т. д.
В том числе каждая конкретная функция включает ряд специальных функций. Например, конкретная функция 2.3. «Учебный процесс» содержит специальные функции: реферат, курсовые проектирование, лабораторные работы, методическая работа, выпускные квалификационные работы и др. Также по каждой специальной функции разрабатываются отдельный задачи, оформляемые в виде руководящих документов.
Таким образом, говоря о синергетической концепции и понимая под этим совокупность учебно-воспитательных возможностей ее воздействия на подготовку высококвалифицированных кадров можно сказать, что в повышении эффективности подготовки кадров невозможно обойтись без синергетической концепции.
Поэтому в современных условиях на первый план выдвигается объединение и упорядочение деятельности учебно-воспитательной работы на основе синергетической концепции.
Однако единой синергетической концепции по системе управления деятельности всех видов образовательного потенциала (высшей школы, магистратура, докторантура) с учетом всех возможностей и взаимодействий сквозного характера пока не создано и даже нет ведомственного документа о подготовке такой системы. Известно, что деятельность каждого вида образования регламентируется директивными указаниями, на основе которых разрабатываются приказы, распоряжения, планы мероприятий и др.
Поэтому создать единую синергетическую концепцию и внедрить основной комплекс документов для системы образования при подготовке специалистов является актуальной проблемой сегодняшнего дня.
Это требует, учитывая специфику каждого вида потенциала образования разработку положения, методические указания, инструкции и взаимодействия частных образовательных потенциалов синергетической концепции.
Блок взаимодействия:
– Управленческий потенциал
– Организационный потенциал
– Кадровый потенциал
– Культурно-образовательный потенциал
– Финансовый потенциал
и т. д., основанием для разработки, которых, как правило, являются не стандарты, а положения и рекомендации синергетической концепции.
Синергетическая концепция включает себя взаимодействие пяти подсистем подготовки специалистов инженеров — машиностроителей. Управляющая (целевая), организующая (функциональная), кадровая, культурно — образовательная, финансовая.
Управляющая (целевая) подсистема состоит из следующих составных частей:
- Управление общими вопросами деятельности системы;
- Управление подготовки специалистов;
- Управление подготовкой и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава;
- Управление научными исследованиями преподавателей и обучающихся;
- Управление резервами одаренной молодёжи
Матрица системы определяет конкретные функции объектов управления деятельностью системы инженерного образования путем определенной комбинации составных частей этих подсистем.
Например, в составную часть управляющей подсистемы 2 –«Управление подготовкой специалистов» входят конкретные функции управления:
2.1. «Качество подготовки специалистов».
2.2. «Нравственно-просветительная подготовка».
2.3. «Учебный процесс».
2.4. «Учебно-исследовательская работа».
2.5. «Учебно-методическая документация» и т. д.
Организующая (функциональная) подсистема состоит из следующих составных частей:
- Организация обеспечения руководящими документами всего вида образования по ступенями;
- Организация идейно-воспитательной работы;
- Организация материально-технической базы;
- Организация учебно-методической работы;
- Организация научно-исследовательской работы;
- Организация профессиональной диагностики обучаемых;
- Организация издательской деятельности (конференция, конкурсы, смотры творческих работ);
- Организация административно-хозяйственной деятельности;
- Организация строительства и благоустройство.
Кадровый потенциал концепции — это совокупность способностей специалистов, работающих в системе подготовки специалистов и непосредственно связанных с разработкой, внедрением экспериментальных исследований профессорско-преподавательского состава.
Под культурно— образовательным потенциалом концепции понимается совокупность ее возможностей по упорядочению, координации и упрощению формирования культурно-образовательного уровня студентов.
Финансовый потенциал концепции содержит совокупность возможностей по использованию средств, которыми располагают организации и совершенствование работы по учебно-воспитательному процессу вуза, это, прежде всего, складывается из двух частей: получаемые от контракта студентов и из государственного бюджета. Также роль финансового потенциала возрастает в условиях самофинансирования — за счет хоздоговорных работ и получения грантов, научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава вуза.
Вышеперечисленная каждая конкретная функция включает ряд специальных функций. Например, конкретная функция 2.03. «Учебный процесс» содержит специальные функции: выполнение выпускной квалификационной работы, курсовое проектирование, лабораторные работы, производственная, технологическая практика, методическая работа, кружковая работа и др.
По каждой специальной функции разрабатываются отдельные задачи, оформляемые в виде руководящего документа вуза. Для удобства использования их в учебном процессе отдельно изданные руководящие документы по отдельной (одной) специальной функции целесообразно брошюровать в один комплект. Например, специальную функцию «Выпускная — квалификационная работа» включены следующие руководящие документы:
- Общие требования. Положение.
- Состав задания. Инструкция.
- Составление отзыва, рецензии. Инструкция.
- Составление доклада для защиты выпускной работы. Правила.
- Технические описание макета (модели, установки, устройство и т. д.). Методические указания.
- Составление и оформление пояснительной записки. Методические указания.
- Составление и оформление ведомости и листа показателей выпускной квалификационной работы. Инструкция.
- Организация норма контроля выпускного квалификационной работы. Методические указания.
- Номенклатура проектных решений и система обозначений. Инструкция.
- Составление и оформление чертежного листа. Методические указания.
Количество специальных функций в каждой конкретной функции и количество руководящих документов в специальных функциях зависит от профиля вуза и предложений кафедр и отделов по разработке необходимых в деятельности вуза руководящих документов.
Для обеспечения единства и упорядочения работ в вузах по подготовке, разработке и внедрению синергетической концепции необходимо создать комиссию.
Таким образом, в единой системе управления вузом целесообразно разрабатывать синергетическую концепцию руководящих документов вуза. Структура синергетической концепции должна точно и однозначно определять взаимодействие частных образовательных потенциалов, функции и задачи по управлению конкретными объектами деятельности вуза, иметь единое обозначение документов системы, а также иметь возможность ее дополнения и расширения. На сегодняшний имеет место данной концепции в нашем вузе.
Литература:
- Харитонова В. А., Санникова О. В., Меньшиков И. В. Образование: стратегии развития и синергетика. Синергетика и образование. Хрестоматия. УдГУ, Ижевск, 2003, с. 366–384
- Синергетика и образование. Хрестоматия. (Составители: Харитонова В. А., Санникова О. В., Меньшиков И. В.). УдГУ, Ижевск. 2003.
- С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий Синергетика и прогнозы будущего. М. Наука. 1997
- Мелехова О. П. Синергетика как общая методология современного образования в области наук о жизни. Синергетика и образование. Хрестоматия. Ижевск, 2003, с.359–366