Синергетическая концепция подготовки высококвалифицированных кадров в инженерном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 04.03.2018

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Болтаева, З. З. Синергетическая концепция подготовки высококвалифицированных кадров в инженерном образовании / З. З. Болтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48576/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современном мире, в котором перемены охватили все стороны жизни общества, идет активный поиск путей преодоления многочисленных кризисных явлений, изучение и использование новых научных направлений и концепций, находящихся на стыке научных дисциплин, что является одним из важнейших условий глубокого анализа и прагматичного совершенствования действительности.

В научной литературе почти до начала ХХI столетия, общие принципы и понятия синергетики, в лучшем случае интуитивно представлялись, но не были сформулированы в явном виде. Можно отметить, что к осознанию феномена синергетики разные ученые шли, решая свои специфические проблемы при исследовании сложноорганизованных систем. «Синергетика (гр. synergetikos — совместный, согласованно действующий) — область научных исследований, целью которых является выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения, упорядоченных временных и простейших структур в сложных неравновесных системах различной природы физической, химической, биологической и др.

Одним из фундаментальных достижений человеческого ума современности является осмысление феномена самоорганизации, появление и успешное развитие синергетики как междисциплинарного направления в науке. Синергетика, имея естественнонаучную основу, стала качественно новой методологией современного научного познания.

При подготовке высококвалифицированных кадров в высшей технической школе невозможно обойтись без определённой концепции. Необходимость обучения по определенной концепции доказана опытом работы в некоторых зарубежных вузах, отмечена рядом опубликованных работ и сомнения не вызывает. В данной работе выдвигается идея упорядочение деятельности вузов на основе синергетической концепции на примере подготовки инженеров-машиностроителей.

Учитывая специфику взаимодействия частных образовательных потенциалов (научно-информационный, научно-технический, производственно-технический, культурно-образовательный, кадровый, финансовый, организационно — управленческий) при подготовке специалистов инженеров-машиностроителей можно сформировать синергетическую концепцию из двух подсистем — управляющая и организующая.

Управляющая подсистема состоит примерно из следующих составных частей: 1. Управление общими вопросами деятельности специалиста; 2. Управление их подготовки; 3. Управление научными исследованиями будущих специалистов; 4. Управление подготовкой и повышением квалификации преподавательского состава.

Организующая подсистема состоит: 1. Организация обеспечения руководящими документами; 2. Организация идейно-воспитательной работы; 3. Организация учебно-методической работы; 4. Организация научно-исследовательской работы; 5. Организация публикационных работ. Каждый элемент подсистемы определяет конкретные функции объектов управления деятельностью данного профиля, путем определенной комбинации составных частей двух подсистем.

Например, в составную часть управляющей подсистемы 2 –«Управление подготовкой специалистов» входят конкретные функции управления:

2.1 Качество приема абитуриентов;

2.2 Качество подготовки специалистов;

2.3 Учебный процесс;

2.4 Учебно-исследовательская работа студентов;

2.5 Учебно-методическая документация и т. д.

В том числе каждая конкретная функция включает ряд специальных функций. Например, конкретная функция 2.3. «Учебный процесс» содержит специальные функции: реферат, курсовые проектирование, лабораторные работы, методическая работа, выпускные квалификационные работы и др. Также по каждой специальной функции разрабатываются отдельный задачи, оформляемые в виде руководящих документов.

Таким образом, говоря о синергетической концепции и понимая под этим совокупность учебно-воспитательных возможностей ее воздействия на подготовку высококвалифицированных кадров можно сказать, что в повышении эффективности подготовки кадров невозможно обойтись без синергетической концепции.

Поэтому в современных условиях на первый план выдвигается объединение и упорядочение деятельности учебно-воспитательной работы на основе синергетической концепции.

Однако единой синергетической концепции по системе управления деятельности всех видов образовательного потенциала (высшей школы, магистратура, докторантура) с учетом всех возможностей и взаимодействий сквозного характера пока не создано и даже нет ведомственного документа о подготовке такой системы. Известно, что деятельность каждого вида образования регламентируется директивными указаниями, на основе которых разрабатываются приказы, распоряжения, планы мероприятий и др.

Поэтому создать единую синергетическую концепцию и внедрить основной комплекс документов для системы образования при подготовке специалистов является актуальной проблемой сегодняшнего дня.

Это требует, учитывая специфику каждого вида потенциала образования разработку положения, методические указания, инструкции и взаимодействия частных образовательных потенциалов синергетической концепции.

Блок взаимодействия:

– Управленческий потенциал

– Организационный потенциал

– Кадровый потенциал

– Культурно-образовательный потенциал

– Финансовый потенциал

и т. д., основанием для разработки, которых, как правило, являются не стандарты, а положения и рекомендации синергетической концепции.

Синергетическая концепция включает себя взаимодействие пяти подсистем подготовки специалистов инженеров — машиностроителей. Управляющая (целевая), организующая (функциональная), кадровая, культурно — образовательная, финансовая.

Управляющая (целевая) подсистема состоит из следующих составных частей:

  1. Управление общими вопросами деятельности системы;
  2. Управление подготовки специалистов;
  3. Управление подготовкой и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава;
  4. Управление научными исследованиями преподавателей и обучающихся;
  5. Управление резервами одаренной молодёжи

Матрица системы определяет конкретные функции объектов управления деятельностью системы инженерного образования путем определенной комбинации составных частей этих подсистем.

Например, в составную часть управляющей подсистемы 2 –«Управление подготовкой специалистов» входят конкретные функции управления:

2.1. «Качество подготовки специалистов».

2.2. «Нравственно-просветительная подготовка».

2.3. «Учебный процесс».

2.4. «Учебно-исследовательская работа».

2.5. «Учебно-методическая документация» и т. д.

Организующая (функциональная) подсистема состоит из следующих составных частей:

  1. Организация обеспечения руководящими документами всего вида образования по ступенями;
  2. Организация идейно-воспитательной работы;
  3. Организация материально-технической базы;
  4. Организация учебно-методической работы;
  5. Организация научно-исследовательской работы;
  6. Организация профессиональной диагностики обучаемых;
  7. Организация издательской деятельности (конференция, конкурсы, смотры творческих работ);
  8. Организация административно-хозяйственной деятельности;
  9. Организация строительства и благоустройство.

Кадровый потенциал концепции — это совокупность способностей специалистов, работающих в системе подготовки специалистов и непосредственно связанных с разработкой, внедрением экспериментальных исследований профессорско-преподавательского состава.

Под культурно— образовательным потенциалом концепции понимается совокупность ее возможностей по упорядочению, координации и упрощению формирования культурно-образовательного уровня студентов.

Финансовый потенциал концепции содержит совокупность возможностей по использованию средств, которыми располагают организации и совершенствование работы по учебно-воспитательному процессу вуза, это, прежде всего, складывается из двух частей: получаемые от контракта студентов и из государственного бюджета. Также роль финансового потенциала возрастает в условиях самофинансирования — за счет хоздоговорных работ и получения грантов, научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава вуза.

Вышеперечисленная каждая конкретная функция включает ряд специальных функций. Например, конкретная функция 2.03. «Учебный процесс» содержит специальные функции: выполнение выпускной квалификационной работы, курсовое проектирование, лабораторные работы, производственная, технологическая практика, методическая работа, кружковая работа и др.

По каждой специальной функции разрабатываются отдельные задачи, оформляемые в виде руководящего документа вуза. Для удобства использования их в учебном процессе отдельно изданные руководящие документы по отдельной (одной) специальной функции целесообразно брошюровать в один комплект. Например, специальную функцию «Выпускнаяквалификационная работа» включены следующие руководящие документы:

  1. Общие требования. Положение.
  2. Состав задания. Инструкция.
  3. Составление отзыва, рецензии. Инструкция.
  4. Составление доклада для защиты выпускной работы. Правила.
  5. Технические описание макета (модели, установки, устройство и т. д.). Методические указания.
  6. Составление и оформление пояснительной записки. Методические указания.
  7. Составление и оформление ведомости и листа показателей выпускной квалификационной работы. Инструкция.
  8. Организация норма контроля выпускного квалификационной работы. Методические указания.
  9. Номенклатура проектных решений и система обозначений. Инструкция.
  10. Составление и оформление чертежного листа. Методические указания.

Количество специальных функций в каждой конкретной функции и количество руководящих документов в специальных функциях зависит от профиля вуза и предложений кафедр и отделов по разработке необходимых в деятельности вуза руководящих документов.

Для обеспечения единства и упорядочения работ в вузах по подготовке, разработке и внедрению синергетической концепции необходимо создать комиссию.

Таким образом, в единой системе управления вузом целесообразно разрабатывать синергетическую концепцию руководящих документов вуза. Структура синергетической концепции должна точно и однозначно определять взаимодействие частных образовательных потенциалов, функции и задачи по управлению конкретными объектами деятельности вуза, иметь единое обозначение документов системы, а также иметь возможность ее дополнения и расширения. На сегодняшний имеет место данной концепции в нашем вузе.

Литература:

  1. Харитонова В. А., Санникова О. В., Меньшиков И. В. Образование: стратегии развития и синергетика. Синергетика и образование. Хрестоматия. УдГУ, Ижевск, 2003, с. 366–384
  2. Синергетика и образование. Хрестоматия. (Составители: Харитонова В. А., Санникова О. В., Меньшиков И. В.). УдГУ, Ижевск. 2003.
  3. С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий Синергетика и прогнозы будущего. М. Наука. 1997
  4. Мелехова О. П. Синергетика как общая методология современного образования в области наук о жизни. Синергетика и образование. Хрестоматия. Ижевск, 2003, с.359–366
Основные термины (генерируются автоматически): синергетическая концепция, функция, специальная функция, Управление подготовкой, работа, управляющая подсистема, выпускная квалификационная работа, единая синергетическая концепция, идейно-воспитательная работа, квалификационная работа.


Похожие статьи

Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Практико-ориентированные технологии в обучении специалистов среднего звена

Актуальные направления системы повышения квалификации в контексте современной модели образования

Технология электронного обучения в образовательном процессе

Педагогическая концепция высшего профессионально-экологического образования в области экологического менеджмента и аудита

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании

Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы

Похожие статьи

Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Практико-ориентированные технологии в обучении специалистов среднего звена

Актуальные направления системы повышения квалификации в контексте современной модели образования

Технология электронного обучения в образовательном процессе

Педагогическая концепция высшего профессионально-экологического образования в области экологического менеджмента и аудита

Теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов медицинских специальностей посредством технологии дистанционного обучения

Значение педагогической технологии для будущих учителей профессионального образования

История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании

Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы

Задать вопрос