В данной статье раскрыты основные характеристики и особенности разных деловых культур — восточной, западной и российской (русской).
Ключевые слова: бизнес-культура, западная деловая культура, российская (руссквкая) деловая культура, индивидуализм, коллективизм, мобильность, зависимость, энергичность, пассивность, целеустремленность, фатализм, независимость, постоянство, исторические этапы становления.
Каждая страна, будь она восточной или западной, имеет свою культуру. Так и в организации существует так называемая деловая культура. Тем не менее деловая культура начинается не с организации в целом. Она берет свое начало еще на уровне государства, национальная культура, а уже затем следует культура на этапе организации, организационная культура, далее культура на уровне руководства, управленческая культура (или стиль управления в современном языке).
Несомненно, общий уровень деловой культуры зависит от культуры национальной, которая присуща народу определенной страны. Так, например, в основном все страны по своему укладу можно разделить на западные и восточные. Так, восточным странам присущи стремление находиться и работать в коллективе, быть его частью, низкая мобильность работников, невысокий (иногда несуществующий) уровень гибкости, необходимость чувствовать поддержку и защиту со стороны основной части коллектива, важность наличия знакомых в сфере трудоустройства. В то время, как западным странам присущи индивидуализм, стремление реализовать себя как личность, выделиться из коллектива, высокий уровень мобильности и гибкости работников. Несмотря на вышеперечисленные черты, характерные для восточного и западного укладов, существуют страны, сочетающие в себе факторы как от одной, так и от другой культуры. Примером такой страны является Россия.
Говоря о такой большой стране, как Россия, сложно сказать, к какой культуре она относится. Причиной тому служит многовековая история и многочисленные факторы, повлиявшие на становление особой российской культуры [4].
Одним из них являлось то, что Россия находится в холодных климатических условиях. Эти условия были непривычны для людей с Запада. Но народ, который жил изначально на этой территории, научился приспосабливаться к таким условиям жизни. Соответственно, люди стали более сплоченными.
Вторым фактором послужило формирование особого русского менталитета, в который еще с того времени был заложен коллективизм вместо индивидуализма, взаимопомощь вместо соперничества. Менталитет также предполагал следование общинным приоритетам, а не личностным. Народ отводил важное место для государства, которое помогало выжить.
Как третий фактор следует выделить наличие нестандартных ситуаций и обязательное знание определенных тонкостей жителями страны. Из таких можно выделить: большие расстояния внутри страны, неожиданные изменения климата, погодных условий. Это научило жителей России сталкиваться с нестандартными ситуациями и задачами, применять экстраординарные пути решения, быстро реагировать.
Следующий четвертый фактор можно выделить скорее как исторический. Стоит отметить несколько этапов закрепощения населения, основными из которых являются закрепощение во время борьбы с монголами и, несомненно, крепостное право. Эти события сильно отразились на русском менталитете: отвержение демократии, способность работать на износ, трудолюбие.
Становление русской этики в определенной степени пришлось на 16–17 столетия, если принимать во внимание этические нормы российского купечества. Торговля русских купцов XVI — XVII столетий была стеснена царем и знатью.
Российский бизнес появился во второй половине 20 века. Тогда начала формироваться российская деловая культура.
Путь развития западной деловой культуры значительно отличается от российского пути развития. Существуют несколько основных признаков [3, стр.30–70], отличающих западную культуру от российской коренным образом.
1) Индивидуализм
Индивидуальный интерес важен для каждого представителя западной деловой культуры. Индивидуум — ячейка общества. Поэтому приняты саморазвитие, реализация себя как личности, выделение из общества.
2) Малая дистанция власти
В западных организациях является нормой высказывание своей точки зрения руководству компании, обсуждение новых идей и предложений сотрудников. В каждой из крупных компаний это важно и поощряется руководителем. Зачастую даже встречаются структуры, в которых руководитель и его подчиненные стоят фактически на одном уровне, то есть имеют одинаковое право слова.
3) Сильное избегание неопределенности
По причине более раннего появления рыночной экономики на Западе западный уклад основывается на высокой неопределенности: постоянные колебания спроса, неожиданное поведение конкурентов.
4) Маскулинизация (активность в делах, энергичность, предприимчивость, четкие масштабные цели)
У России более мягкий характер поведения в бизнесе [1], связи внутри организации могут быть тесными и близкими, что нехарактерно для Запада, где работники конкурируют между собой и стремятся показать себя.
Основные черты Западной деловой культуры, несомненно, отличаются от основных черт Российской деловой культуры (табл.1).
Историческое развитие обусловило развитие каждой из деловых культур. Под влиянием определенных событий жители Запада в целом и России [2, стр.20–60] получили определенные качества, сформировался менталитет народа, который сохранился и до сих пор.
Таблица 1
Отличительные характеристики между западной ироссийской деловыми культурами
Характеристика |
Западная деловая культура |
Российская деловая культура |
Социальная культура |
Индивидуализм |
Коллективизм |
Позиция относительно изменений |
Мобильность |
Зависимость |
Отношение к жизни |
Энергичность |
Пассивность |
Жизненная позиция |
Целеустремленность |
Фатализм |
Способность к гибкости |
Независимость |
Постоянство |
Несомненно, ни одна бизнес-культура не может существовать обособленно, ведь и западные, и восточные, и российские компании имеют общие проекты, партнерства, объединенные производства. Тут берет свое начало синергия бизнес-культур [5, стр.60–150]. В случае синергии «Россия-Восток» возникает творческая гармония, в случае «Россия-Запад» — системные инновации», синергия «Восток-Запад» даёт возможности для устойчивого роста (рис.1).
Рис. 1. Синергия бизнес-культур
Таким образом, возникает эффективное взаимодействие разных деловых культур: идёт обмен опытом, возрастает эффективность, происходит постоянное развитие. А стык трех основных бизнес-культур (русской, восточной и западной) приводит к сбалансированной синергии.
Литература:
1. Ахалбедашвили Г. Г. Проблемы интеграции российской деловой культуры в международный бизнес // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012. — № 12 (16). — С. 41–46.
2. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления / Т. Ю. Анопченко [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 380 с. — (Высшее образование).
3. Лебедева Л. М. Этническая и кросс культурная психология, М.: Макс-Пресс, 2011.
4. Руденко А. М. Психология делового общения: Учебное пособие для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2015. — 264 c.
5. Шаповалов В. Ю. Характерные черты деловых культур Запада и Востока // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2010. — № 4. — С. 89–93.