Цель: познакомиться с историко-географическими материалами хода Прохоровской битвы.
Задачи: рассмотреть тактическую ситуацию накануне битвы; произвести топографический анализ местности, сделать выводы о взаимосвязи топографии местности с планами сражения. С помощью математических приёмов сделать выводы о некоторых особенностях битвы.
Методы работы: наблюдение, анализ, сравнение, математический метод.
Ход занятия
- Организационный момент. Приветствие.
Учитель истории. Здравствуйте. Начнём заседание межшкольного исторического клуба «Лев и орёл» по теме «Прохоровское сражение». Его особенностью станет то, что мы будем использовать не только знания из истории, но и привлечем для более полного понимания ваши знания из математики.
II. Введение в тему.
Учитель истории. Особенностью заседания исторического клуба «Лев и орёл» является разбор «трудных вопросов» истории, которые не всегда представляется возможным рассмотреть во время урока.
Прохоровская битва сегодня привлекает всё большее внимание общественности в связи с открытием новых архивных материалов, пересмотром общеизвестных фактов. На сегодняшний день историков волнует вопрос о происхождении самой Прохоровской битвы как «танковой дуэли». Дело в том, что главное боевое назначение танка — непосредственная поддержка пехоты и один из мощных средств прорыва оборонительного расположения противника. Лобовая атака с помощью танков как правило не применялась. И только Прохоровское танковое сражение вошло в история как «танковая дуэль». Сегодня мы постараемся проанализировать топографическую обстановку местности, применить математический метод для исторической реконструкции, чтобы ответить на вопрос «Почему стала возможна Прохоровская «танковая дуэль»».
III. Историческая справка.
Сообщение ученика 1: Шел июль 1943 года. Вот уже пятые сутки на Курской дуге продолжалась битва. Орловско-Курский участок Центрального фронта с успехом противостоял солдатам вермахта. На Белгородском участке, напротив, инициатива находилась в руках немцев: их наступление продолжалось в юго-восточном направлении, что несло угрозу сразу для двух фронтов. Местом главной схватки должно было стать небольшое поле рядом со станцией Прохоровка. Но, прежде чем, перейти к детальному рассмотрению прошедших событий, перейдём к рассмотрению условий местности, на которой проходила одна из известнейших битв мировой истории.
Сообщение ученика 2. Факты о Прохоровке. Впервые в Прохоровском сражении немцы применили телетанкетки. С 1943 года некоторым армейским танковым подразделениям для решения специальных задач придавались подразделения управляемых по радио машин типа В-IV. Дистанционно-управляемая по радио машина типа B-IV (в советских документах тех лет она именовалась «телетанкетка») представляла собой гусеничную машину малых габаритов, управляемую по радио из обычного танка (Т-III, T-IV и др.) и несущую на борту сбрасываемый контейнер с зарядом взрывчатого вещества. Машина предназначалась для взрывных работ, а также разведки местности и противника. Согласно положений «Временного наставления по использованию радиотанкеток», командование Вермахта определяло следующий перечень задач, решаемых с помощью машин типа В-IV: разведка обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путём вызова на себя огня противотанковых средств и выявления минных полей; разведка местности с целью определения её проходимости (болота, крутые скаты, ложбины, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и д. р.); разрушение долговременных оборонительных сооружений и сооружений полевого типа; уничтожение (подрыв) тяжёлых танков противника; подрыв мостов и других сооружений при невозможности использовать для этого сапёров; уничтожение живой силы противника (в радиусе до 40 метров — убойное действие, до 80 метров — временный вывод из строя.)
IV. Учитель географии. Работа с топографической картой. Работа с легендой карты: прочитать условные обозначения, определить высоты и низины, определить расстояния между географическими объектами. Сделать вывод о пригодности данной местности для ведения танкового боя.
Учитель географии. Ребята, почему выбор района для боевых действий пал на Прохоровку? (выбор района для боевых действий осуществлялся исходя из географических особенностей — рельеф местности давал возможность остановить немецкий прорыв и нанести силами Степного фронта мощный контрудар)
Физминутка. Учитель математики. Графический диктант.
Учитель математики. А теперь с помощью математического метода мы сделаем реконструкцию рекогносцировки войск (решение математических задач, приближенных к историческим реалиям «Битва на Курской дуге»).
Задача 1. Против танковой дивизии «Адольф Гитлер» были выдвинуты две армии, которые должны встретиться недалеко от Курска. Армии находились друг от друга на расстоянии 240км. Скорость движения одной армии 4км/ч. Найти скорость движения второй армии, если известно, что через 2 дня расстояние между ними было 40км. Учесть, что армии двигались по 10ч. в сутки. (Ответ: 6 км/ч)
Задача 2. На Курской дуге стояло 2736 немецких танков. Чтобы подбить ряд, состоящий из 6 танков, нужно 3 орудия и 6 снарядов. Сколько нужно орудий и снарядов для уничтожения всех танков? Сколько нужно снарядов, если из орудий будут стрелять новобранцы и для уничтожения одного танка им потребуется 2 снаряда? (Ответ: 5472 снаряда)
Задача 3. Установка залпового огня за 1 мин выпускает 12 ракет. Сколько ракет выпустит 10 установок залпового огня за 2 мин? (Ответ: 240 ракет)
V. Практическая работа с контурными историческими картами.
Учитель истории. Итак, после того как детально выяснили условия предстоящего сражения, мы можем перейти к работе с исторической картой. Обучающееся работают в трёх группах. Перед каждой группой находится один из трёх этапов Прохоровской битвы на контурной карте, условные обозначения в конвертах и дополнительные материалы. Определите этот этап, перенесите направления главных ударов, линию фронта, возможно, вы сможете указать имена. После чего, представитель каждой группы рассказывает о том, с каким этапом сражения работала его группа и сообщает его особенности.
VI. Итог заседания.
Учитель истории. Исходя из полученной информации, мы можем сделать следующие выводы о том, почему стало возможно самое необычное с точки зрения военной науки и самое крупной в истории танковое сражение.
Выбор Прохоровки как новой цели атаки гитлеровской армии одни считают вынужденным, а в некоторых источниках он указывается как запланированный, предусмотренный еще при разработке операции «Цитадель» весной 1943 года. Захват железнодорожной станции Прохоровка, к тому же приводил к критическому затруднению обеспечения войск Воронежского фронта. Немецкая дивизия «Адольф Гитлер» и прикрывавшие её с флангов части 2 танкового корпуса СС вышли на рубеж атаки на Прохоровку к 10 июля. Для ликвидации угрозы прорыва против них была направлена 5-я гвардейская танковая армия Павла Ротмистрова, совершившая марш к окраинам Прохоровки и вошедшая в боевое столкновение с танковыми дивизиями под командованием Пауля Хауссера, — так началось танковое сражение под Прохоровкой. Дата, которая считается днем великого танкового сражения — 12 июля 1943 года.
Литература:
- Ротмистров П. А. Танковое сражение под Прохоровкой. М., 1960.
- Прохоровское поле: Из хроники танкового сражения. Белгород, 1998.
- Замулин В. Н. Прохоровка — неизвестное сражение великой войны. М., 2006.
- Лопуховский Л. Н. Прохоровка: без грифа секретности. М., 2012.