Вклад среднеазиатского ученого Абу Насра аль Фараби в развитие мировой философской мысли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 августа, печатный экземпляр отправим 16 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 22.01.2018

Статья просмотрена: 964 раза

Библиографическое описание:

Усманова, У. С. Вклад среднеазиатского ученого Абу Насра аль Фараби в развитие мировой философской мысли / У. С. Усманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 244-245. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47981/ (дата обращения: 15.08.2020).



Наука в своем развитии опирается на исторический опыт мудрости минувших эпох. Всему миру известны выдающимися открытиями в области математики, астрономии, геодезии, минералогии, фармакологии, медицины, обществоведения, философии такие наши великие предки, как Мухаммад аль-Хорезми, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Мирзо Улугбек и многие другие. Так, с именем Хорезми связано первое употребление понятий алгоритм и нуль, десятичной системы, Мирзо Улугбек построил в Самарканде обсерваторию и создал там звездные таблицы, отличавшиеся особой точностью. Труд ибн Сины, известного также как Авиценна, «Канон врачебной науки» около пяти веков изучался студентами-медиками в самых известных европейских вузах. Среди этих мыслителей в развитии мировой философской мысли особое место занимают взгляды основоположника арабоязычного перипатетизма, Абу Насра аль-Фараби, который также считается основоположником гуманистической традиции, морально-нравственных воззрений средневекового Востока, последователем и продолжателем идей величайших древнегреческих мыслителей, ученым, еще при жизни заслужившим на Востоке почетное прозвище «Муаллимус Сони», что означает «Второй Учитель», которое определило его место вслед за знаменитым Аристотелем.

Многие исследователи научного наследия аль-Фараби отмечают его огромную значимость для дальнейшего, более эффективного приобщения, как к общечеловеческим, так и к традиционным восточным духовным ценностям. Его общественно-политические и этические взгляды оказали большое влияние на становление и развитие философии, как в Узбекистане, так и во многих странах мира. Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в своем докладе на Международной научно-практической конференции «Вклад Узбекистана в развитие исламской цивилизации», состоявшейся в августе 2007 года в городе Ташкенте отмечал: «Бесценное наследие великих предков, содержащее широкие энциклопедические знания, глубокие идеи и мысли, не утратившие и поныне своего научного и практического значения, несомненно, играет огромную роль в решении острейших задач и проблем, которые ставит перед человечеством сегодняшнее сложное и тревожное время, в объективном и беспристрастном толковании и разъяснении истинной сути нашей религии, помогает наставлять на правильный путь молодое поколение, вступающее в самостоятельную жизнь с большими надеждами» [1].

«Муаллимус Сони» написал комментарии почти ко всем сочинениям Аристотеля- по логике «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Об истолковании», «Топика», «Категории», у естественнонаучным трудам-«Этика», «Риторика», «Поэтика», «Метафизика», «Софистика» и другие. Помимо этого, он предпослал комментарии к «Алмагесту» Птолемея, «О душе» Александра Афродезийского, к отдельным главам «Геометрии» Евклида, «Изагоге» Порфирия.

Парафразы Фараби к произведениям Аристотеля не только способствовали широкому распространению идей великого Стагирита, но и в пределах тематики его произведений давали богатый материал для изучения общественно-философских воззрений самого Абу Насра. Эти парафразы отражают как отношение Фараби к Аристотелю, так и его отношение к различным философским проблемам. Опираясь на политические и этические идеи греческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.

Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В этой работе он отмечал, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков.

Учение аль-Фараби о становлении нравственно совершенной личности, добродетельном городе, о справедливости, равенстве, обществе, мире, счастье, становится особенно актуальными в связи процессами глобализации мира, строительстве единства мирового сообщества. По Фараби, совершенство человека, становление его добродетелей- это процесс, длящийся всю его жизнь и прекращающийся со смертью, поэтому «человек должен любить жизнь, так как она дает ему возможность творить добро и достичь счастья» [2].

Утверждая возможность достижения счастья в земной жизни, философ связывал реализацию счастья с реальным человеческим существом со всеми его слабостями, достоинствами и недостатками, а не с исламским идеалом праведника, неукоснительно следующего религиозным предписаниям.

Философ-энциклопедист отстаивает равенство людей в праве на счастье: «Я говорю, — писал он, — что каждый человек с самого начала своего существования располагает врожденной способностью, благодаря которой его действия, состояния его души, сила и различения могут стать такими, какими им следует быть» [3].

Ученый-фарабиевед А. Х. Касымжанов отмечает, что «Наследие аль-Фараби, вобравшее в себя разнообразные культурные традиции, свидетельствует о несостоятельности европоцентризма и азиоцентризма, ибо в развитии между различными культурами имеет место не просто аналогия, а заимствование, влияние, преемственность, борьба и т. д. Контакты были не только многосторонним, но и, что важнее, взаимно стимулирующими, взаимно обогащающими» [4]. Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры. Е. Э. Бертельс писал о мыслителе: «Аль-Фараби является автором величайших творений. Наследие аль-Фараби безгранично и разнообразно. Он внес вклад практически во все сферы науки того времени: этику, политику, психологию, естествознание, музыку!... Аль-Фараби был замечательным математиком, вместе с тем он в совершенстве освоил все азы теоретической медицины. Он написал огромное количество работ по теории музыки. Был широко известен как композитор, является создателем нового музыкального инструмента» [5].

Изложенные в творениях не только аль-Фараби, но и других деятелей прошлого ценностные ориентации нравственности и духовности, в полной мере согласуются с требованиями настоящего времени, они служат ступенью для углубления процессов самоусовершенствования человека и расширения знаний о человеке. Величайшая заслуга мыслителей средневековья состоит в том, что они высказывали идеи об общечеловеческом, общественном и государственном развитии, основанном на идеях гуманизма, просвещения и взаимоуважения. Эти ученые отличались высокой академической мобильностью и сыграли значительную роль в становлении наук в различных странах Востока, расширении взаимообмена между регионами и континентами и развитии мировой цивилизации в целом.

Литература:

  1. Каримов И. А. Участникам Международной научно-практическое конференции «Вклад Узбекистана в развитие исламской цивилизации» / Либерализация общества, углубление реформ, повышение духовности и уровня жизни народа — критерий и цель всей нашей духовности. В 15-х т. — Ташкент: Узбекистан, 2007. Т.15.
  2. Сатыбекова С. К. Гуманизм Аль-Фараби. — Алма-Ата: Наука, 1975.
  3. Аль-Фараби. Книга указания пути к счастью. — Хайдарабад: Ирфон, 1977.
  4. Касымжанов А. Х. Аль-Фараби. — М.: Мысль, 1982.
  5. http://www.kaznu.kz/ru/11281/page


Задать вопрос