Развитие финансовых технологий в сфере банковских услуг: основные направления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (160) июнь 2017 г.

Дата публикации: 30.06.2017

Статья просмотрена: 4398 раз

Библиографическое описание:

Осиповская, А. В. Развитие финансовых технологий в сфере банковских услуг: основные направления / А. В. Осиповская, А. В. Михайлин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/160/45022/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящее время в банковской сфере происходят огромные изменения, ключевым фактором которых выступает развитие финансовых технологий. Суммарно инвестиции в ФинТех занимали в 2015 году порядка 15 % от общего объема венчурных инвестиций в мире (120 миллиардов долларов). В России в 2015 году инвестиции в финансовые технологии были равны 4 % от общего объема. По оценкам РВК технологии в финансовом секторе привлекли 15 миллионов долларов за 2016 год. Финансовые технологии демонстрировали рост инвестиций в России несмотря на снижения общего объема инвестиции в сравнении с 2015 годом на 25 % [2].

Общий объем российских инвестиций в ФинТех по данным Accenture оценивается в 0,2 % от мирового уровня. Крупнейшими российскими фондами, инвестирующими в ФинТех, являются Runa Сapital, Baring Vostok, Life Sreda.

В области банкинга ФинТех включает в себя множество направлений, которые на данный момент бурно развиваются: цифровые платежи и одноранговые платежи (Peer-to-peer payments); одноранговое кредитование (Peer-to-peer lending); краудфандинг и краудинвестинг (Equity crowdfunding); риск-менеджмент; анализ BigData и прогнозное моделирование (Predictive modeling); технологии безопасности (Security tech).

Основные предпосылки развития ФинТех включают:

1) Развитие технологий обработки данных. Развитие данных технологий приводит как к появлению принципиально новых, так и к значительному улучшению существующих услуг. Рост возможностей по обработке информации определил развитие таких сегментов ФинТех как блокчейн, P2P кредитование, онлайн-скоринг, алгоритмическая торговля и других;

2) Недоверие к традиционным банкам и ужесточение регулирования. После глобального финансового кризиса 2007–2008 гг. у потребителей снизился уровень доверия к традиционному банковскому сектору. Согласно опросу компании Which, проведенному в 2012 г., через 5 лет после кризиса, 71 % респондентов в Великобритании считали, что банки не извлекли уроков из случившегося. На этом фоне наблюдается рост интереса потребителей к услугам, предлагаемым стартапами. Ужесточение регулирования банков после кризиса 2007–2008 гг. привело к снижению рентабельности, в связи с чем возникла необходимость оптимизации услуг;

3) Проникновение социальных сетей. Рост популярности социальных сетей позволил предложить новые виды финансовых услуг, основанные на обмене информацией между пользователями, например, краудфандинг, P2P переводы и финансирование, социальный трейдинги т. д.;

4) Демографические тренды. Изменения в потребительском поведении, основным проводником которых являются миллениалы (люди, родившиеся в период с 1980 г. до начала 2000-х гг.), проявляются в растущем проникновении мобильных телефонов, желании делиться опытом с широким кругом людей, повышении требований к удобству пользования услугами, качеству информации и скорости ее получения;

5) Экономика совместного потребления. Новые технологии сделали возможным повышение эффективности ресурсов за счет предоставления избыточных ресурсов (активов) во временное потребление благодаря упрощению процесса поиска как людей, имеющих свободные ресурсы, так и людей, нуждающихся в них;

6) Успех технологичных компаний в других секторах экономики. Применение технологий в таких отраслях, как ритейл, индустрия развлечений и т. д., привело к появлению успешных компаний, в существенной степени изменивших свои рынки и предложивших более конкурентные продукты и услуги. Успех таких компаний, как Airbnb, Uber и т. д. привлек внимание предпринимателей и к другим секторам, в том числе к финансовому.

Характеризуя структуру отечественного рынка ФинТех, следует отметить, что наибольшую долю (31 %) составляют агрегаторы банковских и инвестиционных продуктов, предлагающие систему «одного окна» для существующих электронных услуг банков, беря на себя подбор потенциально интересных клиенту продуктов, предлагая понятный и простой способ взаимодействия с банками. Представляют интерес для банков системы сбора и анализа данных из различных источников для определения целевой аудитории, анализа предпочтений клиентов, разработки программ лояльности, оценки клиента, выработки маркетинговых стратегий, на которые приходится около 21 % рынка [1].

Развитие торговли через Интернет и переход расчетов в безналичную форму создали спрос среди малых и средних предприятий на мобильный эквайринг. Так называемые MPos-терминалы позволили без больших затрат на оборудование обеспечить прием банковских карт для оплаты товаров и услуг. Интерес банков к сотрудничеству с такими стартапами, доля которых превысила 8 %, понятен, так как банк повышает обороты по своим карточным продуктам без заметных затрат и рисков.

Консалтинговая и аудиторская компания Deloitte оценила, как российские банки внедряют новые технологии. Для исследования эксперты выбрали 11 инноваций и разделили их на несколько групп: безопасность («умная» идентификация), аналитика (BigData, личные финансовые помощники), цифровые технологии (онлайн-кошелек, бесконтактная оплата и т. д.), автоматизация (роботы в отделениях), геймификация (игры и квесты для клиентов) и P2P-кредитование. В итоге самым продвинутым банком по оценке Deloitte стал Сбербанк (18 баллов), второе место разделили Альфа-банк и Тинькофф Банк (16 баллов). На третьей строчке оказался банк «Открытие» (8 баллов) [4].

Рассмотрим, какие технологии в различных секторах наиболее активно развивают банки и какие проекты являются наиболее успешными в российском ФинТех. Если брать десятку самых высокотехнологичных российских банков, то среди них в сфере платежей наиболее популярными технологиями являются: мобильные и цифровые кошельки, эквайринг и технологии NFC (бесконтактные платежи). Например, клиенты банка «Тинькофф» могут расплачиваться за покупки с помощью мобильного телефона или умных часов. Для клиентов Альфа-банка эта опция доступна при оплате наручными часами AlfaPay или браслетами. Разработкой устройств с технологией NFC занимаются не только локальные банки, но и финансовые компании, такие как Visa.

Быстро развивается и технология мобильного эквайринга при помощи терминалов mPOS. Наиболее крупно компанией в этой сфере является 2Can. Стартап берет комиссию менее 3 % с платежа, и позволяет заметно упростить прием платежей для малого бизнеса и ИП, необходимо лишь приобрести терминал для приема карт (около 9 тыс. рублей) и скачать приложение. Стартап начал работу в 2012 году и привлек инвестиции от фондов Inventure Partners и Almaz Capital Partners на сумму более 7 млн. долларов. В сфере эквайринга действует множество стартапов ориентированных на интернет предпринимателей, которые интегрируют системы приема карт на сайты в простой и доступной форме и позволяют увеличить конверсию.

Среди российских банков на данный момент практически не один не занимается новейшими видами кредитования. Уникальное решение в сфере P2P/P2B кредитования на данный момент есть только у Альфа-Банка. Оно называется Альфа-Поток и представляет собой платформу для кредитования бизнеса частными лицами (крудлендинг — платформа). Кредит выдаёт не банк или МФО, а пользователи сайта Поток. Для пользователей это альтернатива вкладу, для предприятия моментальные деньги без банковских процедур. Возможно получить сумму до 2 млн. рублей на 6 месяцев под 20 % годовых. Среди стартапов подобным занимается платформа Fundico и предлагает схожие условия. Так же интересными проектами можно назвать Olbey.com и до зарплаты.com. Данные проекты осуществляют рефинансирование потребительских и нецелевых кредитов и выдают займы до 10 дней соответственно.

Многие российские банки имеют собственные решения в сфере управления финансами, в частности у Промсвязьбанка, Бинбанка, Открытия и ВТБ. Уникальные решения при этом (по отчету Daloitte) есть только у Сбербанка и Альфа-банка. Из российских стартапов выделяется в этом сегменте крупнейший в России краудфандинг проект Boomstarter, который является практически полным аналогом крупнейшего мирового проекта в этой области Kikstarter. Boomstarter —платформа для привлечения финансирования в творческие, технические и другого рода проекты, имеющие конечную цель. Boomstarter привлекает финансирование для разнообразных проектов, таких как создание фильмов, технологий, музыки, видеоигр, изданий и т. д., официально запущен в Москве в 2012 году. Инвестиционные проекты Yango и Источник предлагают инвестиции в облигации крупнейших компаний мира через мобильное приложение с доходностью более высокой чем банковские депозиты. Работающих проектов в сфере робо-эдвайзинга на данный момент в России нет.

В цифровом банкинге и персональных финансах так же действуют некоторые российские проекты. В 2015 году Альфа-банк запустил приложение Sense, которое позиционируется как персональный финансовый помощник. Sense анализирует все траты клиента по картам, ведет статистику его расходов и дает советы: сколько денег отложить, когда пора оплатить услуги ЖКХ или внести платеж по кредиту. «Русский Стандарт» в свою очередь предлагает клиентам приложение на базе российского сервиса EasyFinance. Оно формирует отчет о финансовых операциях клиента. Банк ВТБ24 запустил сервис «Смарт SMS». Это стандартные сообщения-отчеты об операциях по карте — но в виде графиков и диаграмм.

Наиболее заметным необанком России является Рокетбанк [3]. Он использует инфраструктуру более крупного банка (на данный момент Открытие) и предоставляет возможность получить дебетовые карты без платы за обслуживание и при этом имеет лучшее мобильное приложение среди российских банков. Рокетбанк — один из первых российских виртуальных банков-сервисов, который, по сути, создавался как мобильное приложение от организации, не являющейся банком, но продвигающей свои услуги как банковские, опираясь на юридическую и процессинговую поддержку банка-партнера. Рокетбанк был учрежден в 2012 году. Проект Рокетбанк поначалу развивался на деньги самих учредителей, позднее они привлекли средства фонда Runa Capital в размере 2 млн долларов и еще один раунд инвестиций от фонда Life.Sreda. В апреле 2016 года Рокетбанк был приобретен банком «Открытие» за 4,5 млн. долларов. Совместно с банком Точка (тоже входит в банковскую группу «Открытие») Рокетбанк уже запустил свой зарплатный проект.

В сегменте инфраструктуры и вспомогательных сервисов российские банки особенно заинтересованы в технологиях скоринга и идентификации, а также анализа BigData. Восемь банков предлагают идентифицировать клиента по отпечатку пальца — если его смартфон дает такую возможность. В частности, эта опция доступна пользователям интернет-банка «Тинькофф», Альфа-банка и Промсвязьбанка. Сбербанк сейчас разрабатывает проект, который позволит детям оплачивать обед в школьной столовой с помощью отпечатка ладони, а родителям — отслеживать, что покупает их ребенок: деньги будут списываться с карты родителей. Кроме того, в некоторых отделениях Сбербанка тестируют идентификацию клиента по отпечаткам пальцев.

Еще один способ идентификации — по голосу. Такую технологию (она называется Nice, как и израильская компания-разработчик этого метода) в России пока использует только банк «Тинькофф». Система автоматически опознает клиента банка при звонке в call-центр — не нужны ни паспортные данные, ни кодовое слово. При этом, согласно описанию на сайте Nice, голос оценивается по сотне критериев: тембр, ритм, частотная модуляция и т. д. На основе этих данных формируется «слепок» голоса меньше чем за минуту. Похожую технологию сейчас тестирует и Сбербанк. Популярность биометрической идентификации продолжает набирать обороты в России, однако технология все еще требует серьезной доработки. Использование биометрии все еще не дает стопроцентной гарантии идентификации клиента. Поэтому говорить о массовом внедрении биометрических систем в банковский сектор пока рано.

Банки все чаще применяют Big Data, чтобы предсказывать поведение своих клиентов. Чаще всего применяется такая информация при кредитном скоринге: банки оценивают поведение клиента в соцсетях и решают, стоит ли выдать кредит. К такому методу прибегают в Сбербанке, Альфа-банке и банке «Тинькофф». Кроме того, оценивать кредитоспособность клиентов таким образом планируют «Хоум Кредит» и «Уралсиб» [4]. При работе с соцсетями банки смотрят не только на возраст, наличие работы и семейное положение потенциального заемщика, но и на его окружение. В частности, скоринговые системы ищут мошенников и злостных неплательщиков. Анализу подвергается и манера общения в соцсетях. Например, если пользователь слишком многословен — он не знает, чего хочет и, скорее всего, не дисциплинирован. Обычно к анализу профилей Facebook или «ВКонтакте» банки прибегают, когда другие методы не дают ожидаемого результата. Пока такая оценка актуальна в первую очередь для небольших кредитов, по которым надо быстро принять решение.

Наиболее заметными решениями среди стартапов в России являются:

1) Блокчейн — Waves (Децентрализованная биржа позволяет прямо на блокчейне проводить сбор средств, краудфандинг и торговлю финансовыми инструментами) и Ethereum (платформа для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна работающих на базе умных контрактов);

2) Скоринг — Скориста (онлайн скоринг и андеррайтинг для МФО) и Zaimix (бесплатный сервис для просмотра кредитного рейтинга);

3) BigData — Seeneco (управление и анализ финансовой отчетности предприятий) и Coloreyes (анализ статистических данных для предприятий);

4) Информационная безопастность — VisionLabs (Облачный сервис распознавания лиц) и SMTDP (разработка отраслевых решений по предотвращению и расследованию инцидентов цифрового мошенничества).

Подводя итог, следует отметить, что финансовые технологии оказывают существенное влияние на банковский рынок и деятельность банков, меняет их взаимоотношения с клиентами.

Литература:

  1. Обзор отрасли финансовых технологий EY. Московская биржа: https://www.moex.com/files/14218
  2. Обзор Венчурной индустрии России за 2016 год. PricewaterhouseCoopers. https://www.pwc.ru/ru/press-releases/2017/money-tree-pwc.html
  3. Рокетбанк. Официальный сайт. https://rocketbank.ru/
  4. Deloitte назвала самые инновационные банки. Банковское обозрение. http://bosfera.ru/press-release/deloitte-nazvala-samye-innovacionnye-banki
Основные термины (генерируются автоматически): банк, Россия, NFC, проект, SMS, SMTDP, клиент банка, мобильное приложение, общий объем, Сбербанк.


Похожие статьи

Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере

Сбербанк России.

Приложения мобильного банкинга, разработанные не банками, ориентированы на

Основные термины (генерируются автоматически): мобильный банк, банк, Россия, сервис, SMS, клиент, приложение, США, сотовая связь, данные.

Автоматизированная система платежей «Сбербанк онл@йн» как...

Это также касается клиентов, оформивших в отделении банка заявление на подключение к системе интернет-банкинга счетов вкладов.

Операции, доступные в мобильном приложении Сбербанка

Рынок интернет-банкинга России и Калининградской области.

Необанки: мировой опыт и перспективы | Статья в журнале...

Современное поколение все активнее начинает пользоваться NFC и закрытыми платежными

Клиент просто загрузит на свой телефон платежное приложение, подключенное к банку, что

То есть клиенту банка необходимо скачать мобильное приложение, зарегистрироваться в...

Инновации в банковской сфере | Статья в журнале...

Технология NFC (Near Field Communication — «коммуникация ближнего поля») превращает мобильный телефон в виртуальную банковскую карту.

Основные термины (генерируются автоматически): банк, NFC, клиент, услуга, банковская инновация, мобильное приложение...

Совершенствование кредитных банковских продуктов для...

В настоящее время меняются отношения банка и корпоративных клиентов.

- зарплатные проекты и корпоративные карты; - таможенная карта; - Cash Management

Новый банковский продукт будет представлен в виде приложения на мобильные телефоны и планшетные...

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Рис. 8. Изменение количества пользователей интернет-банкинга, мобильного банкинга и SMS-банкинга, % от российской интернет-аудитории [7]. Однако, в России приложения для смартфонов и планшетов используются пока менее активно, чем интернет-банки; 75,0...

Продвижение продуктов дистанционного банковского обслуживания

В данный момент в России существует несколько банковских организаций, работающих по бесфилиальной бизнес-модели, обслуживая клиентов с

Рыночная доля банка по объему кредитного портфеля составила 10,3 % по итогам 2016 года

Житкова В. Банк-приложение.

Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции

Информационный банкинг направлен на предложения клиентам банка финансовой информации.

Например, год назад операции по металлическим счетам предлагал только Сбербанк, сейчас уже 3 из представленных банков, валютные конвертации 3

Банк России.

Использование blockchain в банковской системе

В тоже время один из крупнейших коммерческих банков России — «Сбербанк» — за

В связи с растущим объемом отчетности различным ведомствам/государственным

Так, например, клиент банка получает бонусы за совершение определенной операции в банке.

Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере

Сбербанк России.

Приложения мобильного банкинга, разработанные не банками, ориентированы на

Основные термины (генерируются автоматически): мобильный банк, банк, Россия, сервис, SMS, клиент, приложение, США, сотовая связь, данные.

Автоматизированная система платежей «Сбербанк онл@йн» как...

Это также касается клиентов, оформивших в отделении банка заявление на подключение к системе интернет-банкинга счетов вкладов.

Операции, доступные в мобильном приложении Сбербанка

Рынок интернет-банкинга России и Калининградской области.

Необанки: мировой опыт и перспективы | Статья в журнале...

Современное поколение все активнее начинает пользоваться NFC и закрытыми платежными

Клиент просто загрузит на свой телефон платежное приложение, подключенное к банку, что

То есть клиенту банка необходимо скачать мобильное приложение, зарегистрироваться в...

Инновации в банковской сфере | Статья в журнале...

Технология NFC (Near Field Communication — «коммуникация ближнего поля») превращает мобильный телефон в виртуальную банковскую карту.

Основные термины (генерируются автоматически): банк, NFC, клиент, услуга, банковская инновация, мобильное приложение...

Совершенствование кредитных банковских продуктов для...

В настоящее время меняются отношения банка и корпоративных клиентов.

- зарплатные проекты и корпоративные карты; - таможенная карта; - Cash Management

Новый банковский продукт будет представлен в виде приложения на мобильные телефоны и планшетные...

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Рис. 8. Изменение количества пользователей интернет-банкинга, мобильного банкинга и SMS-банкинга, % от российской интернет-аудитории [7]. Однако, в России приложения для смартфонов и планшетов используются пока менее активно, чем интернет-банки; 75,0...

Продвижение продуктов дистанционного банковского обслуживания

В данный момент в России существует несколько банковских организаций, работающих по бесфилиальной бизнес-модели, обслуживая клиентов с

Рыночная доля банка по объему кредитного портфеля составила 10,3 % по итогам 2016 года

Житкова В. Банк-приложение.

Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции

Информационный банкинг направлен на предложения клиентам банка финансовой информации.

Например, год назад операции по металлическим счетам предлагал только Сбербанк, сейчас уже 3 из представленных банков, валютные конвертации 3

Банк России.

Использование blockchain в банковской системе

В тоже время один из крупнейших коммерческих банков России — «Сбербанк» — за

В связи с растущим объемом отчетности различным ведомствам/государственным

Так, например, клиент банка получает бонусы за совершение определенной операции в банке.

Похожие статьи

Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере

Сбербанк России.

Приложения мобильного банкинга, разработанные не банками, ориентированы на

Основные термины (генерируются автоматически): мобильный банк, банк, Россия, сервис, SMS, клиент, приложение, США, сотовая связь, данные.

Автоматизированная система платежей «Сбербанк онл@йн» как...

Это также касается клиентов, оформивших в отделении банка заявление на подключение к системе интернет-банкинга счетов вкладов.

Операции, доступные в мобильном приложении Сбербанка

Рынок интернет-банкинга России и Калининградской области.

Необанки: мировой опыт и перспективы | Статья в журнале...

Современное поколение все активнее начинает пользоваться NFC и закрытыми платежными

Клиент просто загрузит на свой телефон платежное приложение, подключенное к банку, что

То есть клиенту банка необходимо скачать мобильное приложение, зарегистрироваться в...

Инновации в банковской сфере | Статья в журнале...

Технология NFC (Near Field Communication — «коммуникация ближнего поля») превращает мобильный телефон в виртуальную банковскую карту.

Основные термины (генерируются автоматически): банк, NFC, клиент, услуга, банковская инновация, мобильное приложение...

Совершенствование кредитных банковских продуктов для...

В настоящее время меняются отношения банка и корпоративных клиентов.

- зарплатные проекты и корпоративные карты; - таможенная карта; - Cash Management

Новый банковский продукт будет представлен в виде приложения на мобильные телефоны и планшетные...

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Рис. 8. Изменение количества пользователей интернет-банкинга, мобильного банкинга и SMS-банкинга, % от российской интернет-аудитории [7]. Однако, в России приложения для смартфонов и планшетов используются пока менее активно, чем интернет-банки; 75,0...

Продвижение продуктов дистанционного банковского обслуживания

В данный момент в России существует несколько банковских организаций, работающих по бесфилиальной бизнес-модели, обслуживая клиентов с

Рыночная доля банка по объему кредитного портфеля составила 10,3 % по итогам 2016 года

Житкова В. Банк-приложение.

Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции

Информационный банкинг направлен на предложения клиентам банка финансовой информации.

Например, год назад операции по металлическим счетам предлагал только Сбербанк, сейчас уже 3 из представленных банков, валютные конвертации 3

Банк России.

Использование blockchain в банковской системе

В тоже время один из крупнейших коммерческих банков России — «Сбербанк» — за

В связи с растущим объемом отчетности различным ведомствам/государственным

Так, например, клиент банка получает бонусы за совершение определенной операции в банке.

Мобильный сервис для населения и бизнеса в банковской сфере

Сбербанк России.

Приложения мобильного банкинга, разработанные не банками, ориентированы на

Основные термины (генерируются автоматически): мобильный банк, банк, Россия, сервис, SMS, клиент, приложение, США, сотовая связь, данные.

Автоматизированная система платежей «Сбербанк онл@йн» как...

Это также касается клиентов, оформивших в отделении банка заявление на подключение к системе интернет-банкинга счетов вкладов.

Операции, доступные в мобильном приложении Сбербанка

Рынок интернет-банкинга России и Калининградской области.

Необанки: мировой опыт и перспективы | Статья в журнале...

Современное поколение все активнее начинает пользоваться NFC и закрытыми платежными

Клиент просто загрузит на свой телефон платежное приложение, подключенное к банку, что

То есть клиенту банка необходимо скачать мобильное приложение, зарегистрироваться в...

Инновации в банковской сфере | Статья в журнале...

Технология NFC (Near Field Communication — «коммуникация ближнего поля») превращает мобильный телефон в виртуальную банковскую карту.

Основные термины (генерируются автоматически): банк, NFC, клиент, услуга, банковская инновация, мобильное приложение...

Совершенствование кредитных банковских продуктов для...

В настоящее время меняются отношения банка и корпоративных клиентов.

- зарплатные проекты и корпоративные карты; - таможенная карта; - Cash Management

Новый банковский продукт будет представлен в виде приложения на мобильные телефоны и планшетные...

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Рис. 8. Изменение количества пользователей интернет-банкинга, мобильного банкинга и SMS-банкинга, % от российской интернет-аудитории [7]. Однако, в России приложения для смартфонов и планшетов используются пока менее активно, чем интернет-банки; 75,0...

Продвижение продуктов дистанционного банковского обслуживания

В данный момент в России существует несколько банковских организаций, работающих по бесфилиальной бизнес-модели, обслуживая клиентов с

Рыночная доля банка по объему кредитного портфеля составила 10,3 % по итогам 2016 года

Житкова В. Банк-приложение.

Развитие интернет-банкинга в России: основные тенденции

Информационный банкинг направлен на предложения клиентам банка финансовой информации.

Например, год назад операции по металлическим счетам предлагал только Сбербанк, сейчас уже 3 из представленных банков, валютные конвертации 3

Банк России.

Использование blockchain в банковской системе

В тоже время один из крупнейших коммерческих банков России — «Сбербанк» — за

В связи с растущим объемом отчетности различным ведомствам/государственным

Так, например, клиент банка получает бонусы за совершение определенной операции в банке.

Задать вопрос