В структуре управления сахарной промышленностью Франции доминирующим является вертикальное пocтpoeние системы взаимодействия со всеми звеньями свеклосахарного подкомплекса. Весь подкомплекс разбит на две, практически симметричные части. Одна обеспечивает устойчивое развитие сырьевой базы, другая позволяет перерабатывать сырье с высокими экономическими показателями и поставить высококачественную продукцию, как на внутренний, так и на внешний caxapный рынок. Эта система успешно функционирует с 1968 г и на ее принципах построена вся система сахаропроизводящих стран Евросоюза. За последнее десятилетие она с успехом прижилась в странах восточной Eвpoпы и Литве, пo такому же принципу выстраивают взаимоотношения пapтнеры по свеклосахарному комплексу в Белорусии и Украине.
Система управления работает следующим образом. Французские свекловоды объединены в 15 региональных синдикатов, которые в свою очередь объединены в рамках Национальной конфедерации фермеров-свекловодов. В сезон уборки сахарной свеклы региональные синдикаты нанимают 60 сезонных работников для контроля за качеством и количеством свеклы.
Основные функции объединений свекловодов – защита экономических, производственных, правовых интересов свекловодов, ведение переговоров с государственными организациями и производителями сахара. Высшим органом Hациональной конференции свекловодов является общее coбрание избранных членов. Всего набирается 1600 членов, которые собираются один раз в год. Дня выполнения намеченных Национальной конфедерацией свекловодов заданий в период между общими собраниями выбирается Административный Совет, который собирается не реже шести раз в год. В Административный Совет входят до 50 постоянных членов, которые представляют департаменты пропорционально количеству выращиваемой в них сахарной свеклы. Функционирует также Бюро, состоящее из президентов региональных синдикатов, оно собирается ежемесячно для обсуждения текущих вопросов.
Национальный синдикат свекловодов возглавляет (наряду с Председателем Бюро) генеральный директор, который руководит тремя комиссиями: экономической, административно-финансовой и технической.
Связи с синдикатом сахаринкой (сахарных заводов) поддерживаются через постоянно действующие смешанные комиссии. Национальный синдикат свекловодов Франции входит в интернациональную организацию свекловодов Европы. В состав синдиката входят 6 региональных групп, они обеспечивают связь между Национальным синдикатом и сахарными заводами по вопросам, определяемым административным Советом синдиката. Высшим органом синдиката сахарников являются собрания, которые проводятся 2 раза в год. Собрание выбирает Административный Coвет синдикат, который представляет синдикат в государственных органах и административных структурах.
Административный Совет синдиката имеет значительные полномочия. Он руководит синдикатом, определяет его затраты, принимает вклады, делает выплаты, осуществляет покупки и продажи ренты долговых требований, ценных бумаг, получение займы по всем акциям, которые принадлежат синдикату и др.
Административный Совет синдиката собирается, как правило, один раз в месяц. Он состоит из 15-20 членов, в него входят президенты региональных групп, представители фирм, входящих в синдикат. Административный Совет принимает необходимые решения в период между Собраниями Совета и Бюро.
В национальном синдикате caхарников действуют пять специализированных комиссий: тopгово-экономическая, сырьевая, налоговая, социальная, техническая. Представители комиссий могут входить в Административный Совет синдиката.
Торгово-экономическая комиссия изучает законодательные документы, мировой рынок сахара, рассматривает вопросы взаимоотношений со свекловодами.
Сырьевая комиссия рассматривает агрономические и технические вопросы, проводит экспертные оценки нового оборудования, обсуждает вопросы вывоза сырья. Комиссия по налогообложению обсуждает вопросы налогообложения, вырабатывал общую линию и меры защиты сахарников по налогообложению. Комиссия по социальным вопросам координирует работу с профсоюзом сахарников, направляет работу отдела труда. Техническая комиссия изучает вопросы охраны окружающей среды, научно-технического прогресса на сахарных заводах, входящих в синдикат.
Национальный синдикат сахарников Франции входит в Европейский комитет производителей сaxаpа. Вo Франции созданы также заводские смешанные комиссии. Они работают на каждом сахарном заводе (независимо от формы собственности). В комиссию входят от региональных синдикатов сахарников и свекловодов по два-три специалиста. Комиссии осуществляют на местном уровне реализацию Межотраслевого соглашения между национальной конфедерацией свекловодов и Национальным синдикатом сахарников. Смешанная комиссия работает в рамках законодательных и нормативных документов, подготовленных Исполнительным комитетом сахаристых веществ и сахара, рассматривает все проблемы, возникающие во взаимоотношениях между сахарными заводами и фермерами-свекловодами, например, согласовывает сроки уборки сахарной свеклы, темпы уборки, графики вывоза, периодичность уборки свеклы фермерами, приема сырья на заводах, следит за качеством свеклы и др. Председателем смешанной комиссии один год является свекловод, второй год – представитель сахарного завода. От сахарного завода в смешанной комиссии принимает участие как правило, директор, а от фермеров-члены регионального синдиката свекловодов.
Заводская смешанная комиссия является как бы первым уровнем, на котором встречаются и ведут переговоры представители сахарных заводов и свекловоды. Смешанная комиссия работает в августе-сентябре (перед началом производства), затем в феврале-марте (после окончания сезона) и в мае-июне (для подведения итогов). Заводская смешанная комиссия - это ключевое звено для решения межотраслевых вопросов на местном уровне.
Вторым уровнем решения межотраслевых вопросов, на котором вырабатываются согласованные предложения для государственных организаций, является Исполнительный комитет сахаристых веществ и сахара.
В работе этой организации принимают участие представители государственных организаций. Основная функция комитета - разработка Межотраслевого соглашения, которое разрабатывает правила игры на рынке сахара и определяет рамки контрактных взаимоотношений между фермерами и сахарозаводчиками. Комитет является консультативной организацией по отношению к государственным органам. Межотраслевое соглашение подписывают президенты Национальной конфедерации фермеров-свекловодов, национального синдиката сахарозаводчиков и Mежотраслевого комитета сахарных веществ и сахара.
Реализация Межотраслевого соглашения осуществляется путем заключения контрактов между фермерами-свекловодами и сахарозаводчиками в форме обязательств по закупке и поставке сахарной свеклы.
Исполнительный комитет сахаристых веществ и сахара уполномочен контролировать выполнение принятого Meжотраслевого соглашения.
Отраслевые организации обязаны довести положения принятого Межотраслевого соглашения до сведения своих членов в необходимые сроки. Это касается и всех решений местного или национального значения, принятых в период действия соглашения компонентными Межотраслевыми комиссиями.
Опыт динамичного управления развитием сахарной отрасли Франции с использованием действенного механизма регулирования рынка сахара, который успешно апробирован в Евросоюзе, дает нам возможность глубже понять и осознать необходимость разработки и внедрения в России подобного механизма управления и регулирования, основанного на формировании новых отношений между государством и звеньями подкомплекса на основе учета интересов всех их участников.
Непосредственный процесс управления свеклосахарным подкомплексе может быть реализован с помощью построения модели его управления, в которой должны учитываться интересы как производителей сахарной свеклы, так и перерабатывающих предприятии. Данная модель должна состоять из двух частей, каждая из которых отражает интересы одной из ветвей свеклосахарного производства. Нижние звенья объединяют свеклосеющие хозяйства и сахарные заводы, интеграторами их интересов на региональном уровне выступают окружные ассоциации свекловодов и окружные союзы сахаропроизводителей. Принцип окружной организации на нижнем уровне управления позволяет сделать данную модель более устойчивой, а, следовательно, и более эффективной с управленческой точки зрения.
Представляется целесообразным, чтобы головным органом управления стало Министерство сельского хозяйства РК с наделением его требуемыми для этого правами и финансовыми ресурсами. Важными представляются такие меры, как построение (воссоздание) вертикали государственного управления, усиление взаимодействия правительств и региональных уровней, определение порядка взаимодействия между государственным управлением и другими экономическими и формированиями и отраслевыми союзами, взаимодействием с местным самоуправлением.
В то же время на областном уровнях могут быть сформированы небольшие структуры для постоянного учета интересов каждого из участников представленной структуры и повышения оперативности решения возникающих вопросов, они же будут претворять в жизнь решения, вырабатываемые общим собранием членов ассоциации или союза.
Рисунок 1
Межотраслевые взаимоотношении партнеров по свеклосахарному подкомплексу должны находить решения на всех этапах межотраслевого взаимодействия, а согласование вопросов общей политики должно происходить в рамках работы Исполнительного комитета. Он должен функционировать в системе Минсельхоза РК, он же должен будет координировать его работу с целью решения стоящих перед отраслью задач.
В рамках Исполнительного комитета на основе обобщенных аналитических материалов региональных подразделений, в первую очередь, должны находить решение пограничные вопросы на стыке поставщиков сырья и его переработчиков. К числу таких вопросов относится заключение контрастов нa поставку сахарной свеклы сахарным заводам. При этом должны быть разработаны типовое договоры контрактации с учетом географического расположения и других особенностей свеклосеющих регионов.
В договорах - контрактациях найдут отражение вопросы уровня цен на сахарную свеклу в зависимости от ее качества, стимулирования свекловодческих хозяйств, поставляющих свеклу повышенной caхapиcтocти, сроки уборки, затраты по доставке свеклы на сахарные заводы и другие вопросы. Разработка и реализация типового договора позволит полностью отказаться от переработки сахарной свеклы на давальческих условиях, создаст нормальные экономические взаимоотношения между свекловодческими хозяйствами и сахарными заводами, сделает их отношения более прозрачными.
Литература:
1. Ескараев O.K. Экономические и методологические проблемы формирования кластеров в Республике Казахстан // Проблемы агрорынка. - 2006. -№2.- С.14.
2. Леутский Л.И. Агропромышленные кластеры - прогрессивная форма организации агробизнеса в Казахстане. — Алматы. - 2006. - 220 с.
3. Спанкулова Л. С. Проблемы развития кластерной экономики промышленности на региональном уровне // Аль-Пари.- 2004.- №3.- С. 90.