Б. Н. Ковалёв о нацистской оккупации и коллаборационизме в России в годы Великой Отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 23.06.2017

Статья просмотрена: 432 раза

Библиографическое описание:

Снопченко, А. С. Б. Н. Ковалёв о нацистской оккупации и коллаборационизме в России в годы Великой Отечественной войны / А. С. Снопченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44819/ (дата обращения: 16.12.2024).



Монография Бориса Николаевича Ковалёва под названием «Немецкая оккупация и коллаборационизм в России» была издана в Москве издательством «АСТ, Транзиткнига» в 2004 году. Объём монографии составляет 544 страницы. В работе было проведено исследование нацистского режима на временно оккупированных территориях России, в частности особых форм сотрудничества граждан нашей страны с захватчиками. Был описан механизм деятельности нацистских административных органов, охарактеризована деятельность немецких разведывательных служб, рассмотрен процесс формирования антисоветских воинских частей и полицейской службы из местного населения и военнопленных, проанализированы замыслы нацистского руководства, формы и методы осуществления нацистской национальной политики и идеологической обработки.

Автор рецензируемой монографии — Борис Николаевич Ковалёв, российский историк. Он родился 2 сентября 1965 года в одном из сёл Новгородской области. Является доктором исторических наук, профессором и ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук. Также является специалистом по проблеме коллаборационизма в годы Второй мировой войны. Борис Николаевич Ковалёв — автор более 300 научных и научно-популярных работ. Темой коллаборационизма занимается более двадцати лет. Имеет несколько наград, в числе коих почётная грамота директора ФСБ России (2000), почётная грамота Министерства образования и науки (2010); является финалистом премии «Просветитель» в номинации «Гуманитарные науки» (2012) и почётным работником высшего профессионального образования РФ (2013 г.)

К источниковой базе монографии относятся листовки, плакаты, периодическая печать времён войны, воззвания с советской и немецкой сторон, а также распоряжения, приказы, сводки штабов партизанского движения, опросные листы НКВД, материалы подпольных организаций, немецких и коллаборационистских служб, устные (и неопубликованные) воспоминания участников тех далёких событий и так далее. Большая часть этих документов была впервые введена в научный оборот в данной работе.

К историографической базе следует отнести особо отмеченные автором работы А. Н. Залесского «В партизанских краях и зонах», А. Ф Юденкова «Политическая работа партии среди населения оккупированной советской территории. 1941–1944»., книгу И. А. Ивлева и А. Ф. Юденкова «Оружием контрпропаганды», а также монографию В. М. Гриднева «Борьба крестьянства оккупированных областей РСФСР против немецко-фашистской оккупационной политики (1941–1944 гг.)», «Материалы по истории Русского освободительного движения (1941–1944 гг.)» под редакцией А. В. Окорокова и исследование М. И. Семиряги «Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны».

С момента окончания этой войны прошло вот уже более 70 лет, и за это долгое (по человеческим меркам) время произошла так называемая «подмена понятий»: многие из нас, в особенности в младшем возрасте, узнав об этом событии в жизни нашей страны, начинают считать, что все немцы — фашисты (хотя фактически они были нацистами), забывая или просто не понимая, что во все времена среди всех народов существовали люди достойные и люди — предатели своей родины. При желании можно найти немало воспоминаний свидетелей тех событий о том, как немцы вели себя по отношению к, например, жителям оккупированных территорий, необычайно великодушно, делясь продуктами, оказывая врачебную помощь; а также воспоминания о необыкновенных зверствах, злодеяниях, предательствах наших соотечественников. Это подводит нас к мысли о том, что неважна твоя национальная принадлежность, если ты даже в тяжёлой ситуации, как, например, на войне, хочешь остаться Человеком с большой буквы, то ты попытаешься сделать это, несмотря на все трудности, стоящие на пути. Осознать всё это нам помогает художественная и документальная историческая литература, в том числе и монография о коллаборационизме Бориса Николаевича Ковалёва.

Ни для кого не секрет, что многие граждане Советского Союза практически сразу переметнулись на сторону противника. В условиях войны они пытались выслужиться перед оккупантами, желая получить от них продовольствие и безопасность для себя, не думая о том, что родина нуждается в серьёзной защите. Крестьяне, переселявшие в город, грабили оставленные квартиры горожан и даже государственные учреждения, забирая все имущество, причём немцы не препятствовали им в этом, даже напротив, одобряли происходившее. Выходит, им (немцам) в таких условиях и не нужно было особо трудиться, люди в основном сами справлялись с тем, чтобы развалить русское общество. Единственное, чему немцы уделяли огромное внимание, — это дисциплина среди жителей оккупированных областей.

Однако несмотря на это, существовали примеры доблестного поведения советских людей, не дрогнувших перед оккупантами. Так, Ковалев приводит в пример деятельность смоленского Дома инвалидов [1], существовавшего в годы войны в основном на пожертвования жителей смолян, которые часто отдавали им последнее, лишь бы спасти их от голодной смерти больных. В некоторых районах Ленинградской области группа учителей, даже не связанных с советским подпольем, рискуя своими жизнями, выпускала листовки, написанные доходчивым языком, часто в форме стихотворений, дискредитировавших оккупантов и их деятельность. Разумеется, таких примеров было очень много, и об огромной их части мы, к сожалению, вряд ли когда-нибудь получим полную информацию.

Как уже было сказано, оккупанты очень ответственно относились к организации человеческой жизни в занятых ими городах. Создавались городские управы, являвшиеся исполнительным и распорядительным органом местного самоуправления. Естественно, их деятельность находилась под полным контролем оккупантов; преимущественно они назначали на должности туда лиц, каким-либо образом обиженных советской властью (разумеется, немцы не рассматривали их как своих политических союзников), говоря, что оккупанты стремятся лишь освободить Россию «от ига жидо-большевизма» [1], и многие поверили в это (или захотели поверить). Немцы придумывали даже различные награды и ордена, а также денежные или продовольственные премии (из имущества колхозов) для отличившихся коллаборационистов (часто ко дню рождения Гитлера). Но тем не менее они вверяли им в основном мелкие полномочия (например, развешивать объявления), более-менее важные вопросы предполагалось решать немецкому командованию. И разумеется, очень серьёзно контроль был поставлен в местах, где было партизанское движение, а также в прифронтовых районах; там политика проводилась в основном репрессивными методами. В остальных областях более широко использовалась «новая русская администрация».

Хотя и я раньше знала, что с партизанами усиленно боролись, для меня было удивительно, что с целью их выявления создавались так называемые лжепартизанские отряды, в которые вовлекали людей, искренне желавших защитить Родину, которых потом, разумеется, арестовывали. А также другие лжепартизанские отряды организовывали налеты на мирное население, чтобы дискредитировать партизанское движение. Словом, оккупанты делали всё для того, чтобы люди избегали партизан и сдавали их немецким властям в случае их обнаружения.

На оккупированной территории находились не только немецкие отряды. Ковалев приводит в пример деятельность разведывательной службы испанской «Голубой дивизии» (в которой, кстати, состояли многие эмигранты, бывшие офицеры и дворяне). Хотя изначально немцы не думали воевать бок о бок с представителями других (пусть и союзнических) народов, но уже вскоре после начала войны они начали такое сотрудничество (с солдатами Финляндии, Венгрии, Румынии, Италии и Словакии) [1]. Сам Гитлер говорил: «Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев. Даже если в ближайшее время нам казалось бы более легким привлечь какие-либо чужие, покоренные народы к вооруженной помощи, это было бы неправильным» [1].

Однако немцы привлекали на свою сторону даже и казаков, ради чего сплели поразительную небылицу о том, что казаки по происхождению являются потомками остготов, народом германского корня, а не славянами. Кажется невероятным, чтобы кто-то мог поверить в подобную теорию, хотя самому Гитлеру она очень понравилась.

У нацистов были серьёзные планы по экономической эксплуатации захваченных областей, изданные в виде целого документа под названием «Зелёная папка». Был издан указ об обязательной трудовой повинности для населения этих территорий, причём к работе привлекались и старики, и беременные женщины, а за невыход на работу грозило серьёзное наказание. При этом снабжение работающих продуктами не могло обеспечить им даже полуголодного существования, из-за чего имела место большая смертность. Также создавались мастерские по обслуживанию немецких частей, но и здесь наши люди могли продемонстрировать свое отношение к оккупантам. Так, некоторые мастера изготовляли вполне приличную на вид обувь, которая разваливалась через несколько недель носки. Люди уничтожали сырьё, готовые автомашины, материалы для строительства, лишь бы ничего из этого не пошло на пользу немцам. По моему мнению, это пример того, как люди, несмотря на несомненную привязанность к плодам своих трудов, жертвовали ими ради помощи своей родине, которой, разумеется, не пошла бы на пользу передача всех этих ресурсов оккупантам.

Монография Бориса Николаевича Ковалева, несомненно, является очень серьёзной работой, откуда можно почерпнуть немало новых сведений. Хотя раньше многим и так было известно, что немцы использовали все ресурсы для того, чтобы полностью контролировать сознание русского человека, неожиданным может показаться то, что они пытались играть роль защитников, пытающихся спасти Россию от гнёта большевиков, от коммунистического режима. Многие обиженные советской властью коллаборационисты им поверили, возможно, так они пытались убедить себя в том, что их поступок по сути не является предательством родины, наоборот, они для неё делают, что могут, то есть нацисты во многом играли на желании людей оправдать себя, свои поступки, своё поведение, не забывая при этом всячески пропагандировать победу фашистской Германии и бесполезность любого сопротивления, привлекая на свою сторону представителей народного образования, духовенства, культуры для использования их также в целях пропаганды, особенно среди подростков и молодёжи. Однако всё это не смогло сломить боевой дух народа, ценой больших усилий, соединив все свои силы, наши граждане смогли выстоять против страшного врага и выдворить гитлеровских захватчиков за пределы Советского Союза.

Литература:

  1. Ковалёв, Б. Н. Немецкая оккупация и коллаборационизм в России. 1941–1944. — М.: АСТ, Транзиткнига, 2004. // URL: http://militera.lib.ru/research/kovalev_bn02/kovalev_bn02.html (дата обращения: 15.04.17).
Основные термины (генерируются автоматически): немец, оккупант, партизанское движение, Россия, мировая война, монография, работа, советская власть, Советский Союз, том.


Похожие статьи

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны

Математики в годы Великой Отечественной войны

Советское государство и атеизм: попытка создания новой религии и новая антирелигиозная война (период Н. С. Хрущева)

Потери советского населения в концентрационных лагерях фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны. Историография вопроса

Обзор рукописей воспоминаний ветерана тыла А.Н. Петрова о Великой Отечественной войне

Вклад Русской православной церкви в победу СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Особенности презентации информационного противоборства СССР и Германии в 1941–1945 гг. классическим научно-популярным журналом «Историк»

Изменение социальных ролей и социального статуса женщины на Дальнем Востоке РСФСР в годы Великой Отечественной Войне (1941-1945 гг.)

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой Отечественной войны

История моих родственников в период Великой Отечественной войны

Похожие статьи

Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны

Математики в годы Великой Отечественной войны

Советское государство и атеизм: попытка создания новой религии и новая антирелигиозная война (период Н. С. Хрущева)

Потери советского населения в концентрационных лагерях фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны. Историография вопроса

Обзор рукописей воспоминаний ветерана тыла А.Н. Петрова о Великой Отечественной войне

Вклад Русской православной церкви в победу СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Особенности презентации информационного противоборства СССР и Германии в 1941–1945 гг. классическим научно-популярным журналом «Историк»

Изменение социальных ролей и социального статуса женщины на Дальнем Востоке РСФСР в годы Великой Отечественной Войне (1941-1945 гг.)

Эволюция структуры и организации советских ВВС в годы Великой Отечественной войны

История моих родственников в период Великой Отечественной войны

Задать вопрос