В идущем по пути построения сильного гражданского общества, имеющего свой авторитет в сегодняшней системе международных отношений, углубляющий либерализацию рыночных реформ и экономику, еще больше интегрирующийся с международной ареной, в Узбекистане день за днем нарастает поток информации и знаний, который требует широкого и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий во всех областях, как в социальной, так и в экономической сферах.
Развитие научно-технических и производственных сил нынешнего времени достигло такой степени, что для выгодного пользования ими, непременного выполнения многочисленных расчетов в ускорении социального производства и принятии нужных решений в их основе, привело еще к более широкому потоку информации.
В Узбекистане постепенно растет необходимость в информации, а этому служит данная демократическая воля со стороны государства. В основе успехов и положительных изменений в продвижении почти во всех сферах деятельности лежат информационно-коммуникационные технологии. Такое воздействие служит экономическому, социальному и культурному развитию республики.
На сегодняшний день задача информатизации всей отрасли и управленческой структуры республики является одной из самых актуальных задач, поставленной правительством перед собой. И для улучшения механизмов еще более эффективной деятельности правительства возникает необходимость в систематизации выполняемых функций.
Со стороны нашего государства уделено особое внимание улучшению и обновлению этого интерфейса, в том числе принятие нескольких законов и постановлений, а также программ для поддержки информатизации. В них четко показана необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности правительства.
В настоящее время для развития информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общества соответственно разработана законодательная база, и она применяется в ежедневной жизни, некоторые из них: Указ Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 года «Об усилении развития компьютеризации и внедрения информационно-коммуникационных технологий», «О дополнительных мерах усиления информационно-коммуникационных технологий» от 16 ноября 2005 года, «О создании коллективной информационной сети Республики Узбекистан» от 28 сентября 2005 года, Постановление Президента ‑ 1730 от 21 марта 2012 года «О мерах усиления внедрения и развития современных информационно-коммуникационных технологий», а также «О создании национальной сети передачи информации и создании порядка в использовании мировых информационных сетей» от 5 февраля 1999 года, «О подтверждении устава подготовки информационных ресурсов Республики Узбекистан и создании порядка их раздачи в информационных сетях, в том числе в интернете» от 26 марта 1999 года, «Об улучшении процесса создания управления в области связи и информатизации» от 23 сентября 2002 года, «Об улучшении нормативно-правовой базы в сфере информатизации» от 22 ноября 2005 года.
Взяв во внимание актуальность и особую роль информационно-коммуникационных технологий в экономике и в жизни общества, в 2013 году со стороны нашего государства была принята комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан в 2013–2020 годах. С этой точки зрения требуется обратить особое внимание на осуществление программы комплексного развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан в 2013–2020 годах. Также в приложении программы отмечается важность выполнения сбора, обработки, систематизации и сохранения информации на компьютере через систематизацию выполняемых документов органов власти, программу создания системы «Электронное правительство», основанной на инновационных опытах многих стран, которая является требованием нынешнего времени.
Об отдельном внимании, обращаемом со стороны государства на информатизацию республики, было сказано всему миру авторитетным изданием Великобритании «The Financial Times», в посвященной развитию применения информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни государства и общества статье на тему «Узбекистан: электронное правительство служит углублению доверенной демократии и обеспечению прозрачности деятельности государства».
Достижения и приобретенный опыт в этой сфере за последнее время: за время деятельности единого интерактивного портала государственных услуг число обращений с начала текущего года выросло до 2 раз и составило свыше миллиона. Для этого со стороны государства была затрачена крупная сумма, и в итоге начал свою деятельность электронный портал, и в свою очередь он служит во благо народа.
В рейтинге ООН по развитию Электронного правительства Узбекистан вошел в число самых развитых государств по этой сфере и занял 80-ое место, а также по рейтингу индекса Электронного участия, оценивающего государством своих граждан и эффективности диалога с бизнесом, наша республика занимает 47-ое место. В свою очередь эти показатели означают, что Узбекистан среди стран СНГ занимает третье, а среди государств Центральной Азии занимает первое место. Эти показатели свидетельствуют о своеобразном авторитете в международной арене. Выше приведенные показатели в свою очередь служат углублению демократических реформ и обеспечению прозрачности деятельности государства, показывают, что они стали силами, обеспечивающими быстрое развитие Узбекистана.
В связи с организацией предвыборных кампаний на пост Президента Республики Узбекистан (2016 г.) в сети Интернет была организована виртуальная приёмная премьер-министра. Всего за 3 недели со стороны граждан в приемную поступило свыше 50 тысяч обращений, а на сегодняшний день это число составляет свыше миллиона. И все эти обращения нашли свое положительное решение. Эти доказательства подтверждают высокое доверие народа в отношении к государству и подчеркивают демократичный принцип управления народом.
Объявление нынешнего года «Годом диалога с народом и интереса людей» говорит о том, что ведется огромная работа по обеспечению благополучия народа. За последние 13 лет независимости почти все Программы, принятые государством, служат интересам и благополучию народа. Эти показатели привели к модернизации и в системе документации государственных учреждений, и, в конце концов, стали причиной роста объема информации.
Подводя итоги, мы пришли к мнению, что информатизация общества приведет к решению задач, носящих характер бюрократического барьера в решении тех или иных задач. Граждане не будут терять своё драгоценное время в ожидании, это даст возможность оперативно решать любые вопросы и сэкономить средства, связанные с документами, транспортными или другими расходами, и даст много других возможностей, связанных с жизнеобеспеченностью населения.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» от 29 апреля 2004 г., № 611-II.
- Постановление Кабинета Министров РУз. от 03.06.2016 г. № 188 «О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Узбекистан “Об электронном правительстве”».
- Постановление Кабинета Министров № 250 от 16 сентября 2013 года «О создании центра развития системы “Электронное правительство”».