Данная статья посвящена разработке системы показателей проектных решений при выборе вариантов строительства многоуровневых парковок. Рассмотрены и изучены основные параметры парковок, необходимых для сравнения и анализа инвесторов.Встатье приведен результат экспертного опроса по данному вопросу.
Ключевые слова: многоуровневые парковки, экспертный опрос, проектные решения, технико-экономических показателей многоуровневых парковок
На сегодня разработано и применяется достаточно много видов паркингов и встает вопрос выбора оптимального проектного решения в каждом конкретном случае. При принятии решения инвестору необходимо учитывать комплекс экономических, технических, эстетических, эксплуатационных показателей, а также учет ряда факторов: вместимость, этажность, объемно планировочное решение и архитектурное решение. Мной предпринята попытка разработать методику, позволяющую на основании системы показателей [1] оценить проектные решения и выбрать оптимальный вариант парковки.
Проведенный авторами анализ специальной литературы [2, 3, 4] позволил составить перечень показателей, характеризующих проектные решения. Показатели сгруппированы в 4 блока:
– «экономические характеристики» (стоимость и рентабельность строительства, стоимость машино-места, срок окупаемости проекта, затраты на эксплуатацию);
– «эксплуатационные характеристики» (доступность, время парковки, возможность получить дополнительные услуги, качество охраны, условия хранения);
– «технические характеристики» (размер и приведенная площадь машино-места, вместимость, этажность, способ перемещения автомобиля);
– «эстетические характеристики» (функциональная и конструктивная обусловленность, оригинальность, целостность и соразмерность композиции).
Для уточнения перечня показателей был проведен экспертный опрос. Этот метод позволяет выявить мнение специалистов по исследуемой проблеме, выполнить ранжирование каких-либо признаков и определить степень важности [5]. Недостатком метода считается отсутствие гарантий в достоверности оценок. Эта проблема решается путем проведения проверки согласованности мнений экспертов. Все существующие способы определения достоверности экспертных оценок основаны на предположении, что в случае согласности действий экспертов достоверность оценок гарантируется.
По процедуре проведения экспертные опросы подразделяются на очные и заочные, индивидуальные (докладные записки, анкетирование, интервью) и групповые (комиссии, «круглые столы», «с прямой оценкой», «с обратной связью»). Мной выбран метод проведения исследования — индивидуальное интервью, которое проходит в виде свободной беседы и позволяет получить от респондента подробную информацию по обсуждаемой проблеме, проводится в удобное для специалиста время, позволяет исключить влияние авторитетов и подавление других мнений.
Проведение экспертного опроса включало следующие этапы: подбор экспертов и формирование экспертной группы; подготовка плана беседы и анкеты; формирование папки с дополнительной информацией; подготовка к интервью (выбор времени и места встречи, мотивации); проведение интервью; обработка результатов. Анкета, предлагаемая экспертам для заполнения, содержала преамбулу; таблицу с показателями, их описанием и формулами расчета; паспортичку [6].
Пример анкеты приведен в Приложении А., также представлена шкала формирование показателей, измеряемых в баллах Приложение Б.
В качестве экспертов привлекались ученые ИС факультета ИжГТУ, специалисты проектных, строительных, транспортных организаций. Интервью проводились при личной встрече в отсутствии посторонних лиц и длились около 30 минут. В ходе беседы уточнялся перечень показателей, проводилось их ранжирование.
Проверка согласованности мнений экспертов выполнена с помощью коэффициента ранговой конкордации Кендалла и критерия Пирсона.
Конкордация Кендалла — это непараметрический статистический тест. Он обычно используется для измерения статистической связи между несколькими выборками [7].
Расчет коэффициента ранговой конкордации Кендалла рассчитывается:
;(1)
где, - коэффициент конкордации Кендалла; - сумма квадратов отклонений; m — количество экспертов; n — количество рассматриваемых критериев (показателей).
Сумма квадратов отклонений рассчитывается по формуле:
;(2)
где, - сумма экспертных оценок показателя; - среднее значение суммы всех экспертных оценок показателя.
Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0–1, причем 0 соответствует несогласованности, а 1 соответствует полной согласованности. Если значение коэффициента конкордации превышает 0,40–0,50, то качество оценки считается удовлетворительным, если коэффициент конкордации 0,70–0,80 — высоким.
Сформированная система позволяет всесторонне оценить проектное решение, но содержит различные качественные и количественные показатели. При выборе проектного решения удобнее использовать один интегральный критерий [30], учитывающий значение частных показателей и их веса. Интегральный критерий может быть посчитан по формуле, как сумма произведений значений частных показателей на их веса.
;(3)
где, - интегральный критерий; - вес, максимально возможное число баллов, которое можно присваивать i-ому показателю (определено на основе экспертного опроса); — коэффициент отклонения; i-ого показателя по данному проекту от наилучшего показателя в других проектах;
n — количество рассматриваемых критериев (показателей).
Важной составляющей формирования показателей с помощью экспертного опроса является обработка результатов. Результаты опроса основных показателей приведены в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1
Сводная таблица результатов опроса основных показателей (рангов)
Наименование основных показателей |
Экспертные оценки |
Сумма |
Среднее |
Сумма квадратов отклонений |
|
2,1,1,2,1,1,1 |
9 |
17,5 |
72,25 |
|
1,2,2,3,2,2,2 |
14 |
17,5 |
12,25 |
|
3,3,3,1,3,3,3 |
19 |
17,5 |
2,25 |
|
4,4,4,4,4,4,4 |
28 |
17,5 |
110,25 |
Сумма |
70 |
|
197 |
Расчет коэффициента конкордации Кендалла рассчитываем по
формуле 13.
Коэффициент конкордации 0,804, следовательно, мнения экспертов высоко согласованные.
Таблица 2
Сводная таблица результатов опроса основных показателей (весовые коэффициенты)
Наименование основных показателей |
Экспертные оценки |
Ср. значения весовых коэфф. |
||||||
|
0,55 |
0,5 |
0,6 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,52 |
|
0,25 |
0,25 |
0,2 |
0,15 |
0,25 |
0,3 |
0,25 |
0,24 |
|
0,15 |
0,2 |
0,15 |
0,43 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,19 |
|
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,02 |
0,05 |
0,1 |
0,05 |
0,05 |
Сумма |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Для 20 дополнительных показателей были рассчитаны коэффициенты значимости (веса) таблица 3, как среднее арифметическое экспертных оценок. Показатели, получившие невысокие оценки, далее не рассматривались.
Таблица 3
Сводная таблица результатов опроса дополнительных показателей (весовые коэффициенты)
Наименование показателей |
Экспертные оценки |
Ср. значения весовых коэфф. |
|||||||
Экономические характеристики |
|||||||||
1) Стоимость строительства |
0,4 |
0,35 |
0,4 |
0,2 |
0,5 |
0,3 |
0,25 |
0,34 |
|
2) Стоимость машино- места |
0,2 |
0,25 |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
0,3 |
0,25 |
0,26 |
|
3) Себестоимость эксплуатации в месяц машино-места |
0,15 |
0,1 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,11 |
|
4) Рентабельность проекта |
0,13 |
0,1 |
0,1 |
0,05 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,15 |
|
5) Срок окупаемости проекта |
0,12 |
0,2 |
0,05 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,14 |
|
Итого |
1 |
||||||||
Эксплуатационные характеристики |
|||||||||
1) Доступность |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,7 |
0,55 |
0,3 |
0,4 |
0,49 |
|
2) Время парковки |
0,2 |
0,1 |
0,05 |
0,05 |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
0,16 |
|
3) Наличие дополнительных услуг |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,05 |
0,05 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
|
4) Условия хранения |
0,05 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,15 |
0,1 |
0,1 |
0,13 |
|
5) Качество охранных услуг |
0,05 |
0,1 |
0,25 |
0,1 |
0,05 |
0,2 |
0,1 |
0,12 |
|
Итого |
1 |
||||||||
Технические характеристики |
|||||||||
1) Вместимость |
0,8 |
0,5 |
0,55 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,2 |
0,48 |
|
2) Приведенная площадь одного машино-места |
0,1 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,15 |
0,05 |
0,5 |
0,20 |
|
3) Этажность |
0,04 |
0,1 |
0,15 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,14 |
|
4) Размер одного машино-места |
0,03 |
0,05 |
0,05 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,10 |
|
5) Способ перемещения автомобиля |
0,03 |
0,05 |
0,05 |
0,15 |
0,1 |
0,05 |
0,1 |
0,08 |
|
Итого |
1 |
||||||||
Эстетические характеристики |
|||||||||
1) Целостность композиции |
0,5 |
0,5 |
0,8 |
0,3 |
0,25 |
0,2 |
0,3 |
0,41 |
|
2) Оригинальность |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,5 |
0,25 |
0,2 |
0,3 |
0,25 |
|
3) Конструктивная обусловленность |
0,1 |
0,1 |
0,04 |
0,1 |
0,25 |
0,2 |
0,2 |
0,14 |
|
4) Функциональная обусловленность |
0,1 |
0,15 |
0,04 |
0,05 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,12 |
|
5) Соразмерность композиции |
0,1 |
0,05 |
0,02 |
0,05 |
0,05 |
0,2 |
0,1 |
0,08 |
|
Итого |
1 |
||||||||
Просчитываем окончательные значения дополнительных характеристик в зависимости основных и дополнительных весовых коэффициентов таблица 4.
Таблица 4
Таблица результатов дополнительных показателей (весовые коэффициенты)
Наименование показателей |
Значение основного показателя |
Ср. значения весовых коэфф. |
Итоговое значение весовых коэфф. |
1) Стоимость строительства |
0,52 |
0,34 |
0,18 |
2) Стоимость машино- места |
0,52 |
0,26 |
0,14 |
3) Себестоимость эксплуатации в месяц машино-места |
0,52 |
0,11 |
0,05 |
4) Рентабельность проекта |
0,52 |
0,15 |
0,08 |
5) Срок окупаемости проекта |
0,52 |
0,14 |
0,07 |
6) Доступность |
0,24 |
0,49 |
0,12 |
7) Время парковки |
0,24 |
0,16 |
0,04 |
8) Наличие дополнительных услуг |
0,24 |
0,1 |
0,02 |
9) Условия хранения |
0,24 |
0,13 |
0,03 |
10) Качество охранных услуг |
0,24 |
0,12 |
0,03 |
11) Вместимость |
0,19 |
0,48 |
0,09 |
12) Приведенная площадь одного машино-места |
0,19 |
0,2 |
0,04 |
13) Этажность |
0,19 |
0,14 |
0,03 |
14) Размер одного машино-места |
0,19 |
0,1 |
0,02 |
15) Способ перемещения автомобиля |
0,19 |
0,08 |
0,01 |
16) Целостность композиции |
0,05 |
0,41 |
0,02 |
17) Оригинальность |
0,05 |
0,25 |
0,01 |
18) Конструктивная обусловленность |
0,05 |
0,14 |
0,01 |
19) Функциональная обусловленность |
0,05 |
0,12 |
0,005 |
20) Соразмерность композиции |
0,05 |
0,08 |
0,005 |
Перечень показателей, их значимость и указания по расчету приведены в таблице 5.
Таблица 5
Перечень показателей
Наименование показателя |
Вес, коэфф. |
Единица измерения |
Указания по расчету |
||
Экономические характеристики / всего 52 баллов |
|||||
1. Стоимость строительства |
18 |
Тыс. руб. |
Стоимость строительства одного машино-места (удельные капитальные вложения) |
||
2. Стоимость машино- места |
14 |
Тыс. руб. |
|
где, КВ — капитальные вложения, N — количество мест |
|
3. Себестоимость эксплуатации в месяц машино-места |
5 |
Тыс. руб./ место |
|
где, С — себестоимость эксплуатации, N- количество мест |
|
4. Рентабельность проекта |
8 |
% |
|
где, П — прибыль, — себестоимость эксплуатации |
|
5. Срок окупаемости проекта |
7 |
год |
|
где, КВ — капитальные вложения, П — прибыль. |
|
Эксплуатационные характеристики / всего 24 баллов |
|||||
6. Доступность |
12 |
Балл* |
Удаленность от объектов жизнедеятельности человека |
||
7. Время парковки |
4 |
Мин./ операция |
Среднее время на парковку и транспортировку с парковки |
||
8. Наличие дополнительных услуг |
2 |
Балл* |
Наличие на парковке автосервиса, автомойки и др. |
||
9. Условия хранения |
3 |
Отапливаемый, неотапливаемый |
|||
10. Качество охранных услуг |
3 |
Возможность организации круглосуточного наблюдения, охраны объекта |
|||
Технические характеристики / всего 19 баллов |
|||||
11. Вместимость |
9 |
м2 |
Количество автомобилей помещаемых на парковке |
||
12. Приведенная площадь одного машино-места |
4 |
м2 / место |
|
где, S — общая площадь, N- количество мест |
|
13. Этажность |
3 |
эт. |
Количество этажей |
||
14. Размер одного машино-места |
2 |
м2 |
Размер автомобиля, на который рассчитано одно машино-место |
||
15. Способ перемещения автомобиля |
1 |
Балл* |
Автоматическая, полуавтоматическая, собственным ходом |
||
Эстетические характеристики / всего 5 баллов |
|||||
16. Целостность композиции |
2 |
Балл* |
Соответствие объекта существующему или проектируемому городскому и природному окружению |
||
17. Оригинальность |
1 |
Своеобразие формы, выделяющее данный объект |
|||
18. Функциональная обусловленность |
1 |
Соответствие формы объекта его назначению |
|||
19. Конструктивная обусловленность |
0,5 |
Соответствие формы объекта и его конструктивного решения |
|||
20. Соразмерность композиции |
0,5 |
Соразмерность проектируемого объекта масштабу человека |
|||
ИТОГО |
100 |
||||
*Балл — определяется экспертным путем
Предлагаемая методика позволяет оценить варианты проектных решений и выбрать оптимальный вариант на основе системы различных количественных и качественных показателей, учитывающих экономические, технические, эксплуатационные и эстетические характеристики объекта [8]. С учетом особенностей возведения объекта и важности для инвестора отдельных показателей возможна корректировка весовых коэффициентов и изменение перечня показателей.
Литература:
- СН 509–78. Инструкция по определению экономической эффективности использования в строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений [Электронный ресурс]: Утверждена постановлением Госстроем СССР от 13 декабря 1978 г. № 229. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- СНиП 21–02–99. Свод правил. Стоянки автомобилей [Электронный ресурс]: Утвержден постановлением Госстроя РФ от 19 ноября 1999г. № 64. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Серебров, Б. Ф. Многоэтажные гаражи и автостоянки: учебное пособие/ Б. Ф. Серебров.- Новосибирск.: Темплан, 2005.- 129с.
- Королевский, К. Ю. Что нам стоит гараж построить/ К. Ю. Королевский// Архитектура и строительство Москвы.- Москва, 2000.- вып. № 1.- с.5–12.
- Орлов, А. И. Организационно — экономическое моделирование. Часть 2. Экспертные оценки /А. И. Орлов. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. — 481с.
- Лаптев, А. А. Разработка методики проектных решений многоуровневого паркинга/ А. А. Лаптев, И. Б. Иванова// Вестник ИжГТУ, 2015. -№ 3 (67). — С. 45–48.
- Фатхутдинов, Р. А. Производственный менеджмент. 6-е издание: учебник для вузов/ Р. А. Фатхутдинов.- СПб.: Питер, 2011.- 480с.
- Аристова, Е. А. Методика оценки результативности государственно-частного партнерства при реализации инвестиционного проекта / Е. А. Аристова, И. Б. Иванова // Вестник ИжГТУ, 2014. -№ 2 (62). — С. 55–58.