Садово-парковое искусство и обводнение- важная творческая проблема для городов Узбекистана, которое связано с природными условиями края. Разнообразны природные условия Узбекистана — цветущие сады и песчаные пустыни, хлопковые поля и снежные горы, засушливое и жаркое лето, дождливая и снежная зима, бурные реки и высохшие русла, оросительные каналы и болотистые тугаи, горячие минеральные источники и прохладные горные луга — таков ландшафт солнечного Узбекистана.
Отыскание путей гармоничного сочетания архитектуры зданий, зелени, воды и элементов ландшафтного искусства, в едином ансамбле и масштабе площади, улицы и города в целом — задача градостроителей и архитекторов-дизайнеров сегодняшнего дня. На основании многолетнего опыта с полной определенностью доказано, что для создания благоприятных микро-климатических условий в городах Узбекистана — помимо правильной ориентации зданий, солнцезащитных устройств и других конструктивных мероприятий, существенное значение имеют озеленение и обводнение. Этой проблеме уделялось большое внимание ещё в глубокой древности. Обращение к историческому наследию садово-паркового искусства Средней Азии дает примеры единства решения функциональных и художественных задач.
Карта ландшафта
Для улучшения микроклимата устраивались общегородские и внутриквартальные водоемы-хаузы, на берегах которых выращивались ширококронные тенистые деревья (карагачи, плакучие ивы и др.), устраивались чайханы — а это, в свою очередь, способствовало не только прохладе, но и большой выразительности городских ансамблей. Вспомним известнейший уникальный водоем /Ляби-хауз у канала Шахруд в Бухаре, который являлся центром композиции и главным источником водоснабжения крупного градостроительного ансамбля XVI века, получившего название по имени водоема.
Расцвет феодального государства на территории Средней Азии в XIV-XVвв. сопровождался подъемом садово-паркового искусства и, как свидетельствуют современники и археологические работы, парковая планировка достигает большого совершенства, складывается тип регулярного сада — чорбага, в котором сохранился принцип осевого построения плана. Работы Самаркандской археологической экспедиции (1941 г.) показали, что размещение сада определялось наличием проточной воды и красивыми видами, открывающимися с участка сада. Широко известная реставрация типичного чорбага, выполненная Г.Пугаченковой по земледельческому трактату «Иршааз Зереа и Ильм-Хароса» (ХVвв.), показывает, что по оси сада проходил канал, а центром композиции паркового ансамбля было приподнятое на платформу сооружение.
Садово-парковые комплексы, как показывают исследования (У.Алимов, Ш.Аскаров, П.Захидов, А.Уралов и др.) имели обычно прямоугольные или квадратные в плане формы. Они, как правило, ограждались высокими стенами, от ворот которых начинались основные аллеи сада. Эти две: главная и боковая аллеи пересекаясь посередине сада, разделяли его на четыре равных участка. Посередине аллей, или с двух их сторон протягивались параллельно водные каналы для орошения сада. К садам «Чорбог» можно отнести большинство загородных садов Темуридов (Боги Дилкушо, Боги Давлатабад, Боги Бехшит, Боги Нау), бухарских садов (Ханабад, Ситораи Мохи Хоса) и др., которые возводились на относительно спокойном или ровном рельефе.
Если в прошлом традиционное обводнение городов выражалось в создании небольших водоемов — хаузов во дворах и общественного назначения в махаллинских центрах, то в наше время города Узбекистана обогатились крупными искусственными водоемами, системой мощных фонтанов, искусственным дождеванием.
Обобщая вышесказанное — освоение наследия в садово-парковом искусстве Узбекистана выразилось:
– В использовании традиционного искусственного орошения при планировке и застройке городов, в обводнении городской территории созданием крупных и мелких водоемов, что можно проследить от парка-озера имени Алишера Навои, Аквапарка в Ташкенте, до водно-зеленого ансамбля в центре города Навои и малых водоемов в современных комплексах, площадях (бассейны, фонтаны и др.).
– Парки регулярной и живописной структуры эпохи Восточного ренессанса представленные на миниатюрах и известные по письменным источникам возрождаются в ином качестве, на другой социальной основе, как парк культуры и отдыха, включая и загородные, в городах Узбекистана.
Создание всех условий для гармоничного физического и духовного развития народа принадлежит к числу важнейших конституционно закрепленных целей нашего государства. Видная роль в достижении этой цели принадлежит здоровой и эстетически полноценной жизненной среде.
Литература:
- Л. А. Адилова “Ландшафт архитектураси” II қисм. Тошкент-2009
- Х.Х Камилова, К.Д Саттарова «Проектирование многофункционального парка города» Ташкент-2007
- А. Д. Жирнов Искусство паркостроения Львов -1977