Использование практических исследований в современном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 15.06.2017

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Чувилина, А. Е. Использование практических исследований в современном образовании / А. Е. Чувилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44433/ (дата обращения: 16.12.2024).



Экологическое образование в России условно можно разделить на 6 направлений:

1) «школьная экология»,

2) «техническая (промышленная) экология»,

3) «социально-политическая экология»,

4) «игровая экология»,

5) «природоохранная экология»,

6) «полевая экология».

Каждое из направлений характеризуется различными подходами к образованию и воспитанию учащихся, совершенно различным содержанием, формами работы.Последнее направление является наименее используемой формой экологического образования в России (и в области). «Полевая экология»это изучение окружающего мира на примере реальных природных объектов в их естественных условиях существования. Поэтому она является логическим инеобходимым дополнением кдругим направлениям экологического образования. В областной школе-лагере «Зеленый остров» это направление реализуется в ходе краткосрочных (от 10 дней до 2–3 недель) сезонных выездов на полевой практикум — в летний полевой лагерь.

Учителям (преподавателям), проводящим обучение по данному направлению, необходима специальная подготовка (только теоретических знаний в данном направлении явно недостаточно). Поэтому занятия в рамках программы проводятся преподавателями или школьными учителями-предметниками (биологи, географы, экологи), прошедшими «полевую» подготовку либо занимающихся «полевым самообразованием».

Основой для совершенствования программы работы подобного лагеря для нас стал вариант, разработанный Ассоциацией «Экосистема» под руководством к. б. н. А. С. Боголюбова, применяющийся с 1994 года в различных условиях, в том числе и в школах. Опыт этот постоянно развивается и совершенствуется, появляются новые идеи и наработки, но основой остается одно — практическое изучение природы родного края и влияние человека на различные природные сообщества в регионе, улучшение «экологической ситуации», «экологического сознания» старших школьников, а через них и всего населения Сахалина. Программа была творчески переработана и адаптирована к конкретным условиям деятельности:

1) работа со школьниками из разных районов Сахалинской области в областной школе-лагере проходит в условиях очно-заочного обучения;

2) изучение экологии строится на исследованиях реальных экосистем, живых организмах, обитающих в нашей области, и существующих между ними взаимоотношениях. Поэтому мы в своей исследовательской деятельности достаточно много внимания уделено прибрежным и водным (в том числе морским) экосистемам.

При организации исследовательской деятельности школьников мы (как и авторы программы [«Учебная и проектная (исследовательская) деятельность школьников в природе»]), стараемся придерживаться следующих требований:

1) исследовательская работа должна быть интересной, получаемые в результате исследований результаты (данные), должны демонстрировать нечто новое, о чем у учащихся не было реального представления;

2) методики исследований должны быть простыми, доступными для понимания, но, в то же время, «настоящими»;

3) Природные объекты, прежде всего, должны быть доступны для наблюдения, сбора, детального изучения, желательно многочисленными, для объектов исследования необязателен (часто даже нежелателен) статус охраняемых, редких. Это позволяет применять, и элементы математической статистики, используемые при реальном научном исследовании;

4) исследовательский процесс должен включать не только сбор материала, но и его обработку, и доведение полученных результатов до «логического завершения» — в виде сообщения на конференции или «научного проекта»;

5) уровень проведенного исследования сопоставляется с исследованиями, проведенными другими учащимися [1].

Что касается длительности исследования, то на наш взгляд предпочтительнее более длительные мониторинговые исследования, позволяющие выявлять некоторые закономерности в сообществах нашего региона. Однако здесь все зависит от тематики выбранного исследования.

Создателем экологической школы-лагеря «Зеленый остров» являлась отличник народного просвещения России, заслуженный педагог Сахалинской области Фугенфирова Л. А. Основной целью ее создания была качественная подготовка абитуриентов — будущих студентов университета. Изначально работа в летний полевой сезон строилась по секциям: школьники делились на различные группы по направлениям исследований и под руководством руководителей секций и научного руководителя разрабатывали свой научный проект. В дальнейшем, (в 2003 году) по предложению д. б. н. В. М. Ерёмина (в то время научного руководителя очно-заочной школы-лагеря) полевой практикум был разбит на две части: ознакомительный период и сезон (этап) самостоятельной исследовательской работы. С 2011 года основное руководство школой осуществляет ст. методист ГБОУДО ОЦВВР, аспирант, ст. преп. СахГУ А. Е. Чувилина.

Таким образом, мы независимо от Ассоциации «Экосистема» вышли на аналогичную форму работы с учащимися. На наш взгляд, такая организация работы в летнем полевом (исследовательском) лагере является наиболее эффективной. При этом решаются и другие, не менее значимые задачи:

− изучение природы Сахалина;

− подготовка исследовательских работ для научно-практических конференций учащихся;

− подготовка учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников (по экологии и биологии) — третьим туром данной олимпиады является защита научных проектов экологической тематики;

− подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по биологии.

Сейчас полевой экологический практикум в очно-заочной школе-лагере «Зеленый остров» проводится в течение двух сезонов. Большая часть работы на летнем экологическом практикуме 1-го года обучения ведется в учебных группах, оптимальный состав которых 10–12 человек. Каждая группа в течение отведенного времени изучает все тематики сезона в полном объеме. В зависимости от привлеченных к работе специалистов направления работы (секции) периодически изменяются. В последние годы выделились следующие направления групповых работ (секции): экология растений, орнитология, экология насекомых, паразитология, экология водоемов (гидробиология), ландшафтоведение, прикладная экология. В ходе практики состав групп постоянен — меняются тематики занятий и преподаватели. Задачами 1-го сезона полевой работы являются:

− первоначальное ознакомление учащихся с разнообразием рельефа, почвы, растений, животных, жизни в водной среде на примере объектов нашего региона;

− ознакомление учащихся с взаимосвязями живой и неживой природы и взаимоотношениями организмов в сообществах и способами их описания;

− ознакомление учащихся с простейшими и наиболее распространенными формами и методиками полевой исследовательской работы.

Именно тогда происходит «отсев» тех школьников, которые не заинтересованы в систематическом научном изучении природы области. Это подводит учащихся к самостоятельному изучению природы в ходе 2-го сезона полевой работы. Только при сочетании этих двух форм ознакомления с природой — «пассивной» учебной и «активной» исследовательской достигается реальный результат — школьники начинают понимать и «чувствовать» Природу не как абстрактный объект, а как свой Дом [1].

В зависимости от направления работы секции в ходе 1-го полевого сезона руководители используют разнообразные формы практической работы: экскурсии, мониторинговые наблюдения, лабораторный практикум. На экскурсиях изучаются наиболее широко распространенные объекты и наиболее типичные и интересные для познания закономерности их существования. Мониторинговые наблюдения позволяют учащимся самостоятельно или с помощью преподавателей определить взаимосвязи живой и неживой природы и взаимоотношения организмов в сообществах. В ходе лабораторного практикума учащиеся изучают строение объектов живой природы, собранных в ходе экскурсии, их анатомо-физиологические особенности в связи с условиями жизни. Кроме этого предусматриваются краткий курс лекций и зачет по изученному материалу. Последний обычно проходит в форме Олимпиады с теоретической и практической частями.

Во время осенне-весенних очных сессий основное обучение строится путем проведения лекционных и практических лабораторных занятий в аудиториях СахГУ, доля экскурсий (на природные объекты и на научно-производственные предприятия) в целом не превышает 10 % общего времени занятий. Таким образом, осуществляется наблюдение за изменением природных объектов в разные сезоны года.

Основная форма организации занятий в рамках программы 2-го летнего полевого сезона — самостоятельная исследовательская работа. Обычно она включает:

1) постановку целей, задач исследования, выдвижение гипотезы;

2) выбор и ознакомление с методикой работы, планирование исследования;

3) полевой сбор материала,

4) его первичную обработку (если требуется);

5) проведение анализов в лабораторных условиях;

6) осмысление полученных результатов;

7) написание отчета (статьи, проекта), подготовку работы к защите;

8) доклад на конференции.

Часто работа по п. 6–8 проводится после окончания летнего сезона в ходе осенней и весенней очных сессий.

Учащиеся проводят исследования с использованием различных, по возможности адаптированных исследовательских методик, т. к. они:

− просты для использования (не профессиональными учеными, а учителями — биологами и географами). Упрощение методик происходило при сведении к минимуму объема «сопутствующих» данных, требования к сбору которых в стандартных методиках обычно очень высоки.

− изложены простым языком, с наличием примеров, особенно в случаях использования каких-либо сложных расчетов при обработке данных.

Материалы, собранные с помощью «адаптированных» методик сравнимы с материалами, собранными с использованием стандартных методик. И, при этом, они максимально «серьезны» — их использование воспринимается школьниками как настоящая, реальная наука. [1]

Ввиду слабой изученности природных экосистем нашей области, любые исследования, даже фрагментарные и выполненные учащимися, но на научной основе и под руководством специалистов, могут представлять интерес в плане более детального изучения края. Мы пришли к осознанию необходимости создания доступного (открытого) банка реферативных и научно-исследовательских работ учащихся для систематизации данных и использования их в дальнейших, в том числе и в научных работах.

Места проведения полевых экологических практикумов были самые разнообразные, но наилучшего воспитательного эффекта они достигали при проживании детей ближе к природе — на биологических станциях СахГУ. Благодаря этому происходило наибольшее «погружение» учащихся в предмет, не возникало проблем с «местным населением», в детях проявлялись ранее нераскрытые возможности. Как сказал один педагог-биолог: «Один час биологии, проведенный на природе, равен шести часам биологии в аудитории». Таким образом, эта работа представляет собой также и программу экологического воспитания детей.

Результатом качественной работы школы-лагеря является регулярное участие и победы ее учащихся в школьных, районных, областных и всероссийских предметных олимпиадах по биологии, географии и экологии, на конференциях, семинарах, круглых столах. Работа школы не только формирует «экологическое сознание», но и может предопределить «дальнейший жизненный путь» школьников. Например, из выпускников школы 2004–2006 гг. 10 человек поступили в СахГУ на специальности «биология» и «экология», 1 — в Благовещенскую медицинскую академию, 1 — в Дальрыбвтуз (Владивосток). Среди бывших выпускников школы есть и кандидаты и доктора наук (в области биологии), специалисты мирового уровня. Общая картина миропонимания, сформированная в «Зеленом острове», помогает учащимся и в других, не связанных с экологией и биологией, сферах жизни (если они выбирают не связанную с изучением природы профессию). Показательным является и то, что бывшие выпускники школы становятся ее преподавателями.

Литература:

  1. Боголюбов А. С. Учебная и проектная (исследовательская) деятельность школьников в природе. Книга 1. Как организовать полевой экологический практикум? Для учителей средней школы и педагогов дополнительного образования. [Текст] / А. С. Боголюбов. — М, Экосистема, 2006. – 205 с.
  2. Ляндзберг А. Р. Биоиндикация состояния пресного водоема с помощью донных организмов. [Текст] / А. Р Ляндзберг. — Журнал «Исследовательская работа школьников», № 1 и № 2, 2004. — 22 с.
  3. Методики полевых экологических исследований в рамках программы «Эколог-исследователь». Летний сезон (сборник). [Текст] / А. С. Боголюбов и др. — М, Экосистема, 1999–2006. — 85 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, направление, учащийся, полевой практикум, ходя, форма работы, Сахалинская область, самостоятельная исследовательская работа, Россия, рамка программы, работа, природа, бывший выпускник школы, полевая работа, подготовка учащихся, ознакомление учащихся, неживая природа, научный руководитель, методика, лабораторный практикум.


Задать вопрос