Принципы энергоемкости при проектировании подъемных механизмов лифтовых сооружений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 811 раз

Библиографическое описание:

Хайруллин, И. Х. Принципы энергоемкости при проектировании подъемных механизмов лифтовых сооружений / И. Х. Хайруллин, Т. И. Шакиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 89-93. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44154/ (дата обращения: 16.12.2024).



В работе рассматриваются актуальные вопросы энергосбережения и энергоэффективности силовых подъемных механизмов с частотно-регулируемым электрическим приводом. Описаны проблемы экономии электроэнергии лифтовыми механизмами в многоэтажных зданиях и представлен способ рекуперации энергии в различных режимах работы подъемного механизма. Представлен метод ускоренной аккумуляции электроэнергии с помощью суперконденсаторов.

Ключевые слова: рекуперация, энергосбережение, лифт, подъемник, устройство

На сегодняшний день тема энергосбережения актуальна во всем мире. Внедрение энергосберегающих технологий происходит во всех сферах деятельности человека [3]. На энергосбережение в отрасли лифтов еще не обращали такого пристального внимания, хотя потребление электроэнергии лифтом по общим показателям среднестатистического здания занимает значительную долю (до 15 %) Сохранение, накопление и повторное использование этой электроэнергии является важной научно-технической задачей как в рамках одного лифта, так и в пределах всей страны [5].

Рекуперация — возвращение части энергии для повторного использования в том же технологическом процессе. В нашем случае — преобразование электрической энергии сети в кинетическую энергию лифта и наоборот, при определенных условиях генерирования электрической энергии во время движения лифта с большим дисбалансом кабины относительно противовеса. Обычно лифтовая система состоит из кабины, лебедки, противовеса и станции управления [2]. Противовес необходим для балансировки веса частично нагруженной кабины [1]. В результате этого противовес тяжелее, чем пустая или частично заполненная людьми кабина, но легче, чем полностью загруженная кабина. Энергия сети тратится, когда полностью загруженная кабина движется вверх, или, когда слегка загруженная кабина движется вниз [4]. Схематическая модель данных процессов представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схематическая модель работы лифтового механизма в режиме потребления электроэнергии: а) полностью загруженная кабина движется вверх; б) слегка загруженная кабина движется вниз

Когда мало загруженная кабина движется вверх или сильно загруженная кабина движется вниз, двигатель начинает работать в роли электрогенератора (рис. 2). В случае потребления электроэнергии 3-фазный ток идет через частотный преобразователь и в управляемом режиме подается на электродвигатель. В приводе, который не использует регенерацию энергии, ее излишки, производимые преобразователем частоты, рассеивается на тормозном резисторе.

Рис. 2. Схематическая модель работы лифтового механизма в режиме генерации электроэнергии: а) мало загруженная кабина движется вверх; б) сильно загружена кабина движется вниз

Применение тормозных резисторов имеет ряд недостатков:

  1. большие габариты;
  2. разогрев их поверхности до высоких температур — выше 100 °С;
  3. обязательная защита от попадания пыли, влаги и т. д.;
  4. необходимость системы отвода тепла.

Экономичность и энергоэффективность безредукторных лебедок достигается, прежде всего, за счет изъятия одного из основных звеньев — редуктора и уменьшения объемов кинетической энергии, которую запасает при пуске тихоходный приводной двигатель. В установившемся режиме, рекуперация энергии возможна, если мощность активных сил превышает суммарные потери мощности. Например, в режимах спуска нагруженной кабины или подъема пустой кабины. Здесь нужно учитывать реактивный характер всех сил и потери энергии. Рекуперация может выполняться только в том случае, если сумма составляющих активной силы притяжения будет превышать сумму потерь, вызванных реактивными силами, то есть когда появляется избыточная энергия. При применении регулируемой системы управления синхронным двигателем безредукторной лебедки, рекуперация возможна при небольшом дисбалансе кабины относительно противовеса.

В большинстве случаев, при количественном анализе реальной энергетической эффективности новых типов лебедок отсутствует информация об основных базовых показателях. Наиболее точную оценку энергоэффективности электропривода могут дать длительные наблюдения за энергопотреблением на разных типах лифтов. Возрастающее внимание к энергетическим показателям лифтового оборудования заставляет использовать методы, позволяющие с минимальными временными потерями. Применение таких методов в каждом конкретном случае является достаточно тяжелым. На сегодняшний день отсутствуют, утвержденные законодательно, отечественные методы исследования энергоэффективности электропривода в лифтах. В Европе разработаны две методики, представленные в следующих документах: ISO / DIS 25745–1 (2015 год) и VDI 4707 (2009 год). В этих методах предлагается определять энергетические показатели лифта в режимах движения и ожидания. В режиме ожидания производится измерение потребляемой мощности после 10 минут простоя лифта. За это время станция управления перейдет в режим простоя, произойдет отключение второстепенных потребителей. В режиме движения согласно этим методикам, оценка энергоэффективности лифтовой установки проводится путем измерения потребляемой энергии, которая расходуется в определенном контрольном цикле. Контрольный цикл — это перемещения пустой кабины лифта на высоту шахты 2 раза (в любом начальном и обратном ему направлении). Такой цикл применяется ввиду простоты его реализации (отсутствует необходимость в использовании тарированных грузов.

В частотно-регулируемом электроприводе наибольшее распространение на сегодняшний день получили преобразователи частоты с промежуточным звеном постоянного тока и неуправляемым выпрямителем на входе. Форма тока, потребляемая из сети данным типом устройств, является несинусоидальной. Такой тип преобразователей частоты используется в составе безредукторного электропривода.

Согласно рис. 2, была запущена малогабаритная кабина на подъем в шахте длиной 50 м. Осциллограммы выбросов регенерированной энергии представлены на рис. 3. В результате эксперимента было установлено, что, когда лифт переходит на большую скорость, почти по всей траектории движения наблюдалась присутствие выбросов регенерированной энергии размахом до 2000 В. Данный эксперимент был проведен на редукторному двигателе грузоподъемностью 1000 кг.

Рис. 3. Осциллограммы размаха выбросов импульсов регенерированной энергии с двигателя на тормозной резистор сопротивлением 50 Ом: а) t=5 мс, 100 В/дел.; б) t=50 мс, 100 В/дел.

Существует прямая зависимость эффективности рекуперации энергии от типа привода (асинхронный двигатель с червячным редуктором), или же безредукторный синхронный двигатель. Известно, что синхронные безредукторные лебедки имеют КПД намного выше относительно асинхронных редукторных лебедок. Таким образом, количество экономии энергии зависит от многих факторов, таких как: загрузка кабины, скорости движения лифта, типа применяемой лебедки, высоты подъема и т. д.

Энергетическая эффективность пассажирского лифта экспериментально определена и приведена на рис. 4.

Рис. 4. Энергетическая эффективность лифтовых подъемных механизмов: сектор 1 — затраты электроэнергии редукторной лебедки; сектор 2 — затраты электроэнергии безредукторной лебедки; сектор 3 — затраты электроэнергии безредукторной лебедки в паре с устройством рекуперации

Для лифта грузоподъемностью 1000 кг потребляемая мощность электродвигателя будет равна: для редукторной лебедки с асинхронным двигателем 11 кВт, для безредукторной лебедки с синхронным двигателем — 6,9 кВт и для безредукторной лебедки с синхронным двигателем в паре с блоком рекуперации — 4,14 кВт.

Использование энергии, поступающей от электродвигателя лифта в генераторном режиме во время движения кабины лифта с большим дисбалансом кабины относительно противовеса, осуществляется следующим образом (рис. 5). Вход трехфазного напряжения (L1, L2, L3) организован через вводное устройство на частотный преобразователь, который, в свою очередь, питает электродвигатель.

Рис. 5. Блок-схема предлагаемого устройства рекуперации энергии

Специфика работы частотных преобразователей такова, что он содержит трехфазный выпрямитель и круг постоянного тока (DC шина), к которой подключается тормозной резистор. Предлагается вместо тормозного резистора установить блок накопления энергии, который состоит из суперконденсаторов и аккумуляторов. Тормозной резистор можно исключить из системы полностью, или же оставить, как элемент дополнительной защиты, подсоединив через защитное устройство. Если блок накопления энергии будет полностью заполнен рекуперированной энергией и она в это время будет потребляться менее интенсивнее, устройство защиты перенаправит поток регенерированной энергии на тормозной резистор.

Актуальность вопроса энергосбережения требует детального рассмотрения как с научной, так и с технической точек зрения. Энергетическая эффективность устройства рекуперации подтверждена рядом экспериментов и составляет 20–40 % в зависимости от ряда факторов: типа лебедки, высоты подъема, загруженности кабины лифта и тому подобное. В данной статье предлагается устройство рекуперации энергии, который использует блок накопления энергии в виде сочетания суперконденсаторов и аккумуляторов. Это позволяет максимально быстро аккумулировать энергию, которая рекуперируется, повышает срок эксплуатации аккумуляторных батарей, позволяет адаптировать данную систему в любую современную станцию управления лифтом и значительно снижает себестоимость потребляемой электроэнергии.

Литература:

  1. Афонин В. И., Кругликов О. В., Родионов Р. В. Волновые процессы в обмотках электродвигателей для безредукторного привода лифта // Электротехника. 2015. № 3. С. 35–38.
  2. Коваль А. С., Шваяков А. В., Ефименко Е. В. К вопросу реализации наблюдающих устройств для механической подсистемы в системах регулируемого привода лифтов // Вестник Белорусско-Российского университета. 2014. № 3 (44). С. 123–129.
  3. Колесник Д. А., Илаев К. А., Шарапов Р. Р. Грузоподъемные лифты, приводы и безопасная эксплуатация // В сборнике: новые решения в области упрочняющих технологий: взгляд молодых специалистов: сборник научных статей материалы международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2016. С. 58–61.
  4. Крылов К. Ю., Грачева Е. В., Алферов С. В. Методика определения энергетической эффективности лифтов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7–5. С. 42–45.
  5. Морозов А. В. Разработка частотного преобразователя для основного привода лифта // В книге: Выставка инноваций — 2015 (весенняя сессия) Электронное научное издание: сборник тезисов докладов XIX Республиканской выставки-сессии студенческих инновационных проектов. 2015. С. 99–100.
Основные термины (генерируются автоматически): загруженная кабина, тормозной резистор, безредукторная лебедка, регенерированная энергия, блок накопления энергии, затрата электроэнергии, синхронный двигатель, асинхронный двигатель, контрольный цикл, лифтовой механизм.


Похожие статьи

Обеспечение работы мобильных машин в условиях отрицательных температур

В статье анализируются факторы, влияющие на эффективную работу таких ответственных систем мобильных машин как трансмиссия и гидропривод, и в особенности под действием низких температур окружающего воздуха. Раскрывается методика и результаты проведенн...

Ручная дуговая сварка металлов малых толщин

Рассмотрены вопросы, возникающие при эксплуатации сварочных инверторов на примере сварки малых толщин. Проведен анализ методов повышения качества сварного соединения плавящимся электродом. Предложен метод повышения качества сварных соединений металло...

Анализ работы расходомеров в системе автоматизированного теплоснабжения зданий

Рассмотрен один из способов решения проблемы энергосбережения и энергоэффективности — оснащение приборами учета. Прибором учета, рассматриваемым в данной статье, выступал расходомер-счетчик, применяемый в системе автоматизированного теплоснабжения зд...

Технологии, способствующие повышению энергоэффективности объектов строительства: аккумулирование теплоты

Данный обзор посвящен проблеме сохранения энергии, производимой в периоды наименьшего её использования. Приводится классификация систем аккумулирования теплоты. Описываются общие принципы, на которых построен процесс сохранения теплоты, а также рассм...

Исследование сложного теплообмена в хлебопекарных печах

С целью определения вклада различных элементов радиационной системы (дымовой канал, боковые стенки, теплообменная поверхность парогазовой среды) в теплообмен за счет конструктивных и определяющих режимных параметров проведено расчетное исследование в...

Применение частотных регуляторов в составе оборудования для водоснабжения объектов АПК

Приведена методика расчета эффективности применения частотного регулирования с помощью установок «Триол» [1] для высоковольтных электроприводов центробежных насосов. Произведен расчет используемой мощности при различных способах регулирования скорост...

Информационные технологии в оценке эффективности использования альтернативного топлива

В данной статье представлены прикладные аспекты информационных технологий при решении проблемы убывания невозобновляемых ресурсов. Разработана автоматизированная информационная система для расчета перевода котельной малой мощности на альтернативное т...

Применение транспорта на пневмоколесном ходу в технологии добычи торфа повышенной влажности с последующей его искусственной досушкой

Представлена технологическая схема искусственного обезвоживания фрезерного торфа повышенной влажности. Рассмотрены схемы транспортирования торфа к конечному потребителю. Рассчитано возможное процентное количество транспортных операций с применением п...

Особенности использования парогазовых установок на ТЭС

В статье дан анализ схем парогазовых установок, показаны типы, преимущества и особенности их применения в схеме теплоэлектростанции. Описаны технологические требования для эффективной эксплуатации парогазовых установок. Рассмотрены факторы, влияющие ...

Интеллектуализация как основа повышения роли тепловых станций в регулировании частоты

В данной работе рассматривается целесообразность перевооружения тепловых станций на основе интеллектуальных технологий для повышения их роли в регулировании частоты. Показано, что в условиях современного развивающегося рынка существенно возрастает ро...

Похожие статьи

Обеспечение работы мобильных машин в условиях отрицательных температур

В статье анализируются факторы, влияющие на эффективную работу таких ответственных систем мобильных машин как трансмиссия и гидропривод, и в особенности под действием низких температур окружающего воздуха. Раскрывается методика и результаты проведенн...

Ручная дуговая сварка металлов малых толщин

Рассмотрены вопросы, возникающие при эксплуатации сварочных инверторов на примере сварки малых толщин. Проведен анализ методов повышения качества сварного соединения плавящимся электродом. Предложен метод повышения качества сварных соединений металло...

Анализ работы расходомеров в системе автоматизированного теплоснабжения зданий

Рассмотрен один из способов решения проблемы энергосбережения и энергоэффективности — оснащение приборами учета. Прибором учета, рассматриваемым в данной статье, выступал расходомер-счетчик, применяемый в системе автоматизированного теплоснабжения зд...

Технологии, способствующие повышению энергоэффективности объектов строительства: аккумулирование теплоты

Данный обзор посвящен проблеме сохранения энергии, производимой в периоды наименьшего её использования. Приводится классификация систем аккумулирования теплоты. Описываются общие принципы, на которых построен процесс сохранения теплоты, а также рассм...

Исследование сложного теплообмена в хлебопекарных печах

С целью определения вклада различных элементов радиационной системы (дымовой канал, боковые стенки, теплообменная поверхность парогазовой среды) в теплообмен за счет конструктивных и определяющих режимных параметров проведено расчетное исследование в...

Применение частотных регуляторов в составе оборудования для водоснабжения объектов АПК

Приведена методика расчета эффективности применения частотного регулирования с помощью установок «Триол» [1] для высоковольтных электроприводов центробежных насосов. Произведен расчет используемой мощности при различных способах регулирования скорост...

Информационные технологии в оценке эффективности использования альтернативного топлива

В данной статье представлены прикладные аспекты информационных технологий при решении проблемы убывания невозобновляемых ресурсов. Разработана автоматизированная информационная система для расчета перевода котельной малой мощности на альтернативное т...

Применение транспорта на пневмоколесном ходу в технологии добычи торфа повышенной влажности с последующей его искусственной досушкой

Представлена технологическая схема искусственного обезвоживания фрезерного торфа повышенной влажности. Рассмотрены схемы транспортирования торфа к конечному потребителю. Рассчитано возможное процентное количество транспортных операций с применением п...

Особенности использования парогазовых установок на ТЭС

В статье дан анализ схем парогазовых установок, показаны типы, преимущества и особенности их применения в схеме теплоэлектростанции. Описаны технологические требования для эффективной эксплуатации парогазовых установок. Рассмотрены факторы, влияющие ...

Интеллектуализация как основа повышения роли тепловых станций в регулировании частоты

В данной работе рассматривается целесообразность перевооружения тепловых станций на основе интеллектуальных технологий для повышения их роли в регулировании частоты. Показано, что в условиях современного развивающегося рынка существенно возрастает ро...

Задать вопрос