«Черный ящик» сознания покупателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 31.05.2017

Статья просмотрена: 1887 раз

Библиографическое описание:

Мамсуров, А. В. «Черный ящик» сознания покупателей / А. В. Мамсуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/156/43846/ (дата обращения: 05.03.2021).



Ключевые слова: маркетинг, исследование, потребители, приемы маркетинга, раздражители, «черный ящик» сознания покупателей

Когда-то участники рынка пытались постигать своих потребителей в ходе каждодневного общения с ними. Тем не менее увеличение размеров рынков и предприятий лишил многих участников рынка прямого контакта с собственными клиентами. На сегодняшний день они расходуют больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, стараясь выяснять, кто, собственно, покупает и почему покупает.

Главный вопрос: как, собственно, реагируют потребители на всевозможные побудительные приемы маркетинга, которые может фирма использовать и как по-настоящему разбираться в том, как реагируют потребители на разнообразные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, и т.п. Потому и научные работники, и фирмы расходуют так много сил на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.

Отправная точка всех данных усилий — модель, которая представлена на рисунке 1.

Рис. 1.

На нем представлено, что побудительные факторы маркетинга и другие раздражители проходят в “черный ящик” сознания покупателя и порождают обусловленные отклики.

Побудительные факторы маркетинга содержат в себе четыре элемента: товар, цена, способы распространения и стимулирования. Остальные раздражители складываются из главных сил и событий из среды покупателя; научно-технической, экономической, культурной и политической среды. Пройдя через “черный ящик” сознания покупателя, все эти раздражители порождают цепь покупательских реакций, поддающихся наблюдению, которые представлены в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.

Задача участника рынка — постигнуть, что совершается в “черном ящике” сознания потребителя между поступлением раздражителей и возникновением отзывов на них. Сам “черный ящик” заключается из двух частей. Первая — характеристики покупателя, которые оказывают важнейшее воздействие на то, как человек воспринимает раздражители и проявляет реагирование на них. Вторая часть — принятие покупательного решения, от которого зависит результат.

На производимые покупки значительное воздействие проявляют факторы социального, культурного, личного и психологического порядка рисунок 2.

Рис. 2. Факторы, влияющие на потребительский выбор [1].

В большинстве своем это факторы, которые не поддаются контролю со стороны участников рынка. Однако их непременно надлежит принимать во внимание. Потому становится актуальным вопрос маркетингового исследования потребителей.

Маркетинговое исследования потребителей — это исследование их установок, образа жизни, мотивов, алгоритмов принятия решения в зависимости от личных качеств, возраста, характера работы, социальному положению, различным потребностям. В данном исследовании важную роль играют психологические факторы. Они существенно воздействуют на потребителя, вырабатывают отношение к разнообразным брендам, мотивацию, разнообразное информационное усвоение товаров или услуг.

Анализируются социально-психологическая специфика покупателей и потребителей, их мотивации принятия решений о покупках, типы покупателей в ее подготовке и реализации, типы покупателей по их социально-психологическому статусу и учет воздействия покупательных и потребительских мотиваций при избрании рекламных и маркетинговых средств, разделение ролей разных групп потребителей и покупателей, типы покупки и остальные факторы, осведомленность в которых имеет значительное значение для достижения успеха при продвижении товара на рынках.

Организация маркетинговых исследований обязана быть выстроена так, чтобы обеспечивать им комплексный и системный характер, а также научный подход.

В общем процесс маркетингового исследования заключается из таких этапов:

1 этап: определение проблемы и определение целей маркетинговых исследований.

2 этап: подбор источников информации.

3 этап: сбор и рассмотрение вторичной информации.

4 этап: приобретение первичной информации.

5 этап: рассмотрение данных, разработка выводов и рекомендаций.

6 этап: показ и применение полученных результатов.

Определение проблемы и постановка целей исследований — главный, определяющий этап маркетинговых исследований, так как своевременно и верно выраженная проблема в существенной степени уменьшает время разыскивания способов ее решения, содействует в экономии материальных и финансовых ресурсов.

Основные методы приобретения данных при маркетинговом исследовании потребителей — интервью и опрос потребителей в местах их постоянного проживания и наиболее частой покупки разнообразных продуктов. Опросы потребителей осуществляются в виде телефонных интервью или при личном контакте.

Значительное место в опросах потребителей — изучение вкусов и увлечений потребителей, помогающие выяснять настоящую долю и емкость рынка, обнаружить основные линии поведения потребителей, процент удовлетворенности потребителей, тяготение к определенной торговой марке. Вследствие с помощью опроса можно обрести портрет среднестатистического потребителя продукции.

Литература:

  1. Пивоварова И.В., Устинова О.В. Управление потребительским поведением//Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 9 (364). -С. 97-102
Основные термины (генерируются автоматически): опрос потребителей, потребитель, раздражитель, тип покупателей, участник рынка, этап.


Ключевые слова

исследование, маркетинг, потребители, приемы маркетинга, раздражители, «черный ящик» сознания покупателей

Похожие статьи

Роль формирования лояльности потребителей к компании...

покупатель не проявляет интерес к другим предложениям и мероприятиям конкурентов;  при выборе бренда у покупателя эмоции доминируют над разумом. Выделяют различные типы лояльности потребителей, которые представлены в таблице 1.

Исследование показателей поведения потребителей...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке.

Цель анкетирования – составить портрет потребителя и узнать об удовлетворенности клиентов в целом (табл. 4).

Особенности построения системы обслуживания покупателей на...

Общая схема торгового обслуживания покупателей состоит из следующих этапов: встреча

Для определения стиля жизни целевых потребителей используют психографические методы.

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей в кризис.

Поведение потребителей в зависимости от пола

Второй тип предварительного поиска — это когда потребители регулярно просматривают информацию ради удовольствия, чтобы быть в курсе касательно новых продуктов или текущей ситуации на рынке. На этом этапе оценки альтернатив...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью...

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих. на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Сегментация по типу товаров и услуг для клиента. (выявление и исследование наиболее интересного для потребителя продукта).

Определение отношения потребителей к инновациям...

В качестве потребителей инноваций обычно рассматривают только рыночных потребителей, т. е. покупателей новинок, влияющих на их восприятие и распространение на рынке.

Маркетинговое исследование спроса покупателей на...

Маркетинговые исследования — более общее понятие, которое включает в себя исследования рынка, исследования потребителей, исследования конкурентов и так далее [3].

Изучение потребительских предпочтений при выборе торгового...

Предпочтения потребителей зависят от изменения доходов потребителей, их

На такой торговой сети, как «Клондайк» свой выбор остановило 9 % участников опроса, а 3 % — ТС «Ринг».

Литература: 1. Габидуллина Л. Х. Состояние, тенденции рынка продовольственных...

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на...

Основным инструментом маркетинговой коммуникации выступают реклама, PR и ее стратегия, целью которой выступает создание правильного позиционирования бренда и продуктов компании на рынке потребителей.

Роль формирования лояльности потребителей к компании...

покупатель не проявляет интерес к другим предложениям и мероприятиям конкурентов;  при выборе бренда у покупателя эмоции доминируют над разумом. Выделяют различные типы лояльности потребителей, которые представлены в таблице 1.

Исследование показателей поведения потребителей...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке.

Цель анкетирования – составить портрет потребителя и узнать об удовлетворенности клиентов в целом (табл. 4).

Особенности построения системы обслуживания покупателей на...

Общая схема торгового обслуживания покупателей состоит из следующих этапов: встреча

Для определения стиля жизни целевых потребителей используют психографические методы.

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей в кризис.

Поведение потребителей в зависимости от пола

Второй тип предварительного поиска — это когда потребители регулярно просматривают информацию ради удовольствия, чтобы быть в курсе касательно новых продуктов или текущей ситуации на рынке. На этом этапе оценки альтернатив...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью...

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих. на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Сегментация по типу товаров и услуг для клиента. (выявление и исследование наиболее интересного для потребителя продукта).

Определение отношения потребителей к инновациям...

В качестве потребителей инноваций обычно рассматривают только рыночных потребителей, т. е. покупателей новинок, влияющих на их восприятие и распространение на рынке.

Маркетинговое исследование спроса покупателей на...

Маркетинговые исследования — более общее понятие, которое включает в себя исследования рынка, исследования потребителей, исследования конкурентов и так далее [3].

Изучение потребительских предпочтений при выборе торгового...

Предпочтения потребителей зависят от изменения доходов потребителей, их

На такой торговой сети, как «Клондайк» свой выбор остановило 9 % участников опроса, а 3 % — ТС «Ринг».

Литература: 1. Габидуллина Л. Х. Состояние, тенденции рынка продовольственных...

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на...

Основным инструментом маркетинговой коммуникации выступают реклама, PR и ее стратегия, целью которой выступает создание правильного позиционирования бренда и продуктов компании на рынке потребителей.

Похожие статьи

Роль формирования лояльности потребителей к компании...

покупатель не проявляет интерес к другим предложениям и мероприятиям конкурентов;  при выборе бренда у покупателя эмоции доминируют над разумом. Выделяют различные типы лояльности потребителей, которые представлены в таблице 1.

Исследование показателей поведения потребителей...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке.

Цель анкетирования – составить портрет потребителя и узнать об удовлетворенности клиентов в целом (табл. 4).

Особенности построения системы обслуживания покупателей на...

Общая схема торгового обслуживания покупателей состоит из следующих этапов: встреча

Для определения стиля жизни целевых потребителей используют психографические методы.

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей в кризис.

Поведение потребителей в зависимости от пола

Второй тип предварительного поиска — это когда потребители регулярно просматривают информацию ради удовольствия, чтобы быть в курсе касательно новых продуктов или текущей ситуации на рынке. На этом этапе оценки альтернатив...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью...

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих. на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Сегментация по типу товаров и услуг для клиента. (выявление и исследование наиболее интересного для потребителя продукта).

Определение отношения потребителей к инновациям...

В качестве потребителей инноваций обычно рассматривают только рыночных потребителей, т. е. покупателей новинок, влияющих на их восприятие и распространение на рынке.

Маркетинговое исследование спроса покупателей на...

Маркетинговые исследования — более общее понятие, которое включает в себя исследования рынка, исследования потребителей, исследования конкурентов и так далее [3].

Изучение потребительских предпочтений при выборе торгового...

Предпочтения потребителей зависят от изменения доходов потребителей, их

На такой торговой сети, как «Клондайк» свой выбор остановило 9 % участников опроса, а 3 % — ТС «Ринг».

Литература: 1. Габидуллина Л. Х. Состояние, тенденции рынка продовольственных...

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на...

Основным инструментом маркетинговой коммуникации выступают реклама, PR и ее стратегия, целью которой выступает создание правильного позиционирования бренда и продуктов компании на рынке потребителей.

Роль формирования лояльности потребителей к компании...

покупатель не проявляет интерес к другим предложениям и мероприятиям конкурентов;  при выборе бренда у покупателя эмоции доминируют над разумом. Выделяют различные типы лояльности потребителей, которые представлены в таблице 1.

Исследование показателей поведения потребителей...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке.

Цель анкетирования – составить портрет потребителя и узнать об удовлетворенности клиентов в целом (табл. 4).

Особенности построения системы обслуживания покупателей на...

Общая схема торгового обслуживания покупателей состоит из следующих этапов: встреча

Для определения стиля жизни целевых потребителей используют психографические методы.

Ситуация на розничном рынке России и поведение покупателей в кризис.

Поведение потребителей в зависимости от пола

Второй тип предварительного поиска — это когда потребители регулярно просматривают информацию ради удовольствия, чтобы быть в курсе касательно новых продуктов или текущей ситуации на рынке. На этом этапе оценки альтернатив...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью...

Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих. на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.

Сегментация по типу товаров и услуг для клиента. (выявление и исследование наиболее интересного для потребителя продукта).

Определение отношения потребителей к инновациям...

В качестве потребителей инноваций обычно рассматривают только рыночных потребителей, т. е. покупателей новинок, влияющих на их восприятие и распространение на рынке.

Маркетинговое исследование спроса покупателей на...

Маркетинговые исследования — более общее понятие, которое включает в себя исследования рынка, исследования потребителей, исследования конкурентов и так далее [3].

Изучение потребительских предпочтений при выборе торгового...

Предпочтения потребителей зависят от изменения доходов потребителей, их

На такой торговой сети, как «Клондайк» свой выбор остановило 9 % участников опроса, а 3 % — ТС «Ринг».

Литература: 1. Габидуллина Л. Х. Состояние, тенденции рынка продовольственных...

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на...

Основным инструментом маркетинговой коммуникации выступают реклама, PR и ее стратегия, целью которой выступает создание правильного позиционирования бренда и продуктов компании на рынке потребителей.

Задать вопрос