Приёмы обучения структуре и коммуникативным функциям сложноподчиненного предложения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Алиева, М. С. Приёмы обучения структуре и коммуникативным функциям сложноподчиненного предложения / М. С. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/156/43683/ (дата обращения: 27.04.2024).



В средней школе, как известно, мы не можем ставить целью усвоение учащимися всех типов сложноподчиненных предложений, тем более их разнообразных функций. Наиболее рациональной, по-видимому, является постановка такой цели: учащиеся должны усвоить те типы и функции сложноподчиненных предложений, которые необходимы в связной, аргументированной речи. Следуя этому принципу, мы отобрали для данного этапа обучения следующие речемыслительные действия и умения: 1) более полно охарактеризовывать субъект, объект, предикат и обстоятельства действия; 2) высказывать свое мнение по поводу фактов или отношение к ним; 3) обосновывать высказывание, объяснять причину цель и следствие поступков; 4) передавать сообщение другого лица; 5) делать заключение или вывод.

Ниже мы поясним причину отбора этих, а не других речемыслительных действий и опишем пути обладания ими.

  1. Умение более полно охарактеризовывать субъект, объект, предикат и обстоятельства очень важно для овладения связной монологической речью, так как последняя по своей природе является развернутой, а следовательно, требует владения более сложными структурами, чем диалогическая речь.

Вначале школьники обучаются умению полно охарактеризовывать субъект, объект, предикат и обстоятельства, усваивая однородные подлежащие, определения к ним, однородные сказуемые и разнообразные обстоятельственные слова, характеризующие способ, место, время совершения действия (на уровне простого предложения).

На последующем этапе развиваются более сложные умения: учащиеся усваивают определительные и обстоятельственные придаточные предложения. Как показывает практика, обучение этому виду придаточных предложений можно проводить уже в VI-VIII классах, в частности в связи с повторением ранее пройденных тем. Если в V-VI классах при прохождении темы «Семья» учащиеся пояснили субъект с помощью определений, например: My elder brother, Peter by name, works… или My elder brother , whose name is… works… .

На среднем этапе обучения появляется необходимость усвоения придаточных обстоятельственных предложений времени. Так, при закреплении времени Past Perfect решается также задача усвоения придаточных обстоятельственных предложений времени, действие которых предшествует действую в главном предложении.

Мы использовали для этой цели примерно такие речевые упражнения:

Сообщите, что вы сделали утром, прежде чем 1) сесть завтракать 2) уйти в школу 3) пойти гулять после обеда

Расскажите, что вы сделали, прежде чем пойти всем классом в театр (в кино, на каток, в поход, на лыжную прогулку в лес, в музей, на экскурсию на завод и т.п.).

  1. Необходимость овладением выражать свое мнение по поводу фактов, свое отношение к ним тем, что монологическое высказывание, как правило, исходит не из ситуации общения, а из внутренних побуждений говорящего. Данное умение предполагает успешное усвоение учащимися вводных модальных слов (perhaps, probably, to my mind, as for me, in my opinion), а также вводных предложений типа: I think, I suppose, I believe, I’m afraid, It seems to me that… . Работу над модальными словами и предложениями можно начинать уже в VI классе. Для этой цели при обсуждении прослушанного или прочитанного рассказа, звукового учебного фильма необходимо давать в качестве опор упомянутые выще модальные слова и предложения, а также напоминать учащимся, чтобы они столько пересказывали содержание, а выражали бы свое отношение к поступкам действующих лиц. Например: “We’re on duty”, Why don’t you like Ann? Высказали следующие мысли:

P.1: It seems to me Sasha doesn’t know her duties.

P.2: I think he doesn’t like to do anything.

P.3: I’m afraid he is a bad boy. He doesn’t like to help his friends.

3. Умение обосновывать высказывание является необходимым условием владения связной речью. Поскольку обосновать высказывание, по мнению психологов, – это значит ответить прямо или косвенно на вопрос «Почему?»

Обучение этим типам сложноподчиненных предложений можно осуществлять с помощью упражнений с речевой направленностью, таких, например, как обсуждение вопросов, непосредственно связанных с жизнью школьников. Для облегчения проблемы «как сказать?» как известно, даются образцы в качестве опоры.

В качестве упражнения мы предлагаем учащимся обсудить свой режим дня. В качестве опоры мы даем следующие образцы:

I get up at seven, because I must be at school at eight.

As I have an English lesson tomorrow, I have to do my homework.

I want to be strong, so I always do morning exercises.

Для этой же цели предлагаем еще некоторые варианты упражнений:

Сообщите, что делает дежурный до и после занятий, и объясните цель его действий.

Расскажите о режиме дня вашего младшего брата и докажите его целесообразность.

4.При обсуждении прослушанных рассказов, просмотренных кинофильмов учащиеся должны уметь комментировать высказывания своих товарищей, а также действующих лиц. Например: Прокомментируйте высказывания своих товарищей (по тексту, про слушанному рассказу).

Эти упражнения также выполняются с опорой на образцы, иллюстрирующие разнообразные способы превращения прямой речи в косвенную.

  1. Учащиеся должны уметь пользоваться сложными предложениями, в которых поясняющее предложение по своему значению является выводом из предыдущего, поясняемого. Эти предложения присоединяется союзами so, hence, причем первый из них является более употребительным в разговорной речи.

Учитель сообщает об изменении погоды. Например:

T: It’s going to rain.

P: So we shan’t go hiking tomorrow. Учащиеся делают сообщения на повседневные темы и соответствующие выводы после них.

Литература:

  1. Норк О.А. Милюкова Н.А. Фонетика немецкого языка. М. 1977
Основные термины (генерируются автоматически): предложение, учащийся, V-VI, VI-VIII, высказывание, качество опоры, обстоятельственное предложение времени, повод фактов, режим дня, умение, этап обучения.


Похожие статьи

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Сформированное на основе приема учебной деятельности умение приобретает новое качество: учащиеся, зная состав и последовательность действий, самостоятельно и творчески применяют его в новых условиях.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

VI. С точки зрения организации материала можно выделить два основных типа ситуаций [3]

Участники осуществляют речевое взаимодействие в рамках строго предписанного ролевого поведения. В качестве опор выступают сами роли, а также на ранних этапах обучения...

Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса | Молодой ученый

На сегодняшний день для развития практики учителя необходимо сотрудничество с другими коллегами, совместное обсуждение целей обучения

Использование этой стратегии позволило учащимся грамотно построить законченное высказывание в виде сложного предложения с...

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Библиографическое описание: Костина О. В. Формирование у учащегося навыка самостоятельного

Какими личностными качествами он обладает? И, наконец, насколько он, учитель

Теперь по выходным дням на смотровую площадку At the Top, расположенную на...

Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном...

Следовательно, обучение грамматике предоставляет учащимся возможность для потенциально безграничного языкового творчества

- устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка [6].

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

- НЕТ присутствия детей 1–2 часа в день в средней школе.

- Быть инклюзивным — означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с...

Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку

Наконец, обучающие тесты позволяют в известной мере управлять мыслительной деятельностью учащегося во время слушания или чтения текста.

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода...

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

 недоговоренность высказывания

В старшем дошкольном возрасте, также, как и на предыдущих этапах дошкольного периода детства, имеются свои особенности диалогической речи детей

 недостаточная сформированность умения правильно строить предложения

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Эффективность обучения рассматривается учителем как производительность труда учащихся, то есть точность обучения, приходящаяся

Разделяя точку зрения ученых, мы считаем, что в настоящее время школьная отметка оценивает только качество усвоенных знаний, умений, а...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Сформированное на основе приема учебной деятельности умение приобретает новое качество: учащиеся, зная состав и последовательность действий, самостоятельно и творчески применяют его в новых условиях.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

VI. С точки зрения организации материала можно выделить два основных типа ситуаций [3]

Участники осуществляют речевое взаимодействие в рамках строго предписанного ролевого поведения. В качестве опор выступают сами роли, а также на ранних этапах обучения...

Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса | Молодой ученый

На сегодняшний день для развития практики учителя необходимо сотрудничество с другими коллегами, совместное обсуждение целей обучения

Использование этой стратегии позволило учащимся грамотно построить законченное высказывание в виде сложного предложения с...

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Библиографическое описание: Костина О. В. Формирование у учащегося навыка самостоятельного

Какими личностными качествами он обладает? И, наконец, насколько он, учитель

Теперь по выходным дням на смотровую площадку At the Top, расположенную на...

Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном...

Следовательно, обучение грамматике предоставляет учащимся возможность для потенциально безграничного языкового творчества

- устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка [6].

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

- НЕТ присутствия детей 1–2 часа в день в средней школе.

- Быть инклюзивным — означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с...

Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку

Наконец, обучающие тесты позволяют в известной мере управлять мыслительной деятельностью учащегося во время слушания или чтения текста.

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода...

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

 недоговоренность высказывания

В старшем дошкольном возрасте, также, как и на предыдущих этапах дошкольного периода детства, имеются свои особенности диалогической речи детей

 недостаточная сформированность умения правильно строить предложения

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Эффективность обучения рассматривается учителем как производительность труда учащихся, то есть точность обучения, приходящаяся

Разделяя точку зрения ученых, мы считаем, что в настоящее время школьная отметка оценивает только качество усвоенных знаний, умений, а...

Похожие статьи

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Сформированное на основе приема учебной деятельности умение приобретает новое качество: учащиеся, зная состав и последовательность действий, самостоятельно и творчески применяют его в новых условиях.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

VI. С точки зрения организации материала можно выделить два основных типа ситуаций [3]

Участники осуществляют речевое взаимодействие в рамках строго предписанного ролевого поведения. В качестве опор выступают сами роли, а также на ранних этапах обучения...

Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса | Молодой ученый

На сегодняшний день для развития практики учителя необходимо сотрудничество с другими коллегами, совместное обсуждение целей обучения

Использование этой стратегии позволило учащимся грамотно построить законченное высказывание в виде сложного предложения с...

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Библиографическое описание: Костина О. В. Формирование у учащегося навыка самостоятельного

Какими личностными качествами он обладает? И, наконец, насколько он, учитель

Теперь по выходным дням на смотровую площадку At the Top, расположенную на...

Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном...

Следовательно, обучение грамматике предоставляет учащимся возможность для потенциально безграничного языкового творчества

- устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка [6].

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

- НЕТ присутствия детей 1–2 часа в день в средней школе.

- Быть инклюзивным — означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с...

Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку

Наконец, обучающие тесты позволяют в известной мере управлять мыслительной деятельностью учащегося во время слушания или чтения текста.

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода...

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

 недоговоренность высказывания

В старшем дошкольном возрасте, также, как и на предыдущих этапах дошкольного периода детства, имеются свои особенности диалогической речи детей

 недостаточная сформированность умения правильно строить предложения

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Эффективность обучения рассматривается учителем как производительность труда учащихся, то есть точность обучения, приходящаяся

Разделяя точку зрения ученых, мы считаем, что в настоящее время школьная отметка оценивает только качество усвоенных знаний, умений, а...

Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся...

Сформированное на основе приема учебной деятельности умение приобретает новое качество: учащиеся, зная состав и последовательность действий, самостоятельно и творчески применяют его в новых условиях.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

VI. С точки зрения организации материала можно выделить два основных типа ситуаций [3]

Участники осуществляют речевое взаимодействие в рамках строго предписанного ролевого поведения. В качестве опор выступают сами роли, а также на ранних этапах обучения...

Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса | Молодой ученый

На сегодняшний день для развития практики учителя необходимо сотрудничество с другими коллегами, совместное обсуждение целей обучения

Использование этой стратегии позволило учащимся грамотно построить законченное высказывание в виде сложного предложения с...

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Библиографическое описание: Костина О. В. Формирование у учащегося навыка самостоятельного

Какими личностными качествами он обладает? И, наконец, насколько он, учитель

Теперь по выходным дням на смотровую площадку At the Top, расположенную на...

Роль грамматических навыков в коммуникативно-ориентированном...

Следовательно, обучение грамматике предоставляет учащимся возможность для потенциально безграничного языкового творчества

- устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка [6].

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

- НЕТ присутствия детей 1–2 часа в день в средней школе.

- Быть инклюзивным — означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с...

Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку

Наконец, обучающие тесты позволяют в известной мере управлять мыслительной деятельностью учащегося во время слушания или чтения текста.

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода...

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале...

 недоговоренность высказывания

В старшем дошкольном возрасте, также, как и на предыдущих этапах дошкольного периода детства, имеются свои особенности диалогической речи детей

 недостаточная сформированность умения правильно строить предложения

Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных...

Эффективность обучения рассматривается учителем как производительность труда учащихся, то есть точность обучения, приходящаяся

Разделяя точку зрения ученых, мы считаем, что в настоящее время школьная отметка оценивает только качество усвоенных знаний, умений, а...

Задать вопрос