Стенд для проверки генераторных установок автомобилей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трунов, В. В. Стенд для проверки генераторных установок автомобилей / В. В. Трунов, А. Н. Давыденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44241/ (дата обращения: 30.10.2024).



При освоении образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» студенты изучают дисциплину «Электроника и электрооборудование транспортных и транспортно-технологических машин».

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы научных и профессиональных знаний в области устройства и принципа работы отдельных узлов и систем электрооборудования транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования.

Задачи дисциплины:

- иметь представление о современных системах электрооборудования автомобилей;

- изучение принципа действия, конструкции, свойств, основных приборов и аппаратов электрооборудования транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования;

- уметь экспериментальным способом определять параметры и характеристики типовых устройств, приборов и аппаратов электрооборудования транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования;

- иметь навыки в проведении технического обслуживания, выявлять и устранять отдельные неисправности изделий электрооборудования транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, осуществлять поиски неисправного изделия и элемента электрооборудования.

Одним из разделов дисциплины является изучение устройства, принципа действия, а также проведение работ по ТО и ремонту.

Система электроснабжения автомобиля включает в себя аккумуляторную батарею и генераторную установку (генератор и регулятор напряжения).

Автомобильный генератор представляет собой синхронную электрическую машину со встроенным полупроводниковым выпрямителем и предназначен для питания потребителей электроэнергии в автомобиле и заряда аккумуляторной батареи.

Синхронной называется электрическая машина, частота вращения которой пропорциональна частоте переменного тока в ее обмотке статора.

Современный трехфазный генератор с когтеобразными полюсами состоит из следующих узлов:

− статора, выполненного в виде пакета листовой стали, с вложенной в его пазы трехфазной обмоткой;

− ротора с когтеобразными полюсами, обмоткой возбуждения и контактными кольцами;

− выпрямительного блока;

− щеткодержателя футлярного типа с навесным регулятором напряжения;

− крышек со стороны привода и со стороны контактных колец;

− шкива.

Принцип работы генераторной установки: при повороте ключа в замке ток поступает на катушку возбуждения. Магнитное поле, которое создает ротор, пронизывает обмотки статора, на выводах которого возникает напряжение. Когда ротор достигает достаточно большой частоты вращения, которую обеспечивает шкив и ременная передача, возникает так называемый режим самовозбуждения.

Выпрямительный блок преобразует переменный ток в постоянный. Регулятор напряжения начинает работать, когда изменяется частота вращения коленчатого вала (соответственно, ротор вращается быстрее или медленнее) и регулирует время, на которое включается провод возбуждения.

Рассмотрим генераторную установку автомобиля ВАЗ 2110.Чаще всего ВАЗ 2110 комплектуют генератором «Катек», обычно обозначаемый цифрами 5102.3771, но может быть и 94.3701. Оба генератора имеют номинальный ток 80 ампер, а выдаваемое напряжение – около 14В. Но в последнее время «Катек» выпускает новый вид генератора, также подходящий для ВАЗ 2110.

Он выдает ток до 120 ампер, и более приспособлен к высоким энергонагрузкам современной машины. Установка генератора на 120 ампер, обеспечивает одновременную бесперебойную работу практически всех потребителей электроэнергии. Внешний вид генератора представлен на рисунке 1.

C:\Users\Игрок\Desktop\загруженное.png

Рис. 1 – Внешний вид генератора автомобиля ВАЗ 2110

Возможные причины и неисправности генератора приведены в таблице 1.

Таблица 1

Неисправности генератора

Причина неисправности

Способ устранения

1 Контрольная лампа не загорается при включении зажигания. Контрольные приборы не работают

Перегорел предохранитель F19 в монтажном блоке

Замените предохранитель

Обрыв в цепи питания комбинации приборов:

Проделайте следующее:

– не подается напряжение от монтажного блока к комбинации приборов

– проверьте провод «О» и его соединения от монтажного блока до комбинации приборов

– не подается напряжение от выключателя зажигания к монтажному блоку

– проверьте провод «ГП» и его соединения от выключателя зажигания до монтажного блока

Не срабатывает выключатель зажигания

Проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания

2 Контрольная лампа не загорается при включении зажигания и не горит при работе двигателя. Контрольные приборы работают. Аккумуляторная батарея разряжена

Перегорела контрольная лампа или недостаточный прижим контактов патрона лампы к печатной плате

Замените перегоревшую контрольную лампу, подогните контакты патрона лампы или замените его

Обрыв в цепи между комбинацией приборов и штекером «D» генератора

Проверьте «КБ» провод и его соединения от генератора до комбинации приборов

Износ или зависание щеток, окисление контактных колец

Замените щеткодержатель со щетками, протрите кольца салфеткой, смоченной в бензине

Поврежден регулятор напряжения (обрыв между выводом «DF» и «массой»)

Замените регулятор напряжения

Отсоединился провод от вывода «D+» щеткодержателя

Присоедините провод

Короткое замыкание в положительных вентилях

Замените выпрямительный блок

Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец

Припаяйте выводы или замените ротор генератора

3 Контрольная лампа ярко горит или светится в пол накала при работе двигателя. Аккумуляторная батарея разряжена

Проскальзывание ремня привода генератора

Отрегулируйте натяжение ремня

Поврежден регулятор напряжения

Замените регулятор напряжения

Повреждены вентили выпрямительного блока

Замените выпрямительный блок

Повреждены диоды питания обмотки возбуждения

Замените диоды или выпрямительный блок

Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец

Припаяйте выводы или замените ротор генератора

Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу»

Замените статор генератора

4 Контрольная лампа светится при работе двигателя. Аккумуляторная батарея перезаряжается

Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом «DF» и «массой»)

Замените регулятор напряжения

5 Повышенная шумность генератора

Повреждены подшипники генератора

Замените задний подшипник или переднюю крышку с подшипником

Межвитковое замыкание или замыкание на «массу» обмотки статора (вой генератора)

Замените статор

Короткое замыкание в одном из вентилей генератора

Замените выпрямительный блок

Изучение электрооборудования, в общем, и генераторных установок в частности есть неотъемлемая часть подготовки будущего специалиста в транспортной области. Для автомобиля электроэнергия играет огромнейшую роль, без питания основных систем автомобиль попросту не сдвинется с места и, по сути, будет бесполезен. На данный момент число энергопотребляющих приборов в машинах растет с каждыми новыми моделями автотранспорта.

Для углубления знаний и упрощения понимания процессов, протекающих в генераторных установках необходимо разработать специальный стенд, позволяющий имитировать неисправности генератора и контролировать выходные параметры его работы.

В таком случае изучение генераторной установки автомобиля на специальном стенде поможет будущим специалистам и бакалаврам точно и без промахов определить неисправности в системе питания. Конечно, проводить такие испытания можно и на автомобили, но это будет достаточно неудобной задачей, а с помощью экспериментальной установки эта задача будет максимально упрощена.

Литература:

  1. Вахламов, В. К. Автомобили: основы конструкции [Текст]: учебник / В. К. Вахламов. –5-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2010. – 528 с.– ISBN 978-5-7695-6601-3
  2. Вахламов, В. К. Автомобили: эксплуатационные свойства [Текст]: учебник / В. К. Вахламов. –5-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.– ISBN 978-5-7695-9044-3
  3. Вахламов, В. К. Автомобили: эксплуатационные свойства [Текст]: учебник / В. К. Вахламов. –4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 380 с.– ISBN 978-5-7695-6172-6
  4. Рабочая программа дисциплины «Б.1.В.ОД.11 Электроника и электрооборудование транспортных и транспортно-технологических машин» /сост. А.В. Казаков - Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2014
Основные термины (генерируются автоматически): регулятор напряжения, выпрямительный блок, аккумуляторная батарея, Контрольная лампа, монтажный блок, выключатель зажигания, комбинация приборов, короткое замыкание, неисправность генератора, обмотка статора.


Задать вопрос