С каждым годом наблюдается повышение требования к прочности, надежности и работоспособности дорожных одежд. Это вызвано ростом грузоподъемности транспортных средств и интенсивности движения на дорогах. Ежегодный рост автомобилизации в зависимости от конкретных регионов достигает 6—10%. Количество транспорта растет, динамические характеристики автомобилей — тоже. Нагрузка на дорожное покрытие с каждым годом все выше и выше. При этом сама дорожная сеть увеличивается гораздо более медленными темпами.
В результате растущих нагрузок асфальтобетонные покрытия деформируются, на большинстве дорог появляются колеи, выбоины и трещины. Выгодной альтернативой является цементобетонное покрытие [1].
Строительство дорог из цементобетона прекратилось в России еще с 1980-х годов. В тоже время за рубежом была противоположная ситуация: разрабатывались соответствующие машины и механизмы, проводились научные исследования по использованию высокоэффективных бетонов в дорожном строительстве [2].
Эффективность строительства таких покрытий высока, что доказывают дороги таких стран как США, Бельгия, Италия, Германия и Китай.
Сегодня цементобетонное покрытие является большим конкурентом асфальтобетонного.
Со слов ведущего эксперта в области применения цементобетона в дорожном строительстве проректора МАДИ В. Ушакова: «При правильном содержании и своевременном ремонте такое покрытие может прослужить 60 и более лет».
Цементобетонные покрытия бывают различными. Они разделяются на монолитные и сборные, однослойные и двухслойные, армированные и неармированные, причем применяется как обычный бетон, так и предварительно напряженный. Цемент для каждой из этих конструкций должен удовлетворять дополнительным специфическим требованиям.
Как правило, цементно-бетонное дорожное покрытие представляет собой плиту толщиной 18-24 сантиметра. Поэтому на бетонной дороге на определенном расстоянии делаются швы расширения – миллиметровые зазоры. Швы заполняют эластичной мастикой из битума, чтобы в основание под плиту не проникала вода. Швы расширения в умеренном климате устраивают через 20-30 метров. Это расстояние зависит от температуры бетонной смеси в момент укладки, а также от климата местности [3].
Таким образом, цементно-бетонное дорожное покрытие – непрерывное, но состоит из отдельных плит. Во избежание нарушения монолитности всего покрытия, а также для передачи нагрузки от движущихся машин от одной плиты к другой в швах устанавливают специальные металлические стержни.
У таких дорог есть, несомненно, много преимуществ. Во-первых, они достаточно прочные и не нуждаются в ремонте. Бетонное покрытие служит больше сорока лет, а асфальт может послужить максимум десять лет, при этом каждый год нужно его ремонтировать.
Во-вторых, транспорт расходует меньше топлива. Данное преимущество связано с тем, что при движении машин с большим грузом бетонная дорога не деформируется, и транспорту надо на двадцать процентов меньше топлива для передвижения.
В-третьих, такие дороги устойчивы к экстремальным погодным условиям. На них не влияют сильные дожди и сильно высокие или низкие температуры воздуха.
В-четвертых, сохранение экологии, поскольку транспорт тратит меньше топлива для передвижения, то и окружающая среда загрязняется меньше. Также экономное использование ресурсов природы. Бетон получают из известняка, в то время как асфальт – из нефти [2].
К сегодняшнему дню в нашей стране накоплен положительный опыт длительной эксплуатации цементобетонных покрытий в различных климатических условиях за счет проведения восстановительных ремонтов.
Если раньше старались пренебрегать бетонными дорогами, поскольку они относились к разряду дорогих, то сейчас у таких дорог есть все шансы стать альтернативной заменой для асфальтобетона.
Литература:
- Технология и организация строительства автомобильных дорог. Дорожные покрытия: учебник/ В.П. Подольский, П.И. Поспелов, А.В. Глагольев, А.В. Смирнов/ под ред. В.П. Подольского. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 304 с.
- Чернаков А. Дорожное Строительство: весь мир строит дороги из цементобетона, а в России каждый год перекладывают асфальт// Строительство.RU всероссийский отраслевой интернет-журнал. - 2015. - 10 октября [Электронный ресурс]. URL: http://rcmm.ru/tehnika-i-tehnologii/22640-ves-mir-stroit-dorogi-iz-cementobetona-a-v-rossii-kazhdyy-god-perekladyvayut-asfalt-kak-eto-izmenit.html (дата обращения 14.03.2017)
- Горелышев Н.В. Технология и организация строительства автомобильных доро.- М.: Транспорт, 1992.- 551с.