К вопросу сохранения объектов деревянного зодчества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Горяйнова Т. А. К вопросу сохранения объектов деревянного зодчества // Молодой ученый. — 2017. — №21.1. — С. 118-119. — URL https://moluch.ru/archive/155/44127/ (дата обращения: 20.02.2019).



Здания деревянной архитектуры, представляют собой «хрупкие» объекты историко-культурного наследия нашей страны. Пока еще в каждом поселении есть объекты деревянного зодчества. Но к большому сожалению количество их постоянно уменьшается. По данным ВООПИиК, за последние 10 лет в Российской Федерации погибло более 2,5 тысяч памятников, а ежегодные утраты составляют порядка 150–200 памятников.1

В русской архитектуре деревянное зодчество занимает исключительное положение. Испокон века на территории нашей страны основным строительным материалом являлось именно дерево. Наиболее часто для строительства применялись хвойные породы деревьев: сосна, ель, лиственница, а также дуб и осина. Именно хвойные породы имеют плотную структуру и высокую смолистость, что затрудняет обработку, но является отличным средством против атмосферных воздействий.

Основным рабочим инструментом был топор, хотя поперечная пила была известна со времен Киевской Руси. Но пила просто перерезала бревно, а топор закупоривал отверстия, делая стыки более прочными и водонепроницаемыми.

У древних мастеров плотничного дела было особое отношение к дереву – не как к строительному материалу, а как к живому существу. Наши предки ему поклонялись и просили у него помощи. Во всех деревянных строениях присутствует несгибаемый русских дух, гармония и единение с природой. Изба русского человека отражает его мировоззрение, философию его жизни. Древнерусский дом делился на три яруса: верхний – крыша, символизирует небо, средний, где находятся жилые помещения – мир людей, нижний – подклеть или подполье – мир предков. Та же символика обязательно присутствует и при оформлении наличников.

Снаружи дома богато украшались резьбой. Истоки ее орнаментов уходят своими корнями в язычество. Это и солнце с расходящимися лучами, и конь-птица, гордо восседающий на коньке, и нарядные причелины с волнистыми линиями, и резные доски – полотенца, и круги, квадраты, ромбы. Каждый элемент характеризует определенные образы: солнце, воду, землю. В общем каждый дом наполнен символикой, соответствующей набожному русскому человеку с его глубоким духовным содержанием. Русская резьба выполнялась мастером по его внутреннему духу, глазомерно. Именно поэтому деревянные постройки такие легкие, сказочные и непохожие друг на друга. В то же время от зданий исходит теплота, которую чувствует каждый человек, потому что мастера-плотники вкладывали в работу частичку своей души.

Мастера плотничного дела передавали свои знания из поколения в поколение, совершенствуя объемно-планировочные, конструктивные и композиционные приемы. Простота и рациональность этих приемов позволяли русским мастерам-плотникам возводить постройки в очень короткие сроки, а также перевозить здания в разобранном виде и быстро собирать их в другом месте.2 Сборно-разборность является отличительной чертой деревянных построек.

Сегодня значительную долю деревянной архитектуры занимает городская застройка. К началу  века в каждом городе сформировалась своя деревянная застройка, определяющая его неповторимый облик. Архитектурное своеобразие было обусловлено местными социально-экономическими и культурно-историческими условиями. В некоторых поселениях проводились исследовательские работы либо по отдельным объектам, либо в целом по исторической застройке города. Но полных, сравнительных и обобщающих результатов исследований по городской деревянной архитектуре регионов России на данном этапе не существует. Одной из проблем в настоящее время является урбанизация, многие сельские поселения прекращают свое существование. Люди переселяются в более комфортные жилища. Другая проблема последних десятилетий - включение многоэтажных зданий в историческую малоэтажную застройку городов. Это происходит из-за отсутствия охранных зон исторических кварталов городов, даже для многих памятников деревянного зодчества не определены границы территории. Результатом такого строительства является утрата индивидуального облика города.

Таким образом, при всей значимости и неповторимости происходит гибель объектов деревянного зодчества.

Основными причинами являются: физический износ зданий, представляющих архитектурно-художественную ценность и практически полное отсутствие ремонтно-восстановительных работ.

Не менее значимой является проблема отсутствия системы популяризации деревянного зодчества и включения его в современную жизнь.

На сегодняшний день в век бурно развивающегося научно-технического процесса стало немодным все «старое», поэтому создание программ на государственном уровне позволит привлечь максимальное количество человек к решению данных проблем. Необходимо создание сайта, на котором можно в открытом доступе получить информацию по памятникам деревянного зодчества любого региона нашей страны. Для этого необходимо собрать полные сведения по каждому объекту в электронном виде, обязательно с фотофиксацией. Это огромная работа, для выполнения которой недостаточно специалистов.

Одним из путей решения данной проблемы является волонтерское движение, а также активация интереса студентов по профилирующим направлениям подготовки.

В нашем институте по профилю подготовки Промышленное и гражданское строительство на аудиторных занятиях по дисциплинам «Введение в профессиональную деятельность», «Основы архитектуры и строительные конструкции» осуществляется изучение памятников деревянного зодчества и вопросов строительства деревянных зданий. Внеучебная деятельность студентов представлена макетированием.

Фото0141.jpgФото0140.jpg

Рис. 1 – Макет загородного дома 1874 г.

Результатом данной деятельности являются готовые проекты (рисунок 1), участие в конкурсах, проведение тематических классных часов в образовательных учреждениях города и района.

Деревянное зодчество является наиболее яркой страницей русской истории. Наше бездействие и равнодушие приведет к безвозвратной потере оригинальной части национальной культуры.

Литература:

  1. Актуальные проблемы экономики культурного наследия. / под редакцией А.Я. Рубинштейна. — М.: Государственный институт искусствознания, 2016. — 108 с.- ISBN 978-5-98287-102-2.
  2. Брунов Н.И. История русской архитектуры: учебник. / Н.И. Брунов, А.И. Власюк, А.И. Каплун, А.А. Кипарисова, П.Н. Максимов, А.Г. Чиняков. — М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1956. — 614 с.
Основные термины (генерируются автоматически): деревянное зодчество, деревянная архитектура, строительный материал, здание.


Похожие статьи

Деревянное зодчество в творчестве архитектора...

Деревянное зодчество в творчестве архитектора А. А. Каретникова. Автор: Акишева Вера Дмитриевна. Рубрика: Архитектура.

Указывая на красоту культовых сооружений, где строительный материал, являлся материалом искусства, а конструктивные и...

Центр деревянного зодчества Северного (Арктического)...

Ключевые слова: деревянное зодчество, архитектура, утрата памятников деревянного зодчества, Центр деревянного зодчества, дизайн-проект.

Деревянное зодчество — область архитектуры, определяемая спецификой строительного материала — деревом.

О сохранении памятников деревянной архитектуры

деревянное зодчество, деревянная архитектура, церковь, Сретенская церковь, кровельное железо, кемь, памятник, открытое небо, постройка, Онежский историко-мемориальный музей.

Типовая деревянная архитектура Архангельска первой половины...

Ключевые слова: типовые проекты деревянных зданий Архангельска, советская архитектура 1920–1950 годов.

Сочетание круглого леса с резным оформлением относили облик зданий к мотивам северного деревянного зодчества.

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани...

Библиографическое описание: Береговина Н. Б. Особенности деревянного храмового зодчества Кубани и Черноморья конца XVIII — начала XX вв.

- Основным строительным материалом при возведении деревянных храмов в станицах, расположенных вдоль Дона и...

Сергей Пец — архитектор северного модерна | Статья в журнале...

Архитектура зданий Пеца, необычна, они заметно отличались от рядовых построек города, имели неповторимый облик

Севера материал и приемы народного деревянного зодчества, архитектор раскрывает пластику дерева, красоту строительного материала, смешивая...

Деревянная каркасно-панельная технология малоэтажного...

Журнал Архитектура и строительство Сибири.

Штефко И., Райнпрехт Л. Современное деревянное строительство.

Соединение деревянных элементов строительных конструкций.

Технология утилизации буровых шламов с получением экологически чистого дорожно-строительного материала.

Жилище человека: от землянки до небоскреба

...изделий, велась разработка типовых проектов и новых строительных материалов.

Архитектура «хрущёвок» была функциональна и лишена излишеств — здания потеряли

М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 292 с. 2. Александрова Л. Деревянное зодчество Руси.

Роль наличников и их элементов в убранстве деревянного...

Рассматривая деревянное зодчество в современном провинциальном городе через призму культурно-архитектурного наследия, нас особенно интересует резьба оконных наличников, богато представленная в искусстве украшения срубового жилища человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Деревянное зодчество в творчестве архитектора...

Деревянное зодчество в творчестве архитектора А. А. Каретникова. Автор: Акишева Вера Дмитриевна. Рубрика: Архитектура.

Указывая на красоту культовых сооружений, где строительный материал, являлся материалом искусства, а конструктивные и...

Центр деревянного зодчества Северного (Арктического)...

Ключевые слова: деревянное зодчество, архитектура, утрата памятников деревянного зодчества, Центр деревянного зодчества, дизайн-проект.

Деревянное зодчество — область архитектуры, определяемая спецификой строительного материала — деревом.

О сохранении памятников деревянной архитектуры

деревянное зодчество, деревянная архитектура, церковь, Сретенская церковь, кровельное железо, кемь, памятник, открытое небо, постройка, Онежский историко-мемориальный музей.

Типовая деревянная архитектура Архангельска первой половины...

Ключевые слова: типовые проекты деревянных зданий Архангельска, советская архитектура 1920–1950 годов.

Сочетание круглого леса с резным оформлением относили облик зданий к мотивам северного деревянного зодчества.

Особенности деревянного храмового зодчества Кубани...

Библиографическое описание: Береговина Н. Б. Особенности деревянного храмового зодчества Кубани и Черноморья конца XVIII — начала XX вв.

- Основным строительным материалом при возведении деревянных храмов в станицах, расположенных вдоль Дона и...

Сергей Пец — архитектор северного модерна | Статья в журнале...

Архитектура зданий Пеца, необычна, они заметно отличались от рядовых построек города, имели неповторимый облик

Севера материал и приемы народного деревянного зодчества, архитектор раскрывает пластику дерева, красоту строительного материала, смешивая...

Деревянная каркасно-панельная технология малоэтажного...

Журнал Архитектура и строительство Сибири.

Штефко И., Райнпрехт Л. Современное деревянное строительство.

Соединение деревянных элементов строительных конструкций.

Технология утилизации буровых шламов с получением экологически чистого дорожно-строительного материала.

Жилище человека: от землянки до небоскреба

...изделий, велась разработка типовых проектов и новых строительных материалов.

Архитектура «хрущёвок» была функциональна и лишена излишеств — здания потеряли

М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 292 с. 2. Александрова Л. Деревянное зодчество Руси.

Роль наличников и их элементов в убранстве деревянного...

Рассматривая деревянное зодчество в современном провинциальном городе через призму культурно-архитектурного наследия, нас особенно интересует резьба оконных наличников, богато представленная в искусстве украшения срубового жилища человека.

Задать вопрос