Пессимистические и оптимистические воззрения на историю | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №21 (155) май 2017 г.

Дата публикации: 27.05.2017

Статья просмотрена: 1502 раза

Библиографическое описание:

Соловьев, В. А. Пессимистические и оптимистические воззрения на историю / В. А. Соловьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43851/ (дата обращения: 19.12.2024).



В рамках представленной статьи проанализированы пессимистические и оптимистические воззрения на историю. Проанализирована эпоха развития человечества и взгляды тех времен. Проведен анализ динамики взглядов на историческую ценность человеческих качеств.

Ключевые слова: пессимистические, оптимистические, воззрения, история, историко-культурные ценности

Within the framework of the presented article, pessimistic and optimistic views on history are analyzed. The era of human development and the views of those times are analyzed. An analysis of the dynamics of views on the historical value of human qualities is carried out.

Keywords: pessimistic, optimistic, views, history, historical and cultural values.

Развитие истории и оценка прошедших исторических событий оценивается по-разному специалистами в области исторической науки. Одни придерживаются оптимистичного настроя и уверены в том, что человечество активно развивается и даже все войны между народами пошли на пользу развитию человечества. Другие же историки, в особенности, современного поколения, оценивают историю в негативе и придерживаются точки зрения, согласно которой, человечество находится на пути регресса.

Чтобы разобраться с тем, в чем же заключаются отличия между пессимистичными и оптимистичными взглядами, следует обратиться к самой истории. По мнению современных ученых, развитие и передача истории тесно связано с культурой. Таким образом, можно говорить о том, что история представляет собой полученные в дар от других поколений историко-культурные ценности.

Историей считаются и важные события в жизни народов и поколений. Оптимистичный взгляд на историческую науку заключается в том, что человечество находится на пути прогресса. От своих предков оно взяло самое необходимое для собственного развития. Пока поколения сменяли друг друга, накапливался бесценный опыт ведения жизнедеятельности, человек приспосабливался к суровым условиям существования. [2, c. 19]

Обратившись к древней истории, следует вспомнить, с чего начиналась эпоха развития человечества. С далеких предков людей, которые жили в пещерах, питались за счет добычи, вели совершенно непривычный для современного человека уклад жизни. Постепенно в жизни людей стали появляться инструменты и средства для облегчения жизнедеятельности. Человек научился делать оружие, приручил диких животных, стал использовать инструменты для обработки почвы и выращивания культур.

Позднее люди стали объединяться в племена, чтобы иметь больше шансов на выживание и вести совместное хозяйство. Осознавая необходимость и пользу прогресса, человечество постепенно встало на путь обустройства промышленности. Потому что ни одна сфера жизнедеятельности уже не обходилась без специальных инструментов и технологий. [3, c. 15]

Акулова в своей публикации «Конец истории как значимый элемент

философского мировоззрения» пишет: «Можно с уверенностью утверждать, что эсхатологические воззрения на историю сопровождают человечество на протяжении всего пути его развития. Они укоренены в бытийственности самого человека, в его вечно рефлексирующем сознании, пытающемся понять смысл и личного существования, и смысл существования человечества вообще». Данная цитата демонстрирует стандартное отношение человечества к становлению общества [1].

Человек в процессе своего развития смог овладеть определенными навыками, они послужили тем, что человек получил возможность выбрать свою профессию в жизни — охотника, земледельца, мастера по металлу или кого-то другого. Неотъемлемым элементом развития человечества стал процесс урбанизации, когда стали строиться и расширяться города, стали открываться предприятия.

При этом у людей по-прежнему была возможность сделать выбор — в пользу работы на селе или в городе. Для развития человеческой нации использовались дары природы, все необходимое для своей жизнедеятельности человек черпал из того, что находится вокруг. Благодаря этому повседневный труд человека не только был облегчен, но сокращен.

По мере развития человечество осознало необходимость создания специальных машин, при помощи которых можно было бы заменить ручной труд человека и создавать необходимую продукцию. Оптимистичная оценка взглядов на историю заключается в том, что человечество изначально встало на путь прогресса, осознало необходимость этого в процессе собственного развития.

Те трудности, с которыми приходилось сталкиваться человечеству, лишь укрепляли его дух и заставляли искать новые возможности для выживания. Взять, к примеру, эпидемии, изменение климата на земле, человек смог адаптироваться к меняющимся условиям и сегодня находится на пути прогресса.

Пессимистичный взгляд на историю заключается в том, что исторические событий повторяются, и человечество уже исчерпало ресурсы для собственного развития. Каждый создаваемый человеком продукт — это результат его жизнедеятельности. Он может быть полезным для самого человечества, но не нести никакой пользы для следующих поколений. [4, c. 21]

Если оптимистичными взглядами на историю предусматривается, что каждое поколение передает что-то полезное другому поколению, то пессимистичные взгляды на историю не усматривают таких ценностей. Одной из главных черт пессимистичного взгляда на историю является ее цикличность. Она, по мнению историков, приводит к тому, что исторические события повторяют друг друга, свой потенциал человеком уже исчерпан.

Одной из причин популяризации пессимистичных взглядов на историю является то, что нации и народы теряют способность создавать и передавать историко-культурные ценности. Самой важности истории отводится второстепенная роль. Исправить эту ситуацию, по мнению специалистов, можно, если обернуться назад, к прошлому. За годы технической революции совершенно изменился привычный образ жизни человека, утратились базовые навыки.

Если в древние времена было принято растить детей и с ранних лет обучать их ремеслу, тактике выживания, то сегодня, в век прогресса, этому внимания не уделяется. Пессимистичным взглядом на историю предусматривается, что каждая новая технология или машина, созданная человеком — это побочный продукт его жизнедеятельности. Более дальновидные историки усматривают в этом предпосылки для вымирания человеческой нации. [5, c. 63]

Разумеется, история человечества демонстрирует то, как человек развивался, жил и шел по пути прогресса. Можно давать разную оценку истории, но нельзя отделять ее от науки о культуре и искусстве, поскольку они представляют собой наследие высокой ценности. [6, c. 139]

Пессимистичные взгляды на историю зародились еще в средневековье, когда трактаты ученых-экспериментаторов и философов имели высокую ценность для народа. Зарожденная теория о том, что человек находится на пути регресса, дошла и до наших дней. Но следует согласиться с одним, что сама по себе историческая наука представляет из себя высокую ценность, которая формировалась с течением времени. Говоря об истории, как о науке, можно обойтись без негативных оценок исторических фактов и полученных в ходе эволюции человека ценностей.

Литература:

  1. Акулова М. С. Конец истории как значимый элемент философского мировоззрения. // Вопросы культурологи. 2008. N 2. С.12–13.
  2. Бондаренко Н. А. Феноменологизация как кризис сознания общества. // Вопросы культурологи. 2009. N 8. С. 18–20.
  3. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории: пер. с нем. СПб.: Наука, 1993. (Слово о сущем).
  4. Гобозов И. А. Смысл и направленность исторического процесса. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  5. Манхейм К. Диагноз нашего времени: сборник: пер. с нем. и англ. М.: Юристъ, 1994. (ЛК: Лики культуры).
  6. Рупова Р. М. Антиглобалистический оптимизм А.Щюца и К. Гирза // Социальный исследования. 2008. N 4. С. 138–143.
Основные термины (генерируются автоматически): история, путь прогресса, высокая ценность, историческая наука, пессимистичный взгляд, собственное развитие, человечество, друг друга, путь регресса, человеческая нация.


Задать вопрос