Краткое обоснование выбранной темы. Тема «Влияние корпоративной социальной ответственности на PR-деятельность организаций» является актуальной в настоящий момент, т. к. социально ответственные организации благодаря планомерной работе по осуществлению связей с общественностью способны повлиять на развитие тенденций изменения общественного мнения.
В обществе бытует мнение, что любая крупная компания должна в той или иной степени участвовать в благотворительных проектах. В тоже время «пик исключительно прагматичного PR на тему социальной ответственности» в России уже пройден, приоритетным является человеческий фактор. Так, почти все перспективные организации оказывают помощь детским домам, при этом данные факты не всегда широко освещаются местными СМИ.
Значимость PR-деятельности на тему социальной ответственности объясняется тем, что чем больше об этом говорят, тем больше других компаний будут принимать участие в социально значимых проектах. Социальные проекты должны стать общепринятой практикой, но это невозможно без PR-деятельности.
Россия является социальным государством, поэтому российские организации, осуществляя PR-деятельность должны учитывать, что они несут:
- ответственность при построении отношений с партнерами,
- ответственность при построении отношений с потребителями,
- ответственность по отношению к природной среде,
- ответственность перед обществом.
Именно последний компонент включает в себя основное влияние корпоративной социальной ответственности на PR-деятельность коммерческих организаций.
Особое внимание следует уделить модели корпоративного альтруизма в России.
Актуальность изучения модели корпоративного альтруизма в России объясняется следующими факторами:
− институты власти не обладают достаточными средствами для осуществления многих благотворительных проектов,
− коммерческие организации заинтересованы в создании положительных образов, определенного имиджа в обществе,
− СМИ готовы освещать благотворительные проекты на бесплатной основе,
− СМИ готовы выступать в роли посредника между заинтересованными сторонами, обладая большой скоростью передачи информации,
− высокая роль корпораций при развитии регионов,
− глобализация (соблюдение международных норм в области благотворительности),
− усиление конкуренции на международной арене.
Сложности построения модели корпоративного альтруизма в России:
− снижение прибыли в краткосрочной перспективе,
− отвлечение ресурсов компании от основной экономической цели организации,
− увеличение производственных затрат,
− возможное снижение заработных плат (в пользу социальных проектов),
− альтруистические поступки плохо вписываются в экономическое поведение человека, т. к. не влекут за собой появление экономического блага,
− благотворительность выглядит иррациональной в глазах бизнесмена,
− спонсорство (участие в социальных проектах ради признания общества, рекламы своих услуг на бартерной основе) оказывается конкурентом благотворительности,
− низкая распространенность массовой благотворительности в России,
− мнение людей о благотворительных фондах как о мошенниках,
− мнение о благотворителях как о людях, которые «хотят откупиться за деньги, нажитые нечестным путем».
Тем не менее, корпоративный альтруизм в России можно назвать кросс-культурным феноменом [2], при этом люди, выполняя модель корпоративного альтруизма, не хотят публичности, при этом влияние данного феномена на PR-деятельность оказывается незначительным.
Таких людей, в том числе бизнесменов, в последнее время становится все больше; например, 2006 год был назван В. В. Путиным «годом благотворительности».
Россия является свободным социальным государством, в котором должны создаваться условия для достойной жизни его граждан [3].
В связи с этим экономические изменения должны иметь тесную связь с увеличением социальной ответственности деятельности коммерческих организаций, способных найти баланс между социальными и экономическими целями [5].
Для того чтобы обеспечить положительное влияние корпоративной модели социальной ответственности на PR-деятельность организаций, следует выделить следующие задачи:
- формирование лидерского образа для последователей,
- совершенствование навыков взаимодействия последователей с лидером,
- совершенствование взаимодействия руководителя организации с СМИ.
Таким образом, выделим основные компоненты социально-психологической модели влияния корпоративной социальной ответственности на PR-деятельность организаций:
- Психологическое тестирование руководителей и социально-психологические исследования в коллективе (стиль руководства, психологический климат, моральные ценности).
- Создание в организации условий, которые будут способствовать развитию PR-деятельности, направленной на ознакомление общества со значимыми социальными событиями в деятельности компании.
- Профессиональная подготовка менеджеров, их участие в круглых столах, семинарах по управленческой компетенции, повышение уровня знаний в области социологии, психологии.
- Социальная работа в подразделениях (проведение тренингов и индивидуальных консультаций в рамках сопровождения профессиональной деятельности сотрудников, их осознании себя членами общества).
Эти компоненты развития PR-деятельности, основанной на социальной ответственности организаций, представлены на следующем рисунке.
Рис. 1. Основные компоненты модели развития PR-деятельности, основанной на социальной ответственности организаций
Применяя данную модель, можно преодолеть основные проблемы влияния корпоративной ответственности на PR-деятельность компании и направить все ресурсы на создание образа лидера, который способен сплотить людей для достижения социальной цели организации (например, на участие в благотворительных проектах). Если социальные цели организации и способы их достижения будут широко освещаться в СМИ, то корпоративная социальная ответственность станет общепризнанной практикой и у большинства людей поменяется образ мышления, появится желание помогать ближнему, стать полезным для общества, дополнить коммерческую выгоду социальной эффективностью бизнеса.
Выводы. Таким образом, в последнее время влияние корпоративной социальной ответственности на PR-деятельность в России актуально, т. к. увеличивается число социальных проектов, в которых принимают участие бизнесмены.
Они способны объединять в команды людей не только ради достижения экономических результатов, но и социальных целей. Так, преобразовывая общество, пропагандируя моральные ценности, страна может развиваться во всех отношениях и оставить настоящее культурное наследие для потомков.
Но при этом современному руководителю следует искать возможность избежать типичных проблем эффективного управления социальной ответственностью, связанных со следующими утверждениями:
− отсутствием мероприятий, направленных на реализацию социально значимых проектов;
− отсутствием системного подхода в осуществлении PR-деятельности;
− некомпетентностью руководителей и сотрудников отдела по связям с общественностью;
− пренебрежение потребительским спросом и ориентацией только на внутренние факторы при выпуске новой продукции.
Своевременное выявление ошибок в управлении социальной ответственностью — первый шаг к поиску новых путей повышения эффективности от социальных инвестиций бизнеса.
Осуществляя вынужденную PR-деятельность, бизнесмены должны помнить, что, не смотря на финансовые вложения, которые подразумевает социальная ответственность, она дает преимущества компании для долгосрочной перспективы и в этом случае «социальные издержки» становятся «социальными инвестициями» бизнеса.
Литература:
- Бесчастнова Н. В. Тенденции развития социально ориентированного инвестирования в России и за рубежом // Интернет-журнал Науковедение, 2015. — № 5. — С. 4.
- Гершова И. Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. — 300 с.
- Лабаджян М. Г. Понятие социальной ответственности бизнеса // Вестник Омского университета, 2014. — № 1. — С. 178–182.
- Лабаджян М. Г. Развитие корпоративной социальной ответственности // Вестник Омского университета, 2014. — № 2. — С. 52–59.
- Мескон А. Основы менеджмента / М. Альберт, М. Х. Мескон, А. Хедоури. — М.: Вильямс, 2016. — 672 с.
- Никитская Е. Ф. Социальные инновации как фактор развития российской экономики // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2015. — № 7. — С. 148–152.
- Симонова М. Н. Модели корпоративной социальной ответственности // Всероссийский журнал научных публикаций, 2013. — № 5. — С. 28–30.