Университетский устав 1884 г. как исторический источник | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 2328 раз

Библиографическое описание:

Карманова Е. Д. Университетский устав 1884 г. как исторический источник // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 375-377. — URL https://moluch.ru/archive/150/42561/ (дата обращения: 25.04.2019).



XIX век вошел в историю Российской империи как время реформирования всех сфер жизни общества. Он характеризуется 24-летним правлением Александра I, который издал указ «о вольных хлебопашцах» и учредил Государственный совет, денежной и крестьянской реформами при Николае I и, естественно, преобразованиями Александра II [1, с. 97].

Указанные выше правители не игнорировали и образовательную сферу. Каждый император издавал новый университетский устав: Александр I — в 1804 г. [2], Николай I — в 1835 г. [3], Александр II — в 1863 г. [4]. Положения уставов соответствовали политике правителей, поэтому университетские уставы 1804 и 1863 гг. были либеральными, а университетский устав 1835 г. — консервативным. Можно заметить, что политика в области университетов менялась по принципу маятника: от либерального курса к консервативному и наоборот. Не нарушил данную тенденцию и Александр Третий.

Убийство Александра II народовольцами оказало большое влияние на Александра III. Он считал, что политика его отца способствовала развитию террористического движения, поэтому отказался от либеральных реформ. Правление царя-миротворца вошло в историю как период отката от преобразований и получило название «контрреформы». Политический режим стал жестче, права и свободы подданных сократились. Новая политика требовала создания нового университетского устава.

В разработке данного нормативного правового акта приняли активное участие министр народного просвещения И. Д. Делянов и министр внутренних дел Д. А. Толстой. 30 марта 1882 г. проект нового университетского устава был представлен в Государственный совет на рассмотрение. Его члены подвергли устав серьезной критике. Их не устраивало, что этот документ предусматривал изменение порядка назначения на ключевые должности (например, на должность ректора). Однако Александр III в данной ситуации принял позицию тех, кто поддержал идеи И. Д. Делянова и Д. А. Толстого. Почему? Ответ прост — император разделял убеждения разработчиков университетского устава и считал, что для развития Российской империи и предотвращения распространения террористических идей требуется ужесточить требования к преподавателям и студентам.

18 августа 1884 г. Александр III подписал указ, который уполномочивал Сенат ввести в действие новый общий университетский устав. Данный нормативный правовой акт признавался основным документом, который будет регламентировать работу Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Харьковского и Новороссийского университетов, а также университета св. Владимира. Позже действие устава было распространено на Варшавский, Дерптский и Томский университеты.

Некоторые положения университетского устава 1884 г. имели преемственность с университетскими уставами, изданными ранее. Например, в уставе 1884 г. говорилось, что все университеты находятся под покровительством императора, как было на протяжении всего девятнадцатого столетия. Оставалась прежней структура университета — учебное заведение делилось на факультеты [5].

Однако университетский устав 1884 г. содержал много нововведении. По большей части они касались системы управления университетами. Теперь главную роль в работе данных учреждении играл попечитель учебного округа. Он заботился о благосостоянии университета, следил за качеством преподавания и исполнением положении устава. Также попечитель имел право привлекать к ответственности тех, кто не подчинялся правилам, и ходатайствовать о поощрении лиц, беспрекословно соблюдающих пункты университетского устава (& 406).

Однако ректор тоже обладал широкими полномочиями. Все должностные лица были обязаны исполнять его законные требования (& 412), к тому же он мог проводить проверки всех подразделении университета (& 415). В чрезвычайных ситуациях ректор имел право принимать такие меры для поддержания порядка, которые выходили за рамки его власти. О данных решениях и действиях он должен был докладывать попечителю учебного округа, Совету и Правлению университета.

Университетский устав 1884 г. вводил новую должность — инспектор университета. Он подчинялся ректору и исполнял его требования. Нужно отметить, что инспектор следил за поведением студентов не только в стенах университета, но и, по возможности, за пределами учебного заведения. Данное положение университетского устава 1884 г. говорит об ужесточении политического режима, которое повлияла и на сферу высшего образования.

В документе также были прописаны требования, предъявляемые к лицам, которые хотели работать в университете. Подчеркивалось, что профессор должен иметь степень доктора наук и опыт преподавательской деятельности. Если профессор проработал в университете 30 лет, министр народного просвещения мог назначить ему вознаграждение в размере 1200 рублей, которое выплачивались в течение 5 лет (срок мог быть продлен). Должность профессора давала определенные привилегии, которые делали профессию преподавателя привлекательной.

Кроме профессоров в университете работали приват-доценты. По положениям устава, за их работой осуществляли контроль декан и ректор. Если они замечали, что приват-доцент неудовлетворительно выполняет свою работу или распространяет среди студентов «вредные» идеи, которые не соотносятся с государственной идеологией, то могли сделать ему замечание, а если он продолжал нарушать правила, докладывали об этом попечителю. Попечитель учебного округа отстранял такого преподавателя от работы, о чем извещал министра народного просвещения. На основании этих сведении можно сделать вывод, что не только за студентами, но и за преподавателями был установлен строгий контроль.

Серьезные изменения коснулись организации учебы. Согласно новому университетскому уставу студенты имели право выбора учебного плана. Учащиеся каждого факультета могли выбрать усложненный или облегченный вариант. Юноши, которые успешно изучили все курсы определенного учебного плана и получили подтверждающее данный факт выпускное свидетельство, допускались к испытаниям, которые раньше в учебных заведениях Российской империи не практиковались. Специальная комиссия, председателя и членов которой назначал попечитель учебного округа, должна была проверить знания испытуемого, и, если они удовлетворяли особым требованиям, выдать ему диплом I или II степени — в зависимости от учебного плана, по которому учился студент.

Данные нововведения были схожи с правилами европейских университетов. Александр III хотел приблизить учебные заведения Российской империи к западным в плане организации обучения, однако было между русской и заграничной практиками существенное отличие: в российских университетах была очень высокой степень контроля за студентами, что отсутствовало за рубежом.

Последние положения университетского устава были посвящены правам и привилегиям университетов, в чем обнаруживается преемственность с университетскими уставами 1835 г. и 1863 г. Университеты имели специальную печать с изображением герба и наименованием университета, могли создавать книжные лавки и типографии. В уставе также отмечалось, что работники университета пользуются преимуществами, обозначенными в Уставах о службе по определению от правительства и о пенсиях и единовременных пособиях. Отдельно в уставе обозначены привилегии иностранных преподавателей — по приезду в Россию им не нужно было платить пошлину за свой багаж.

Анализ положений университетского устава 1884 г. показывает, что данный документ ограничивал автономию университетов. Широкие полномочия получил попечитель учебного округа: он осуществлял контроль над университетом и формировал университетские комиссии, которые проводили испытания и принимали решение о выдаче студенту диплома. Также надзор за поведением учащихся осуществлял инспектор, который имел право следить за молодыми людьми даже когда они находились вне учебного заведения. Данные нововведения характеризуют политику Александра III, который хотел ужесточить внутриполитический режим.

Однако нельзя давать университетскому уставу 1884 г. отрицательную характеристику. Согласно этому нормативному правовому акту студенты получили право выбирать учебный план, по которому хотели бы учиться, что говорит о желании властей предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании учебного процесса. Государство стремилось приблизить обучение в российских университетах к учебе в европейских учебных заведениях, однако монархическая форма правления и жесткий контроль государства над жизнью общества придавали образовательной специфике Российской империи особые черты.

Таким образом, университетскому уставу 1884 г. нельзя дать однозначную оценку. С одной сторону, он резко ограничил автономию университетов, что отразилось на привлекательности университетского образования. С другой стороны, положения данного документа были направлены на улучшение качества обучения. Введение испытаний для выпускников заставляло студентов внимательнее относиться к учебе. Этому способствовало и деление учебного периода на полугодия. Кроме того, студентам разрешался переход из одного университета в другой, что говорило о готовности государства идти навстречу учащимся. Несмотря на то, что университетский устав 1884 г. ограничил самостоятельность университетов, его издание являлось успешным шагом на трудном пути создания эффективной системы образования. В конечном итоге за 13-летнее царствование Александра III в России не случилось ни войн, ни крупных народных волнении. Может, причиной этого послужили некоторые меры, которые ужесточили режим?

Литература:

  1. Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. М.: Издательский центр научных и учебных программ, 2001. 192 с.
  2. Университетский устав (5 ноября 1804). Летопись Московского университета. URL: http://letopis.msu.ru/documents/327
  3. Университетский устав (26 июля 1835). Летопись Московского университета. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2123
  4. Университетский устав (18 июня 1863). Летопись Московского университета. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2760
  5. Университетский устав (18 августа 1884). Летопись Московского университета. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2761
Основные термины (генерируются автоматически): III, университетский устав, Российская империя, устав, учебный округ, университет, учебный план, нормативный правовой акт, народное просвещение, учебное заведение.


Похожие статьи

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Первым министром был назначен Петр Васильевич Завадовский. В результате деятельности этого министерства в 1803-1804 гг. были разработаны «Предварительные правила народного просвещения» и «Устав учебных заведений, подведомых университетам»...

История развития образования | Статья в журнале...

Университетам уставом в 1863 году была дана автономия, что открывало большие права университетским советам открывать научные, выпускать научные и учебные издания практически бесцензурной (с собственной цензурой).

Частные учебные заведения в России первой половины XIX века...

Подтверждением тому служит вышедший 5 ноября 1804 года «Устав учебных заведений, подведомых университетам», которым частные пансионы были поставлены в полную зависимость от руководителей университетов и гимназий.

Нормативно-правовое регулирование порядка создания...

Большинство исследователей сходятся на мнении, что «Устав благочиния» (1782 г.) Екатерины Великой [5] стал первым нормативным правовым актом, закрепившим возможность создания неполитических союзов.

Полное собрание Свод законов Российской империи. Том XLIX.

Особенности государственной образовательной политики в России...

народное просвещение, заведение, россия, Устав, государственная политика, Совет университета, методика преподавания, университет, Московский университет, высшее образование.

Право на образование в дореволюционной России: особенности...

При университете была создана Университетская гимназия, игравшая роль подготовительного учебного заведения. Здесь сословный принцип был выдержан: гимназия включала в себя два отделения, одно для дворян, другое для разночинцев.

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Все учебные заведения различных ведомств были подчинены министерству народного просвещения.

Свод постановлений об общественном воспитании детей мужского и женского пола в учебных заведениях Российской империи.

Характеристика источников права Российской империи...

Понятие закона в истории правовой мысли Российской империи всегда носило

Дискуссионным был вопрос, наличие какого признака делает нормативный акт законом.

СПб., 2010. Устав Духовных Консисторий от 27 марта 1841 года [Электронный ресурс].

Похожие статьи

Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века

Первым министром был назначен Петр Васильевич Завадовский. В результате деятельности этого министерства в 1803-1804 гг. были разработаны «Предварительные правила народного просвещения» и «Устав учебных заведений, подведомых университетам»...

История развития образования | Статья в журнале...

Университетам уставом в 1863 году была дана автономия, что открывало большие права университетским советам открывать научные, выпускать научные и учебные издания практически бесцензурной (с собственной цензурой).

Частные учебные заведения в России первой половины XIX века...

Подтверждением тому служит вышедший 5 ноября 1804 года «Устав учебных заведений, подведомых университетам», которым частные пансионы были поставлены в полную зависимость от руководителей университетов и гимназий.

Нормативно-правовое регулирование порядка создания...

Большинство исследователей сходятся на мнении, что «Устав благочиния» (1782 г.) Екатерины Великой [5] стал первым нормативным правовым актом, закрепившим возможность создания неполитических союзов.

Полное собрание Свод законов Российской империи. Том XLIX.

Особенности государственной образовательной политики в России...

народное просвещение, заведение, россия, Устав, государственная политика, Совет университета, методика преподавания, университет, Московский университет, высшее образование.

Право на образование в дореволюционной России: особенности...

При университете была создана Университетская гимназия, игравшая роль подготовительного учебного заведения. Здесь сословный принцип был выдержан: гимназия включала в себя два отделения, одно для дворян, другое для разночинцев.

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Все учебные заведения различных ведомств были подчинены министерству народного просвещения.

Свод постановлений об общественном воспитании детей мужского и женского пола в учебных заведениях Российской империи.

Характеристика источников права Российской империи...

Понятие закона в истории правовой мысли Российской империи всегда носило

Дискуссионным был вопрос, наличие какого признака делает нормативный акт законом.

СПб., 2010. Устав Духовных Консисторий от 27 марта 1841 года [Электронный ресурс].

Задать вопрос