Представления студентов-медиков об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования: гендерный аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Тимошилов В. И., Лущенко Ю. С., Шин Е. С., Шумилин М. Е., Дроздова Е. Л., Сидоров Г. А. Представления студентов-медиков об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования: гендерный аспект // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 82-86. — URL https://moluch.ru/archive/150/39912/ (дата обращения: 20.06.2018).



Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации, а инфекции, передаваемые половым путем, являются актуальной медико-социальной проблемой молодежи и частой причиной бесплодия и невынашивания. По итогам опроса 372 студентов медицинских и фармацевтических специальностей установлено, что у девушек выше доверие и интерес к профессиональной информации по данной проблеме, осведомленность о ее значимости, более распространена объективная самооценка рисков и выше готовность к прохождению периодических профилактических обследований. Также выявлено, что учебный процесс до начала изучения клинических дисциплин в качестве профилактической меры молодежью не воспринимается.

Ключевые слова: ИППП, профилактика, гендерные различия

Введение. Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации [2]. При этом репродуктивное здоровье выступает как приоритетный прогностический момент, так как инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), имеют высокий удельный вес в структуре причин бесплодия и невынашивания [1].

По результатам исследований, Россия является более неблагополучной по сифилису страной, чем европейские государства, причем наиболее подверженной заболеванию сифилисом возрастной категорией остается группа молодежи 20–29 лет: на протяжении всего периода 2000-х гг. на данную группу приходилось 40–45 % больных. Самым распространенным в настоящее время заболеванием среди ИППП является трихомоноз [3]. Как показали эпидемиологические исследования, подвержена ИППП преимущественно молодежь [1].

По результатам экспертной оценки установлено, что приоритетными мерами профилактики ИППП являются информационно-образовательные мероприятия [6], а в качестве критерия эффективности профилактической работы, доступного изучению непосредственно по их результатам, может рассматриваться информированность молодежи о проблеме и самооценка связанных с ней угроз [4, 5].

Материалы иметоды исследования. Цель исследования — изучить источники информирования студентов-медиков 1–3 курсов об ИППП, и их знания и позиции по данной проблеме и существующие гендерные различия. Данная выборка интересна тем, что это студенты, которые имеют более высокий, чем молодежь в целом, уровень знаний в сфере естественных наук, но профессиональные знания по данной проблеме у них только начинают складываться, так как клинические дисциплины еще не изучались. Нами было опрошено 372 студента медицинских и фармацевтических специальностей. Анкета включала вопросы об источниках первичной информации об ИППП, участии респондентов в конкретных общественно-просветительских проектах в течение последних 3 лет, об источниках информации, оказавших наибольшее влияние на знания и позицию по данной проблеме; а также вопросы, оценивающие представления молодежи о самих ИППП, об отношении к риску заражения, доверия в выборе мест лечения, заинтересованности в прохождении профилактических обследованиях и важности информирования партнера при возникновении ИППП [4]. Для оценки достоверности разности относительных величин использован критерий Стьюдента.

Результаты иих обсуждение. Наиболее распространенным источником первичного информирования о проблеме ИППП являются средства массовой информации (таблица 1). Значительно меньшее количество респондентов узнали о данной проблеме в ходе учебных занятий и от родителей и родственников. Еще меньше доля тех, кто познакомился с проблемой от друзей. Интернет, научная литература, целенаправленные тематические мероприятия, распространяемые в их ходе агитационные материалы стали первым источником информации о данной проблеме только для 9,3 % молодежи, консультации врачей — для 3,2 %.

Таким образом, первичную информацию о проблеме из контролируемых или профессиональных источников, к каковым относятся занятия, учебная и научная литература, выступления специалистов или распространяемые ими материалы, получили всего 25,2 % молодежи.

Из статистически значимых гендерных различий следует отметить, что среди мужчин достоверно выше доля тех, кто получил первую информацию об ИППП от друзей, а среди женщин — тех, для кого источниками первичного информирования выступили учебные занятия. По остальным позициям различия несущественны.

Таблица 1

Источники первичного информирования опроблеме ИППП

Источники

Среди опрошенных вцелом

Женщины

Мужчины

Достоверность разности по полу

Средства массовой информации

33,9 %

34,8 %

32,7 %

p>0,05

Учебный процесс

20,2 %

27,6 %

10,5 %

p≤0,05

Родители, родственники

19,9 %

21,9 %

17,2 %

p>0,05

Друзья

12,1 %

0,9 %

26,5 %

p≤0,05

Интернет

4,3 %

4,3 %

4,3 %

p>0,05

Профилактические мероприятия врачей

3,2 %

4,3 %

1,8 %

p>0,05

Научная литература

2,4 %

2,4 %

2,5 %

p>0,05

Агитационные материалы

2,1 %

3,3 %

0,6 %

p>0,05

Волонтеры

0,5 %

0,5 %

0,6 %

p>0,05

Что касается профилактических мероприятий, то студенты-медики в основном (46,5 %) являлись слушателями лекций врачей. Далее в ранговом порядке следуют самостоятельное изучение проблемы с использованием Интернет-ресурсов (36,8 %), лекции психологов, педагогов, социальных работников по вопросам полового воспитания (27,4 %), изучение соответствующих тем в рамках практических занятий (25,8 %). Менее 25 % указали на просмотр видеоматериалов (20,9 %), чтение специальной литературы (19,6 %), профилактические обследования (15,9 %). Обращает на себя внимание низкий охват молодежи индивидуальными видами работы со стороны врачей: всего 8,9 % опрошенных указывают на факты проведения индивидуальных медицинских консультаций. В мероприятиях, предусматривающих самостоятельную переработку информации и демонстрацию активной позиции по проблеме (волонтерские акции и самостоятельное изготовление агитационных материалов, дискуссии на темы полового воспитания), принимали участие 14,7 % студентов.

В качестве мероприятия, оказавшего наибольшее влияние на представления об ИППП, студенты наиболее часто указывают лекции врачей (таблица 2). Также достаточно большие доли респондентов указывают на значимую роль Интернет-ресурсов, учебных занятий, видеоматериалов и мероприятий психологической тематики. Прочие источники упоминаются менее чем в 10 % ответов.

Таблица 2

Источники информации, оказавшие наибольшее влияние на мнение студентов об ИППП

Источники

Среди опрошенных вцелом

Женщины

Мужчины

Достоверность разности по полу

Лекции врачей

29 %

33,3 %

23,4 %

p≤0,05

Интернет-ресурсы

13,7 %

10,5 %

17,9 %

p≤0,05

Учебный процесс

12,1 %

12,8 %

11,1 %

p>0,05

Просмотр видеоматериалов

11,5 %

11,9 %

11,1 %

p>0,05

Лекции психологов, педагогов, социальных работников

10,5 %

16,2 %

3,1 %

p≤0,05

Чтение специальной литературы

7,5 %

9,5 %

4,9 %

p≤0,05

Индивидуальные консультации у врача

7,2 %

2,8 %

12,9 %

p≤0,05

Социальная реклама в СМИ

5,7 %

0 %

12,9 %

p≤0,05

Самостоятельное изготовление агитационных материалов

1 %

1,4 %

0,6 %

p>0,05

Дискуссии на темы полового воспитания

0,8 %

0 %

1,8 %

p>0,05

Волонтерские акции

0,8 %

1,4 %

0 %

p>0,05

Уличная социальная реклама, плакаты, стенгазеты

0 %

0 %

0 %

Другое

0 %

0 %

0 %

При сравнении роли различных источников информации в тематическом просвещении молодежи в зависимости от пола, нами получено, что для девушек достоверно чаще в качестве определяющих каналов выступают лекции врачей, психологов и чтение специальной литературы; для мужчин достоверно выше показатель доверия Интернет-ресурсам, индивидуальным консультациям и социальной рекламе.

Важной составляющей результативности профилактики является самооценка риска заражения ИППП. Объективно оценивают угрозу, признавая, что данные заболевания являются глобальной медико-социальной проблемой 72,8 % студентов-медиков. Распространенность объективной позиции достоверно выше среди женщин (81,9 % против 61,1 % у мужчин, p≤0,05) (рис. 1).

Рис. 1. Самооценка риска заражения ИППП

Заблуждение об актуальности риска инфицирования только при частой смене партнеров имеет место у 16,7 % студентов, причем доля мужчин у них достоверно выше (20,4 % мужчин против 13,8 % женщин, p≤0,05). Проблемой исключительно социально неблагополучных слоев населения ИППП считают 8,1 %, причем среди мужчин данная позиция встречается достоверно чаще (13,6 % против 3,8 % у женщин). 2,1 % респондентов уверены в бесполезности всех предлагаемых в настоящий момент либо известных им самим профилактических мер.

В актуальности полового пути передачи для распространения ВИЧ, СПИДа уверены 98,1 % респондентов, сифилиса — 93,3 %; гонореи — 76,9 %, трихомоноза — 65,1 %, хламидиоза — 63,2 %, гепатита В — 44,9 %. Мужчины достоверно чаще осведомлены о половом пути распространения сифилиса (96,3 % мужчин против 90,9 % женщин, p≤0,05) и гонореи (87 % мужчин против 69 % женщин, p≤0,05). По остальным позициям гендерные различия выражены незначительно.

Для получения помощи в случае возникновения заболевания 95 % опрошенных студентов-медиков настроены обращаться к врачам государственных и частных клиник. Самолечением в различных формах готовы заниматься 5,8 % студентов-медиков. При этом на собственные знания, уже имеющиеся на момент обследования, готовы опираться всего 1,6 %, а рекомендациям работников аптек доверяют 1 %. Различий в готовности обращения за профессиональной помощью между мужчинами и женщинами не выявлено.

Заинтересованность молодежи в прохождении осмотров с профилактической целью составляет 65,3 %, что не может считаться высоким показателем в целом для всех анкетируемых. Однако женщины достоверно более ответственны в данном вопросе: к самостоятельному обращению и периодическим осмотрам с целью ранней диагностики возможных заболеваний готовы 73,3 % женщин против 54,9 % мужчин (p≤0,05).

Важность информирования партнера при возникновении ИППП понимают 95,7 % опрошенных, и в данном вопросе гендерные различия также не выявлены.

Заключение. Таким образом, первичную информацию о проблеме из контролируемых или профессиональных источников получили 25,2 % студентов-медиков, причем проверенная информация достоверно чаще становилась первой у женщин (суммарная доля указавших профессиональные источники среди женщин 37,6 % против 15,4 у мужчин, p<0,01). Обращает на себя внимание, что при наличии соответствующих тем в курсах безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, биологии и микробиологии учебный процесс как одно из профилактических мероприятий воспринимают всего 25,8 % студентов-медиков, а его определяющую роль в становлении представлений о проблеме выделяет всего 12,1 %, и различия по полу в данном вопросе незначительны. Следовательно, изучение данных тем в курсах соответствующих дисциплин либо опускается, либо проводится так, что в качестве профилактической меры молодежью не воспринимается. Среди женщин достоверно выше суммарная доля тех, чьи представления о проблеме ИППП сформированы под влиянием чисто профессиональной информации (лекции врачей, психологов, специальная литература, учебный процесс и консультации специалистов). В части оценки результативности информационно-образовательной работы следует отметить, что у женщин чаще имеется объективная самооценка значимости проблемы ИППП и риска заражения, а их готовность к профилактическим обследованиям выше.

Литература:

  1. Анализ эпидемиологической ситуации и динамика заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, и дерматозами на территории Российской Федерации. / Кубанова А. А., Лесная И. Н., Кубанов А. А. и соавт. // Вестник дерматологии и венерологии. — 2010. — № 5. — С. 4–21.
  2. Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 г. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  3. Перечень социально значимых заболеваний. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  4. Тимошилов В. И., Фисюк А. А. Оценка путей информирования студентов-медиков I курса об инфекциях, передаваемых половым путем // Проблемы медицины в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Казань: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. — С. 93–96.
  5. Тимошилов В. И., Сидоров Г. А. Концепция формирования наркопредрасположенности молодежи. // Кубанский научный медицинский вестник. — 2010. — № 3–4. — С. 183–187.
  6. Экспертная оценка качества полового воспитания молодежи и профилактики инфекций, передаваемых половым путем / Коробцова Ю. С., Кнышенко О. А., Яценко Д. В., Грудинина А. В., Парахина А. Н., Тимошилов В. И. // Миссия современного преподавателя: духовность, патриотизм, профессия: Сборник научных трудов участников Международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений «Молодой преподаватель вуза — доверенное лицо государства» в рамках Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество — 2015». — Курск: ООО АПИИТ «Гиром», 2015. — С. 203–206.
Основные термины (генерируются автоматически): проблеме ИППП, риска заражения ИППП, возникновении ИППП, мерами профилактики ИППП, гендерные различия, полового воспитания, лекции врачей, информирования студентов-медиков, профилактической меры молодежью, качестве профилактической меры, слоев населения ИППП, значимости проблемы ИППП, наибольшее влияние, отношении демографической ситуации, учебный процесс, чтение специальной литературы, Здоровье молодежи, Справочно-правовая система Консультант, источники информирования студентов-медиков, медико-социальной проблемой молодежи.


Ключевые слова

профилактика, гендерные различия, ИППП

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос