Автор: Тарасенко Владимир Владимирович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Тарасенко В. В. "Наша новая школа": от мониторинга качества образования к эффективному управлению // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 374-377. — URL https://moluch.ru/archive/15/1434/ (дата обращения: 15.12.2017).

Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. Как отрасль социальной сферы образование – это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Поэтому, являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства.

В утвержденной Президентом РФ образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулирован ясный социальный заказ: главная задача современной школы – это развитие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном обществе. Школьное обучение должно способствовать личному росту так, чтобы ученики могли самостоятельно ставить и достигать высоких целей, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Современная школа должна стать центром творчества, информации, интеллектуальной и спортивной жизни.

Естественно, такая школа требует не только новых учителей, но и руководителей, способных обеспечить условия для перехода учащимися от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. Основным условием данного перехода является предоставление качественного образования, адекватного меняющимся запросам общества, социально-экономическому заказу.

Между тем, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 49 % россиян не удовлетворены ситуацией в российской школе. Только 38 % считают, что она складывается позитивно [1]. Основную часть «недовольных» не устраивает именно качество образования. А так как качество образования является одним из важнейших критериев эффективности, успешности деятельности образовательного учреждения, приходится констатировать тот факт, что управление качеством образования, а соответственно, и качество управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений не отвечает требованиям социума.

На уровне государственного регулирования в Российской Федерации существуют определенные требования к качеству как результату, так и процессу подготовки обучающихся. Эти требования оформлены в виде государственных образовательных стандартов и других нормативных документов. Тем не менее, основное влияние на уровень качества подготовки учащихся оказывают не столько государственные нормативы, сколько условия реализации этих требований в конкретном образовательном учреждении. Причем качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений. Не вызывает сомнения, что такие факторы, как текучка кадров, нехватка средств на пополнение библиотечных фондов и т.п. снижают качество образования, а систематическое повышение квалификации учителей, оснащение кабинетов, лабораторий современным оборудованием и т.п. повышают. Однако даже такие очевидные факторы могут по-разному влиять на качество образования в зависимости от множества других условий.

Так что же влияет на качество образования, и на что направлять усилия в деятельности руководителей учебных заведений, повышая его? Постараемся дать ответ на этот вопрос, рассмотрев данное понятие в трех аспектах: качество образовательных условий, качество образовательного процесса и качество образовательного результата на примере системы образования Оренбургской области.

В Оренбургской области на 1 марта 2010 г. прошли лицензирование 98,2 % образовательных учреждений, т.е. свидетельство того, что руководители в абсолютном большинстве школ региона смогли обеспечить условия образовательной деятельности, соответствующие государственным требованиям. Следовательно, проблема не в этом.

Проанализируем теперь качество образовательного процесса в школах региона через его результат – качество образования обучающихся и выпускников. Остановимся на анализе знаниевых достижений обучающихся 9-х и 11-х классов.

Выпускники 9-х классов Оренбургской области четвертый год участвуют в проведении государственной  (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий (ТЭК). В 2006 г. апробировались новые модели государственной аттестации по русскому языку и алгебре,  в 2007 г. количество предметов было увеличено до 4-х: русский язык, алгебра,  биология и обществознание. В 2008 г. количество предметов осталось прежним, но изменился состав предметов: русский язык, алгебра, биология, география. В 2009 г. выпускники 9-х классов сдавали экзамены в новой форме по 5 предметам: русский язык, алгебра, биология, география и история.

По итогам новой формы аттестации в 2009 г. в среднем 16,02 % выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений получили отметку «5»; 38,48 % получили отметку «4»; 34,11% выпускников – отметку «3» и отметку «2» – 11,39 % девятиклассников.

Самый большой процент  выпускников, получивших  отметку «2», отмечен по математике – 13,84 % (в 2008 г. – 11,36 %); самый низкий процент выпускников, получивших отметку «2», – по биологии (3,45 %). Наибольший процент  выпускников, получивших отметку «5», отмечен по алгебре (25 %), наименьший – по русскому языку (8,38 %).

 

Рис. 1. Результаты новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов по пятибалльной шкале (2008 г.-2009 г.)

 

На рисунке 1 показаны результаты государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по пятибалльной шкале в сопоставлении с результатами 2008 г. Следует отметить, что результаты экзаменов в новой форме за два последних года  сопоставимы. В 2009 году увеличилась доля выпускников, получивших отметку «2» на 4,29 % (в 2008 г. - на 1,52 %), отметку «3» на 4,29 %,  но уменьшилась доля выпускников, получивших отметки «4» на 6,56 % и «5» на 3,3 %. Следует добавить, что такая же ситуация наблюдалась и в прошлом году. Таким образом, видно снижение результатов на протяжении трех последних лет.

Мониторинг результатов контрольных срезов в 11-х классах общеобразовательных учреждений Оренбургской области за первое полугодие 2009 – 2010 учебного года также выявил снижение качества подготовки выпускников к итоговой аттестации. В целом по области неудовлетворительные результаты получили по русскому языку и математике 10 % и 11,2 %  выпускников соответственно, что превышает в 3 раза данный показатель ЕГЭ 2009 года.

Мониторинг результатов контрольных работ, проведенных с учителями образовательных учреждений области, выявил однообразие ошибок по темам, т.е. прямую зависимость «пробелов» в знаниях обучающихся с «пробелами» в знаниях учителей.

Не смотря на переход на новую форму проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся, остается нерешенной проблема объективности оценивания учебных достижений учащихся. Анализ соответствия результатов экзаменов и школьных годовых оценок по предметам показывает, что половина экзаменуемых не подтвердила свои годовые оценки.

Рис. 2. Сопоставление результатов

экзаменов  и годовых школьных оценок выпускников 9-ых классов, принимавших участие в государственной  (итоговой) аттестации с участием ТЭК в 2008 -2009 гг.

 

Как видно из рисунка 2,  процент учащихся, подтвердивших свои школьные годовые оценки, составляет в среднем по области 50,27 %, что немного ниже прошлогодних показателей (процент подтвердивших годовые оценки в 2008 г. – 51,97 %; в 2007 г. – 28,8 %). Процент понизивших годовые школьные оценки в 2009 г. составил 31,58 %, что на 4,42 % больше, чем в 2008 г., а процент повысивших годовые школьные оценки составил 17,7 % от общего числа участников аттестации, что ниже прошлогодних показателей на 3,17 %. Безусловно, стабильные показатели процента участников аттестации, подтвердивших свои годовые школьные оценки, говорят о том, что большинство образовательных учреждений области принимают участие в новой форме аттестации  уже второй год, поэтому имеют опыт в организации процедуры проведения экзамена, в подготовке кадров, в проведении квалифицированной проверки экзаменационных работ, что влияет на объективность оценивания учебных достижений обучающихся.

В связи с обозначенными проблемами руководителям образовательных учреждений рекомендуется выстраивать целенаправленную и последовательную работу по повышению качества образовательного процесса и, соответственно, качества образовательного результата по следующим направлениям.

Во-первых, организовать и взять на контроль объективность оценивания учебных достижений обучающихся.

Во-вторых, по анализу контрольных срезов определить обучающихся, получивших неудовлетворительные результаты в так называемую группу «риска».

В-третьих, одновременно с формированием  группы «риска» обучающихся составить список группы «риска» учителей. В данную группу включаются учителя, в практике которых были обучающиеся, получившие неудовлетворительные результаты по контрольным срезам и ЕГЭ прошлых лет.

В-четвертых, организовать адресную работу как с обучающимися, так и с учителями данных групп.

Наряду с этим важной в управленческой деятельности руководителя «Нашей новой школы» является организация системной работы с одаренными детьми.  Анализ результатов областных олимпиад школьников показывает, что зачастую системной работы в данном направлении нет в связи с отсутствием учителей, способных работать на уровне тьютора по индивидуальным образовательным маршрутам.

Таким образом, еще одним стимулом качественного образования должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров, способных реализовать образовательную инициативу «Наша новая школа», которые будут работать не в режиме воспроизводства старого знания, а организовывать учебный процесс, чтобы школьники осваивали необходимые компетенции. Как и в системе профессионального образования, в системе общего образования аттестация должна предполагать периодическое подтверждение квалификации педагога и её соответствие современным и перспективным задачам, стоящим перед школой. В связи с этим принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей [2]. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности, являющиеся основой для обновления процедур аттестации педагогических кадров. Так как только учителя с высоким уровнем профессиональной компетентности смогут сформировать компетентную, жизнеспособную личность, а не «выученную беспомощность», как это часто случается.

В приказе Министерства здравоохранения и социального развития  также обновлены требования, предъявляемые и к руководителям образовательных учреждений. Основными составляющими компетентности руководителя становятся профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая компетентности. Только компетентный руководитель способен выстроить эффективное управление качеством образования, что позволит достигнуть поставленных целей «Нашей новой школой» – формирования компетентной, жизнеспособной личности.

Литература

1.      Официальный сайт «Всероссийского центра изучения общественного мнения». [Электронный ресурс]. – http://www.wciom.ru

2.      Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. N 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Официальные документы в образовании. 2010. № 1.

Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, образовательных учреждений, 9-х классов, выпускников 9-х классов, отметку «2», годовые школьные оценки, общего образования, оценивания учебных достижений, мониторинга качества образования, качество образовательного, Оренбургской области, основного общего образования, качество образовательного процесса, управление качеством образования, руководителям образовательных учреждений, образовательных учреждений области, аттестации выпускников 9-х, годовые оценки, русскому языку, новой форме.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос