Ландшафтная планировочная структура сельских поселений тамбовщины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 804 раза

Библиографическое описание:

Панков, С. В. Ландшафтная планировочная структура сельских поселений тамбовщины / С. В. Панков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 123-127. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1410/ (дата обращения: 19.11.2024).

Конфигурация и планировка сельских поселений тесно связаны между собой и подвержены временным изменениям. Например, поселение с гнездовым типом планировки в процессе роста может образовать рядовую структуру, что приведет к изменению внешней формы от нелинейной к линейной. В то же время конфигурация обусловливает планировку поселения. Так линейная форма предполагает различные варианты рядовой структуры, но никак не квартальные или радиальные.

Отличи­тельной чертой селитебной структуры от ланд­шафтной, является то, что ее внутренняя форма не естественное пространственное соотношение элементов, а соотношение, организованное антропогенным фактором.

Тщательный учет местных условий при выборе участка под селение приводил во многих случаях к сложной конфигурации, не поддающейся какому-либо геометрическому определению. Это обстоятельство не дает оснований считать подобную конфигурацию случайной. Напротив, использование закономерностей естественного рельефа или контура мыса говорит о рациональном, обдуманном процессе. В тех случаях, когда топографические условия не подсказывали какой-либо конфигурации…, мы видим появление преднамеренной формы: в древней Руси – круглой, полукруглой или овальной, в XVI –XVII вв. – прямоугольной, трапециевидной или близкой к ним [4].

Смена экономических формаций вела к изменению внутренних элементов поселений и их перераспределению. Это приводило к исчезновению в крестьянских дворах конюшен, к сокращению величины построек для содержания личного скота и запасов кормов. С другой стороны, вызывало увеличение размеров жилого дома. Одновременно в одном из концов деревни возникали разнообразные «коллективные» сооружения, перенявшие соответствующие функции, раннее разбросанные по всем усадьбам: иногда это животноводческие фермы, всегда склады кормов и инвентаря, зерно- и овощехранилища, силосные башни [3]. Особенности планировки и застройки оказывают влияние и на бытовые условия жителей данного населенного пункта. От них в большой мере зависят возможности благоустройства селения, различия в потребных для благоустройства затратах. В связи с этим особенности планировочных форм приобретают и экономическое значение (различная протяженность и стоимость коммуникаций, расходы по их содержанию и т.д.). Они имеют гигиеническое и эстетическое значения. При всем разнообразии существующих исторически сложившихся планировочных форм, возникавших в различное время в различных социально-экономических и природных условиях, среди них может быть выделено несколько основных типов.

Стоит отметить, что разработанная типология строится на трех ключевых положениях: 1) все поселения рассматриваются в едином ландшафтном аспекте, т.е. сельские селитебные системы являются частью ландшафтной структуры территории; 2) все поселения находятся в едином спектре развития, в контексте использования генетико-эволюционного принципа; 3) количественное и качественное развитие каждого сельского поселения происходит на основе предшествующего, количественное развитие переходит в качественное.

Ведущими структурообразующими элементами в ландшафтной планировке являются характер застройки и уличная сеть, их представляют следующие  пространственные признаки: 1) сетка улиц, 2) общий вид территориального распределения застройки, 3) вид упоря­доченности застройки. Анализ ландшафтной планировочной структуры дан для сельских поселений Тамбовской области, но, учитывая общность исторического развития и характер ландшафтных комплексов, заявленная типология будет определенным образом соответствовать и всему Центральному Черноземью. В планировочной структуре сельских поселений доминирует линейная форма расселения (613 одиночных поселений), ярко выражена в центрально-северной половине области (270 одиночных и 28 групповых), где более четко обозначена речная сеть в сочетании с исторически сложившимися дорогами (долины Цны, Челновой, Польного и Лесного Воронежа, Ломовиса и др.). В других частях области линейная форма сложилась в долинах рек Вороны, Савалы, Битюга, Матыры и их притоков. Численно она распределилась следующим образом: 114 на западе, 101 на востоке, 128 на юге – одиночных поселений.

В линейных формах преобладают очень крупные и частично средние по величине поселения. Характерной особенностью многих линейных форм является слабо выраженный,   чаще отсутствующий, планировочный центр поселения. Общественный центр служит основным планообразующим элементом. В некоторых поселениях совершенно не выражена закономерность плана… Планы линейной формы можно считать простейшими, состоящими из одной или нескольких улиц, вытянутых вдоль какого-либо направляющего элемента (река, транзитная дорога). Во Франции такие поселения называются «Ville de route», в Германии – «Strassendorf» [4].

Являясь наиболее простым из линейной формы, однорядный планировочный тип обладает выгодными функциональными качествами, главным из которых стало использование пространства по обе стороны от поселения. Например, селение, расположенное на бровке надпойменной террасы, одной стороной открывается на пойму с возможностью осуществления сенокосов, кормления и водопоя скота, других хозяйственно-бытовых нужд. Противоположная от поселения территория используется под садово-огородные участки, за которыми располагаются поля.

Удельный вес поселений данного типа немногим более 15% от всей линейной формы. Такая малая их доля объясняется тем, что однорядные поселения возникают на начальном этапе, дополняясь позднее одним или несколькими параллельными рядами. На сегодня «однорядки» представлены поселками отделений сельхозпредприятий, более старыми поселениями, где не происходило усложнение плана, и населенными пунктами из числа неперспективных с сохранением одного ряда дворов. Практически все поселения относятся к категории «малых» (количество дворов менее 50). Наибольшая их концентрация наблюдается в центральной, восточной и южной частях области (73 поселения) как в долинах рек, так и на междуречьях близ многочисленных прудов-копаней.

Двухрядный планировочный тип является самым распространенным на Тамбовщине (более 50%) и составляет около 300 сельских поселений на территории области без следов видимой концентрации. Двухрядная структура вызвана привязкой поселения к какому-либо объекту: к руслу реки по одну или по обе стороны (с. Саюкино-левый берег р. Кариан, п. Мамонтово на р. Малая Бурначка), к запруженному верховью (сс. Марьевка, Матвеевка), к различным трактам (с. Шаховка). Центральной структурной осью таких поселений служит улица-прогон, на которую обращены фасады домов. Ширина такой улицы может варьировать (в пределах красных линий) от нескольких метров до нескольких десятков. Встречаются различные варианты расположения домов и приусадебных участков: 1) «открытый» – дома выходят на улицу, огороды и хозяйственные постройки на внешней стороне поселения. Такое положение характерно для населенных пунктов, расположенных по одну сторону от реки или пруда, а также в случаях, когда поселение как бы «нанизано» на транзитную дорогу; 2) «закрытый» – жилые  строения образуют наружный ряд, смыкаясь задворками. Этот вариант имеет распространение при продольном сечении поселения рекой или прудом; 3) «внутренний», представляет собой промежуточное положение, дома находятся в глубине усадьбы и окружены хозяйственными строениями и садово-огородными плантациями. Данный вариант возникает, когда серия улиц пересекается проулками, образуя зачатки квартальных форм. С увеличением рядов возрастают и размеры поселений. Большинство «двухрядок» относится к категории «средних» (до 200 дворов).

Многорядный планировочный тип представляют 206 сельских населенных пунктов (33,6 % от числа линейных форм). С увеличением количества рядов связана и возрастающая площадь поселения. Хотя, по словам В.В. Покшишевского [3, с. 151], «…переход к этой форме не обязательно связан с увеличением людности поселения», тем не менее это преимущественно крупные и очень крупные поселения (до 400 дворов и более). Многорядный тип может представлять как конечный этап формирования поселения линейной формы, так и промежуточное звено на пути усложнения планировочной структуры. Аналогично с двухрядными, многорядные поселения имеют главную ось развития. В приречном селении первый ряд домов возникает ближе к реке, занимая максимально возможную площадь, ограниченную, например, с двух сторон ряда крупной балкой или оврагом. Так как дальнейший рост «в длину» невозможен, образуется второй ряд, параллельный первому, и далее вверх по приречному склону (сс. Горелое, Дягтянка, Березовка и др.). Получающиеся при таком многорядье улицы соединяются проулками и скотопрогонами. Расположение домов носит чередующийся характер: один ряд «закрытый», другой – «открытый». Один из недостатков многорядовой структуры – это проблема с выпасом скота и птицы вследствие изолированности внутренних дворов от прилегающих к поселению кормовых угодий и водного источника. Значительная часть всех поселений данного типа имеет придолинное положение, расположены вдоль малых и крупных рек области. Около ¼ поселений сосредоточено в центральной части края, они являются старейшими населенными пунктами.

Поселения нелинейной формы насчитывают 224 одиночных (гнездовые, квартальные, радиально-кольцевые) объекта, которые на территории области распределились следующим образом: 64 – в центральной части, 49 – на западе, 36 – на севере, 37 и 38 – на юге и востоке соответственно. Сельские поселения нелинейной формы встречаются в различных ландшафтных комплексах (речных долинах, междуречьях, близ овражно-балочной сети и т.д.). Их конфигурация и планировочный тип зависят от трех основных факторов: 1) традиций в русском градостроительстве; 2) особенностей местных условий, в частности рельефа; 3) наличии четкого плана при строительстве селения.

Гнездовой планировочный тип (беспорядочная застройка) является наиболее встречаемым в крае и составляет 137 поселений. Данный тип планировки распространен как в приречных, так и в приводораздельных пространствах с почти одинаковой густотой в различных частях области (от 19 на западе до 26-28 в центрально-восточных районах). Возникновение гнездовой планировки в речных долинах, в особенности на поймах, обусловлено разнокачественностью земель под строительство. Заселялись наиболее возвышенные участки, не затопляемые в половодье и паводок. Их разбросанность создавала хаотичность застройки, где единственным критерием было желание крестьянина максимально выгодно разместить свое хозяйство. В селе Лысые Горы, описанном А.Т. Болотовым [1, с. 78], не было и следов какой-либо планировки: «…там двор, здесь двор, инде дворов пять в кучке, инде десяток. Те туда глядят, сии сюда, иной назад, другой наперед, иной боком». Хотя еще при Петре I указом от 7 августа 1723 года предписывалась общая перестройка деревень по плану, но реализация его была затруднена. Особенно это касалось идеи уравнивания всех усадебных участков, чтобы дома стояли друг к другу на равных, безопасных для пожара интервалах [2]. Гнездовая структура сохраняется и в современной планировке сельских поселений. Село Нижнеспасское, расположенное в левобережной пойме реки Лесной Тамбов, имеет характерный план для многих поселений придолинного типа. Приводораздельные поселения этого типа уступают придолинным и в площади, и по числу дворов. Это преимущественно поселения, образованные сселением крестьян из рядом расположенных деревень после реформы 1861 года, и более поздние поселки, где проживали работники отделений колхозов и совхозов.

Выбор места для расположения на водоразделе селений и их характерная особенность, меньшая или большая скученность, связаны с величиной площади почвы, пригодной для земледелия. Установлена следующая закономерность: при относительно ограниченной площади селитебной площадки и прилегающих сельскохозяйственных угодий дворы и постройки находятся более компактно, чем на территориях, не связанных рельефом и обладающих качественно однородным почвенным покровом.

На долю квартальных планировочных типов приходится около 32 % сельских поселений нелинейной формы. Большинство из них (35 поселений) расположено в северо-западной части области. Это в основном крупные старинные села: Новосеславино, Подгорное, Староюрьево, Старокленское, Глазок, Ранино, и др. В остальных районах находится 38 поселений данного типа, представленных более молодыми населенными пунктами (совхозными поселками – Комсомолец, Землянский, Юбилейный; пристанционными и промышленными – Мирный, Кариан-Строганово; некоторыми районными центрами – Бондари, Пичаево). Квартальная структура поселений Тамбовщины формировалась под влиянием двух условий: 1) сельские поселения XVII века возникали по типу городов, используя градостроительные планы; 2) более поздние поселения планировались с учетом компактности, функциональной эффективности, где в основе лежала все та же рациональная планировка. В обоих случаях учитывалась морфоскульптура рельефа, которая не должна была «разрывать» элементы сплошной застройки.

В образовании квартального планировочного типа прослеживается ряд направлений.  Ярко  выделяются шесть  генети­ческих  типов  и  соответственно  шесть разновидностей кварталь­ной планировки: 1) одноуличный генетический тип, где на основе одноуличной планировки развивается одноулично-разветвленная планировка. При соединении ветвей между собой у существующей единственной улицы образуется квартал в виде «кармана», далее эта планировка усложняется до образования множества кварталов; 2) радиальный генетический тип - в ос­нове данной планировки  лежит радиальная структура, которая в дальнейшем своем развитии преобразуется в квартальную путем соединения радиальных лучей, либо отдельными улицами, либо целыми  «кольцами» улиц. Со временем кольцевая система пре­образуется, появляются новые более крупные перекрестки, и бывшая радиальная система трансформируется в квар­тальную; 3) крупноквартальный генетический тип создается из дорожной сети, когда несколько дорог соединяются между собой, создавая крупный квартал, который в дальнейшем раз­витии планировки дробится, то есть развитие в отличие от других генетических типов происходит вовнутрь. Как правило, все крупно-квартальные планировки имеют два подтипа: дисперс­ный и гнездовой, и редко они доходят до значительной плотности застройки, за исключением гнезда, а из вариантов структуры представлен практически  только рядовой  тип;  4) хаотичный ге­нетический тип - развивается на свободных от застройки тер­риториях. В трассировке улиц нет строгой композиции. Все по­селения этого типа, как правило, дисперсные и гнездовые. При  гнездовом подтипе структуры гнезда обычно компактные; 5) компактный генетический тип. Основа его  образования - рядовая или ро­евая, компактная, одноуличная или тупиковая ландшафтно-планировочная структура. В результате создается пространственно небольшая мелко-квартальная структура; 6) проектный  генетический тип. Основа его образования - проект планировки и застройки, то есть на свободной от застройки территории или на основе структуры  безуличного типа по проекту формиру­ется квартальная планировка. Квартальная планировка некоторых сел (Глазок, Ранино, Стаево и др.), возникших по последнему типу, обусловлены тем обстоятельством, что отводкой земель и расположением усадеб для жителей сел руководил козловский воевода Иван Биркин. Можно заметить, что основанные им поселения застраивались по аналогии с укрепленной крепостью Козлов, имеющей проектный квартальный план. С точки зрения традиционного для сел и деревень хозяйственного уклада, квартальный тип представляет определенные сложности. Плотная застройка ограничивает размеры усадеб, доступ к кормовым и сенокосным угодьям, создает проблемы при прогоне скота к пастбищам. На наш взгляд, данный планировочный тип наиболее целесообразен в несельскохозяйственных поселениях, где успешно применяется усадебная застройка с односемейными домами в 1-2 этажа (при двух основных вариантах расположения домов на участках – по фронту улицы, т.е. по «красной линии», и в различных местах в глубине участков) и поселковая с квартирными домами и повышенной этажностью.

Радиально-кольцевой планировочный тип, в целом, не характерен для сельских поселений нашего края. Его доля в общей численности поселений нелинейной формы составляет чуть более 6%. Распределение населенных пунктов не отличается равномерностью: 6 из них находятся в районе города Мичуринска, 3 – в центре, 4 –  на юге , 1 – на востоке и ни одного в северной части области. Такое обстоятельство вызвано отсутствием исторических традиций в строительстве кольцевых поселений, более присущих трипольской культуре, не отмеченной на территории края. Появление сел с такой планировкой могло быть связано с тем, что первые жители являлись переселенцами из мест, где кольцевая структура имела распространение. Или в случаях, когда межевание земель производилось царскими чиновниками по установленным планам. При этом главным оставался фактор естественных условий местности (доминирование равнинного рельефа), не приводивший к «топографической» конфигурации (рядовой, гнездовой). Композиция плана населенного места в основном определяется отношением отдельных его частей к главному центру, оказывающему влияние на общую конфигурацию плана, на распределение отдельных селитебных районов, на направление сети магистралей и второстепенных улиц, на расположение архитектурных доминант и т.п.

В 154 сельских поселениях Тамбовской области сложилась смешанная планировочная  структура. Ее формирование определялось различными обстоятельствами  и  имело следующие варианты  развития: 1) на начальном  этапе поселение образовывалось по типу «двухрядки», затем, в силу разных причин (местный рельеф, строительство близ села авто- и железнодорожных магистралей, промышленных объектов и т.д.), планировка менялась, становясь многоплановой; 2) поселение возникало без четкого плана (спонтанная застройка), впоследствии приобретая черты одного или нескольких планировочных типов; 3) на протяжении всего существования отдельные части поселения имели отличные друг от друга планы застройки.

Рассмотренные примеры в достаточной степени иллюстрируют, как топографические элементы и природный ландшафт получают отражение в композиции плана сельского поселения.

 

Библиографический список

1. Болотов А.Т. Записки: (Жизнь и приключения Андрея Болотова описанныя самим им для своих потомков; / Предисл. М. Семевскаго). - СПб.: Печатня В. Головина, 1870 - 1873, т.3,4.

2. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. - М.: РОССПЭН, 1998, 573 с.

3. Покшишевский В.В. География населения СССР. Экон. геогр. очерки. М.: Просвещение, 1971, 174 с.

4. Тверской Л.М. Русское градостроительство до конца XVII века. М.-Л.: Госстройиздат, 1953, 215 с.

Основные термины (генерируются автоматически): поселение, линейная форма, тип, нелинейная форма, генетический тип, двор, планировка, квартальная планировка, Русское градостроительство, Тамбовская область.


Задать вопрос