Библиографическое описание:

Фалеев А. В. Социокультурные детерминанты развития религиозного мышления современного человека // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 289-292.

1. Религия как адаптация

Люди отличаются от приматов способностью образовывать очень большие коллективы неродственных индивидуумов. Это чрезвычайно "ресурсоемкое" в интеллектуальном плане поведение. У обезьян имеется четкая положительная корреляция между размером мозга и максимальным размером социальной группы [6, с.86]. На основе этой корреляции было рассчитано, что человеческий мозг в состоянии обеспечить эффективное функционирование группы из 150 индивидов, но не более. Между тем люди издавна образуют куда более многочисленные коллективы (и это во многих случаях дает им огромное адаптивное преимущество).

У человекообразных обезьян уходит так много интеллектуальных ресурсов на общественную жизнь потому, что они полагаются на механизм взаимного альтруизма ("ты мне - я тебе"), а для этого нужно каждого сородича знать лично, поддерживать с ним взаимоотношения, помнить историю этих взаимоотношений и знать "моральную репутацию" каждого члена коллектива.

Мозг человека не мог увеличиваться до бесконечности, поэтому пришлось выработать специальные механизмы адаптации, чтобы сделать возможным функционирование больших коллективов, в которых не все знают друг друга лично. Одной из таких адаптаций стала способность подавать, распознавать и высоко ценить сложные и трудно подделываемые сигналы, смысл которых "я свой", "я один из вас", "мне можно доверять".

Такой адаптацией явились религиозные верования и ритуалы, которые кажутся чуждыми и нелепыми для представителей других групп, но личностям, воспитанным в данном сообществе, эти религиозные верования кажутся естественными и гармоничными [4, с.50].

Именно поэтому, чем нелепее верование, тем лучше оно выполняет свою функцию отделения "своих" и "чужих". Часто считается добродетелью верить во что-то особо нелепое как раз потому, что в это так трудно поверить. Таким образом люди доказывают другим членам группы свою лояльность и готовность следовать групповым нормам просто потому, что "так у нас принято".

Следовательно, чем нелепее была вера, тем это являлось более объективным и более надежным средством отделить "своих" и "чужаков", потому что "чужак" гарантированно не будет верить в очевидную нелепицу.

Например, если посмотреть с этих позиций на христианство, то это, действительно, очень нелепая вера. Это отмечают и сами христиане, достаточно вспомнить знаменитое высказывание "Верую ибо абсурдно" (популярная богословская фраза, приписываемая то Тертуллиану, то Августину Блаженному, то Оригену).

Примерно об этом же писал и апостол Павел: "Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1Кор., 1:22-23).

Проповедь о распятом нищей толпой Боге для ищущих мудрости древних греков казалась безумием.

Да и действительно, что может быть нелепее веры в то, что Бог – творец 100 млрд. галактик, в каждой из которых находится примерно 150 млрд. звезд со своими планетарными системами – родится на Земле, проживет, скитаясь, 33 года, а потом его прибьют гвоздями к доскам по желанию толпы пастухов-оборванцев.

Но именно из-за этой нелепости, христианство и стало самой популярной религией, т.к. эта нелепость лучше всего и позволяла отличать "своих" и "чужих". "Чужак" никогда не поверит в такую нелепость. А "свой", воспитанный в христианстве, - поверит.

Итак, единая вера позволяет людям объединяться в крупные сообщества – и именно в этом заключается ее адаптационное свойство. И это была полезная адаптация на определенных этапах развития общества, позволяющая более эффективно воевать с "чужаками".

В известном смысле, современный человек как биологический вид является продуктом войны – той смертельной борьбы за уникальную экологическую нишу, которую вели между собой различные роды, виды, и племена гоминид на протяжении двух миллионов лет. Поэтому основная функция объединения людей в крупные сообщества – более эффективное ведение межплеменных войн.

Первобытным сознанием незнакомый человек воспринимается, как "нелюди" и враг, подлежащий уничтожению. На чужака не распространялись моральные нормы, существующие внутри коллектива.

Религии служили эффективным инструментом для объединения больших групп людей с целью ведения войны [5, с.74].

Как указывает военный историк Ф.Контамин "никогда церковь наставляющая не осуждала все виды войн". [3, стр. 311]. С приходом христиан к власти в Риме Августин, опираясь на учение Христа – "Не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10,34), "Кто не со Мной, тот против Меня" (Мф. 12:30), – разработал концепцию "священных войн", после чего уничтожение неверных в любой войне объявлялось богоугодным деянием.

В "Коране" содержится столь же недвусмысленная инструкция на этот счет: "А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы" (Сура 47,4).

Однако на современном этапе развития человечества, с учетом глобализации, стирания границ между культурами, небывалого развития средств коммуникации, информационных технологий и средств массового уничтожения, разъединяющая роль религии становится все менее адаптивной и более вредной. Особенно это видно по странам мусульманского мира.

Сейчас религия начинает приносить больше вреда, чем пользы, разъединяя людей, исправно выполняя свою функцию объединения больших групп людей для войны с "чужаками".

Это позволяет сделать вывод о том, что роль религии в ближайшее время, видимо, будет уменьшаться, т.к. она начинает объективно мешать мирному сосуществованию цивилизаций.

 

2. Молитва, как форма психотерапии

Однако, постепенно отказываясь от религии как от института различения "своих" и "чужых" мы не должны отказываться от некоторых обрядов религии, которые обладают отчетливым психотерапевтическим эффектом.

Прежде всего, не нужно отказываться от молитвы.

Был проведен ряд исследований молитвы и сделаны выводы о том, что молитва помогает решать целый ряд психологических и соматических проблем (тревога, депрессия, горе и т. д.) [2, с.171]. Молитва показала свою эффективность при работе с целым рядом ситуаций: от проблем, связанных с самоуважением, самоутверждением и поиском места в жизни до соматических заболеваний, неврозов, детского энуреза, алкогольной, табачной, наркотической зависимости.  [1, с.8].

Кроме того молитва призывает к внутреннему движению. При разборе молитвы по предикатам, отмечалось, что они являются побуждающими к действию, активизирующими. А это очень важно для решения задач борьбы с паникой и отчаянием, при которых личность ощущает себя объектом действия внешних сил. Самоосознание себя активным субъектом действия избавляет от паники, что может иметь выраженный психотерапевтический эффект.

Но возникает логичный вопрос – если мы отказываемся от религии, то разве мы можем продолжать использовать молитву?

Кому может адресовать молитву атеист, убежденный в том, что эволюция (усложнение материальных структур) происходила естественным путем, и что для хода эволюции Вселенной никакого дополнительного постороннего вмешательства (вмешательства Бога) не требовалось и не требуется.

Да, атеист уверен в том, что во Вселенной – вне человека – Бога нет.

Однако, если мы обратим свой взгляд вглубь человека, то картина разительно изменяется.

Человек живет и ежесекундно получает множество сигналов из внешнего мира.

Он получает сигналы в виде электромагнитных волн – на частоту видимого реагируют рецепторы его глаз, на частоту теплового излучение реагируют рецепторы кожи. Он получает сигналы в виде акустических волн – на них реагирует барабанная перепонка. Он получает сигналы о давлении на участки кожи и т.п.

Из всего этого моря сигналов психика строит для человека образ Вселенной.

Человек, как осознающая себя личность, сам по себе ничего не "видит". Все, что он "видит" – это результат того, что для него смоделировала, создала психика, выделяя из огромного моря сигналов только какие-то строго определенные.

Таким образом, можно сказать, что в человеке находится "Нечто", что строит человеку модель всего окружающего мира. Условно мы вполне имеем право назвать это субъективно существующее "Нечто" – Создателем, и будем полностью правы, т.к. это "Нечто" создает для человека всю Вселенную, строит образ и модель окружающего мира.

Причем, что очень важно, это "Нечто" может создать такую модель Вселенной, которая будет совершенно отличаться от реальной.

Например, в случае, если человек доводит свою психику (т.е. "Нечто", Создателя, который строит субъективную модель мира) разными химическими или психотропными веществами, долго издевается над психикой с помощью алкоголя, то психика (Нечто) может создать такую Вселенную, в которой бегают чертики по стенам (алкогольный делирий, "белая горячка"), или в которой его бесконечно преследуют инопланетяне (бред преследования) или в которой в его животе поселилась огромная анаконда, медленно пожирающая кишки (висцеральные галлюцинации).

Все эти бредовые идеи будут для человека совершенно реальны, и ничто не сможет его переубедить, что этого не может быть, что ничего этого не существует. Он все равно будет вести себя так, как будто это самая настоящая реальность: он будет спасаться от чертиков, безуспешно прятаться от преследующих его инопланетян, бегать по врачам с требованием удалить из кишечника анаконду.

Поэтому, со своим "Создателем" Вселенной нужно жить в дружбе. Тогда он будет отражать реальный мир, а не фобии, галлюцинации и бредовые идеи.

Кроме того, нужно заметить, что этот "Создатель" (т.к. механизм его работы не осознается, то его еще называют Бессознательное) обладает очень выраженными особенностями – он все помнит и умеет моментально считать. Об этом недвусмысленно говорят опыты, произведенные над людьми под гипнозом или наблюдение за людьми, имеющими нарушение работы сознания. (Они могут вспомнить любое событие любого дня – что они делали в тот момент, во что были одеты, кто их окружал. Они могут мгновенно складывать, перемножить  и делить многозначные числа, мгновенно выполнять сложные алгебраические вычисления.)

Это Бессознательное реагирует на те сигналы, которые человек сознательно не воспринимает – в результате человек уверен, что он ничего не видит и не слышит, но изменение кожных реакций, показывает, что этот сигнал был услышан и тело на него отреагировало.

Т.е. это Бессознательное (Создатель) помнит и знает о нас все, видит и слышит то, что мы, как личности, не видим и не слышим, и обладает потрясающими способностями к решению задач.

Это Бессознательное управляет нами путем возбуждения доминант, в результате меняется наш взгляд на мир. Например, мы начинаем из всего массива фактов выхватывать только те факты, которые поддерживают нашу доминанту, а все остальные просто перестаем замечать (начинаем несознательно игнорировать).

Именно это Бессознательное, этого "Создателя" нашей личной Вселенной, мы вполне заслужено и может назвать "Богом". Нашим "личным Богом".

Мы можем его назвать "Богом", потому что именно от "Него" и зависит вся жизнь человека – будет человек счастлив или нет, будет внимательным на работе или засунет палец в станок, будет оставаться молодым и подтянутым или погрязнет в кабачном алкогольном смраде.

Мы, каждый из нас, имеет в своей голове "личного Бога", который может как помогать нам (и тогда у нас все получается), так и мешать (и тогда мы получаем неврозы).

Причем в отношении этого Бога нельзя применить слово "верю". Мы точно знаем, что он существует – существование этого Бессознательного доказано психологической наукой в многочисленных экспериментах.

Этого "личного Бога" (= Бессознательное) можно изучать, можно с ним дружить, можно ему перечить. Но "верить" или "не верить" в него мы не можем, как не можем "верить" или "не верить" законам гравитации, которые объективно существуют независимо от нашей в них веры.

Как атеисты мы можем понимать, что Бога нет и не может быть в окружающем нас мире. Не Бог создавал этот внешний мир. Не Бог создавал человека, как вид Homo Sapiens.

Но "личный Бог" есть в нас. И этот "личный Бог" создает нас, как личности, он суммирует весь наш жизненный опыт и опыт других людей, он создает нам наш внутренний мир, отражая в нем мир внешний, и строит модели развития внешнего мира (прогнозы на будущее).

И вот с этим "личным Богом" (т.е. с Бессознательным) очень полезно научиться общаться с помощью молитвы.

Например, садясь за руль автомобиля, совсем не лишним будет сказать, обращаясь к своему Бессознательному: "Господи, помоги мне все видеть и слышать на дороге,  помоги мне мгновенное реагировать на дорожные ситуации!"

Такое обращение к своему Бессознательному (своему внутреннему Богу) может улучшить Вашу реакцию,  настроить Ваши подсознательные процессы на более точную и внимательную работу.

Вставая утром с постели можно попросить: "Господи, помогли мне создать хорошее настроение на весь день". Выполнение этой просьбы вполне по силам нашему Бессознательному. И в результате Вы в течение дня автоматически будете пропускать мимо ушей плохие новости, но замечать хорошие.

Можно просить о помощи в сложном разговоре или объяснении (и тогда Бессознательное будет подбирать слова поудачнее, следить за Вашей правильной позой и выражением лица, внимательнее реагировать на подсознательные жесты оппонента).

Можно просить избавить себя от курения, от алкоголя, от любви к вредным продуктам, от игровых зависимостей, от неудач с противоположным полом и многое, многое другое.

Такая подстройка со своим собственным Бессознательным, обращение к нему в виде молитвы, может существенно облегчит психологическую жизнь человека, оказать психотерапевтический эффект и служить методом самовнушения.

 

Литература

1. Беккио Ж. Новый Гипноз: Практическое руководство / Ж. Беккио, Ш. Жюслен; пер. с франц. М.Р.Гинзбурга. - М.: Класс, 1997. - 160 с.

2. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва / Ф.Е. Василюк. - М.: Смысл, 2005. - 191 с.

3. Контамин Ф. Война в Средние века / Ф. Контамин. - СПб.: Ювента, 2001. - 414 с.

4. Марков А.В. Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или "вирус мозга"? / А.В. Марков // Историческая психология и социология истории. - 2009. - № 1. - С.45-56.

5. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно-исторической психологии / А.П. Назаретян. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 256 с.

6. Палмер Д. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Д. Палмер, Л. Палмер; пер с англ. А.Кулаков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 384 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): объединения больших групп, больших групп людей, Похожая статья, личным Богом, психотерапевтический эффект, жизнь человека, личного Бога, внешнего мира, личный Бог, крупные сообщества, религиозные верования, окружающего мира, мышления современного человека, бредовые идеи, моря сигналов, человека образ Вселенной, роль религии, коллективы неродственных индивидуумов, Социокультурные детерминанты развития, возможным функционирование больших.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос