Библиографическое описание:

Голев И. М., Прокопова Т. В., Лапин Л. С., Козловский В. А. Совершенствование физического образования в рамках научной работы курсантов первых курсов // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 563-565.



Физическое образование, как известно, является фундаментом инженерного образования. Успешное освоение общего курса физики в вузе вкупе с овладением общекультурными и профессиональными компетенциями является залогом дальнейшего успешного изучения дисциплин инженерного цикла. Эта задача актуальна в процессе обучения учащихся военных вузов, т. к. современная армия должна быть оснащена высококвалифицированными специалистами технического профиля [1]. Какими способами можно усилить мотивацию и интерес к дисциплине? На наш взгляд является целесообразным расширить процесс усвоения физических понятий и закономерностей в рамках научной работы, которая осуществляется, начиная с первого курса академии.

В федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что научно-исследовательская работа является «обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалиста» [2]. В этой работе участвуют студенты с первого по пятый курс. Очевидно, что процесс формирования навыков научно–исследовательской деятельности требует определенного подхода и времени. При этом курсанты старших курсов объективно имеют «конкурентные преимущества»:

‒ они адаптированы в сфере обучения, в сфере новых социальных и бытовых условий,

‒ ими усвоены профессиональные ценности военного образования;

‒ они владеют знаниями по специальным дисциплинам;

‒ выпускающие кафедры имеют соответствующую материальную базу для проведения научных исследований;

‒ наличие такого вида учебной деятельности, как курсовые работы и квалификационная работа.

Обучаемым на первом курсе, недавним абитуриентам, трудно встроиться в систему обучения военного вуза в силу ряда причин. Во-первых, система школьного образования, находящаяся в стадии реформирования, имеет ряд существенных недостатков в обучении физике (исключение могут представлять специализированные классы). Эта проблема имеет всеобщий характер, не вызывает сомнений и то, что подобные трудности в освоении предмета, испытывают и учащиеся гражданских вузов. Во-вторых, процесс адаптации обучаемых к изменению регламента жизни требует более развернутого подхода к образовательному процессу.

Это ставит курсантов первых курсов в неравное положение при выполнении научных работ, существенно снижает их личный вклад в этот процесс. Безусловно, есть курсанты, которые занимались научно-техническим творчеством в рамках средней школы, но большинство, впервые столкнувшись с научной работой и не понимая ее целей и задач, оказываются в сложном положении.

Для успешной реализации образовательных программ обучения на кафедре физики и химии деятельность курсантов в рамках военной научной работы предлагается структурировать по четырем направлениям:

1) расширение естественно-научных представлений;

2) овладение методологией научных исследований;

3) обучение практическим навыкам научно-исследовательской деятельности;

4) ознакомление с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).

На первом курсе важным является научить правильно делать обобщения, осознавать универсализм явлений окружающего мира, общность закономерностей различных процессов, понимать важность теоретических и экспериментальных исследований и связи теоретического и эмпирического познания. Кроме того, навыки и умения, связанные с работой измерительных приборов, также имеют значение и для дальнейшего обучения. Умению выявлять естественнонаучную сущность явлений и проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, бесспорно, способствует обучение по физике — эта компетенция относится к профессиональной. Общекультурные компетенции, такие как способность логически мыслить, ставить научные задачи, находить пути и способы их решения, способность к анализу и критическому осмыслению информации, также формируются в процессе изучения дисциплины.

Важным является и умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для получения новых знаний, в том числе в областях, не связанных с профессиональной деятельностью.

Как было отмечено выше, в ФГОС определено, что выпускники должны быть способны осуществлять научно — исследовательскую деятельность, овладеть методологией научной деятельности, научиться основам осуществления этой деятельности.

В рамках второго направления научной работы предлагается курсантам младших курсов давать знания по методологии научных исследований.

Умения и навыки, которые возможно и нужно формировать на первых курсах, в связи с вышесказанным:

1) понимать цели и задачи исследования;

2) находить средства и методы исследования;

3) представлять и интерпретировать результат;

4) находить научную литературу и работать с ней;

5) составлять отчет о работе и полученном результате.

Необходимыми понятиями и знаниями в области методологии научных исследований могут быть:

1) методы и процедуры науки, особенности научного знания;

2) научный метод, теория, закон, гипотеза, эмпирические и теоретические методы;

3) методика организации и проведений научных исследований;

4) этапы проведения научного исследования.

5) основные виды представления результатов исследований: тезисы, научный доклад, статья, научный отчет, диссертация.

6) инновации в науке и технике.

Развитие практических навыков научно-исследовательской работы предполагает ознакомление и обучение приемам работы с инструментами, технологиями изготовления несложных конструкций, в том числе и радиоэлектронных. Важны также навыки работы с различными контрольно-измерительными средствами измерения механических, электрических и других физических величин, освоение методик обработки и представления результатов измерений.

Научная работа может быть спланирована таким образом, чтобы на начальном этапе на кафедре физики рассмотрение и исследование физических проблем сочеталось бы с ознакомлением с основными аспектами научной деятельности, объединяя по сути 1,2, и 3 направления. В этой связи перспективной является деятельность по конструированию и обновлению базы комплекса лабораторных работ на кафедре. Работа в этой области может быть сосредоточена в двух плоскостях — моделирование приборных работ и информационное обеспечение.

К примеру, проводилась работа по созданию обучающимися информационно- контролирующих приложений в среде DELHI на тему «Полупроводниковый диод», «Радиоактивность», «Ядерные реакции». Важным этапом является подготовка информационного наполнения приложения — определение разделов информационных полей, их логической последовательности, вопросов в контролирующей части программы. Курсантами осуществляется разработка проекта приложения — выбор наиболее подходящих компонент, наилучших образом соответствующих использованию данного приложения. Таким образом, ориентированная деятельность достигает следующие цели:

1) расширение знаний в части представлений о конкретных физических процессах и явлениях;

2) формирование навыков структурировать информационное содержание, выделять разделы и подразделы, в соответствии с приобретенными знаниями уметь формулировать не только вопросы, но и варианты ответов на эти вопросы;

3) умение составлять алгоритм работы приложения;

4) формирование навыков создания простейших приложений с использования пакета Delhi.

В рамках четвертого направления военной научной работы нами обоснована возможность и перспективность использования методов ТРИЗ в целях усиления интереса к научно — исследовательской работе [3].

Результаты научных исследований курсантов под руководством преподавателей обсуждаются на расширенных заседаниях кафедры, представляются на итоговой вузовской и других межвузовских, а также всероссийских конференциях.

В заключение следует отметить, что описанная выше методология, на наш взгляд, способствует формированию системного подхода к научно-исследовательской деятельности, освоению курсантами основ научных исследований и повышению эффективности научной работы на старших курсах.

Литература:

  1. Путин В. В. Доклад на Госсовете РФ 08 февраля 2008 года «О стратегии развития России до 2020 года».
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем.
  3. Голев И. М., Прокопова Т. В., Халев А. Ю. «ТРИЗ как инструмент формирования интереса к научно-исследовательской работе в системе образования военного вуза»/ «Молодой ученый», № 8, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): научной работы, рамках научной работы, военной научной работы, научных исследований, рамках ФГОС основного, научной работы курсантов, ФГОС основного общего, научной деятельности, основного общего образования, организации внеурочной деятельности, направления научной работы, рамках военной научной, опыта работы, методологией научной деятельности, эффективности научной работы, аспектами научной деятельности, навыков научно-исследовательской работы, кафедре физики, формирование навыков, первом курсе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос