В статье особое место уделяется проблеме формирования методико-математической компетентности бакалавров дошкольного и начального образования. Обоснованы некоторые дидактические возможности достижения интегративного уровня методико-математической компетентности бакалавров образования по совмещенным профилям.
Ключевые слова: методико-математическая компетентность, интегративный уровень методико-математической компетентности
В настоящей работе представлен материал о пробуждении интереса у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста к археологическим исследованиям.
Пробуждение интереса к познанию. В основе развития у детей интереса к исследовательской деятельности является формирование познавательных способностей. На начальном этапе в развитии познавательных способностей детей основную и ведущую роль играет семья. Родители — первые педагоги ребенка, только они хорошо знают природу ребенка, его интересы, потребности и возможности, создают условия и находят подходы и приемы для раскрытия его способностей, в том числе к творческой исследовательской активности. Появляются первые знания, первые понятия и умения.
Существенную роль в формировании познавательных способностей детей играют муниципальные и частные дошкольные и школьные образовательные учреждения и т. д.
Окружающий мир вызывает у ребенка интерес и удивление. Первые шаги в познании ребенком окружающего мира связаны со знакомством с живой и неживой природой, с возникновением интереса к представителям мира растений и животных, интереса к родному языку, математике, астрономии, географии, истории и т. д., искусству и спорту. Информация приходит к ребенку через его собственные наблюдения, через рассказы взрослых, чтение и работу с дидактическим материалом, через просмотр телепрограмм, через использование видеоматериалов и материалов, представленных в интернет-ресурсах, через экскурсии, посещения музеев, театров, планетария и выставок, через познавательный туризм и др.
Город Уфа, в котором мы живем и работаем, — крупный исторический центр. Многочисленные археологические памятники были обнаружены в историческом центре города (Кировский район г. Уфы). В последние годы в этом районе велись интенсивные археологические раскопки городища Уфа-II — археологического памятника 4–14 вв.
В нашем опыте первое соприкосновение детей 3–5 лет с историей родного края и историей города Уфа было связано с посещениями Национального музея Республики Башкортостан и археологических раскопок городища Уфа — II, со знакомством с национальным эпосом «Урал-Батыр» и др.
У детей возник интерес к палеонтологии и археологии, который нужно было поддержать и развить.
Поддержание интереса к познанию. Как это сделать, как поддержать интерес ребенка к познанию? Очень просто — нужно, чтобы ребенок сделал открытие, значимое, для себя и других. Не секрет, что всем нам знакомо с детства желание сделать что-то важное, что еще до тебя никто не делал, или придумать, то, что еще никто не придумал. А кто из нас в детстве хотел найти и искал клад? Ведь найти клад — это самое загадочное и таинственное и в то же время то, что еще никто не находил! Клад — это и есть открытие!
Так и в нашем случае. После посещения археологических раскопок Уфа — II у детей возникло желание — провести раскопки и найти клад! Желание было поддержано. Но где же можно в городе найти клад? А где можно в городской черте вести раскопки? Раскопки дети начали в саду им. Салавата Юлаева (это была их идея), куда часто ходят гулять.
Необходимо отметить, что на территории, где сейчас разбит сад им. С. Юлаева, ранее был обнаружен археологический памятник — городище Уфа — III.
Постепенно желание найти клад переросло в желание вести археологические раскопки. Чем же вести раскопки? Дети попросили оснастить их инструментами — лопатками и скребками. Все лето, как только шли на прогулку, дети с увлечением вели археологические изыскания. Было обнаружено много археологического материала: фрагменты керамической и фаянсовой посуды, фрагменты костей, фрагменты металлических изделий, уголь и др. Весь собранный материал был систематизирован и разложен в специальные коробочки. У детей возник огромный интерес: что же мы нашли? В конце лета «закрыли» экспедиционный сезон.
К концу лета у детей возникло желание стать в будущем археологами. Кстати отметить, что результаты опроса, проведенного среди первоклассников г. Уфа в 2016 году и представленного на городском празднике «Парад первоклассников» свидетельствовал, что достаточно высокий процент детей мечтают стать археологами.
За короткий период дети познакомились с новыми для себя понятиями, с элементами проведения археологических раскопок, научились работать лопатой и скребком, систематизировать археологический материал. Постепенно игра трансформировалась в исследование.
Стимуляция исследовательской деятельности. Вопросы, поставленные детьми, заставили активизироваться взрослых. Материалы, собранные детьми, были направлены для анализа разным специалистам: кости животных — зоологам-палеонтологам Башкирcкого государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, весь остальной материал — археологам БашГУ. Специалисты палеонтологи определили видовую принадлежность и возраст костей животных и дали детям заключение в письменной форме. Археологи определили возраст фрагментов керамической посуды и пригласили детей в Учебно-научный археологический музей БашГУ. Сотрудники музея провели занятия с детьми, рассказали об археологических раскопках, проводимых на территории г. Уфа, познакомили с собранными артефактами, рассказали о том, какая посуда использовалась в древности, из чего и как ее делали (рис. 1). Студенты продемонстрировали детям то, как из кусочков древней керамики можно собрать горшки.
Полученные сведения позволили детям выяснить следующее:
− как люди жили в древности; каких животных содержали;
− чем они питались;
− как разделывали мясо домашних животных;
− как готовили еду;
− из чего делали посуду;
− как делали посуду.
Новый этап наступил в жизни детей — анализ и осмысление полученного экспериментального материала.
Осмысление экспериментального материала. Была сформулирована научная проблема и тема исследования: что же было раньше на месте сада им. С. Юлаева?
Знакомство с научной литературой (Мажитов и др., 2011) позволило выяснить, что раньше на месте современного сада им. С. Юлаева находилось средневековое городище Уфа — III.
Проделанная работа была интересна и увлекательна для детей, она была инициирована ими. Предложенная тема являлась выполнимой для дошкольников и учащихся первого класса и оказалась оригинальной и актуальной.
Подготовка научного сообщения и выступление. Результатом проведенной детьми исследовательской работы явилась подготовка научного сообщения в виде постерного доклада и последующее выступление перед одноклассниками и учащимися четвертого класса. В докладе были представлены название и цель работы, задача исследования, план выполненной работы, подученные выводы.
Рис. 1. Занятия с ученицами первого класса Ишбирдиной Айгуль и Ишбирдиной Назгуль ведет сотрудник Учебно-научного археологического музея Башгосуниверситета, канд. истор. наук Р. Р. Русланова
Что же дальше? У детей осталось желание продолжить исследования. Они получили приглашение от археологов принять участие в археологических раскопках и с нетерпением ждут будущего лета для открытия нового экспедиционного сезона. По просьбе детей был куплен гончарный круг и дети попробовали сами изготовить керамические сосуды.
Литература:
- Мажитов Н. А., Сунгатов Ф. А., Султанова В. И., Мухаметдинов В. И., Сунгатов А. Ф. Городище Уфа-II. Материалы раскопок 2009 года. Т. IV. Уфа: ДизайнПолиграф-Сервис, 2011. 244 с.
[1] Авторы выражают благодарность сотруднику Учебно-научного археологического музея Башгосуниверситета, канд. истор. наук Р. Р. Руслановой и преподавателю Башкирcкого государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, канд биол. наук Т. И. Яковлевой за проведенную экспертизу археологического материала.