Как вызвать и поддержать интерес у детей дошкольного и младшего школьного возраста к исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Ишмуратова, М. М. Как вызвать и поддержать интерес у детей дошкольного и младшего школьного возраста к исследовательской деятельности / М. М. Ишмуратова, С. К. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41621/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье особое место уделяется проблеме формирования методико-математической компетентности бакалавров дошкольного и начального образования. Обоснованы некоторые дидактические возможности достижения интегративного уровня методико-математической компетентности бакалавров образования по совмещенным профилям.

Ключевые слова: методико-математическая компетентность, интегративный уровень методико-математической компетентности

В настоящей работе представлен материал о пробуждении интереса у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста к археологическим исследованиям.

Пробуждение интереса к познанию. В основе развития у детей интереса к исследовательской деятельности является формирование познавательных способностей. На начальном этапе в развитии познавательных способностей детей основную и ведущую роль играет семья. Родители — первые педагоги ребенка, только они хорошо знают природу ребенка, его интересы, потребности и возможности, создают условия и находят подходы и приемы для раскрытия его способностей, в том числе к творческой исследовательской активности. Появляются первые знания, первые понятия и умения.

Существенную роль в формировании познавательных способностей детей играют муниципальные и частные дошкольные и школьные образовательные учреждения и т. д.

Окружающий мир вызывает у ребенка интерес и удивление. Первые шаги в познании ребенком окружающего мира связаны со знакомством с живой и неживой природой, с возникновением интереса к представителям мира растений и животных, интереса к родному языку, математике, астрономии, географии, истории и т. д., искусству и спорту. Информация приходит к ребенку через его собственные наблюдения, через рассказы взрослых, чтение и работу с дидактическим материалом, через просмотр телепрограмм, через использование видеоматериалов и материалов, представленных в интернет-ресурсах, через экскурсии, посещения музеев, театров, планетария и выставок, через познавательный туризм и др.

Город Уфа, в котором мы живем и работаем, — крупный исторический центр. Многочисленные археологические памятники были обнаружены в историческом центре города (Кировский район г. Уфы). В последние годы в этом районе велись интенсивные археологические раскопки городища Уфа-II — археологического памятника 4–14 вв.

В нашем опыте первое соприкосновение детей 3–5 лет с историей родного края и историей города Уфа было связано с посещениями Национального музея Республики Башкортостан и археологических раскопок городища Уфа — II, со знакомством с национальным эпосом «Урал-Батыр» и др.

У детей возник интерес к палеонтологии и археологии, который нужно было поддержать и развить.

Поддержание интереса к познанию. Как это сделать, как поддержать интерес ребенка к познанию? Очень просто — нужно, чтобы ребенок сделал открытие, значимое, для себя и других. Не секрет, что всем нам знакомо с детства желание сделать что-то важное, что еще до тебя никто не делал, или придумать, то, что еще никто не придумал. А кто из нас в детстве хотел найти и искал клад? Ведь найти клад — это самое загадочное и таинственное и в то же время то, что еще никто не находил! Клад — это и есть открытие!

Так и в нашем случае. После посещения археологических раскопок Уфа — II у детей возникло желание — провести раскопки и найти клад! Желание было поддержано. Но где же можно в городе найти клад? А где можно в городской черте вести раскопки? Раскопки дети начали в саду им. Салавата Юлаева (это была их идея), куда часто ходят гулять.

Необходимо отметить, что на территории, где сейчас разбит сад им. С. Юлаева, ранее был обнаружен археологический памятник — городище Уфа — III.

Постепенно желание найти клад переросло в желание вести археологические раскопки. Чем же вести раскопки? Дети попросили оснастить их инструментами — лопатками и скребками. Все лето, как только шли на прогулку, дети с увлечением вели археологические изыскания. Было обнаружено много археологического материала: фрагменты керамической и фаянсовой посуды, фрагменты костей, фрагменты металлических изделий, уголь и др. Весь собранный материал был систематизирован и разложен в специальные коробочки. У детей возник огромный интерес: что же мы нашли? В конце лета «закрыли» экспедиционный сезон.

К концу лета у детей возникло желание стать в будущем археологами. Кстати отметить, что результаты опроса, проведенного среди первоклассников г. Уфа в 2016 году и представленного на городском празднике «Парад первоклассников» свидетельствовал, что достаточно высокий процент детей мечтают стать археологами.

За короткий период дети познакомились с новыми для себя понятиями, с элементами проведения археологических раскопок, научились работать лопатой и скребком, систематизировать археологический материал. Постепенно игра трансформировалась в исследование.

Стимуляция исследовательской деятельности. Вопросы, поставленные детьми, заставили активизироваться взрослых. Материалы, собранные детьми, были направлены для анализа разным специалистам: кости животных — зоологам-палеонтологам Башкирcкого государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, весь остальной материал — археологам БашГУ. Специалисты палеонтологи определили видовую принадлежность и возраст костей животных и дали детям заключение в письменной форме. Археологи определили возраст фрагментов керамической посуды и пригласили детей в Учебно-научный археологический музей БашГУ. Сотрудники музея провели занятия с детьми, рассказали об археологических раскопках, проводимых на территории г. Уфа, познакомили с собранными артефактами, рассказали о том, какая посуда использовалась в древности, из чего и как ее делали (рис. 1). Студенты продемонстрировали детям то, как из кусочков древней керамики можно собрать горшки.

Полученные сведения позволили детям выяснить следующее:

− как люди жили в древности; каких животных содержали;

− чем они питались;

− как разделывали мясо домашних животных;

− как готовили еду;

− из чего делали посуду;

− как делали посуду.

Новый этап наступил в жизни детей — анализ и осмысление полученного экспериментального материала.

Осмысление экспериментального материала. Была сформулирована научная проблема и тема исследования: что же было раньше на месте сада им. С. Юлаева?

Знакомство с научной литературой (Мажитов и др., 2011) позволило выяснить, что раньше на месте современного сада им. С. Юлаева находилось средневековое городище Уфа — III.

Проделанная работа была интересна и увлекательна для детей, она была инициирована ими. Предложенная тема являлась выполнимой для дошкольников и учащихся первого класса и оказалась оригинальной и актуальной.

Подготовка научного сообщения и выступление. Результатом проведенной детьми исследовательской работы явилась подготовка научного сообщения в виде постерного доклада и последующее выступление перед одноклассниками и учащимися четвертого класса. В докладе были представлены название и цель работы, задача исследования, план выполненной работы, подученные выводы.

C:\Users\био\Desktop\IMG_20161109_141712.jpg

Рис. 1. Занятия с ученицами первого класса Ишбирдиной Айгуль и Ишбирдиной Назгуль ведет сотрудник Учебно-научного археологического музея Башгосуниверситета, канд. истор. наук Р. Р. Русланова

Что же дальше? У детей осталось желание продолжить исследования. Они получили приглашение от археологов принять участие в археологических раскопках и с нетерпением ждут будущего лета для открытия нового экспедиционного сезона. По просьбе детей был куплен гончарный круг и дети попробовали сами изготовить керамические сосуды.

Литература:

  1. Мажитов Н. А., Сунгатов Ф. А., Султанова В. И., Мухаметдинов В. И., Сунгатов А. Ф. Городище Уфа-II. Материалы раскопок 2009 года. Т. IV. Уфа: ДизайнПолиграф-Сервис, 2011. 244 с.

[1] Авторы выражают благодарность сотруднику Учебно-научного археологического музея Башгосуниверситета, канд. истор. наук Р. Р. Руслановой и преподавателю Башкирcкого государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, канд биол. наук Т. И. Яковлевой за проведенную экспертизу археологического материала.

Основные термины (генерируются автоматически): Уфа, ребенок, III, раскопка, археологический материал, археологический памятник, исследовательская деятельность, методико-математическая компетентность, научное сообщение, Учебно-научный археологический музей.


Похожие статьи

Дидактические возможности формирования методико-математической компетентности бакалавров образования

В статье особое место уделяется проблеме формирования методико-математической компетентности бакалавров дошкольного и начального образования. Обоснованы некоторые дидактические возможности достижения интегративного уровня методико-математической комп...

К вопросу о формировании исследовательской компетентности бакалавров педагогического образования

В XXI веке в подготовке будущих учителей важным аспектом является процесс формирования исследовательской компетентности, что обуславливает синтез образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности как ведущий принцип современного высше...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе

В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в...

Механизм формирования профессиональной компетентности будущих магистров финансов и кредитов в процессе изучения экономических дисциплин

В статье рассмотрены проблемы формирования профессиональной компетентности будущих магистров финансов и кредитов, определена значимость компетенций в образовательном процессе. В результате исследования уточнено и конкретизировано понятие «механизм», ...

Особенности модели интегративной образовательной среды дошкольного отделения и начальных классов гимназии

В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийся модернизации системы образования, а именно — разработка и внедрение модели интегрированной образовательной среды в систему работы дошкольного отделения. Уделено внимание трехсторонней реализации ...

Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУЗа

Статья посвящена раскрытию сущности проблемы потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУ-За. Проведенное исследование доказало, что реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом о...

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

К вопросу об оценке сформированности предметно-методической компетентности студентов — будущих учителей математики

В статье рассматриваются методы оценивания предметно-методической компетентности студентов, которая является одной из важных составляющих методической компетентности будущих учителей математики и может эффективно формироваться только в ходе их самост...

Контекстные задачи по физике как средство формирования профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки

Показана роль контекстных задач по физике при формировании профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки ОАО «РЖД» на Западно-Сибирской железной дороге. Рассмотрен пример контекстной задачи. Приведен анализ ...

Похожие статьи

Дидактические возможности формирования методико-математической компетентности бакалавров образования

В статье особое место уделяется проблеме формирования методико-математической компетентности бакалавров дошкольного и начального образования. Обоснованы некоторые дидактические возможности достижения интегративного уровня методико-математической комп...

К вопросу о формировании исследовательской компетентности бакалавров педагогического образования

В XXI веке в подготовке будущих учителей важным аспектом является процесс формирования исследовательской компетентности, что обуславливает синтез образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности как ведущий принцип современного высше...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Теоретический анализ проблемы предстоящей профориентации технико-научных кадров в общеобразовательной школе

В статье представлена специфика предпрофессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы для технико-научных кадров. Данная специфика включает в себя потенциал общеобразовательной школы в осуществлении подготовки технико-научных кадров в...

Механизм формирования профессиональной компетентности будущих магистров финансов и кредитов в процессе изучения экономических дисциплин

В статье рассмотрены проблемы формирования профессиональной компетентности будущих магистров финансов и кредитов, определена значимость компетенций в образовательном процессе. В результате исследования уточнено и конкретизировано понятие «механизм», ...

Особенности модели интегративной образовательной среды дошкольного отделения и начальных классов гимназии

В статье рассматривается актуальный вопрос, касающийся модернизации системы образования, а именно — разработка и внедрение модели интегрированной образовательной среды в систему работы дошкольного отделения. Уделено внимание трехсторонней реализации ...

Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУЗа

Статья посвящена раскрытию сущности проблемы потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУ-За. Проведенное исследование доказало, что реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом о...

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

К вопросу об оценке сформированности предметно-методической компетентности студентов — будущих учителей математики

В статье рассматриваются методы оценивания предметно-методической компетентности студентов, которая является одной из важных составляющих методической компетентности будущих учителей математики и может эффективно формироваться только в ходе их самост...

Контекстные задачи по физике как средство формирования профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки

Показана роль контекстных задач по физике при формировании профессиональной компетенции на подготовительных курсах в центрах довузовской подготовки ОАО «РЖД» на Западно-Сибирской железной дороге. Рассмотрен пример контекстной задачи. Приведен анализ ...

Задать вопрос