Организация проектной деятельности по обеспечению позитивной социализации и личностного развития детей в образовательной среде детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Воробьева М. Ю., Чичканова Т. А. Организация проектной деятельности по обеспечению позитивной социализации и личностного развития детей в образовательной среде детского сада // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/archive/149/41602/ (дата обращения: 18.12.2018).



Проектная деятельность стала естественной составляющей работы современных дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО). Она предусматривает обязательное наличие продукта – того результата, который планируется участниками процесса по выбранной теме (методические разработки, авторская программа, продукты художественной и исследовательской деятельности детей и т.д.). Предложенный коллективом МБДОУ «Детский сад № 321» проект «Обеспечение позитивной социализации и личностного развития дошкольников в образовательной среде детского сада» отвечает требованиям ФГОС ДО и предусматривает организацию. образовательной среды (далее – ОС) для поддержки ребенка в процессе его позитивной социализации и в личностном развитии [2]. Для дошкольника – жителя города эта проблема особенно актуальна в силу определенных обстоятельств, обращение к средовому подходу в случае решения воспитательных задач вполне закономерно и, как показывает мировой педагогической практики, продуктивно [4, c. 3–9].

Актуальность темы проекта подтверждается задачами современного дошкольного образования, сформулированными в государственных документах. По мнению одного из разработчиков ФГОС ДО А.Г. Асмолова, приоритетной задачей в части поддержки «разнообразия детства» является «позитивная социализация и индивидуализация личности» [1] (понимание «позитивной социализации» в психолого-педагогических публикациях неоднозначно и требует отдельного рассмотрения). Именно дошкольный период детства признается сензитивным для социально-личностного развития ребенка. С позиции научных потребностей обращение к теме проекта актуально в силу необходимости уточнения понятий «позитивная социализация», «личностное развитие», «образовательная среда» в контексте дошкольного образования. С позиции практической значимости результаты проектной деятельности позволят определить условия позитивной социализации и личностного развития детей старшего дошкольного возраста в ОС детского сада для повышения эффективности воспитательного и образовательного процесса в ДОО.

Образовательная среда предполагает трехкомпонентную структуру: личностный компонент (субъекты ОС), материальный компонент (предметно-пространственные элементы ОС), процессуальный компонент (программное обеспечение, методическое сопровождение, продуктивная деятельность, в том числе художественная, обеспечивающая решение проектных задач на основе современных социальных норм и традиционных, заложенных в народных культурах). ОС – актуальный предмет изучения теоретиками и практиками дошкольного образования [3, c. С. 647–651]. Проект базируется на принципе интеграции (образовательных областей, тематической).

Проблема в рамках проекта определяется противоречиями: между возможностью реорганизации и/или целевой организации образовательной среды ДОО для использования ее компонентов в решении задач позитивной социализации и личностного развития дошкольников и практикой фрагментарного использования предметно-пространственной среды; между необходимостью обеспечения каждому воспитаннику детского сада условий для личностного развития и преобладающей практикой групповой и коллективной работы. Проблема, таким образом, заключается в поиске ответа на вопрос, при каких педагогических условиях обеспечивается позитивная социализация и личностное развитие старших дошкольников в образовательной среде детского сада.

Цель проекта – выявить и апробировать педагогические условия позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников в ОС детского сада. Задачи: 1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность понятий «образовательная среда», «позитивная социализация» и «личностное развитие» детей в условиях ДОО; 2) на основе анализа опыта работы сотрудников ДОО выявить условия, эффективные формы и средства позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников в ОС детского сада; 3) разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на создание ОС в условиях детского сада для обеспечения позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников. Этот комплекс предусматривает организацию продуктивной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста [5, c. 112–115]; 4) подобрать и применить диагностические материалы для определения эффективности проведенных мероприятий; 5) подготовить научные и методические публикации о формах и средствах позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников, провести методические семинары для сотрудников ДОО по теме проекта.

Календарный план реализации проекта (поэтапный):

- диагностический: выявление проблемы, обоснование ее актуальности; изучение теоретической базы (анализ психолого-педагогической, методической литературы, документальной базы); изучение опыта работы ДОО по теме проекта. Ожидаемые результаты: выявление содержания понятий «позитивная социализация», «личностное развитие», «образовательная среда» в контексте темы проектной площадки; выявление условий позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников в ОС детского сада; оценка ОС детского сада в контексте темы проекта; диагностика;

- прогностический: разработка программы деятельности проектной площадки; подготовка методического сопровождения. Ожидаемые результаты: разработка содержания, форм и методов работы и организации ОС для позитивной социализации и личностного развития старших дошкольников в ОС детского сада (программа деятельности); проект ОС детского сада; материалы первичного и текущего мониторинга;

- организационный (создание условий для работы проектной площадки): организационные мероприятия в детском саду по разъяснению цели и задач проектной площадки (собрания педагогического коллектива, заседания проектной группы, информирование родителей); подготовка кадрового и материального сопровождения проектной деятельности. Ожидаемые результаты: создание проектной группы и уточнение состава участников проекта; положительное отношение педагогического коллектива и родителей к проектной деятельности, их готовность к участию; определение кадровой и материальной базы для обеспечения проектной деятельности;

- практический этап: проведение констатирующих срезов (входная диагностика); реализация программы, внесение изменений в практику; мониторинг результатов. Ожидаемые результаты: определение исходного уровня условий для социализации и личностного развития детей; реализация программы проектной площадки; апробации педагогических условий и показатели результативности процесса;

- аналитический: оценка и анализ результатов; обработка данных и соотнесение результатов работы с поставленными задачами. Ожидаемые результаты: получение текущих и итоговых результатов; оформление и описание хода и результатов работы;

- внедренческий: подготовка методического и дидактического материала (продукции), зрительного ряда (видео- и фотодокументов), аудиозаписей для проведения семинаров, открытых занятий. Ожидаемые результаты: подготовка научных и методических публикаций; проведение методических семинаров.

Проектная деятельность предусматривает трансляцию опыта, в том числе через Интернет-ресурс: 1) размещение на сайте детского сада информации о городских методических семинарах; фотоотчетов о мероприятиях; методических материалов (разработок) участников проекта в разделе «Методическая копилка»; 2) методическое консультирование участниками проектной площадки воспитателей и педагогов детских садов города через раздел «Обратная связь». Практическими результатами выполнения проекта могут стать: 1) готовая к трансляции модель ОС (или ее фрагмента), обеспечивающей позитивную социализацию и личностное развитие детей в предусмотренных проектом условиях; 2) тематические научные (статьи, доклады) и методические публикации (разработки) по теме проекта; 3) материалы методических семинаров для сотрудников ДОО города.

По результатам работы проектной площадки возможна реализация методической функции детского сада для трансляции опыта и консультирования сотрудников ДОО города по вопросам социализации и личностного развития детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Культурный ген связи времен. Растим содружество почемучек // Учительская газета: независимое пед. изд. – 2013. – № 29 (16 июля). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/51834.
  2. Воробьева М.Ю. Детский сад как модель развития эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста // Просвещение: Всероссийский образовательный портал. Авторская публикация в разделе «Дошкольная образовательная организация». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=4501.
  3. Каратаева Н.А., Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда: мифы и реальность // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 647–651.
  4. Чичканова Т. А. Город. Образовательные контексты [Текст] / Т. А. Чичканова // Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т.А. Чичканова (отв. ред.), Н.С. Искрин, О.Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С. 3-9.
  5. Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 112-115.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, позитивная социализация, личностное развитие старших дошкольников, проектная деятельность, проектная площадка, образовательная среда, личностное развитие детей, проект, дошкольное образование, личностное развитие.


Похожие статьи

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Организация проектной деятельности по обеспечению позитивной социализации и личностного развития детей в образовательной среде детского сада.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает следующие основные принципы дошкольного образования: – «поддержки специфики и разнообразия детства; – сохранения уникальности и самоценности детства...

Организация социального партнерства дошкольной организации...

1. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла».

Сушкова, И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. /

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Проектная деятельность как современная технология развития...

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей.

Организация проектной деятельности как средство развития...

Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка- дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития познавательной активности у дошкольников и о недостаточной ее...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый.

Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.

Роль детского сада в процессе социализации личности

Организация проектной деятельности по обеспечению позитивной социализации и личностного развития детей в образовательной среде детского сада.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает следующие основные принципы дошкольного образования: – «поддержки специфики и разнообразия детства; – сохранения уникальности и самоценности детства...

Организация социального партнерства дошкольной организации...

1. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла».

Сушкова, И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. /

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Проектная деятельность как современная технология развития...

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей.

Организация проектной деятельности как средство развития...

Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка- дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития познавательной активности у дошкольников и о недостаточной ее...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый.

Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка

Задать вопрос