Глобализация оказывает большое воздействие на страны и регионы. Вспоминая современную глобальную мир-систему (концепция И. Валлерстайна), которая включает в себя три типа государств:
– развитые страны «ядра»,
– наименее развитые государства периферии,
– занимающие промежуточное положение полупериферийные государства. [1] Основные выгоды от глобализации получает лишь первая группа государств.
Индия долгое время относилась к наименее развитым странам. Однако в последнее десятилетие она значительно укрепила свои позиции на международной арене. [4]
Как известно, Индия — это самое большое демократическое государство в мире. Хотя многие ее демократические институты, в том числе и парламент, обязаны своим происхождением Великобритании, способы контроля и общественного управления остаются исконно индийскими. [2] Еще в эпоху вед в Индии существовал институт ассамблеи, участники которого избирали царя. Общественная ассоциация, которая несла ответственность за управление столицей, называлась городским советом. По всем правовым вопросам он опирался на мнение народа. На нижнем уровне управленческие функции принадлежали деревенским советам. Для решения насущных проблем созывались сходы. О традиции их проведения говорилось еще в Ведах. Многие из названных институтов сохранились и до настоящего времени, претерпев лишь изменения, которые отвечают современным потребностям. По словам известного политолога Уилла Дьюранта, Индия — это прародина демократии.
Форма правления зависит, прежде всего, от прочности традиции всеобщего избирательного права. Великобритании понадобилось более ста лет для того, чтобы ввести его. Однако Конституция Индии сразу предоставила такое право всем гражданам государства. Конечно, это был рискованный шаг, если учесть, что огромное количество людей жили под гнетом отсталости, нищеты и неграмотности. Но это был также и акт доверия. Индийский избиратель оправдал доверие: на всех выборах, которые проводились в государстве, он демонстрировал исключительно политическую зрелость и высокий уровень правового сознания. [5]
Несмотря на наличие демократических традиций, Индия осуществила ряд мер, которые были направлены на совершенствование своих институтов. Например, был понижен возрастной ценз избирателей с 21 до 18 лет, чтобы расширить участие молодежи в выборах [2]. Среди обсуждаемых в настоящее время мер — уменьшение размеров избирательных округов. Так как расширить количество депутатских мест в Народной палате представляется очень сложным, необходимо, вероятно, провести реорганизацию, которая обеспечила бы представительство по общинному, языковому и другим признакам и позволила депутатам парламента поддерживать более тесные связи с избирателями. До сих пор в больших штатах им это не всегда удавалось. Децентрализация власти — это еще одна из проблем, которой на протяжении длительного времени занимается правительство Индии. [4]
В то же время, невзирая на успехи в структурировании внутриполитической жизни, Индия — страна, в которой процветает бедность. За последние годы условия жизни в беднейших регионах развивающихся стран не улучшились, а, напротив, ухудшились: в 2011 году в развивающихся странах в условиях глубокой бедности жило 1,8 млрд. человек — приблизительно четверть мирового населения [3]. Примерно половина бедняков приходится на Южную Азию. Крайние формы бедности характерны в основном для сельских районов, хотя много бедных людей живет и в городах. Низкая продолжительность жизни, некачественное и недостаточное питание, отсутствие образования и тяжелые жилищные условия — самые актуальные проблемы в сельской местности. Большая часть бедняков приходится на районы, где не хватает пахотных земель, часты засухи и наводнения, производительность сельскохозяйственного труда низка. Женщины обычно находятся в более неблагоприятном положении, чем мужчины, так как сталкиваются с массой таких экономических, социальных и культурных проблем, которые неизвестны даже самым обездоленным мужчинам. Продолжительность их рабочего дня, как правило, дольше, а заработки ниже. [4]
Резкий контраст составляет жизнь богатых индийцев. Во время глобального финансового кризиса в 2008–2009 годах, когда многие страдали от финансовых затруднений, в большинстве стран наблюдалось увеличение числа долларовых миллиардеров [7]. Число «лиц, имеющих значительный собственный капитал» в Индии за последние годы почти удвоилось. В 2008–2009 годах в Индии было 84 тысячи таких собственников. К 2014 году их число выросло на 50 % — это самый наибольший прирост из всех стран. В посткризисный 2010 год в мировом списке долларовых миллиардеров Индия занимала третье место — 69 человек, после Китая (128) и США (403).
Пожертвования на благотворительность составляют 0,6 % от ВВП Индии. Сравнивая, например, с пожертвованиями США и Великобритании, это очень большой процент. В Индии размер пожертвований не становится больше с ростом доходов и уровня образования. Более того, размер пожертвований, выраженный в процентах от дохода на семью, даже уменьшается: это не означает, что благотворительность в Индии отсутствует.
Однако пожертвованиями проблему бедности в Индии не искоренить. Для этого необходимы такие меры, как эффективное социальное обеспечение, правильная перераспределяющая система налогообложения и так далее. Авторы доклада «Глобальные тенденции-2030: альтернативные миры» пришли к выводу о том, что в развивающихся странах размеры среднего класса увеличатся как в процентном соотношении, так и в абсолютном. [6] Соответственно, изменится и структура глобального потребления: сейчас по глобальному потреблению товаров и услуг лидируют средние классы Соединенных Штатов Америки, Европейского Союза и Японии, то в будущем картина станет прямо противоположной — на долю ЕС и США останется всего около 15 % мирового потребления; Индия, Китай и другие азиатские страны станут потреблять более 70 % производимых в мире товаров и услуг. При этом в долгосрочной перспективе Индия может даже обогнать Китай.
Индия является участником таких международных объединений, как Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирную Торговую организацию (ВТО), входит в Содружество наций, является страной-наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества ШОС. Важную роль играет развитие контактов с партнерами по БРИКС (группе из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика).
Таким образом, Индия — развивающееся государство, выделяющаяся среди других стран бывшего «третьего мира». Индия обладает определенным авторитетом, не только в своем регионе, но и в глобальном масштабе.
Литература:
- Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. П. М. Кудюкина. Под общей редакцией канд. полит, наук Б. Ю. Кагарлицкий — СПб.: Издатальство «Университетская книга». — 2001. С. 11–12.
- Зырянов С. Г. Становление демократии в Индии — уроки для России// Дискурс-Пи. — 2010. — Т. 9. — № 1–2. С. 317.
- Иванов Н., Гоффе Н., Монусова Г. Глобализация и бедность// Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 9. — С. 29.
- Круть В. Г. Страны бывшего «Третьего мира» в условиях глобализации (на примере Индии) // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 6. — [Электронный ресурс] — URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=14237
- Лунев С. И. Демократия в Индии. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=259244
- Национальный совет по разведке США (НСР). «Глобальные тенденции 2030: Альтернативные миры». — [Электронный ресурс] — URL: http://www.pravda.ru/world/northamerica/usacanada/24–03–2013/1149224-analitika-0/
- Николаева О. Долларовые миллиардеры в бедных странах. Индийский «благотворительный капитализм». — [Электронный ресурс] — URL: http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/73188/.