Необходимость учёта профессиональной направленности личности в процессе общественного производства возникла не сегодня, поскольку ещё в период раннего антропогенеза, когда древний человек стал жить общиной, для удобства ведения примитивного хозяйства и защиты племени от различных угроз появилась потребность в разделении труда.
Следует отметить, что такое разделение уже тогда осуществлялось с учётом природных задатков, физических данных и приобретённых в процессе взросления субъектов способностей для выполнения конкретной общественно-полезной деятельности в племенной общине. Например, наиболее физически сильная часть мужчин, защищала родовую общину от нападения представителей других племён и крупных животных, другая занималась охотой и добычей пищи. Женская же часть племени растила детей, обеспечивала людей пищей, выделывала шкуры животных и др.
В этой связи необходимо опереться на утверждение К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что материалистическое понимание истории явилось колоссальным углублением социального познания, впервые раскрывшим подлинный характер социальной субстанции, заключенный в деятельностной природе общественного процесса. «...Что такое жизнь, – утверждал К. Маркс, — если она не есть деятельность?» «История, — утверждали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Святом семействе», — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» [1].
Понятие деятельности, безусловно, является одним из самых общих и фундаментальных, так как обозначает социальную форму движения материи. К. Маркс отмечал, что «…в характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека»[2].
Таким образом, мы можем предположить, что уже на стадии зарождения примитивного общества человек занимался конкретным видом общественно-трудовой деятельности. Указанное разделение труда констатирует зарождение первичных признаков профессиональной направленности в процессе жизнедеятельности уже в ту историческую формацию.
В Древнем мире, проблема профессионального самоопределения приобретает новую актуальность соответствующую текущим требованиям общественного развития. К этому времени возросли объёмы материального производства, что потребовало «специалистов», которые могли бы осуществлять профессиональную деятельность в различных его сферах: земледелии, строительстве, проведении арыков и каналов, военной защите, управлении. Данное обстоятельство, в свою очередь, определило необходимость подготовки субъектов для участия в конкретном виде профессиональной деятельности не только с учётом уже приобретённых ими каких-либо профессиональных навыков, а и внутренней предрасположенности индивидов к той или иной специальности. Особенно ценились физические, интеллектуальные и морально-нравственные свойства людей. Например, ещё в сотых годах нашей эры летописец Плутарх, в своём научном труде «Сравнительные жизнеописания», наиболее подробно описал методы подбора и подготовки родившихся в древней Спарте мальчиков к взрослой жизни и деятельности [3].
Данная научная проблематика представляла большой интерес для мыслителей на разных этапах человеческого развития и исследовалась в научных трудах древнегреческих и древнеримских мудрецов: Платона, Аристотеля и Марка Аврелия. В последующем теологов средневековья — Фомы Аквинского, Августина Блаженного, известных учёных эпохи Возрождения. В частности, данной проблеме, посвятили свои работы такие известные учёные и государственные деятели как Н. Макиавелли, Дж. Локк. В Новое время она нашла отражение в научных трудах Э. Канта, Ф. Гегеля и других исследователей.
Необходимо отметить, что идеи мыслителей, относительно профессиональной направленности, в большей степени, выражали её сущность с морально-этических позиций и требований, предъявляемых к конкретному виду деятельности, без учёта психологической составляющей личности субъектов участвующих в социально-деятельностном процессе, как отдельной важнейшей компоненты, от которой также зависит результат этой деятельности.
С завершением формирования «Психологии» в качестве специфической области научного знания и организацией её собственного экспериментального метода, примерно в последней четверти XIX в., данной проблематикой начали заниматься непосредственно психологи. Исследуемая нами научная задача, связанная с профессиональной направленностью, рассматривалась ими уже как психологический феномен.
Отметим, что термин «направленность» в зарубежных трудах того времени не был достаточно распространён. Она, направленность, рассматривалась как комплекс мотивов к осуществлению занятия конкретным видом деятельности.
Следует указать на то, что впервые термин «направленность» в научный оборот в 1911 году ввёл известный учёный В. Штерн. Он рассматривал «направленность» как склонность к какой-либо деятельности.
У истоков изучения сущности направленности профессиональной деятельности, как отдельной категории, стояли и такие классики психологии (педагогики), как Б. Г. Ананьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн и другие исследователи, которые в своих научных трудах изложили основную сущность и определили структуру данного понятия. Что представляет огромную значимость для решения нашей научной задачи.
Так, например, по мнению С. Л. Рубинштейна, проблема направленности личности, «… это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь её целями и задачами».
Следует отметить, что рассуждая о направленности личности, С. Л. Рубинштейн понимал её как целостное интегративное свойство, регулирующее не только деятельность человека, а и его активность. Данный учёный, в сущности направленности личности, выявил два основных аспекта, имеющих между собой предметное содержание: направленность может быть направлена на какой-либо предмет, и напряжение, при этом возникающее.
Также, С. Л. Рубинштейн отмечал, что «… направленность личности выражается в многообразных, всё расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются всё новым содержанием». Согласно его утверждения, направленность личности составляет систему побуждений или мотивов, определяющих её деятельность.
В соответствии с выводами данного учёного, направленность личности имеет свою структуру, которая включает в себя: потребности, интересы, идеалы, рассматриваемые как различные стороны или моменты многообразной и одновременно, в определённой степени, единой направленности личности, выступающей как мотивация деятельности субъекта. Более того, С. Л. Рубинштейн выделил динамическую сторону направленности личности. Что позволяет, основываясь на его доказательствах, предположить основные тенденции изменения профессиональной направленности субъектов в соответствии с изменением самого общества [4].
Известный русский учёный Б. Г. Ананьев, в свою очередь, отмечал: «…в зависимости от общественно-экономической формации и классового положения семьи ребёнка или подростка изменяются цели, мотивы, способы, уровни, результаты игры или учения. В зависимости от этих условий определяется конкретная форма труда — физического или умственного, а также включение его в определённую систему производственных отношений». Из чего можно заключить, что Б. Г. Ананьев, придавая большое значение социально-политическим условиям, в которых проходит становление личность, указывал на прямую зависимость от данных условий результатов профессиональной направленности субъекта и его последующего функционирования в той или иной профессии связанной с умственным или физическим трудом [5].
Важным для нас представляются и заключения выдающегося учёного А. Маслоу. В своих научных исследованиях, он описал и классифицировал группы потребностей личности, а также описал динамику трансформации основных из них.
Более того, А. Маслоу принадлежит вывод о том, что при удовлетворении наиболее сильных и приоритетных потребностей индивида, у него возникают потребности, стоящие в иерархии следом за ними и требуют их удовлетворения. Когда удовлетворяются и эти потребности, осуществляется переход на следующий уровень потребностей, определяющих поведение человека [6].
Данный вывод позволяет качественно смоделировать предполагаемую структуру исследуемой направленности с учётом этой теории.
Таким образом, С.Л Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Маслоу и другие классики психологии заложили основы и развили основные направления для изучения проблем связанных с мотивационной составляющей профессиональной деятельности, классифицировали основные потребности, установили закономерности возникновения мотивов, выявили зависимость выбора деятельности от социально-политических условий развития личности, задатков и способностей человека, чем способствовали дальнейшему, более углубленному, исследованию данной проблематики.
Так, например в развитие «Теории иерархии потребностей» А. Маслоу, внёс значительный вклад известный психолог Давид Макклелланд, определивший в своих работах «мотив» как потребности (желания), которые могут выступать и в качестве мотивационных диспозиций (установок, склонностей к достижению успеха, аффилиации, власти), и как выученное, аффективно «заряженное» антиципаторное целевое состояние (представление о желаемом результате действия: сделать что-либо лучшее, оказать на кого-то влияние и т. п.), которое актуализируется под влиянием различных стимулов, с другой стороны. В последнем случае, мотив выступает, как периодически повторяющаяся заинтересованность в целевом состоянии, основанная на естественном побуждении [7].
Аффилиация, на которой акцентировал внимание Давид Макклелланд при исследовании «направленности», выступает той эмоциональной связью субъекта с коллегами, которая характеризуется взаимным принятием и товарищеским расположением между ними, а также отражается в потребности общаться и взаимодействовать в процессе совместной профессиональной деятельности.
Другой учёный Ф. Херцберг, определил основные стимулы как «гигиенические факторы». В частности, в своём научном труде «Мотивация к работе», установил, что наличие гигиенических факторов не будет мотивировать работников, а только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Пришёл к выводу о том, что для того чтобы добиться высокой мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов [8].
Таким образом, и гигиенические и мотивирующие факторы будут являться источником профессиональной направленности, и зависит это от запросов и потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.
Применительно к исследуемой нами научной проблеме, такими гигиеническими факторами могут выступать материальное вознаграждение, комфортные условия работы, включающие межличностные отношения как начальников с подчинёнными, так и между сотрудниками организации (фирмы). Важную роль будут играть и такие факторы как климатические и бытовые условия, финансово-экономическая стабильность в период действия заключённого контракта о трудовой деятельности, степень выполнения социальных гарантий и требований трудового законодательства в регионе (отрасли) и др.
Ф. Херцберг в своей теории, также как и А. Маслоу, категорировал основные виды мотивов и спроецировал теорию мотивации на профессиональную деятельность. Понятие мотив у него рассматривается, как процесс достижения целей. Кроме того, Ф. Херцберг подчеркнул зависимость процесса профессиональной направленности от индивидуальных потребностей людей.
Исходя из вышеизложенного, при формировании искомой нами структуры профессиональной направленности, в данном исследовании, будет целесообразным выделить в отдельную группу перечень возможных индивидуальных потребностей потенциальных работников (сотрудников). Учёт этих потребностей будет способствовать плодотворной профессиональной деятельности субъектов в конкретном виде деятельности.
Необходимо отметить, что во второй половине 20 века было разработано несколько основных процессуальных теорий мотивации. Для решения поставленной нами научной задачи, представляют интерес две из них: это модель Портера-Лоулера и теория ожиданий.
Основоположником в исследовании теории ожиданий считается американский исследователь Виктор Врум, который изложил её в 1964 г.
в своём научном труде «Работа и мотивация». Согласно данной теории, стимулирующий эффект производят не сами потребности индивидов, а мыслительный процесс, при котором происходит оценка реальности достижения поставленных целей и получения за это вознаграждения.
Известные учёные Л. Портер и Э. Лоулер в результате совместного исследования дополнили модель В. Врума. В предложенной ими концепции пришли к выводу, что результаты, достигаемые человеком в конкретном виде деятельности, зависят от: ценностей («стоимости») вознаграждения; степени реального удовлетворения; затраченных и «воспринимаемых» усилий; способностей и индивидуальных особенностей человека; осознания человеком своей роли в процессе труда («ролевое восприятие»).
Таким образом, наиболее важным выводом из этой концепции является то, что результативная профессиональная деятельность как таковая ведёт к росту удовлетворённости субъекта, что уже только это выступает достаточно сильным мотивом. Данная теория показывает нам и обратную зависимость. Например, то же чувство выполненной работы и удовлетворенность от её выполнения способствуют повышению результативности вложенного труда и дальнейшему развитию творчества в процессе его осуществления.
Отдавая должное западным исследователям необходимо отметить, что концепции профессиональной направленности уже в XX веке активно развивались в трудах не только зарубежных, а и российских учёных. К важнейшим из них целесообразно отнести научные труды Б. Г. Ананьева, В. А. Бодрова, М. И. Дьяченко, Е. А. Климова, А. Г. Ковалева, В. С. Мерлина, М. С. Неймарк, Р. И. Цветковой, и др. авторов.
Так, например, М. И. Дьяченко утверждает: «…от направленности зависит какие мотивы в том или ином случае становятся преобладающими, и, наоборот, на основе каких мотивов, возникающих в ходе деятельности, складывается направленность…, поэтому изучить особенности и динамику мотивов личности — это значит понять её направленность и характер».
Известный учёный М. С. Неймарк, проведя свой теоретический анализ данной научной проблемы, вывел гипотезу о том, что целостная структура личности определяется её направленностью, в основе которой лежит система доминирующих мотивов [9]. Тем самым, он связывает полноценное существование субъекта с его мотивационной составляющей. Нет мотивации в деятельности личности — нет и состоявшегося, удовлетворённого жизнью человека.
Важнейшей частью деятельности субъекта является его самовыражение в выбранной им профессии. В этой связи, Р. И. Цветкова полагает, что «стремление человека к самореализации, к росту и развитию в той или иной сфере жизнедеятельности — важнейшая характеристика личности, в которой выражается её направленность».
Р. И. Цветкова определила составляющие направленности личности в качестве системы доминирующих мотивов, побуждаемых многообразием потребностей. Указанные мотивы могут явиться компонентами выявляемой автором структуры профессиональной направленности субъектов [10].
Тем самым, М. И. Дьяченко, М. С. Неймарк, Р. И. Цветкова в своих исследованиях подтвердили непосредственную взаимосвязь и взаимозависимость направленности и мотивов, что даёт нам основание исследовать мотивы в качестве основополагающего элемента профессиональной направленности.
Группа других исследователей, к которым относятся работы А. Г. Ковалева, В. А. Бодрова, Е. А. Климова в исследовании особенностей профессиональной направленности, в своих работах отдают должное духовно-нравственным ценностям, идеалам и свойствам личности непосредственных участников деятельностного процесса.
Так, например, А. Г. Ковалёв определяет направленность, как систему потребностей, стремлений интересов и идеалов. Потребности, по его мнению — это «… фундаментальные свойства личности, имеющие тенденцию определять направленность личности, её отношения к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге определять образ жизни её и деятельности». Также он отметил зависимость профессиональной направленности от ориентировки человека. Тем самым А. Г. Ковалёв определил роль и место потребностей, интересов и идеалов в структуре направленность личности.
В. А. Бодров, исследуя сущность профессионального становления личности, определил её как интеграцию двух взаимодополняющих процессов: развитие личности в онтогенезе — в течение всей жизни, и профессионализации личности с момента начала профессионального самоопределения до завершения активной трудовой деятельности (до пенсии).
Также, описывая периоды профессионального становления личности, он определил профессиональную направленность, как один из элементов профессионализации личности в период с 11–12 лет до пенсионного возраста.
Тем самым В. А. Бодров показал процессуальный характер профессиональной направленности личности и подчеркнул необходимость изучения составляющих структуры данной направленности не только в период профессиональной деятельности человека, но и предшествующий ему период профессионального самоопределения.
Наиболее глубоко вопросы профессиональной направленности личности рассмотрены в трудах известного русского учёного Е. А. Климова. Он в своих исследованиях определил составляющие искомой направленности личности (потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения), показал значимость профессиональной направленности в вопросе успешности осуществления профессиональной деятельности [11].
Выделенные Е. А. Климовым составляющие помогут нам, в последующем, качественно определить структурные компоненты исследуемой направленности.
Подытоживая, необходимо отметить, что российские учёные в своих работах определили сущность, содержание и составляющие профессиональной направленности личности, к которым отнесли: мотивы, потребности, стремления, интересы, идеалы, духовно-нравственные ценности и убеждения. Они указали нам на значимость профессиональной направленности при выборе профессии и зависимость от неё успешности функционирования субъектов в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Важным для данного исследования является вывод учёных, в основе которого лежит утверждение о том, что понятие профессиональная направленность коррелируется с понятием мотивация профессиональной деятельности. Опираясь на такое трактование данного положения можно более полно выявлять те сущностные процессы, которые непосредственно ассоциируются с указанным феноменом. Сделанные выводы позволят автору более качественно определить сущность и структуру профессиональной направленности.
Таким образом, исходя из проведённого анализа различных подходов к пониманию сущности профессиональной направленности, приведённых в научных трудах российских и зарубежных исследователей, можно сделать вывод, что в сферу профессиональной направленности входят: понимание субъектом «образа» и особенностей профессиональной деятельности; стремление к самореализации и служебному росту, всестороннему развитию, а также удовлетворению индивидом своих материальных и духовных запросов, профессиональных «амбиций» в процессе осуществления конкретного вида деятельности.
Профессиональная направленность призвана не только целенаправленно ориентировать, но и развивать субъектов профессиональной деятельности в соответствии с их служебным предназначением. Она, предполагает вооружение их знаниями, умениями и навыками, компетенциями, ценностями и идеалами, что, безусловно, обеспечит им эффективную самореализацию в профессии и создаст условия, позволяющие успешно функционировать в современном российском обществе.
Исходя из вышеизложенного, под профессиональной направленностью мы можем понимать внутреннюю предрасположенность, мотивацию, способности, склонности и задатки субъекта к конкретной профессиональной деятельности. Это совокупность индивидуальных свойств личности, её черт, качеств, ценностных ориентаций, взглядов, и побуждений, а также совокупность профессиональных притязаний, характерных для соответствующей деятельности и готовность применения указанных компонентов в процессе выполнения должностных обязанностей.
Профессиональная направленность имеет свою структуру и иерархию и выполняет многообразные функции на протяжении всей жизнедеятельности субъекта.
Опираясь на суждения учёных исследовавших проблему профессиональной направленности на различных этапах исторического развития общества, автор пришёл к выводу, что структура профессиональной направленности может включать в себя несколько составляющих. К ним следует отнести: способность к определённому виду профессиональной деятельности, индивидуальные качества субъекта, мировоззрение, включающее систему ценностей и идеалов, доминирующие мотивы побуждаемые многообразием потребностей, наличие гигиенических факторов, которые обеспечат её успешное функционирование в определённой сфере служебной деятельности.
Рис. 1.
Установив структурные составляющие профессиональной направленности, целесообразно представить её схематично, что позволит наглядно увидеть неразрывную взаимосвязь и иерархичность перечисленных компонентов.
Раскроем сущность элементов указанной структуры. Как известно, способности формируются на основе задатков человека. Задатки, как врожденная характеристика человека, являются основополагающей составляющей в процессе профессионального самоопределения личности, поскольку именно степень соответствия условий и специфики профессиональной деятельности генетически детерминированным анатомо-физиологическим особенностям мозга, могут определить успешность личности в выбранной им профессии.
Существуют разные трактовки сущности термина «задатки способностей». Обобщая основные из них в единое целое, можно прийти к выводу и понимать их как: «генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой процессов формирования способностей и их развития. Задатки способностей выступают важнейшим условием последующего их эффективного формирования. Вместе с тем они не предопределяют последующее развитие самих способностей. Поскольку указанные задатки способностей многозначны, многие учёные полагают, что на их основе могут быть сформированы самые различные способности. Важным для нашего исследования является то, что, как отмечено выше, на основе задатков формируются необходимые способности, которые не только способствуют эффективному выполнению человеком действий, предписанных спецификой профессиональной деятельности, но и приобретению и совершенствованию новых знаний, навыков, умений в этой деятельности.
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что способности, в структуре профессиональной направленности личности, имею немаловажное значение, поскольку позволяют ей уверенно чувствовать себя в выбранной профессии, качественно и быстро осваивать и выполнять должностные обязанности.
Понятием «мировоззрение», как элементом структуры профессиональной направленности, в контексте данного исследования, определяется не только совокупность знаний и представлений об окружающем мире, но и отношение самого человека к воспринимаемой им действительности. Неотъемлемой частью мировоззрения субъекта выступают духовно-нравственные ценности. Раскрывая компоненты структуры профессиональной направленности необходимо акцентировать внимание на важность в её составе этого ключевого компонента. Отметим, что характерной чертой современного политического процесса является: экспансия на сознание россиян западных представлений о современном мироустройстве, в первую очередь ориентация субъектов на автономию личности; установка на удовлетворение физиологических потребностей людей; отход от традиционных заповедей и ценностей, нивелируется понятие «греха» в религии и др.
В широком смысле, данное обстоятельство послужило причиной возникновения противоречий между культурой западной цивилизации и культурами других народов, следующих вековым обычаям и ценностям, характерным для их ментальности. К числу таких стран относится и Россия, в основе традиционной ценностной системы которой лежит духовность, патриотизм, профессиональный и гражданский долг, любовь к Родине, уважение к людям, стремление к справедливости в отношениях между нациями и народностями.
Необходимо отметить, что национальное мировоззрение россиян отражает проблемы, во многом связанные с улучшением мира на планете и мировым благом. В связи с чем, на наш взгляд, приемлемым и актуальным является утверждение М. Б. Черницкой, по мнению которой, в западном менталитете такие ценностные понятия как мораль, долг и совесть выступают как части разума и являются рациональными понятиями. В русской культуре они несут иррациональное начало, поскольку идут от сердца и не подвластны волевому акту разума. Главной целью русского человека является выживание как борьба против зла за победу добра. Смысл деятельности определяется не результативностью и достижением цели, а стремлением к воплощению нравственных идеалов независимо от личной выгоды [12].
В данном случае уместно привести суждение, согласно которому этими различиями — различиями цивилизационного характера — обусловлена необходимость чёткого понимания субъектами государственного управления (принуждения) как основополагающих (универсальных) ценностей, в набор каковых должны входить гуманизм, патриотизм, национальная безопасность, справедливость, взаимоуважение и совместное развитие, так и цивилизационных форм их проявления в конкретном сообществе. Однако, даже недостаток такого понимания не столь разрушителен для государства, как сознательный отказ субъектами государственного принуждения от позитивных ценностных оснований собственной деятельности. Являясь наглядным подтверждением рассмотренных выше концепций, современные драматические события в непосредственной близости от границ Российской Федерации показывают, что именно пренебрежение этими ценностями ведёт субъектов силового принуждения к десоциализации, государство — к краху, а общество — к состоянию гражданской войны [13].
Мы видим, что, как и в прежние времена, основополагающая цель политики Запада — держать Русь ослабленной в т. ч. и в духовно-нравственном отношении. Поэтому отчётливое выделение основополагающих ценностей имеет особую важность в подготовке и воспитании российских граждан, в первую очередь, находящихся на службе у государства. Именно сотрудники силовых органов, государственные служащие официально стоят на страже интересов и ценностей российского государства и общества [14].
Необходимо акцентировать внимание на том, что указанные ценности не возникли на пустом месте, а сформировались под влиянием многовековых традиций русского народа и лучших достижений людей, находящихся на службе у государства. Они определяют не только социальную значимость деятельности граждан (сотрудников), но и регулируют отношения между гражданским обществом и государством, между гражданами и военнослужащими, а также выступают теми универсальными духовно-нравственными ориентирами, которые потенциально могут способствовать обновлению универсальной международной системы ценностей. С признанием таких ценностей международным сообществом, у людей снизится беспокойство и страх от понимания того, что мир не защищён от катастрофы, связанной с угрозами человечеству от бездушия и снижения значимости человеческой жизни во имя амбиций некоторых политических субъектов.
Из чего можно сделать вывод о том, что от степени сформированности у субъекта мировоззрения соответствующего запросам государства и общества, его духовно-нравственной зрелости, отношения к окружающему миру, ценностной системе России зависит результат конкретного вида деятельности, а значит и уровень сформированности профессиональной направленности. Данное обстоятельство особенно ярко проявляется при выполнении задач связанных с военной (государственной) службой.
Одним из основных элементов структуры профессиональной направленности выступают потребности. В этой связи нельзя не согласиться с утверждением Шрайнера Б. А. о том, что потребности личности оказывают влияние её на способность к целеполаганию. В свою очередь, на способность личности к целеполаганию оказывают влияние потребность в новизне, потребность в расширении сферы влияния и др. [15].
В психологическом словаре термин «потребность» трактуется, как: «исходная форма активности живых существ — форма проявления интенциональной природы психики, соответственно коей живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Благодаря потребностям жизнь обретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение потребности, либо предотвращается неприятное столкновение со средой».
Таким образом, потребности, которые реализует субъект в процессе профессиональной деятельности, можно считать важнейшими элементами его целеполагания. Отсутствие же потребностей приводит к дискомфорту и внутриличностному конфликту, т. к. реальное психологическое состояние личности не соответствует должному и желаемому. Желание — это спусковой крючок действия, оно всегда включает в себя направленность. Желать — значит идти к будущему, к той цели, которая поставлена и, которую необходимо достичь в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. В современном мире, в силу включенности практически каждого взрослого человека в систему общественно-производственных отношений, основная часть личностных потребностей непосредственно обусловлена именно его профессиональной деятельностью.
В психологии выделяют несколько типов классификации потребностей, градуированных по различным признакам. К таким классификациям потребностей относятся работы Ф. Гегеля, Д. Кейнса, Д. Макклелланда, К Обуховского, Эббота, А. Маслоу, и др.
Для нашего исследования, в первую очередь, представляет интерес фундаментальная классификация А. Маслоу, в которой изложена иерархическая модель потребностей. В этой классификации выделено несколько «уровней» потребностей. К ним А. Маслоу относит: физиологические потребности личности, потребности в безопасности, любви, в привязанности и принадлежности к определённой социальной группе, а также потребности в уважении, признании и самоактуализации.
Из вышеизложенного можно заключить, что потребности являются тем важнейшим источником активности субъекта, который служит основной причиной его движения в нужном направлении.
Немаловажным элементом структуры профессиональной направленности являются смыслы и мотивы, которые придают ей необходимую осознанность. В связи с чем нельзя не согласиться с утверждением Б. С. Алишева о том, что смыслом могут обладать:
а. действия людей, включая собственные действия субъекта;
б. результаты этих действий, включая создаваемые предметы и возникающие события;
в. правила, в соответствии с которыми совершаются действия, происходят события и др.
Как известно, в основе действий любого субъекта лежит мотив. Его принято рассматривать как причину этих действий. Поскольку причина должна предшествовать действию, то и мотив нередко предшествует направленности. Тем не менее, это не всегда так. Зачастую мотив может порождать и стимулировать новые действия личности.
По мнению автора, наиболее содержательно сущность мотива профессиональной деятельности может быть выражена следующим образом: «Мотив — это внутреннее побуждение к действию, конкретному виду деятельности — это такие потребности человека и его смыслы, ориентиры, конечные цели, в реализации которых субъект достигает наивысшего не только материального, но и духовного результата.
Вместе с тем автор согласен с утверждением Б. С. Алишева в том, что «…говоря о смысле, подразумевают нечто общепринятое, закреплённое в культуре. Когда же говорят о мотиве, считают его принадлежащим к «конкретному» субъекту» [16].
Личностный же смысл, по утверждению А. Н. Леонтьева, является выражением отношения личности к объекту действия и может быть раскрыт через соответствующий мотив [17].
Особенности мотивации профессиональной деятельности в современный период подробно рассмотрены М. Е. Опариной, которая определила мотив (в трудовой деятельности) «…осознанным побуждением к достижению конкретной цели, заставляющим работника действовать определённым образом[18].
Классифицируя мотивы трудовой деятельности, ряд учёных выделяют в особую группу биологические и социальные мотивы.
Согласно такой классификации к биологическим отнесены те мотивы, которые соотносятся с физиологическими (гигиеническими) желаниями и потребностями сотрудников. Например, желание иметь работу рядом с домом, Профессиональная деятельность государственного служащего (сотрудника силовых структур) требует от него вложения больших физических и психологических усилий. Учитывая данное обстоятельство можно сделать вывод, что близость места выполнения служебных обязанностей к месту постоянного проживания имеет большое значения как для эффективности и качества выполняемой им работы, так и для степени устойчивости социально-психологической обстановки в семье.
К социальным мотивам отнесены такие как: принадлежность субъекта к конкретному коллективу, ощущение значимости для людей (сотрудников) работающих в нём, личное самоутверждение, самовыражение и самореализация; важным представляется мотив самостоятельности, предполагающий свободу творчества в процессе профессиональной деятельности, возможность принимать решения, которые подразумевают персональную ответственность и др.; мотив надежности стабильности, который подразумевает: авторитет организации (фирмы), которые гарантировано устоят и не сократятся (ликвидируются) в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда, обеспечат возможность пользоваться предписаниями законодательных актов регулирующих трудовые отношения, уверенность в соблюдении обязательств со стороны работодателя по денежному довольствию, труду и отдыху, обеспечат гарантии по отношению к членам семей сотрудников; мотив справедливости, гарантирующий неприкосновенность личности её достоинства, прав и свобод; мотив состязательности, который предполагает отсутствие протекционизма, обеспечивает гласность и объективную оценку личных заслуг конкретного субъекта, его вклада в общее дело, а также учёт указанного выше, в период проведения конкурсов при выдвижении кандидатов на вышестоящие должности, и принятии решения о материальном и моральном вознаграждении субъектов.
Необходимо отметить, что профессиональная направленность может градуироваться от положительной до отрицательной.
Положительная направленность зависит от степени доминирования мотивов профессиональной деятельности над остальными мотивами, т. е. от ценности для субъекта его непосредственного функционирования и самореализации в конкретной профессии.
Отрицательная же профессиональная направленность нередко служит причиной смены специфики профессиональной деятельности, либо, в своей крайней форме, принятия сотрудником решения об увольнении с целью ухода из имеющейся профессии в другую сферу деятельности.
Анализ содержания различных подходов к понятию сущности «мотива» профессиональной деятельности, его значения для эффектной деятельности субъектов, позволит нам выработать предложения по профилактике досрочных (до окончания контракта) увольнений сотрудников находящихся на государственной (военной) службе.
Профессиональная направленность выполняет важнейшие функции в процессе деятельности субъекта в той или иной сфере общественного производства. В первую очередь автор выделяет следующие из них, это такие как: побуждающая подразумевает стремление человека к конкретной профессиональной деятельности, потребность в ней; направляющую, которая обусловливает сущность цели в любом виде профессиональной деятельности; регулирующую, она предопределяет систему ценностных ориентаций, основополагающие мотивы профессиональной деятельности.
Можно сделать вывод, что профессиональная направленность — это внутренняя предрасположенность, мотивация, способности, задатки и склонности субъекта к конкретной профессиональной деятельности; понимание субъектом «образа» и особенностей предстоящей профессиональной деятельности; совокупность индивидуальных свойств личности, её черт, качеств, ценностных ориентаций, взглядов, и побуждений, её стремление к самореализации, и служебному росту, всестороннему развитию, удовлетворению индивидом своих профессиональных «амбиций», притязаний, характерных для соответствующей деятельности, запросов в процессе её осуществления, а также готовность применения указанных компонентов в процессе выполнения должностных обязанностей.
Профессиональная направленность призвана не только целенаправленно ориентировать и развивать субъектов профессиональной деятельности в соответствии с их служебным предназначением. Она, предполагает вооружение их знаниями, умениями и навыками, компетенциями и ценностями и создаёт условия, позволяющие успешно функционировать в современном российском обществе.
Установлено, что профессиональная направленность представляет собой своеобразную систему связей и отношений и как всякая система имеет свои структурные составляющие. К ним автор относит такие как: способности, индивидуальные качества, мотивы, мировоззрение, включающее систему доминирующих ценностей и идеалов, интересы, наличие гигиенических факторов и потребностей.
Таким образом, с позиций современного социально-психологического знания в статье проведён краткий анализ работ учёных, исследовавших различные аспекты профессиональной деятельности, а также предпринята попытка уточнить её сущность и структуру, которые базируется на понимании родовых по отношению к ним концептов.
Литература:
- Момджян К. Х. Введение в социальную философию. — М., 1997. С. 60.
- Маркс Ф. Энгельс. Отчужденный труд. Сочинения. Экономическо-философские рукописи 1844 г. М.: Политическая литература, — Т. 42. 1974. С. 93.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий. М.: Правда, 1987. С. 9.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии») С. 412.
- О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. С. 113.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3 изд. пер. с англ. — СПб.: Питер. серия «Мастера психологии», 2008. С. 60–74.
- Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб.: Издательство «Питер». Серия «Мастера психологии», 2007. 672 с.
- Херцберг Ф. Мотивация к работе. — М.: Издательство «Вершина», 2007. С. 186–224.
- Неймарк М. С. Опыт экспериментального исследования направленности личности подростка. — Вопросы психологии, 1963, № 1. С. 12.
- Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: дис. д-ра психол. наук. Хабаровск. 2007. 530 с.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 88.
- Черницкая М. Б. Ценностные ориентации русской и западной культур: автореф. дис. канд. филос. наук. Н. Новгород, 2004. С. 17.
- Котухов А. Н. Тынянова О. Н. К вопросу о философских истоках и ценностных основаниях профессиональной подготовки сотрудников силовых органов. // Электронное научное издание альманах Пространство и время. Т. 7. Вып. 1. 2014.
- Котухов А. Н., Моисеев А. А., Ценностные основания профессиональной подготовки государственных служащих. Социально-гуманитарные знания. // № 3. М., 2016. С. 300.
- Шрайнер Б. А., Потребности как психологический фактор развития целеполагания личности: дис. канд. псих. наук. Новосибирск, 2005. 21 с.
- Алишев Б. С. Смысл и мотив: к соотношению понятий. Учебные записки Казанского университета. // Т. 152,.кн. 5, 2010. 170 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1981, — 584 с.
- Опарина М. Е. Особенности трудовой мотивации специалистов сферы информационных технологий в государственных и коммерческих организациях с разными типами организационной культуры: автореф. дис. канд. псих. наук. СПб, 2015. С. 9–10.